Что такое постнатальный период развития ребенка

Что такое постнатальный период развития ребенка thumbnail

Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Обучение

постнатальный период

Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.

Режим дня

Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире.

Слух

Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками.

Музыкальный вкус

В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится.

Общение

Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации.

Пополнение словарного запаса

Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку.

Вкусовые предпочтения

Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы.

Постнатальный период

Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:

  • новорожденность (до 1 месяца);
  • младенчество (до 1 года);
  • позднее младенчество (до 2 лет);
  • дошкольный возраст (до 6 лет);
  • школьный возраст (до 10-12 лет);
  • подростковый возраст (до 18-20 лет).

В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:

  • половое созревание;
  • рост тела;
  • формирование личности.

Новорожденный ребенок

постнатальный период развития

Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:

  • потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
  • появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
  • мышцы малютки находятся в тонусе;
  • в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
  • большее время малыш спит (до 22 часов).

Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.

Грудной ребенок

постнатальный период ребенка

Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).

Детский сад

натальный постнатальный период

Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.

Школьный возраст

постнатальный период развития ребенка

Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.

Источник

Постнатальный период

Развитие, взросление и старение каждого человека регулируется определенными биологическими законами, спорить с которыми не способен никто. Для каждого периода развития характерны свои особенности поведения и физиологии, хотя в общем, все эти этапы носят общее название – постнатальный период.

Вне зависимости от исторического периода жизни, социальных, природных и финансовых условий обитания, каждый человек поочередно проходит определенные этапы развития, формируясь в полноценно развитую личность. В сегодняшней статье мы рассмотрим именно эти этапы, и постараемся донести до вас специфическую научную информацию простым и понятным языком.

Особенности развития человека в постнатальный период

Термин «постнатальный период» тесно связывают с понятием онтогенеза. Последний термин был введен биологом Геккелем и изначально подразумевал только внутриутробное развитие организма.

Ученые более позднего периода обычно использовали понятие онтогенеза в качестве противопоставления взрослому состоянию человека, но современные ученые расценивают данный термин в качестве обозначения всего биологического период жизни человека, от момента зачатия и до смерти, с поправкой на индивидуальное развитие каждой особи.

Если описать постнатальный период человека коротко, следует сказать, что он начинается с момента рождения и завершается сразу после смерти. Время, которое эмбрион проводит в утробе матери, называется пренатальным (рисунок 1).

Отличительной особенностью постнатального онтогенеза является его зависимости от вида живого организма. У некоторых этот период может длиться всего несколько дней, у других, в частности и у человека, несколько десятилетий.

При этом весь постнатальный период делится на несколько этапов:

  1. Ювенильный: от рождения и до начала полового созревания.
  2. Зрелый: охватывает весь период репродуктивного возраста.
  3. Старости: начинается с завершения репродуктивной функции и заканчивается смертью.

Детальное описание каждого периода мы приведем ниже, а сейчас хотелось бы уточнить, что каждому из них принадлежат свои особые критические периоды в постнатальном развитии.

Постнатальный период онтогенеза человекаРисунок 1. Постанатальный этап начинается с момента рождения

Первые сложности возникают у новорожденных, так как им необходимо полностью перестроить все органы и системы организма, и адаптироваться к новой среде обитания за пределами утробы. Второй переломный момент наступает во время полового созревания, когда происходит гормональная перестройка организма. И последний, третий критический этап, начинается при половом увядании, когда начинают угасать функции эндокринной системы и половых желез.

Процесс развития организма

В течение всего срока биологической жизни человеческий организм непрерывно развивается. Однако стремительное развитие больше заметно в начале жизни, когда организм постепенно переходит из состояния новорожденного в детский, а потом – к периоду полового развития (рисунок 2).

Определенные изменения, как внешние, так и внутренние, происходят и на этапе старения. И хотя они не всегда заметны внешне, они также играют важную роль в онтогенезе человека.

Для начала рассмотрим самые важные этапы развития организма, через которые проходит каждый человек:

  1. Новорожденность и грудной возраст: первый период длится не более 10 дней, после чего ребенок переходит с питания молозивом на так называемое «взрослое» молоко. Именно в это время наблюдается самая высокая интенсивность роста и развития, ведь молодой организм не только набирает вес, увеличивает рост, но и существенно меняется внешне.
  2. Период раннего детства: называет так потому, что длится всего с 1 до 4 лет. В это время постепенно замедляется прирост тела, но человек приобретает одну важную особенность, а именно – у него вырастают все молочные зубы.
  3. Первое и второе детство: длится с 4 до 8, и с 8 до 11-12 соответственно. Оба этих этапа чрезвычайно важны, так как именно в первом наблюдается максимальный ростовой скачок, а для следующего характерно начало полового развития.
  4. Подростковый период: у мальчиков продолжается с 13 до 16, а у девочек с 12 до 15 лет. В это время наблюдается второй стремительный скачок роста, а также завершается формирование вторичных половых признаков.
  5. Юношеский возраст: стартует с 18 и завершается в 20-21 год в зависимости от пола. На данном этапе вес и размеры тела меняются мало, а только происходит окончательное формирование организма, которое сохранится в течение нескольких последующих десятилетий.

Развитие организма человекаРисунок 2. Самое активное развитие организма наблюдается в молодом возрасте

Примерно до 50-летнего возраста стадию развития человека называют этапом зрелости. После этого начинается обратный процесс постепенного старения организма.

Специфика постнатального онтогенеза человека

Каждый этап онтогенеза играет исключительно важную роль в развитии особи, однако ключевая роль отводится все же детскому возрасту. Именно в этот период закладываются, укрепляются и развиваются жизненно важные ткани и органы, а определенные отрицательные факторы окружающей среды могут негативно сказаться на иммунитете и развитии (рисунок 3).

Постнатальный период развития человека – это не только общие физиологические факторы. Скорее его можно назвать сочетанием физиологии и факторов окружающей среды, от которых будет зависеть здоровье и развитие человека в дальнейшем.

К примеру, серьезное недоедание в детском возрасте вызывает абсолютно разные последствия у жителей Африки и азиатов. Если у первых туловище укорачивается, а ноги становятся длинными, то у вторых наблюдается прямо противоположный процесс.

Из этого можно сделать вывод, что на особенности течения постнатального периода во многом влияет и генотип каждой конкретной особи. Не менее важную роль играют гормоны, так как они воздействуют не только на обмен веществ, но и на выработку других гормонов, в частности тех, что отвечают за физический рост.

Что влияет на онтогенез человекаРисунок 3. Онтогенез человека подвержен воздействию внешних факторов

В целом, можно сказать, что все системы организма человека очень тесно связаны между собой, поэтому любое отклонение в детском и юношеском возрасте может спровоцировать крайне негативные последствия в будущем.

Возрастная периодизация постнатального онтогенеза

Существует определенное разделение всех возрастных периодов постнатального онтогенеза человека. У каждого из них свои особенности и физиологически цели, поэтому мы рассмотрим их более детально.

Фактически, каждый период отражает определенные стадии физиологического и психологического развития, которые влияют на дальнейшую индивида.

Ювенильный

Это самый ранний этап развития человека, так как он начинается с момента рождения и продолжается до начала половой зрелости. Для него характерны процессы, начавшиеся еще на этапе эмбрионального развития, а именно – увеличение размеров тела в общем, и его органов по отдельности (рисунок 4).

Ювенильный период развитияРисунок 4. Ювенильный период начинается с рождения

Именно на данном этапе формируются индивидуальные особенности организма человека, а также завершают развитие жизненно важные органы и системы. Позже других заканчивает формирование половая система и вторичные половые признаки.

Ювенильный период принято делить на несколько отдельных этапов, включающих грудной возраст, первое и второе детство, а также период развития подростков. Несмотря на то, что для каждого из них характерны свои особенности (к примеру, выпадение молочных зубов или формирование вторичных половых признаков), все индивидуумы ювенильного возраста имеют и нечто общее. Во-первых, они проходят определенные этапы развития, а во вторых – достигают нужных физиологических параметров для дальнейшего продолжения рода.

Зрелый

Период зрелости также называют репродуктивным, так как именно в этом возрасте человек достигает того уровня физического, психологического и интеллектуального развития, необходимого для продолжения рода (рисунок 5).

Несмотря на то, что половая зрелость наступает еще в конце ювенильного этапа, человек проходит еще несколько стадий до начала непосредственного размножения.

Стоит отметить, что период зрелости у людей длится несколько десятилетий. Как и у предыдущего этапа, у него есть свои особенности, в частности окончательное формирование всех органов и систем. Считается, что период зрелости не включает рост организма, хотя ученые доказали, что параметры человеческого тела меняются постоянно, даже после завершения активного детского периода роста.

Период зрелости человекаРисунок 5. Зрелость — самый продуктивный этап жизни

Переломный момент наступает после того, как половая и эндокринная система прекращают выполнять некоторые из своих функций. В это время организм становится непригодным для дальнейшего размножения, и наступает период старости.

Период старости

Основная характеристика последнего временного этапа онтогенеза человека выражается в процессах, обратных периоду роста в детстве, юности и зрелости. Процессы обмена веществ постепенно замедляются, а органы начинают работать хуже. Также наблюдается старение тканей (рисунок 6).

Период старостиРисунок 6. Старость — время угасания всех обменных процессов

Естественный процесс старения может иметь разную длительность, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, среды обитания и условий жизни человека. Однако, вне зависимости от продолжительности, период старости заканчивается естественной смертью.

В видео наглядно показано, какие этапы проходит человек с момента рождения и до смерти.

Источник

Желание иметь ребенка должно быть осмысленным со стороны обоих родителей. Будущей маме полезно не только знать о предстоящих переменах в организме, но и прочитать как можно больше информации про пренатальный и постнатальный периоды развития малыша.

До рождения

Пренатальный период, или внутриутробное развитие, который длится в среднем 280 дней (40 недель), принято подразделять на три этапа:

  • Начальный этап. Это первая неделя развития от момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки зародыша.
  • Эмбриональный этап. В течение следующих семи недель происходит формирование всех систем и органов. Основным питанием для малыша являются вещества, доставленные с кровью матери. На третьей неделе закладываются кровеносные сосуды, пронефрос (предпочка) и сердце. Еще через семь дней завершается формирование печени, желудка, легкого, поджелудочной и эндокринных желез, а также первичной почки, зачатков ног и рук. На пятой неделе у эмбриона продолжают развиваться легкие и бронхи, формируются прямая кишка, мочевой пузырь. Через две недели наблюдается интенсивный рост головы, можно разглядеть уши и глаза, пальчики на ногах и руках.
  • Плодный этап. Начиная с девятой недели беременности и до момента рождения ребенок набирает массу и увеличивается в размерах, продолжается созревание и развитие систем и органов.

постнатальный период

Концерты классической музыки

До недавнего времени идеи считать возраст ребенка от зачатия казались совершенно безумными, но сегодня ученые настроены уже не так скептически.

Результаты исследований показывают, что малыш может обучаться в утробе матери. Наилучшим способом стимуляции является проигрывание эмбриону классической музыки.

Практически сразу после зачатия начинает развиваться мозг крохи, а к концу пятого месяца формируется количество мозговых клеток, которое будет неизменным весь постнатальный период. С внутриутробным развитием клетки увеличиваются с помощью межклеточных соединений.

Стимуляция клеток посредством классической музыки повышает вероятность развития интеллекта. Кроме того, в постнатальный период такие дети легче поддаются обучению и даже начинают говорить на несколько месяцев раньше, чем сверстники.

После рождения

Постнатальным периодом называют время с момента рождения и до смерти. В педиатрии принято выделять следующие стадии постнатального развития:

1. Первый месяц после рождения — период новорожденности.

2. Со второго месяца до года — младенчество.

3. Второй год жизни — позднее младенчество.

4. От двух до шести лет — младший детский возраст (дошкольный период).

5. 6-10 лет (девочки) и 6-12 лет (мальчики) — школьный период.

Первый месяц

В течение первых 28 дней жизни малыша происходят кардинальные изменения. Мы подробно расскажем об особенностях периода новорожденности:

  1. Физиологическая потеря веса. Педиатры считают нормой потерю в весе до 10 % в первые пять дней.
  2. Сразу после рождения малыши обладают поисковым, сосательным, двигательным и хватательным рефлексом.
  3. В течение первого месяца жизни мышцы находятся в тонусе, а тело автоматически принимает позу зародыша. Гипертонус, как правило, исчезает через два-три месяца.
  4. Количество испражнений напрямую зависит от частоты кормлений. Первые двое суток из кишечника выделяется меконий.
  5. Большую часть времени новорожденные проводят во сне – они могут спать до 22 часов в сутки.постнатальным периодом называют

Разделение матери и ребенка во время родов, безусловно, сказывается на психологическом состоянии малыша в ранний постнатальный период. Однако при сохранении постоянного контакта этот этап проходит без серьезных последствий.

Что касается пищи, то ВОЗ и педиатры во всем мире считают грудное молоко идеальным рационом, особенно для новорожденных. Количество и частоту кормлений лучше оставить на усмотрение малыша.

От месяца до года

Представьте, какая сложная задача стоит перед ребенком в первый год жизни. Сначала младенец учится держать голову, затем ползать и садиться, вставать, ходить, хватать предметы. Формирование двигательных навыков у детей в постнатальный период развития позволяет им получить как можно больше информации об окружающем мире.

Первые попытки захватить и удержать предмет появляются уже в 3-4 месяца. Для таких тренировок подойдут легкие и шумные погремушки. В этом возрасте дети начинают понимать взаимосвязь определенных движений и появляющихся при этом звуков.постнатальный период развития

Примерно в 6-7 месяцев малыши открывают самостоятельный способ перемещения в пространстве – ползание. Еще через некоторое время они пробуют вставать на ножки и делать первые шаги, и активное участие взрослых обязательно пойдет на пользу этому сложному процессу.

В конце младенческого периода ребенок пытается подражать взрослым в манипулировании предметами: подносит чашку ко рту, катает машинку, стучит в барабан.

Два года

В течение первого года жизни малыш привязан к маме, но развитие в постнатальный период добавляет уверенности в себе. В 12 месяцев малыш уже умеет ходить и изо всех сил стремится к самостоятельности. Родители с удивлением обнаруживают тот момент, когда чадо перестает подчиняться их воле и становится личностью со своими желаниями.ранний постнатальный период

Развитие малыша в период позднего младенчества сопровождается формированием характера и идет очень быстрыми темпами. Маленький исследователь спокоен только в момент сна, а все остальное время он буквально не сидит на месте.

До двух лет ребенок накапливает пассивный словарный запас и учится понимать разговорную речь, чтобы через некоторое время начать говорить самостоятельно.

Не секрет, что дети могут развиваться по-разному. Однако бывают случаи, когда принцип “всему свое время” лучше не применять в постнатальный период. Обязательно обратитесь к специалисту, если малыш после полутора лет не начал ходить или не играет в простые игры, после двух лет не говорит ни слова или не реагирует на долгое отсутствие мамы (ухаживающего за ним взрослого человека).

От 3 до 5 лет

Постнатальный период развития ребенка нередко сопровождается кризисами, и первый наступает в три года. На смену позиции “мы” приходит самостоятельное “я”, что меняет отношение малыша ко всему окружающему. Вместо мира предметов главный интерес теперь представляет мир людей.пренатальный и постнатальный периоды

В младшем дошкольном возрасте происходит развитие коммуникативной деятельности, социального восприятия и функций речи, а также воображения и образного мышления.

На шестом году жизни мы можем оценить индивидуальность и характер малыша. С помощью воображения ребенок буквально раскрашивает свою жизнь яркими красками. Специалисты считают, что детские рисунки в младшем дошкольном возрасте – это связь с внутренним миром юного художника.

Ближе к школьному периоду ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, в бытовых вещах и отношениях между людьми.

От 6 до 10 лет

О социальной готовности к школе говорит проявление кризиса 6-7 лет. Ребенок пытается осознать свое место в системе сложных общественных отношений, происходит разделение внешнего и внутреннего мира.

В младшем школьном возрасте существенные изменения претерпевает память и восприятие. Ведущей деятельностью становится учение, появляются другие обязанности и распорядок дня.постнатальный период развития ребенка

Школьники проявляют индивидуальность и интерес к соревнованиям. Они активны, полны энергии и любознательны. Детям важно видеть хороший пример перед глазами: любовь родителей, атмосферу дружелюбия, готовность прийти на помощь и взаимное уважение.

Источник