Что такое полноценное развитие ребенка

Что такое полноценное развитие ребенка thumbnail

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

всестороннее развитие личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

•         * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

•         * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

•         * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

•         * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

•         * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

•         * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

•         * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

•         * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

•         * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

•         * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

•         * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

•         * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

•         * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

•         * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

•         * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

методы всестороннего развития детей

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Источник

Эти принципы Марии Монтессори помогут организовать любому педагогу или родителю образовательное пространство правильно. Систематизация данного материала будет полезна тем, кто занимается с детьми по данной методике, а так же тем кто только планирует к ней приступать.

Важные условия для полноценного развития детской психики до 6 лет

Мария Монтессори — врач и педагог, первая женщина в Италии получившая степень доктора наук. Она занималась проблемами обучения и воспитания детей, страдающими слабоумием. Свои педагогические теории она проверила практическими занятиями с такими детьми в «школе педагогического лечения». В результате практического применения ее умственно отсталые подопечные сдали экзамен в городскую школу лучше своих сверстников.

Методика раннего развития Марии Монтессори 

Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

По мнению Мария Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность — главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

  • От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.

  • От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

По мнению Марии Монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

  • правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

  • развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

Важные условия для полноценного развития детской психики до 6 лет

Зонирование развивающего пространства

Условия реализации и построения обучающего пространства:

  • предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.);

  • каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди);

  • все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

Зоны образовательного пространства:

  • Зона упражнений в практической жизни.

В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

  • Зона сенсорного развития.

Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

  • Зона двигательной активности.

Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

Попадание в сензитивный период.

Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

1. Восприятие порядка (от 0-3 лет)

Для ребенка важно «однажды и навсегда» познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем овладения им.  Для детской сущности неприемлем хаос в окружающей среде, ни во времени, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому.

2. Сенсорное развитие (0-5,5 лет)

Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

3. Восприятие маленьких предметов (1,5 – 5,5 лет)

Это возраст, когда ребенка начинают привлекать маленькие предметы. Здесь очень важно предоставить возможность ребенку создать что-то большое и целое из них (модель, картину, бусы и т.п.)

4. Развитие движения и действия (1-4 года)

Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

5. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)

В этот период необходимо прививать ребенку формы вежливого поведения. И так же, в это время происходит наибольшая адаптация к социальной среде, т.е. самый благоприятный период для начала посещения дошкольных образовательных организаций.

6. Развитие речи (0-6 лет)

До полугода ребенок вслушивается в речь взрослого и старается подражать определенным звукам. Около года произносит свои первые слова. В 1,5 года использует их для выражения своих чувств и желаний. В 2 года ребенок способен выразить словами свои мысли.

Это основные сензитивные периоды по Монтессори, которые имеют свой подъем, пик и спад. Взрослым необходимо их знать для того, чтобы грамотно организовать обучающую среду для ребенка определенного возрастного этапа.опубликовано econet.ru.

Олеся Требушенкова

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

Всестороннее развитие ребенка

Всестороннее развитие ребенка — это неотъемлемая часть семейной жизни. Каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш был самым умным, счастливым и успешным. Многие с головой погружаются в процесс обучения чуть ли не с пеленок, заваливая еще неокрепшего малютку новыми знаниями. Правильно ли это? Можно сказать так: бесконтрольное и бессистемное (а иногда и насильное) обучение не принесет никакой пользы, а иногда может и оттолкнуть от новых знаний ребенка. К процессу развития необходимо подходить творчески.

Что такое всестороннее развитие ребенка

Залог успеха в таком непростом деле, как развитие малыша, кроется в поддержке мамы с папой, радости новых открытий и реализации своих детских возможностей. Это три основных постулата, от которых следует отталкиваться любой семье. Никакая цель, выраженная в формулировках образца «вырастить гения» или «мой ребенок лучше, чем твой», не сделает счастливым ни родителей, ни самого ребенка.

Итак, стоит понять, что занятия для детей обязательно должны затрагивать пять сфер человеческой природы:

  • Физическое развитие: в здоровом теле — здоровый дух. Эта истина проста и понятна всем. Ни о каком развитии не идет речи, если дитя болеет. Только в хорошем состоянии и отличном настроении ребенок настроен на новые открытия. Следует повышать двигательную активность с пеленок. Сначала это небольшой комплекс упражнений, затем частые прогулки и занятия спортом (по возрасту). Спорт помогает не только укрепить мышцы, но и воспитать характер: сделать человека выносливее, настойчивее, нацеленным на результат, смелее. Такие качества несомненно пригодятся малышу в будущем.
  • Интеллект. Это краеугольный камень для большинства родителей (что является ошибкой). Вложить все родительские мечты в голову маленькому человечку невозможно. Стоит понимать, что ребенок — это индивидуальность со своими желаниями и приоритетами. Задача мамы и папы — предложить как можно больше (рисование, языки, музыка, логика, шахматы, опыты, книги и т. д.), а выбор уже стоит за ребенком. То есть не стоит заставлять малыша учить английский только потому, что соседка по площадке отдала своего сына на курсы. Самое важное в этом процессе — прислушаться к чему способен малыш.
  • Социальная сфера. Здесь подразумевается навыки общения в коллективе, понимание окружающих, разрешение конфликтов, нахождение общего языка. Это очень важно для абсолютно любого ребенка, так как в будущем ему придется много контактировать с внешним миром. В связи с этим задача родителей сводится не к отгораживанию своего чада от всего и вся, а обучение тому, как себя вести в той или иной ситуации.
  • Эмоции. Да, эту сферу человека также необходимо развивать и тренировать. Ребенок просто обязан научиться контролировать свои эмоции и определять чужие, чтобы как-то корректировать свое поведение. Сопереживание, сочувствие, поддержка — всему этому обязательно должны научить родители, ведь именно они задают атмосферу общения в семье.
  • Духовная сфера. Если простыми словами, то принцип «хорошо-плохо». То есть малыш должен понимать общепринятые нравственные нормы: помощь ближнему, уважение к окружающим и природе, забота о животных и т. д. Следует помнить, что ребенок всего этого не знает. Он — белый лист. А что на нем будет написано, уже зависит только от поведения старших, мамы и папы.

Занятия для детей: в каком возрасте начинать

Занятия для детей: в каком возрасте начинать

Сроки начала занятий с ребенком очень абстрактны, ведь, как уже было сказано, каждый малыш индивидуален. И следует учитывать, что даже без всякого давления и воздействия извне, развитие ребенка идет своим ходом. Согласитесь, что за первый год жизни это крохотное создание учится слышать, говорить, смотреть, ползать, ходить, а потом и бегать. Задача родителей способствовать этому естественному процессу и не мешать.

В младенческом возрасте достаточно добрых песен, веселых стишков и море улыбок от близких. Самый важный помощник мамы и папы на данном этапе — интуиция, а не современные методики, изучить которые еще успеется.

По мере взросления следует просто предлагать тот или иной вид деятельности. И смотреть, заинтересован ли малыш. Что касается книг, то они обязательно должны быть в доме: красочные и разнообразные. Желательно, чтобы ребенок видел старших с книгой в руке. Это привьет ему в будущем любовь в литературе.

Малыш развивается играючи

Если спросить, что больше всего любят дети, то их ответ будет очевиден: «Играть!». Этим нужно пользоваться. Скучные лекции по книгам и куча таблиц с буквами не заинтересуют ни одного ребенка, особенно, если у него существует проблема с концентрацией внимания.

Абсолютно любое обучение можно превратить в игру. Для помощи можно воспользоваться интернетом, который является кладезью полезной информации для родителей (мастер-классы, фотоотчеты, бесплатные материалы и т. д.).

Развитие ребенка в виде игры имеет множество преимуществ, но основных несколько:

  • Улучшение способности к восприятию представленной информации;
  • Вовлеченность старших в семье (мамы, папы, дедушки, бабушки, старших сестер и братьев);
  • Развитие воображения;
  • Взаимодействие с окружающим миром.

То есть, другими словами, игра позволяет не ставить жестких рамок и условий, что явно способствует развитию всех пяти сфер, о которых говорилось выше.

Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день

Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день

Книга, написанная очень обаятельной и всем известной актрисой Голди Хоун, разошлась по миру миллионными тиражами. Мало кто знает, что эта талантливая женщина уже второй десяток лет занимается вопросами воспитания дошкольников и занятиями для детей на профессиональном уровне.

Эта книга полезна для родителей. Она научит смотреть совершенно другими глазами на своего уникального во всех отношениях ребенка и не ждать от него чего-то сверхъестественного. Не стоит ожидать от книги того, что благодаря ей развитие ребенка станет простым. Нет, там немного другой подход. Ребенок должен научиться радоваться каждой секунде своей жизни без оглядки на окружающих.

Основные постулаты, предлагаемые Голди Хоун, следующие:

  • Чаще улыбайтесь. Чем больше, тем лучше. Необходимо позволить быть ребенку ребенком. Ведь в будущем его ожидает суровая жизнь. Причем совсем скоро, уже в школе. Вместе танцуйте, делайте смешные сценки, не бойтесь ошибаться и смеяться над своими ошибками. Такое легкое отношение к ним поможет ему потом не зацикливаться на неудачах, а перерастать их.
  • Минуты покоя. Спокойные родители — спокойные дети. Никогда не нужно общаться с ребенком в подавленном настроении. Он это чувствует, а потом моделирует похожее поведение.
  • Не торопите. Не надо торопить малыша, быстрее научить всему, что кажется необходимым для взрослых. Иногда нужно дать возможность детям полчаса понаблюдать за червяком на улице или пособирать камни. Занятия для детей — это не всегда привычные нам взрослым сидения за партой.

Общая психология / Маклаков А.Г.. — 2008

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. — 2014

Источник