Что такое образовательное пространство развития ребенка
Образовательное пространство — вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося[1].
Опыт использования понятия «образовательное пространство»[править | править код]
Начиная с 90-х годов XX века, в гуманитарных исследованиях, все чаще используется термин «образовательное пространство». Его применение не ограничивалось исключительно педагогической наукой, понятие образовательного пространства использовалось в философских, социологических, психологических исследованиях. Большое количество научных работ посвящалось исследованию какого-либо элемента, фактора или процесса в образовательных пространствах разных уровней (индивидуальном, групповом, уровне образовательного пространства учебного заведения, единого образовательного пространства России, мирового образовательного пространства и т. д.).
На сегодняшний день накоплен богатый опыт использования понятия образовательного пространства. Если не придавать особого научного значения трактовкам, где «образовательное пространство» использовалось в качестве метафоры, наиболее ярко проявляются два основных направления интерпретации рассматриваемого понятия. В рамках первого «образовательное пространство» представляется как пространство образования. Пространства самого процесса. В рамках второго «образовательное пространство» рассматривается как пространство для образования, то есть пространство специально созданное для образовательного процесса.
В научных дискуссиях образовательное пространство нередко трактуется и как система, и как среда, и как сеть образовательных учреждений. С точки зрения логики классическое определение понятия осуществляется через род и видовое отличие, а значит образовательное пространство — это, прежде всего, пространство! А если для решения частных задач допустимо его отождествление, например, с системой или средой, то следует пользоваться именно этими понятиями и хорошо разработанными подходами!
Применение понятия пространства, пространственного подхода к образованию позволяет охватить самые разнородные объекты и процессы, свойственные для образования как такового. Это и внешнее влияние среды, и внутренние психические процессы, системные и принципиально не систематизируемые, сознательные и стихийные, деятельностные и недеятельностные…
Определение понятия «образовательное пространство»[править | править код]
Образовательное пространство простирается и охватывает все те объекты и процессы, которые включаются в образовательный процесс, приводят к образовательному результату — приращению индивидуальной культуры человека (освоению ценностей, овладению различными способами мышления, деятельности и поведения). Образовательное пространство, с одной стороны, «захватывает» некоторую часть окружающей среды, выделяя то, что мы называем образовательной средой, с другой стороны — человека, где он как участник процесса образования выступает в качестве образующегося.
Образовательное пространство представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося[1].
Классификация образовательных пространств[править | править код]
Разделив образовательное пространство по сущностному признаку, характеризующему взаимодействие образующегося с образовательной средой сначала на осознанное и неосознанное, а затем на организованное извне и неорганизованное извне взаимодействие, Пономарев Р. Е. выделяет четыре класса образовательных пространств:
Естественное образовательное пространство представляет собой вид образовательного пространства, характеризующегося неосознанным и неорганизованным специально извне взаимодействием образующегося с образовательной средой.
Манипулятивное образовательное пространство — вид образовательного пространства, предполагающий неосознанное образующимся, но специально организованное извне взаимодействие человека с образовательной средой.
Авторитарное образовательное пространство — образовательное пространство, в котором взаимодействие с образовательной средой осознается образующимся, но при этом оно организовано извне по отношению к данному образующемуся.
Свободное образовательное пространство — вид образовательного пространства, который характеризуется осознанным, и не организованным извне, а созданным образующимся взаимодействием с образовательной средой[1].
Естественный тип образовательного пространства не может лежать в основе педагогической деятельности, однако данное обстоятельство не исключает естественного влияния педагога на ученика и обучающихся друг на друга. Субъектная позиция учителя, манера говорить, жесты, мимика и многое другое, что может специально им и не осознаваться, имеет немаловажное значение для образовательного процесса. Исследователями образования отмечается, что одни и те же способы педагогической деятельности, воспроизводимые в аналогичных ситуациях, имеют не только не одинаковые, но и нередко противоположные последствия.
В ситуации, когда педагог определяет требования к взаимодействию с учащимся, который это осознает, мы имеем дело с авторитарным типом образовательного пространства. Здесь в определенной мере допускается общение педагога и ученика по поводу целей, методов, содержания образования, однако, решение принимает исключительно педагог.
Манипулятивный тип образовательного пространства предполагает определяющую роль педагога в установлении общих требований в образовательном пространстве. Однако у учащегося имеется возможность выбора, в установленных педагогом рамках. В некоторых обстоятельствах, ученик может даже не понимать, что им манипулируют, приписывая решение самому себе.
Осмысленное и самостоятельное определение образующимся требований к образовательному пространству, привлечение педагога к осуществлению этого замысла, говорит о свободном образовательном пространстве. Данный тип не исключает диалога по поводу планируемой ситуации, однако приоритет в решении отдается ученику. Близкими по духу свободному образовательному пространству выступают идеи педагогики поддержки и педагогики сопровождения.
Уровни образовательного пространства[править | править код]
Характеризуя образующегося фиксируются три вида, или три уровня образовательных пространств:
—индивидуальный, где в качестве образующегося выступает отдельный человек (индивидное образовательное пространство, личностное образовательное пространство);
—групповой, в качестве образующегося выступают социальные группы и коллективы (групповое, в некоторых случаях, коллективное образовательное пространство);
—мировой, где в образовательном пространстве происходит взаимодействие с образовательной средой всего человечества, как субъекта исторического процесса.
Сегодня особо важное значение приобретает обсуждение социального образовательного пространства государства, города, а также образовательного пространства отдельных организаций и учреждений.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография/ В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк.- М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. — 464 с.
- Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — М. : Юрайт, 2015. — 719 с.
- Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. — 2003. — № 1. — С. 29-31.
- Пономарев Р. Е. Образовательное пространство: монография. — М.: МАКС Пресс, 2014. — 100 с.
- Сапрыкина А. А. Дом как образовательное пространство // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология, 2016. Вып. 2 (41). С. 76-94.
- Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии.- 1993. — No 1. — С. 24 — 32.
Источник
Понятие образовательного пространства
Определение 1
Образовательное пространство – часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса.
Термин образовательное пространство используется не только в рамках педагогики, но и в рамках ряда других наук, таких как философия, социология, психология и т.д. Все эти науки рассматривают и анализируют образовательное пространство с разных точек зрения, изучают конкретные элементы, связанные непосредственно с данной наукой.
Образовательное пространство представлено совокупностью учебных заведений (ДОО, школа, ВУЗ, ССУЗ и т.д.), которые все вместе образуют единство и направлены на достижение общей цели.
На сегодняшний день, исходя из представленных определений и понятий, образовательное пространство интерпретируют с двух сторон.
Согласно первой тенденции, под образовательным пространством понимают взаимоотношения между педагогом и учащимися во время передачи знаний и опыта, то есть рассматривается в качестве самого процесса.
Вторая тенденция рассматривает образовательное пространство как специально созданную зону, наполненную необходимым материалом и оборудование, для организации образовательной деятельности.
Иными словами, под образовательным пространством понимают взаимодействие между педагогами и учащимися в рамках образовательных учреждений различного типа, с целью оказания образовательных услуг.
Замечание 1
Таким образом, образовательное пространство – это совокупность среды и системы, направленной на организацию педагогической деятельности.
Функции образовательного пространства
Образовательная функция. Данная функция предусматривает получение учащимися необходимых знаний, а также умений и навыков их применения в повседневной жизни. Поучаемые знания представлены в виде теоретических фактов, законов, понятий и т.д., а также ряда практических знаний, представляемых в ходе опытов, экспериментов и т.п. Образовательная функция предполагает организацию процесса обучения с опорой на основные педагогические принципы. Все полученные учащимся знания должны быть актуальны, систематизированы, упорядочены и подчинены определенной логике.
Воспитывающая функция. Процесс образования напрямую связан с воспитанием. Невозможно представить образованную личность, которая не воспитана, то есть не имеет необходимых знаний и навыков поведения в обществе, не обладает качествами воспитанной личности. Именно в процессе образования воспитываются качества личности, необходимые для полноценного члена современного общества. Личность ребенка не может быть сформирована полноценно, если не усвоены системы моральных, нравственных и иных норм, требований и убеждений.
Развивающая функция. Процесс обучения сам по себе является развивающим. Эффективность развития учащегося в первую очередь зависит от его взаимодействия с педагогом. Для того, чтобы знания и умения усваивались ребенком полноценно, необходимо всестороннее влияние на его личностное развитие.
Формирующая функция. Данная функция направлена на формирование у учащихся навыков анализа и оценивания собственного поведения, своего внешнего вида, речи и т.д. Все эти навыки помогают ребенку вести диалог, принимать участие в беседах, высказывать и отстаивать свое мнение, приводить аргументы.
Функция социализации. Каждый человек лицо социальное, невозможно полноценное существование вне социума. Именно поэтому так важно научить и приобщить ребенка к жизни в обществе. Большое значение для введения в общество имеет культура. Культура воспитывает, формирует общую картину мира, прививает правила и нормы поведения в обществе, помогает понять и осознать свое положение в социуме.
Таким образом, функции образовательного пространства направлены на формирование и развитие полноценной, всесторонне развитой личности, которая обладает необходимыми знаниями, умения и навыками.
Принципы образовательного пространства
Организация образовательного пространства подразумевает соблюдение следующих принципов:
- Принцип единства образовательного и культурного пространства. Данный принцип основан на исторической традиции гармонизации взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
- Принцип дифференциации, индивидуализации и мобильности образовательного пространства. Согласно данному принципу педагогический процесс имеет общедоступный характер, согласно учету возрастных потребностей, способностей и возможностей ребенка. Образовательная программа, исходя из этого принципа, строится в виде разных уровней, каждый из которых основан на особенностях развития ребенка.
- Принцип развивающего и деятельностного образования. Данный принцип предусматривает приобретением ребенком умений и навыков по самостоятельному получению знаний, в процессе специально организованного педагогического процесса. Данные умения и навыки являются очень важными в жизни каждого ребенка.
- Принцип непрерывности и преемственности образовательного процесса. Согласно данному принципу, образовательный процесс осуществляется на протяжении всего периода взросления и становления каждого ребенка. При этом необходимо соблюдать преемственность методов и средств образования между разными ступенями образования (ДОО – школа — СУЗ – ВУЗ и т.д.).
- Принцип демократизации образовательной деятельности. Данный принцип предполагает сотрудничество между участниками образовательного процесса, основанное на взаимном доверии и уважении.
В настоящее время особой популярностью пользуется социальное образовательное пространство, которое предполагает свое существование отдельно от государства или города. То есть образовательное пространство, представленное пространством отдельного образовательного учреждения или организации.
Замечание 2
Таким образом, образовательное пространство призвано создавать необходимые благоприятные условия, которые способствуют полноценному развитию личности.
Источник
Как создать позитивное образовательное пространство? Из чего оно состоит? Что делает его эффективным?
Образовательное пространство — это место, где участники взаимодействуют со средой и друг другом, чтобы получить новые знания и навыки. Это понятие может иногда трактоваться как система, среда, сеть образовательных учреждений. Это неверно с точки зрения логики, но для решения частных задач вполне допустимо. Образовательное пространство включает в себя привычный класс с партами и доской, но не ограничивается ими.
Что в него входит?
Разработать интересное и позитивное образовательное пространство для учеников, особенно в рамках конкретного предмета, — это один из самых креативных аспектов обучения. Обычно педагоги ограничиваются физическим образовательным пространством, которое ограничивается классной комнатой или лабораторией. Другой вариант – использование современных технологий, с помощью которых организуется образовательное онлайн-пространство.
Тем не менее, понятие образовательного пространство намного шире, чем эти компоненты. Об этом пишет портал «Racoon gang». В него также входят:
- особенности и качества обучающихся;
- образовательные цели;
- занятия, которые способствуют обучению;
- стратегии оценки, которые мотивируют и измеряют;
- культура, которая формируется внутри образовательного пространства.
Все социальные, физические, психологические и культурные факторы, которые имеют отношение к образовательному пространству влияют на способность учиться. Если атмосфера этого пространства не располагает к получению знаний и навыков, то детям будет сложно оставаться заинтересованными и сосредоточенными.
Например, стресс сильно влияет на когнитивные функции. Если добавить его в образовательные процессы, то негативные мысли перевесят позитивные. В этом случае школьники будут воспринимать обучение как угрозу их самооценке, а не возможность для приобретения знаний и навыков. Чтобы преодолеть это, педагог обязан иметь в своём арсенале стратегии, которые помогут бороться с негативным настроем и поведением с помощью позитивного опыта.
Использование таких стратегий в обучении помогает детям лучше настроиться на получение новых знаний. Если школьник чувствует, что его ценят, принимают, считают важным и активным членом образовательного пространства, то только тогда он будет развиваться, учиться с интересом, принимать и ценить точку зрения педагога и охотно решать задания.
Получается, что эффективное образовательное пространство — это важное условие успеха обучаемого. Оно мотивирует и заинтересовывает. В идеальных условиях оно способствует общению детей со сверстниками и учителем, которое со временем создаёт атмосферу взаимной помощи и поддержки.
Что именно делает образовательное пространство позитивным?
- Культура взаимопомощи.
У каждого ученика должно быть чувство причастности к общему делу. Он должен чувствовать, что вносит свой вклад в общее пространство, являясь при этом важной частью образовательной культуры.
Для этого нужна система поддержки или программа наставничества, которая будет гарантировать получение ребёнком помощи тогда, когда она понадобится. Одно из решений — создание онлайн беседы или форума, где дети смогут собираться и обсуждать всевозможные темы.
Они могут использовать эти платформы, чтобы оказать помощь друг другу, высказать переживания, рассказать о своих идеях и мнении по какой-то теме. Такая возможность является обязательным атрибутам современных образовательных онлайн-платформ.
- Удовлетворение потребностей обучаемых.
Как и взрослые, дети имеют психологические потребности в порядке и безопасности, любви и уважении, новизне и свободе, а также веселье. Важно всегда удовлетворять эти потребности и помогать школьникам прогрессировать и получать удовольствие от учёбы.
Если педагоги справляются с этой задачей, то дети чувствуют себя счастливыми и заинтересованными, реже случаются проблемы с поведением, а обстановка в целом способствует созданию положительного настроя на обучение и хорошего, уважительного отношения к старшим.
- Больше позитива!
Дети лучше воспринимают похвалу, чем наказание. Первое мотивирует, второе — унижает и демотивирует. Школьники ценят свободу выражать своё мнение. Мнение педагога же играет ключевую роль в определении их отношения к обучению.
Поэтому, если дразнить и подшучивать над ребёнком, который что-то не понимает, то это убьёт в нём любой интерес к обучению. Делать замечания и выражать своё мнение учитель должен в позитивном ключе, а не в форме нападок.
Лучший способ бороться с плохим поведением — его исправление без выделения или упоминания имён тех, кто допустил ошибки.
- Обратная связь.
Это — отличный способ найти общий язык с детьми и направить их обучение в правильное русло. Обратная связь необходима обучаемому, потому что она помогает отслеживать прогресс и менять подход к обучению, если есть необходимость. Она помогает осознать слабые места и даёт понять, как от них избавиться. Это не только ключ к мотивации ребёнка, но и обязательное условие создания интерактивного образовательного пространства.
- Празднование успеха.
Это — другая необходимая составляющая позитивного и эффективного образовательного пространства. Форма может быть любая, от похвалы до какой-либо значимой награды. Когда достижения ребёнка отмечаются и признаются учителем и другими детьми, то это помогает осознать свои заслуги и провоцирует здоровое стремление к обучению.
Педагог может выделить немного времени каждую неделю для того, чтобы отметить достижения учеников. Создать для этого условия помогут групповые задания или проекты. В дополнении к похвале, нужно обсуждать с ребёнком то, как он добился такого результата. Это послужит руководством по достижению высоких результатов в обучении для других детей.
- Безопасность.
Ещё одно обязательное условие. Невозможно ожидать от детей академических успехов, если они не чувствуют себя безопасно, как физически, так и психологически. К сожалению, большинство школ ограничивается только физической составляющей.
Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, ему нужно понимать, что ему рады, его поддерживают и уважают. В большинстве случае же, в образовательном учреждении не сильно заботятся об этом. Например, слишком жёсткие правила поведения и наказания за их нарушение могут напрямую отразиться на результатах обучения и помешать развитию.
Получается, что создание позитивного образовательного пространства — это, в первую очередь, создание и поддержание здоровой культуры общения, в которой ожидания проговорены и школьники хорошо понимают правила поведения.
- Интерактивные игры и занятия.
Эффективное образовательное пространство должно быть основано на взаимодействии. Оно обязано продвигать культуру сотрудничества в обучении. Это значит, что учитель должен поддерживать позитивные отношения с учениками и между учениками.
Сделать это можно с помощью совместных мероприятий. Отлично подойдёт и несоревновательные игры. Они создают условия для дружеского взаимодействия в классе и помогают новым и скромным детям почувствовать себя частью группы.
Такие занятия также развивают навыки общения и работы в команде. Более того, они нравятся детям и создают условия для обучения и развития в дружелюбной обстановке.
Чтобы создать эффективное образовательное пространство с культурой, которая располагает к получению знаний, нужно помнить об этих семи факторах. Дети должны быть заинтересованные и ответственные, им необходимо чувствовать себя комфортно. Они должны охотно принимать участие в групповых и индивидуальных занятиях. Если у педагога получится создать такие условия, то это замотивирует детей и поможет им добиться высоких результатов.
Если руководитель образовательного учреждения хочет быть уверен, что его педагоги способны создать такие условия для детей, ему нужно позаботиться об их профессиональном росте и развитии. Как это сделать? Каков должен быть путь развития учителя? Как замотивировать педагога на инновационную деятельность? Ответы на эти вопросы вы получите на Международном практикуме-интенсиве «Школа завтрашнего дня», который пройдёт 10 — 12 декабря 2019 года в г. Сочи.
Источник