Что такое натуралистический подход в понимании развития ребенка

Что такое натуралистический подход в понимании развития ребенка thumbnail

Современный
психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию
Выгот­ского относительно принципиальных
различий «биологизаторско-го»,
«натуралистического» и культурно-исторического
подходов к развитию, настаивает на
выделении и существовании двух главных
парадигм в исследовании детского
развития: естественно­научной и
культурно-исторической3.
Вслед за Т. Куном она рассматривает
понятие «парадигма» как «признанные
всеми научные достижения, которые в
течение определенного времени дают
научному сообществу модель постановки
проблем и их реше­ний». Обухова считает,
что понятие «парадигма» ориентирует
пси­хологов на осознание основополагающих
установок психологических школ и
направлений, что чрезвычайно важно при
сегодняшней от­крытости российской
науки, при знакомстве психологов со
множе­ством различающихся подходов
и концепций.

Естественно
— научная парадигма представлена
множеством ва­риантов и в истории
возрастной психологии, и на современном
эта­пе ее развития. Принципиальные
натуралистические установки ле­жат
в основе таких внешне несходных
теорий,
как биогенетическая теория, нормативный
подход, классический бихевиоризм, теория
конвергенции двух факторов,
психоаналитическое изучение ребенка,
концепция интеллектуального развития
Ж. Пиаже. Возникают но­вые концепции
и направления изучения развития,
базирующиеся на тех же натуралистических
методологических позициях: этологиче-ское,
экологическое, инвайронментальное,
социокогнитивное и др. В рамках этой
парадигмы накоплено множество эмпирических
фак­тов о содержании и условиях
психического развития, проведены
плодотворные исследования, проанализированы
основные аспекты человеческой жизни и
психики: поведение, интеллект и
эмо­ционально-волевая сфера.

Культурно-историческая
парадигма, заложенная в работах Л.С.
Выготского, продолжена в исследованиях
российских психоло­гов А.Н. Леонтьева,
А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я.
Гальперина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной,
В.В. Давыдова, Л.А. Вен-гера, Н.Н. Поддьякова,
Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и многих
других. Зарубежные последователи теории
Л.С. Выготского Дж. Брунер, М. Коул, С.
Скрибнер, Р. Ван дер Веер, Дж. Верчи др.

Таблица
14

Параметры
психического развития человека

Естественно-научная
пара дигма

Культурно-историческая
па­радигма

Источник
развития

Внутри
индивида, в его природе

В
социальной среде (как в «пространстве»
существова­ния идеальных форм,
кото­рые присваиваются индиви­дом
в ходе онтогенеза и становятся формой
реально­го развития)

Факторы (движущие
силы) развития

Условия
развития

Форма
(трактовка процесса) развития

Фактор
наследственности: одаренность, задатки,
спо­собности как природные особенности;
созревание; фактор среды: как обстановка
развития, в сходном зна­чении как
для животных, так и для человека;
взаимодействие факторов наследственности
и среды

Наследственность
и среда

Приспособление
(адапта­ция) ребенка к среде; по
аналогии с развитием био­логического
типа — путем наследования свойств
вида или путем накопления ин­дивидуального
опыта

Обучение,
деятельность самого ребенка

Морфофизиологические
осо­бенности мозга; общение

Присвоение
исторически сложившихся способностей,
способов деятельности и мышления,
овладение обще­ственным опытом

Понимание
хода (направления) развития

От
индивидуального гума-ноидного состояния
к соци­альному существованию
(со­циализация)

От
социального к индивиду­альному
(индивидуализа­ция) — по механизму
интериоризации

Специфика
развития человека

Отрицается,
нивелируется, подчиняется общим
биоло­гическим законам

Подчиняется
действию общественно — исторических
законов

Обе эти парадигмы
имеют право на существование и дальнейшее
развитие, но необходимо четко осознавать,
что в их основе лежат взаимоисключающие
научные установки, поэтому они не могут
быть просто суммированы; необходимо
избегать упрощенного, эк­лектического
подхода и некритического заимствования
идей, поня­тий или даже фактов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:

1. Чем характеризуется
«натуралистический» подход в понимании
разви­тия ребенка?

2. В чем состоит
разница элементарных и высших психических
функций в понимании Л.С. Выготского?

3. Что такое знаки,
или стимулы-средства?

4. Дайте определение
понятия «высшие психические функции».

5. В чем выражается
специфика психического развития
человека?

6. Сформулируйте
гипотезу Выготского о происхождении и
природе выс­ших психических функций.

7. Что такое идеальная
и реальная формы развития?

8. Как решается
Выготским проблема соотношения обучения
и развития?

9. Охарактеризуйте
понятие «зона ближайшего развития»;
его теоретиче­ское и практическое
значение.

10. В чем принципиальное
значение введения понятия «деятельность»
в анализ проблемы психического развития?

ЗАДАНИЕ

Прочитайте статьи
ведущих психологов, посвященные
творчеству Л.С. Вы­готского; выделите
следующие аспекты:

— каких сферах
научного знания и социальной практики
используются положения, сформулированные
Л.С. Выготским?

— какие выводы
прошли проверку временем и последующим
развитием научного знания?

— какие положения
вызывают критические замечания и
нуждаются в уточнении?

Литература к
заданию:

1. Научное творчество
Л.С. Выготского и современная психология:
Тезисы докладов Всесоюзной конференции
23—25 июня 1981 г. М., 1981.

2. Журнал «Вопросы
психологии». 1996. № 5, 6. Статьи В.П. Зинченко,
В.В. Да­выдова, О.М. Дьяченко, А.А.
Мелик-Пашаева, А.Ф. Обуховой и др.

Могут быть
использованы и другие публикации.

Дополнительная
литература:

Выготский
Л.С.
Психология
развития как феномен культуры. М.;
Воронеж, 1996.

Коул
М.
Культурно-историческая
психология: наука будущего. М., 1997.

Научное творчество
Л.С. Выготского и современная психология:
Тезисы докладов Всесоюзной конференции.
23—25 июня 1981 г. М., 1981.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или натуралистический подход. К числу его сторонников принадлежат психологи разных школ в психологии (интроспекционизм, бихевиоризм, психоанализ и др.); видными представителями были С.Холл, К.Бюлер, В.Штерн, Э.Клапаред, А.Гезелл, З.Фрейд и другие. Данное направление составляют различные теоретические течения: теория рекапитуляции, нормативный подход, теория трех ступеней, теория конвергенции двух факторов. Однако при всех

различиях эти теории объединяет общий взгляд на процесс психического развития человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам.

Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии.

Первой теорией, объясняющей процесс психического развития, стала теория рекапитуляции, которую сформулировал С.Холл. Исследуя психическое развитие детей, С.Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Ч.Дарвина Э.Геккелем, который гласит, что онтогенез (развитие отдельного индивида) является кратким повторением филогенеза

(истории развития всего вида). Применительно к детской психологии этот закон утверждает, что в

процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. При этом С.Холл считал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может. С.Холл является также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Педология завоевала популярность во всем мире: ее привлекательность была связана с ориентированностью на практические нужды педагогики, В реальной педагогической практике учителя и воспитатели имеют дело с целостным ребенком, в единстве его физических, психических и социальных качеств. Именно такой подход к изучению ребенка и процессов его развития провозглашала педология. Однако идея создания комплексной науки о ребенке оказалась нереализованной.

Нормативный подход к психическому развитию ребенка. Видным представителем педологии биологизаторского направления был американский психолог А.Геззел. Он солидарен с положением, что в первые годы жизни ребенок как бы повторяет историю развития человеческого рода, но утверждал, что детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. А.Гезелл отмечал, что по сравнению с детством обезьян человеческое детство отличается не просто прибавкой одного этажа, на котором совершается усвоение языка и символического мышления; это прибавление приводит к глубокой перестройке нижних этажей, делает их принципиально иными по сравнению с аналогичными у высших животных.

Однако сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы, где основным показателем развития является темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных. Значительный вклад А.Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений

ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

Для составления норм психического развития А.Гезелл ввел в детскую психологию лонгитюдный метод – продолжительное изучение одних и тех же детей на разных этапах их развития. На основе составленных норм разработал систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Отметим, что возрастные изменения детей А.Гезелл объяснял наследственным фактором, т.е. оставался в рамках биологизаторского направления. Но его подход к детской психологии как нормативной дисциплине важен и для современной психологии. Проблемы нормы и патологии развития, разработки конкретных нормативов психического развития детей на разных этапах жизни имеют важное практическое значение для различных сфер социальной практики.

Теория трех ступеней детского развития. Немецко-австрийский психолог К.Бюлер разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и биологический по своей природе процесс. Характеризуя особенности процесса органического развития, он отмечает, что природа не делает скачков – развитие всегда происходит постепенно. Он отстаивал идею наследования психических свойств, их передачи от родителей детям. В работе «Очерк духовного развития ребенка» К.Бюлер выделяет три ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект. Эти ступени должен пройти каждый ребенок в процессе индивидуального развития. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга, т.е. имеет

биологические причины. К.Бюлер перенес схемы эксперимента, используемые в исследовании человекообразных обезьян, на изучение особенностей развития детей. Он подчеркивал сходство примитивного употребления орудий у шимпанзе и ребенка – период появления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Дальнейшее развитие детской психологии показало неправомерность отождествления ранних ступеней развития ребенка и человекоподобных обезьян. Было выявлено, что буквально с первых дней своей жизни ребенок развивается принципиально иначе, чем детеныши высших приматов. В настоящее время теория трех ступеней детского развития К.Бюлера представляет лишь исторический интерес. Но непреходящее значение имеет поставленная им проблема истории детства.

Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка. В работах В.Штерна эволюционно-биологический подход к объяснению психического развития предстает в форме теории двух факторов и их конвергенции (сближения) Согласно В.Штерну, ребенок – это организм, который при появлении на свет уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной. Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В.Штерн подчеркивал необходимость учитывать сензитивные периоды в психическом развитии как внутреннюю готовность для эффективного усвоение внешних воздействий, в том числе целенаправленно организуемых: например, для обучения языку, музыке, физическим действиям и т.д. Теория конвергенции двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, представляет по своей сути концепцию наследственной предопределенности психического развития. Социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих наследственно зафиксированные особенности психического развития.

  1. Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека
  2. Концепции внутренних причин психического развития человека
  3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  4. Социогенетические концепции психического развития
  5. Культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского
  6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж.ПИАЖЕ
  7. Е.Е. Вахромов. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации, 2001
  8. СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
  9. Проблема специфики психического развития человека
  10. К ПРОБЛЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
  11. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
  12. Подход к вопросам психического развития человека в Средние века
  13. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека
  14. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека
  15. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
  16. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  17. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ:
    СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ И
    КОНЦЕПЦИЯ КУММУЛЯТИВНО-ФАКТОРНЫХ ПРИЧИН
  18. Обоснование концепции психических состояний военных моряков
  19. Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли. Концепция развития здравоохранения

Источник

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития

   Современный психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Выготского относительно принципиальных различий “биологизаторского”, “натуралистического” и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественнонаучной и культурно-исторической. Вслед за Т. Куном она рассматривает понятие “парадигма” как “признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений”. Обухова считает, что понятие “парадигма” ориентирует психологов на осознание основополагающих установок психологических школ и направлений, что чрезвычайно важно при сегодняшней открытости российской науки, при знакомстве психологов со множеством различающихся подходов и концепций.
   Естественно — научная парадигма представлена множеством вариантов и в истории возрастной психологии, и на современном этапе ее развития. Принципиальные натуралистические установки лежат в основе таких внешне несходных теорий, как биогенетическая теория, нормативный подход, классический бихевиоризм, теория конвергенции двух факторов, психоаналитическое изучение ребенка, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже. Возникают новые концепции и направления изучения развития, базирующиеся на тех же натуралистических методологических позициях: этологическое, экологическое, инвайронментальное, социокогнитивное и др. В рамках этой парадигмы накоплено множество эмпирических фактов о содержании и условиях психического развития, проведены плодотворные исследования, проанализированы основные аспекты человеческой жизни и психики: поведение, интеллект и эмоционально-волевая сфера.
   Культурно-историческая парадигма, заложенная в работах Л.С. Выготского, продолжена в исследованиях российских психологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и многих других. Зарубежные последователи теории Л.С. Выготского — Дж. Брунер, М. Коул, С. Скрибнер, Р. Ван дер Веер, Дж. Верч и др.

Таблица 14
Две парадигмы в исследовании психического развития
  

Параметры психического развития человека
  

Естественно-научная парадигма
  

Культурно — историческая парадигма
  

Источник развития
  

Внутри индивида, в его природе
  

В социальной среде (как в “пространстве” существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся формой реального развития)
  

Факторы (движущие силы) развития
  

Фактор наследственности: одаренность, задатки, способности как природные особенности; созревание; фактор среды: как обстановка развития, в сходном значении как для животных, так и для человека; взаимодействие факторов наследственности и среды
  

Обучение, деятельность самого ребенка
  

Условия развития
  

[Наследственность и среда
  

Морфофизиологические особенности мозга; общение
  

Форма (трактовка процесса) развития
  

Приспособление (адаптация) ребенка к среде; по аналогии с развитием биологического типа — путем наследования свойств вида или путем накопления индивидуального опыта
  

Присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение общественным опытом
  

Понимание хода (направления) развития
  

От индивидуального гуманоидного состояния к социальному существованию (социализация)
  

От социального к индивидуальному (индивидуализация) — по механизму интериоризации
  

Специфика развития человека
  

Отрицается, нивелируется, подчиняется общим биологическим законам
  

Подчиняется действию общественно — исторических законов
  

    Обе эти парадигмы имеют право на существование и дальнейшее развитие, но необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие научные установки, поэтому они не могут быть просто суммированы; необходимо избегать упрощенного, эклектического подхода и некритического заимствования идей, понятий или даже фактов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

   1. Чем характеризуется “натуралистический” подход в понимании развития ребенка?
   2. В чем состоит разница элементарных и высших психических функций в понимании Л.С. Выготского?
   3. Что такое знаки, или стимулы-средства?
   4. Дайте определение понятия “высшие психические функции”.
   5. В чем выражается специфика психического развития человека?
   6. Сформулируйте гипотезу Выготского о происхождении и природе высших психических функций.
   7. Что такое идеальная и реальная формы развития?
   8. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?
   9. Охарактеризуйте понятие “зона ближайшего развития”; его теоретическое и практическое значение.
   10. В чем принципиальное значение введения понятия “деятельность” в анализ проблемы психического развития?

ЗАДАНИЕ

   Прочитайте статьи ведущих психологов, посвященные творчеству Л.С. Выготского; выделите следующие аспекты:
   — в каких сферах научного знания и социальной практики используются положения, сформулированные Л.С. Выготским?
   — какие выводы прошли проверку временем и последующим развитием научного знания?
   — какие положения вызывают критические замечания и нуждаются в уточнении?

Литература к заданию:

   1. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции 23—25 июня 1981 г. М., 1981.
   2. Журнал “Вопросы психологии”. 1996. № 5, 6. Статьи В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаева, Л.Ф. Обуховой и др.
   Могут быть использованы и другие публикации.

Дополнительная литература:

   Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воронеж, 1996.
   Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
   Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. 23—25 июня 1981 г. М., 1981.

Источник