Что такое эмоциональное развитие ребенка

Что такое эмоциональное развитие ребенка thumbnail

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Источник

Алена Григорьева
Консультация «Эмоциональное развитие детей»

Эмоциональное развитие детей

Замечали ли вы, как интересно наблюдать за развитием ребенка, как с каждым днем ваш маленький человечек не просто узнает что-то новое, а еще и по-своему проявляет то, что он узнал и освоил. На мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает демонстрировать ваш малыш. Сегодня я хочу поговорить о том, каковы особенности эмоционального развития детей. Для начала опять немного теории, без нее никуда. Что такое эмоции? Мне нравится вот такое определение. Эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе лично. Часто эмоциями называют то, что регулирует поведение человека. Например, тревога и страх защищают нас от опасности, скука и разочарование позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, таким образом, экономя силы, а что-то интересное способствует приливу сил, отодвигает усталость, вызывает удовольствие. Но это только одна сторона медали. Другая заключается в том, что еще наши эмоции воздействуют на окружающих нас людей положительно, отрицательно или нейтрально.

Эмоциональное развитие детей Эмоции, которые испытывает ребенок с первых минут появления на свет, и его развитие очень тесно взаимосвязаны. На основе положительных эмоций развиваются движения, речь, память. А первые эмоциональные проявления малыша, такие, как крик или улыбка, являются его средством общения со взрослым человеком. Причем можно смело заявить, что для

нормального развития ребенка необходимым условием являются именно положительные эмоции. Чтобы ваши детки своевременно развивались, необходимо не только вовремя их кормить, одевать по погоде, обеспечивать хороший гигиенический уход, но еще и правильно организовывать то время, когда они бодрствуют. Когда ребенок не спит, очень важно поддерживать его в радостном и бодром настроении, часто общаться с малышом, создавать условия для игры: игрушки должны соответствовать возрасту, игры – развитию, и площадь для движения должна быть достаточной. Понятно, что в процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом. Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые в силу своей занятости или каких-то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна.

Особенности эмоционального развития детей Маленький ребенок реагирует на окружающий его мир аффективно. Хочу привести такое описание аффекта.

АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. В отличие от чувств, которыми можно управлять, аффект возникает помимо воли человека и подавляется с большим трудом. Другими словами, ребенок реагирует эмоционально на то, что воспринимает непосредственно «здесь и сейчас». Его эмоции менее осознанны, чем у взрослого. Они могут так же мгновенно вспыхнуть, как и быстро угаснуть. Молниеносный переход от смеха к слезам и обратно не должен вас удивлять, это особенности эмоционального развития наших малышей. Просто ваш ребенок пока не умеет управлять своими эмоциями так же хорошо, как взрослый, он не может утаить своих чувств, у него все на виду. Непосредственность ребенка, его отзывчивость и искренность порой удивляют взрослых. Но часто дети, особенно в возрасте 4-4,5 лет, испытывают не только положительные эмоции, но могут кратковременно впасть в состояние гнева, раздражения, недовольства. Причем смена настроения ребенка обычно вполне обоснована. Эмоциональные проявления пяти – семилетнего ребенка зачастую становятся отражением поступков, что, в свою очередь, имеет четко выраженную мотивацию. В отношении ребенка будет справедлива формула – если меняется настроение, ищи почему. Но есть такие родители, которые требуют, чтобы их ребенок не допускал проявления отрицательных чувств, и даже могут наказать его за то, что он их показывает, вместо того, чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребенка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучии в отношениях. Взрослый на то и является взрослым, чтобы научить

ребенка, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Ему, взрослому, необходимо научиться чутко подбирать формы эмоционального воздействия. Они не должны быть или возникать стихийно, «по настроению» взрослого, а должны являться формой воспитания. Игры на развитие эмоций Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры. – Книжка эмоций Моя подруга вот как сделала: она в разных журналах и Интернете нашла картинки с изображением людей, лица которых явно выражали какую-то эмоцию (радость, удивление, смех, злость, страх). Найденные картинки она наклеила на небольшую (формата А6) картонную книжку и регулярно ее рассматривала со своим сыном. Конечно, она рассказывала ему о каждой картинке и изображала те же эмоции, которые были на картинках. Малышу было очень интересно сначала просто наблюдать за мамой. Потом он сам, без всякого принуждения начал делать такие же действия (глядя на картинку вместе с мамой мог засмеяться, или изобразить плач голосом и пр.). А вскоре он уже самостоятельно разглядывал эту книжку, изображая эмоции на картинках. Чуть позже эту книжку можно использовать для

иллюстрации эмоций. Например, можно поиграть в такую игру (она направлена на развитие наблюдательности и воображения). После прочтения стихотворения А. Барто надо выбрать наиболее подходящую к тексту картинку. Например, сначала читаем стишок: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! После этого спрашиваем малыша: Кто испугался за бычка? Малыш находит картинку с похожими эмоциями. И т. д. Развивать эмоции маленького ребенка можно на примере разных художественных произведений. Яркая демонстрация горя и радости – в сказке Чуковского «Федорино горе». Можно прочитать отрывок, где Федора переживает уход посуды (ребенок ищет картинку с изображением горя, а потом описание Федориной радости (ребенок ищет картинку с изображением радости). Варианты: • сказка С. Михалкова «Три поросенка», отрывок, как поросята боятся волка (ищем картинку с похожим изображением эмоций) • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя», отрывок, когда медведи сердятся и пр. Эти же сказки можно разыграть с ребенком. В возрасте 2,5-4 лет они очень любят что-то изображать… И это хорошо влияет на эмоциональное развитие детей.

– Тренировка для эмоций Детям от 4 лет хочу предложить потренировать эмоции. Попросите ребенка: нахмуриться • как осенняя туча; • как рассерженный человек; • как злая волшебница; улыбнуться

• как кот на солнце; • как само солнце; • как Буратино; • как хитрая лиса; • как радостный человек; • как будто он увидел чудо; позлиться • как ребенок, у которого отняли мороженное; • как два барана на мосту; • как человек, которого ударили; испугаться • как ребенок, потерявшийся в лесу; • как заяц, увидевший волка; • как котенок, на которого лает собака; устать • как папа после работы; • как человек, поднявший большой груз; • как муравей, притащивший большую муху; отдохнуть • как турист, снявший тяжелый рюкзак; • как ребенок, который много потрудился, но помог маме; • как уставший воин после победы.

«Наше настроение»

Занятие для детей старшей группы, раздел программы «Мир социальных отношений».

Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в парах. Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость,

грусть, удивление, обида и т. д.). Выражать и объяснять свою точку зрения. Развитие воображения, творческого мышления; уверенности в себе, артистических способностей. Воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций, воспитывать умение делать комплименты сверстникам, сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь. Оборудование: клубок шерсти яркого цвета, фотографии детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы (4 эмоциональных состояния, шаблоны для работы в парах. ХОД ЗАНЯТИЯ.

I Вводная часть Упражнение «Паутина добрых слов». Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. — А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? II Основная часть 1. Упражнение «Тренируем эмоции». — А всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Каким оно еще может быть? Предлагаю немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.

• Уставший человек

• Больной ребенок

• Человек, который несет что-то тяжелое

• Человек сердится

• Два человека поссорились и обиделись друг на друга

• Радостный человек

• Ребенок, который потерялся в лесу (испуг)

• Человек, испытывающий боль от удара

• Добрая волшебница

2. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам» — Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Найденовой, которое называется «Ничего тебе не дам». Есть у Вити мячик новый, Конь, гармошка и ружье. Держит он свои игрушки И твердит: «Мое! Мое!» Говорит ему Наташа: — Есть матрешка у меня. Разреши моей матрешке Сесть на твоего коня. Хочешь, дам тебе посуду? Хочешь, с мишкой поиграй. Витя ей сказал: — Не буду! Отойди, не приставай! Ничего тебе не дам, Я во все играю сам. Скажите, о ком оно? (версии детей). Какой был Витя? Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему? Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Варианты ребят). А вот, что пишет Н. Найденова в конце своего стихотворения:

Есть у Вити балалайка, Барабан, ружье и слон. Есть машина, серый зайка… Отчего ж скучает он? Все, что только захотите, Вы найдете у него, Но товарищей у Вити НЕТ НИ ОДНОГО! Скажите, почему плохо быть жадным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы). 3. Беседа. Ребята! Какое у вас сейчас настроение? А когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием). А почему так говорят: «Настроение меняется, как мартовский ветер»? 4. «Пиктограммы». Перед вами пиктограммы. Давайте рассмотрим их.

грусть злость радость удивление Какое настроение у этого человека? Как вы определили? Почему он такой? А что плохого в том, что он грустный? (Ни с кем не играет, не разговаривает). Хорошего? (Не дерется). Какое настроение изображено на второй пиктограмме? Почему человек злой? (обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается). А что хорошего? (ничего). А что хорошего в том, что человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми играет). Плохого? (Если его обидят, он станет грустным).

Что изображено на четвертой пиктограмме? И чему удивлен мальчик? (что-то увидел, узнал).

«Определи настроение».

• А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей, ваших ровесников. Возьмите по снимку. Расскажите, какое настроение у ребенка. А можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).

III Заключительная часть

Работа в парах. Предлагаю вам найти себе пару. Вам вдвоем предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на шаблоне (радость, грусть, удивление, злость, предварительно договорившись о том, кто и что будет рисовать, обсудив, как изобразить глаза человека, рот. Помните о том, что ваша совместная работа будет успешно завершена только в том случае, если вы не поссоритесь, а сумеете обо всем договориться.

Во время выполнения звучит мелодия «Песенка про дружбу»

Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях. Подготовительная работа: оформление группы разработка рекомендаций для родителей. Оформление группы: на доске — тема встречи; к встрече готовится выставка рисунков детей на тему «Моя семья». 1. Игра «Знакомство» Ведущий. Для начала давайте поприветствуем друг друга и познакомимся. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Встаньте в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, мое имя… 2. Игра «Похвали себя» Ведущий. Перед вами небольшой опросник «Какая (ой) я?» (см. приложение 1). В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности.

Похвалите себя. 3. Упражнение «Азбука эмоций» Ведущий. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках азбука эмоций, в которой находятся самые разнообразные чувства и эмоции, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. Возможно, после того как вы переступили школьный порог, придя на эту встречу, в вашем сердце поселились чувства и эмоции ожидания, любопытства, тревоги и др. Давайте заполним нашу азбуку эмоций своими впечатлениями. Родители записывают на стикерах чувства и эмоции, которые их переполняют. После этого каждый приклеивает стикер на страницу азбуки, рассказывая при этом, что он испытывает. 4. Упражнение «Символ семьи» Родители объединяются в группы по 4–5 человек. Ведущий. Семья — это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности. Если стены рушатся, то защищаться от невзгод и бурь жизни приходится под развалинами этих стен. Но стены должны быть. Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе необходимо придумать и изобразить символ вашей новой, только что созданной «семьи», а также девиз. Время выполнения — 3–5 минут. По завершении каждая группа (семья) демонстрирует девиз

и символ. 5. Упражнение «Законы семьи» Ведущий. Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы» воспитания детей. Каждый из вас, если хочет, может рассказать о традициях и законах своей семьи. Все вместе мы можем их обсудить и решить, что является положительным, а что отрицательным. На карточках каждой группе (семье) предлагаются главные составляющие законов семьи: единство требований, значение похвалы, трудовое участие, разделение благ. Каждая группа (семья) предлагает свой свод семейных законов (см. приложение 2). После завершения задания — обсуждение. 6. Игра «Дорисуй фигуру» Ведущий. У каждого из вас есть дети — мальчики и девочки — абсолютно разные. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими чувствами, фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были детьми, любили фантазировать, выдумывать, приукрашать. … Поэтому сейчас я предлагаю вам вернуться в детство. Участникам команд предлагается шесть фигур на листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал, пятиугольник, которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему «Семья». Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически. Для работы используются карандаши, фломастеры, маркеры, восковые

мелки. После этого все группы (семьи) демонстрируют полученные изображения друг другу. По окончании задания работы вывешиваются на доске. 7. Диагностическое упражнение «Домик» Ведущий. Конечно, каждый из нас хотел бы узнать про свою семью. Правильно ли мы общаемся с мужем (женой, детьми, родителями? Существуют ли пробелы в воспитании детей? И т. д. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, следует выполнить упражнение «Домик». Каждый родитель рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого ведущий просит расселить в этом домике свою семью. Рисунки родителей не обсуждаются! Происходит самоанализ. 8. Тест «Имя существительное» Ведущий. Предлагаю продолжить самоанализ своего состояния и состояния своей семьи. Инструкция: за 1 минуту необходимо написать как можно больше существительных. Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо. 9. Упражнение «Азбука эмоций» (рефлексия) После завершения встречи каждому родителю предлагается описать свои эмоции и настроение. Оформляется «Азбука эмоций».

Также родителям предлагается ответить на вопросы: — Что вы думаете о прошедшей встрече? — Что было для вас важным, полезным? — Что вам понравилось (не понравилось? 10. Заключительное слово ведущего Ведущий. Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе. Ведущий в конце встречи раздает каждому родителю буклет с рекомендациями «В дневник родителям». Ведущий. Всем спасибо! До свидания!

Источник