Что такое гетерохронность развития ребенка
Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических систем детей и подростков происходит не одновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно.
В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами с некоторым его замедлением. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела. Выделяют три периода интенсивного роста: первый — от рождения до I года, когда длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела утраивается; второй — полуростовой скачок — в возрасте от 6 до 8 лет, когда за I год длина тела может увеличиться на 6-8 см; третий — от 11 до 13 лет, когда увеличение длины тела за 1 год может составить 10-12 см. В эти годы снижаются защитные силы организма, функциональные резервы, возникает повышенная чувствительность к неблагоприятным факторам, уменьшается работоспособность.
Известно, что периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития, характеризующимися качественными изменениями, когда происходит формирование, созревание и интеграция различных физиологических систем и механизмов, происходит совершенствование организма, повышение его устойчивости, приобретение новых качеств. Эти периоды: от 1 года до 4 лет; 8-10 лет; 14-20 лет.
Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно резко реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.
Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к существенным изменениям его пропорций. Новорожденный ребенок имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности (по своим пропорциям ближе к шарику). В дальнейшем, по мере роста, длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4, туловища — в 3, а головы — только в 2 раза и соответственно изменяются пропорции тела (относительно уменьшается голова, туловище и удлиняются конечности).
В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже заканчивает свое развитие и подвергается инволюции.
Причиной гетерохронности является различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем. Не последнюю роль играют и социальные условия среды. Смысл гетерохронности заключается в перераспределении жизненной энергии и ее мобилизации для успешного развития той функции организма, которая важна в данный возрастной период.
Принцип гетерохронии развития органов и систем был сформулирован А.Н. Северцовым и детально разработан П.К. Анохиным и его многочисленными учениками и последователями в теории си-стемогенеза. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональную систему, выполняющую жизненно важную роль, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, центры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, которые обеспечивают акт сосания.
В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и так далее также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разные органы. Эти функциональные системы обеспечивают ему оптимальное взаимодействие с внешней средой.
Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе, обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомофизиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.
Опережающее развитие органов и функциональных систем у детей и подростков — это своеобразная «страховка», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой «во всеоружии», так как он уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспечивающей ему питание.
Следовательно, неодновременное и опережающее развитие функций есть важнейший фактор, который подлежит обязательному учету в педагогической практике. Умелое использование гетеро-хронности, рациональное распределение информации, научный подход к характеру тренирующего воздействия — важное условие сохранения здоровья и залог успешного гармонического умственного и физического развития подрастающих поколений.
Угасание функций органов и систем происходит также гетеро-хронно: наиболее рано снижается активность тех функций, которые утрачивают свое биологическое и социальное значение. Например, репродуктивная функция снижается раньше, чем пищеварительная. Чем востребованнее в процессе жизни та или функция, тем дольше она сохраняет свою активность. При постоянной умственной деятельности интеллектуальная функция сохраняется дольше, тогда, как физические нагрузки позволяют сохранить сердечнососудистую и дыхательную системы в хорошем состоянии. Поэтому гармоничная старость во многом зависит от образа жизни человека в течение всего его онтогенеза.
Гетерохронность не только не мешает правильному гармоническому развитию, но и имеет глубокий биологический смысл, который проявляется в увеличении биологической надежности организма.
Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются отклонения, которые легко свести к двум основным типам -акселерации и ретардации.
Под акселерацией понимают ускорение, а под ретардацией -задержку физического, психического, социального развития и формирования отдельных функциональных систем организма детей и подростков.
Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей и подростков значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса — на 0,5 кг; у 15-летних соответственно -на 6-10 см и 3-10 кг.
Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.
Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов. Акселерация показателей физического развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между ними существует взаимосвязь.
Внутригрупповые акселерация и ретардация выявляются при рассмотрении размеров тела.
По длине тела выделяют следующие группы детей и подростков:
- • высокие и выше средних — акселеранты — 20%;
- • средние — 60%;
- • ниже средних и низкие — ретарданты — 20%.
В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, обусловленное как внешними, так и внутренними факторами. В то же время известно, что дети, развивающиеся средними темпами, отличаются большей надежностью и устойчивостью функциональных систем.
У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей — на их качественное преобразование. У таких детей наблюдается отставание структурно-функционального развития мышечной ткани от скорости роста костей, что часто является причиной формирования нарушений опорно-двигательного аппарата. Для формирования гармонического развития высокорослых детей существует система мероприятий, способствующих укреплению и развитию скелетной мускулатуры.
Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т.д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. Процентное соотношение данных групп в различных регионах России, городах, районах, школах неодинаково.
Проблема акселерации и ретардации привлекает внимание многих специалистов всего мира: биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов. Решение ее имеет большое практическое значение и требует пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Так, определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое осуществляется в специализированных классах или в обычных с использованием индивидуальных программ, инновационных технологий.
Ребенок с ускоренным психическим развитием, испытывающий недостаток информации в школе, постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. Эти дети нуждаются в понимании особенностей их биологического, психического развития, в индивидуальном подходе при обучении, воспитании и оздоровлении. При соблюдении этих требований они «подтягиваются» до уровня своих сверстников.
Акселерация не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательство, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечнососудистых заболеваний. Дети-акселеранты чаще, чем их сверстники, страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому требуется четкое выполнение ими рекомендаций по профилактике этих нарушений и адекватное развитие мышечной системы.
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Выдвигается много различных гипотез о ее причинах. Наиболее существенные из них:
- • широкая миграция современного населения и связанное с ней увеличение количества смешанных браков (в основе лежат законы генетики);
- • урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического и психического развития;
- • увеличение уровня радиации на земле;
- • улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.
Несмотря на то что воздействие перечисленных выше факторов сохраняется, в литературе последних лет есть сообщения о том, что процесс акселерации приостанавливается. Это относится к эпохальной акселерации, которая имеет цикличность в своем развитии. Что касается групповой акселерации, то она была, есть и будет и не замечать, игнорировать ее нельзя, так как это реальная биологическая закономерность. Рационально организованная система воспитания и обучения детей в соответствии с уровнем биологической и социальной зрелости позволит всем детям гармонично развиваться, сохранить и укрепить их здоровье.
Источник
Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических систем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гетерохронно.
В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела.
Выделяют три периода интенсивного роста:
от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается;
с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7-8 см;
с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.
Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 года; 8-10 лет; 14-20 лет.
Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.
Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к существенным изменениям пропорций организма. Новорожденный ребенок имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. По мере роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей — 4 раза, туловища — 3 раза.
В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже заканчивает свое развитие.
Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем, и социальные условия среды.
Закон гетерохронии лежит в основе учения системогенеза*, которое было разработано П. К. Анохиным и его учениками. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, центры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых происходит акт сосания.
Функциональные системы обеспечивают организму ребенка оптимальное взаимодействие с внешней средой.
Формирование функциональных систем у детей происходит намного раньше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это своеобразная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспечивающей ему питание.
Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — акселерация (лат. acceleration — ускорение), или в замедленном — ретардация (лат. retardation — замедление).
Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригрупповая.
* Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе.
Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.
Акселерация стимулирует и психическое развитие детей.
Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.
У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселераты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.
Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток информации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей.
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения:
- широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков;
- урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
- увеличение уровня радиации на Земле;
- улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.
Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использованием индивидуальных программ или в специализированных классах.
Дата добавления: 2017-10-25; просмотров: 4123; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8854 — | 7663 — или читать все…
Источник