Что такое биологическое развитие ребенка

Что такое биологическое развитие ребенка thumbnail

Ранее и первое детство.

Москва 2002 г.

Содержание.

Общая характеристика.                                                                                                      2

Биологическое развитие ребенка.                                                                            3

Раннее детство.                                                                                                                                                                                      3

Зубной возраст.                                                                                                                                                                                 3

Первое детство.                                                                                                                                                                                      4

Соматический возраст.                                                                                                                                                                   4

Зубной возраст.                                                                                                                                                                                 5

Костный возраст.                                                                                                                                                                              6

Психологическое развитие ребенка.                                                                       6

Самосознание.                                                                                                                                                                                   6

Волевое поведение. Произвольность.                                                                                                                                         8

Практическое овладение языком и осмысленность речи.                                                                                                     8

Половая идентификация.                                                                                                                                                                9

Значение имени.                                                                                                                                                                                9

Используемая литература:                                                                                            10

 
 Общая характеристика.

В соответствии с принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве в 1965 году считается, что ранее детство охватывает период от 1-го до 3-х лет, первое детство – от 3-х до 7-ми лет.

От 1 года до 7 лет вторичные половые признаки мало выражены, преобладает «тип малого ребенка» с относительно крупной головой и туловищем, сравнительно короткими конечностями, слабой мускулатурой, не способной к сильным и длительным сокращениям, хорошо развитым подкожным жироотложением, отсутствием отчетливого подразделения туловища на грудной и брюшной отделы, еще не сформировавшимися окончательно изгибами позвоночника, большой подвижностью суставов, слабо развитым челюстным аппаратом, округлым лицом и т. д. Этот период иногда называют нейтральным детством, ибо девочки и мальчики этого возраста почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Правда, у девочек сильнее развита жировая ткань, а в 7 лет у них начинается, формирование женской формы тазовой области (утончается талия, расширяется таз, утолщается подкожная жировая клетчатка в области таза). Подчеркнем, что в нейтральном детстве и наши дни неоднократно приходится адаптироваться к новым условиям социального существования — при поступлении в ясли, ходе в детский сад, в школу. Для этого организм ребенка должен обладать достаточной функциональной готовностью. Поэтому в каждом индивидуальном случае, помимо оценки здоровья и интеллектуального развития, необходима комплексная оценка биологического возраста ребенка, чтобы не нанести ему вреда.

Это один из важнейших периодов в жизни человека: именно тогда ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память, внимание, мышление, восприятие; закладывается личность. В этом возрасте ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы, у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу.

Специальные исследования показали, что некоторые 6-летние дети, еще не достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного в подготовительном классе школы (при занятиях по традиционному режиму) слабо приспосабливались к новым условиям, проявляли низкую работоспособность и учебную активность по сравнению со своими «зрелыми» сверстниками. Эти качества у «незрелых» детей сохранялись и в последующие 3 года. Поэтому теперь для 6-летних разработан новый режим учебных занятий.

Биологическое развитие ребенка.

Биологический возраст называют также возрастом развития: он отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Определяется биологический возраст совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Несомненно, биологический возраст является функцией времени, но при этом временные интервалы, в течение которых происходят возрастные сдвиги в организме, гораздо менее четки, чем для хронологического возраста человека, который называют также календарным, или паспортным.

Как правило, биологический возраст конкретизируют, выделяя возраст физиологический, морфологический, костный, зубной и т. п. в зависимости от того, какие критерии (отражающие уровень биологического развития всего организма) берут за основу оценки. Индивидуальный биологический возраст отражает степень соответствия уровня морфофизиологического развития индивидуума среднему уровню аналогичных показателей его сверстников.

Раннее детство.

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет включительно. В это время уменьшаются абсолютные и относительные приросты размеров тела, особенно после 2 лет. Если для контроля за физическим развитием грудного ребенка составляют таблицы средних размеров тела с месячным интервалом, то для раннего детства берут интервал 3 месяца. У детей 1 — 3 лет сравнительно малые размеры конечностей, увеличены размеры головы и туловища, но, конечно, эти особенности пропорции тела у них выражены в меньшей степени, чем у грудных детей.

Зубной возраст.

Так называемая зубная зрелость — один из показателей биологического возраста. Число прорезавшихся у ребенка молочных зубов сопоставляют со средними цифрами, характерными для группы (этнической, территориальной и пр.), к которой ребенок относится. Обычно учитывают количество прорезавшихся зубов и сроки их появления (отдельно для верхней и нижней челюстей). Зуб считают прорезавшимся, если хоть небольшая часть коронки показалась над десной. В период раннего детства прорезываются первые коренные зубы (в 12 — 15 месяцев), клыки (в 16 — 20 месяцев) и вторые коренные зубы (в 20 — 24 месяца). Могут быть значительные отступления в обе стороны от приведенных сроков. Обычно же к 2 годам дети имеют все 20 молочных зубов.

Первое детство.

Первое детство длится от 4 до 7 лет включительно. В настоящее время оно привлекает пристальное внимание специалистов в связи с переходом к началу обучения в школе с 6 лет. Биологический возраст в этот период оценивают по нескольким показателям (лучше всего по их совокупности). Учитывают соматический, зубной, костный возраст.

Соматический возраст.

В первом детстве размеры тела как критерий биологической зрелости играют гораздо меньшую роль, чем, для грудных детей. Ведь уже в 3 года, не говоря о более старшем возрасте, по длине и массе тела можно предсказать те окончательные размеры, которых достигнет индивидуум, когда его рост прекратится. Дети с низкой, средней и высокой длиной тела во многих случаях становятся взрослыми с длиной тела такой же категории. Низкорослым детям отнюдь не всегда свойственно отставание соматического развития. Но все же и в первом детстве размеры тела оценивают по соответствующим нормативам, составленным с интервалом в 6 месяцев. Скорости роста размеров тела (месячные годичные прибавки), очень высокие в 1-м году жизни, в последующих периодах постепенно снижаются, за исключением подросткового возраста и частично — первого детства. Небольшое увеличение скорости роста в 4 — 7 лет называют первым ростовым скачком.Хотя он свойствен не всем детям, его считают одной из отличительных особенностей первого детства.

 

Рассказывая о соматических критериях биологического возраста в первом детстве, подчеркнем, что важны не размеры тела, а их соотношения, характеризующие форму тела. Для характеристики формы тела используют показатели «школьной зрелости» (ПШЗ).

Цифровые значения ПШЗ уменьшаются с возрастом и достигают критической величины к моменту достижения ребенком уровня физического и психического развития, достаточного для поступления в школу.

Показатели формы (ПФ) вычисляют следующим образом:

 

I ПФ информативен в первом детстве в большей степени, чем в последующие периоды, а II ПФ более ценен для подростков.

Соотношения длины тела с высотой головы вместе с шеей, окружности головы и высоты лица выбраны не случайно. Чем моложе ребенок, тем большую долю длины его тела составляют голова и такая часть «верхнего отрезка», как высота лица. С возрастом доля этих размеров в общей длине тела уменьшается, достигая минимального значения у взрослых. У детей- ровесников указанное соотношение может довольно сильно различаться в зависимости от биологического возраста.

Сравнительно малые размеры конечностей и преобладание размеров головы и туловища в дошкольном возрасте (что особенно характерно для новорожденных и грудных детей) издавна отмечали художники и скульпторы. От их внимания не ускользнули и гораздо более мелкие детали, например, так называемая поперечная брюшная линия, которая у маленьких детей проходит на всем протяжении нижней части живота благодаря хорошо развитому подкожно-жировому слою. В первом детстве поперечная линия живота исчезает или становится неотчетливой. У детей со стройным телосложением это происходит раньше, а при замедленном развитии лини сохраняется долгое время.

Зубной возраст.

Характерная особенность первого детства — начало смены молочных зубов на постоянные. В среднем в 6 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы, причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей этот процесс происходит в 5 лет, что свидетельствует о более раннем биологическом возрасте, а у некоторых детей первый постоянный зуб появляется в 7 лет и даже между 7 и 8 годами. В первом же детстве прорезываются центральные резцы: немного позже первых коренных, но в основном между 6 и 7 годами, хотя есть 5-летние дети с постоянными центральными, резцами, как и индивидуумы в 8 лет с еще молочными резцам. Затем в прорезывании постоянных зубов наступает 10 — 12 месячный период покоя, после чего начинают появляться боковые резцы. У 40 — 50 % городских детей эти зубы прорезываются на нижней челюсти к 7 годам, но средний срок лежит за пределами первого детства (это касается и остальных постоянных зубов — клыков, 1-х и 2-х предкоренных, 2-х и 3-х моляров).

При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание как сроки прорезывания постоянных зубов, так и количество молочных и постоянных зубов. Обычно учитывают постоянные зубы и полностью вышедшие, и еще только прорезывающиеся через десну. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартами для соответствующего хронологического возраста (с учетом этнотерриториальной группы), что позволяет сделать вывод о замедленном или ускоренном развитии. У девочек постоянные зубы обычно прорезываю раньше, чем у мальчиков.

Интересно отметить, что у некоторых народов (например, в Ливане) ребенка перестают считать малышом с появлением у него первых постоянных коренных зубов. С этого пери детям начинают предъявлять все больше требований, что особенно относится к девочкам многодетных семей низкого социально-экономического уровня. Девочки примерно с 7 лет мало играют в куклы или мяч, а приглядывают за младшими детьми и помогают матери по дому. При этом девочек учат сторониться мужчин, не заговаривать с незнакомыми людьми, быть скромными и стыдливыми. Для контраста вспомним сценки из нашей жизни, хотя и не очень типичные, но все же встречающиеся у прилавка с игрушками, в транспорте и в других многолюдных местах: избалованный ребенок почти школьного возраста громким плачем требует купить ему дорогую игрушку или уступить в автобусе место у окна.

Костный возраст.

В первом детстве в случае необходимости определяют рентгенологическим методом костный возраст (скелетную зрелость). Обычно рентгенограмму кисти и локтевого сустава сравнивают с соответствующими стандартами, обращая внимание на состояние центров окостенения в хрящевой ткани и синостозирование (окостенение хрящевой пластинки в концевых отделах костей). Метод ценную информацию о развитии всего организма, так как скелетная зрелость согласуется с его физиологическим состоянием.

Психологическое развитие ребенка.

Окончание нейтрального детства примерно совпадает с окончанием дошкольного периода. Это значит, что основные личностные качества ребенка должны быть уже заложены. К концу дошкольного периода ребенок научается ориентироваться в социальной среде, общаться, у него развивается речь, такие психические функции как мышление, восприятие, память и др.

Самосознание.

Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть как взрослый, ребенок трех — четырех лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, отчасти даже не зная, в чем они заключаются. Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам.

Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ребенок шести — семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.

Через общение со взрослыми у ребенка развивается эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения.

В дошкольном возрасте постепенно осваивается социальное пространство, через стремление ребенка реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержке, через стремление реализовать свои притязания на признание. Конкретно это выражается через ожидание получить одобрение и быть оцененным как «хороший».

Источник

В
младшем школьном

возрасте

(7—11

лет) происходятзамена
молоч­ных
зубов на постоянные, наблюдается четкийподовойдиморфизмфизического
развития. Имеются различиямеждумальчикамиидевочками
как по типу роста и созревания, так ипо
формированию
полоспецифического телосложения. Быстро
развиваются сложней­шие координационные
движения мелких мышц, благодаря чему
возможно письмо. К 9—10 годам почти
заканчивается увеличение массы мозга,
достигающей к этому времени в среднем
1300 г. В этот период кора головного мозга
начинает все больше доминировать над
подкорковой областью с ее вегетативными
центрами. Улучшается память, повышается
интеллект. Обучение в школе дисциплинирует
детей, стимулирует их самостоятельность
и волевые качества; расши­ряется круг
интересов. Дети начинают жить интересами
коллектива. Снижается время, проводимое
на воздухе; часто нарушается режим
питания, возрастают нагрузки на нервную
систему и психику.

Старший
шкапный возраст

(с 12 до 17—18 лет) иногда называют
отро­чеством
.
Он характеризуется резким изменением
функции эндокрин­ных желез. Это период
бурного полового созревания у девочек
и его начала у юношей. Происходит
препубертатный ростовой скачок со
свойственной ему некоторой дисгармоничностью,
возникновением и развитием черт,
характерных для пола. Это самый трудный
период психологического развития,
формирования воли, сознательности,
нравственности. Нередко это достаточно
драматический пересмотр всей системы
жизненных ценностей, отношения к себе,
к родителям, сверстникам и обществу в
целом. Здесь и крайние суждения, и
край­ние поступки, стремление к
самоутверждению и конфликтам.

5.Принципы группировки детей по состоянию здоровья и показатели, приме­няемые для характеристики состояния детских и подростковых контингентов.

В
зависимости от состояния здоровья,
могут быть отнесены к сле­дующим
группам:

  • к
    I группе

    здоровья
    относятся здоровые дети, имеющие
    нормаль­ное физическое и психическое
    развитие, не имеющие анатоми­ческих
    дефектов, функциональных и
    морфофункииональных отклонений;

  • ко
    II группе здоровья

    относятся дети, у которых отсутствуют
    хро­нические заболевания, но имеются
    некоторые функциональные и
    морфофункциональные нарушения,
    реконвалесценты, осо­бенно перенесшие
    тяжелые и средней тяжести инфекционные
    заболевания; дети с общей задержкой
    физического развития без эндокринной
    патологии (низкий рост, отставание по
    уровню биологического развития), дети
    с дефицитом массы тела или избыточной
    массой тела, дети, часто и/или длительно
    болеющие острыми респираторными
    заболеваниями; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм или
    операций при сохран­ности соответствующих
    функций;

  • к
    III группе здоровья

    относятся дети, страдающие хроническими
    заболеваниями в стадии клинической
    ремиссии, с редкими обост­рениями, с
    сохраненными или компенсированными
    функциональ­ными возможностями, при
    отсутствии осложнений основного
    забо­левания; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    операций при условии компенсации
    соответствующих функций; степень
    компенсации не должна ограничивать
    возможность обуче­ния или труда
    ребенка, в том числе подросткового
    возраста;

  • к
    IV группе здоровья

    относятся дети, страдающие хроническими
    заболеваниями в активной стадии и
    стадии нестойкой клинической
    ремиссии
    с частыми обострениями, с сохраненными
    или компенсированными функциональными
    возможностями или неполной компенсацией
    функциональных возможностей; с
    хро­ническими
    заболеваниями
    в стадии
    ремиссии,
    но с ограничен­ными функциональными
    возможностями; дети с высокой веро­ятностью
    осложнений основного заболевания;
    дети, у которых основное заболевание
    требует поддерживающей терапии; дети
    с физическими недостатками, последствиями
    травм и операций с непашой
    компенсацией соответствующих функций,
    что в опре­деленной мере ограничивает
    возможность обучения или труда ребенка;

  • к
    V группе

    здоровья относятся дети, страдающие
    тяжелыми хро­ническими
    заболеваниями,
    с редкими клиническими ремисси­ями,
    с частыми обострениями, непрерывно
    рецидивирующим течением, с выраженной
    декомпенсацией функциональных
    воз­можностей организма, наличием
    осложнений основного заболе­вания.
    требующими постоянной терапии;
    дети-инвалиды; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    опера­ций с выраженным нарушением
    компенсации соответствующих функиий
    и значительным ограничением возможности
    обучения или труда.

Распределение
детей по группам здоровья широко
используется в педиатрии, но оно более
приемлемо для одномоментной оценки
состояния здоровья детей в коллективе.
Распределение детей по груп­пам
здоровья очень важно для:

  • характеристики
    здоровья детской популяции, получения
    статис­тических показателей здоровья
    и численности групп;

  • сравнительных
    сопоставлений в пространстве и времени,
    на раз­ных территориях;

  • оценки
    эффективности лечебно-профилактической
    работы детс­ких медицинских учреждений
    и отдельных врачей;

  • выявления
    и сравнения эффекта факторов риска,
    влияющих на коллективное здоровье
    детей;

  • определения
    потребности в специализированных
    службах и кад­рах.

Соседние файлы в папке экзамены 6 курс зима_1

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник