Что нужно ребенку для личностного развития

Что нужно ребенку для личностного развития thumbnail
Семь советов, как способствовать развитию ребенка

Рейтинг
32

Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. Занимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.

Читайте также:  Центр развития ребенка солнышко п чернянка белгородской области

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.57 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
12.03.2018

Источник

Мы мечтаем о том, чтобы вырастить детей успешными людьми. Прилагаем для этого все усилия: покупаем им лучшие игрушки, отводим как можно раньше на развивающие занятия, потом — заставляем зубрить уроки, взращивая «компьютер» с большим объемом информации, а не личность. Ведь нужно хорошо учиться в школе, потом поступить в престижный вуз, иначе как можно преуспеть в жизни? Хотя в глубине души чувствуем, что не в одной учебе тут дело. Тогда в чем же? В генах, судьбе, везении?

AdMe.ru проанализировал советы многих ученых и психологов и вывел всего три качества, которые принесут вашему ребенку успех в жизни.

Кто из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос заурядным, бедным человеком без большой цели в жизни? Пожалуй, таких родителей нет. Все хотят, чтобы дети стали более успешными, богатыми и счастливыми, чем мы сами. Так что же нужно для того, чтобы малыш рос уверенным в себе, умным и свободным человеком?

Есть много научных исследований на тему успеха, подтверждающих, что врожденные способности, интеллект и наследственность играют далеко не главную роль в жизни. Экономист Джеймс Хекман подтвердил эту теорию: он доказал, что показатель IQ практически не влияет на финансовое благополучие. А вот усердие, настойчивость и способность сотрудничать, напротив, имеют решающее значение. Однако воспитанию этих навыков не принято уделять должного внимания. Но в наших силах все изменить. Вот три главных навыка, развитием которых надо заниматься сегодня, чтобы завтра наши дети преуспевали в жизни.

1. Умение общаться с окружающими

Ученые из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка провели любопытное исследование. Они наблюдали за жизнью около 700 американских детей, начиная с ясельного возраста и до 25 лет, чтобы проследить связь между их социальными навыками в детстве и успехами во взрослой жизни.

Оказалось, что общительные малыши чаще, чем их замкнутые сверстники, добивались успеха в жизни: в большинстве случаев они окончили колледж, получили к 25 годам хорошую работу и не имели судимостей.

Вероятно, причина в том, что социально развитые дети могут спокойно находить язык с окружающими, избегать конфликтных ситуаций, быть полезными другим людям и уважать их чувства.

Причем умение общаться не сводится только к умению говорить. Автор бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называл умение общаться — то есть не столько говорить, сколько стараться понять собеседника — самым важным умением в жизни человека. «Когда мы не спим, мы почти все время общаемся. Но подумайте вот о чем: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать?»

Важно научить ребенка с уважением относиться к другим, уметь избегать конфликтных ситуаций и не быть эгоистичным. Этот навык пригодится ребенку еще в песочнице: дети, которые умеют договариваться, не будут лезть в драку за чужую лопатку, а придумают, как можно играть вместе на общую радость.

В школе такой ребенок не будет получать «неуды» за поведение и лишний раз портить отношения с учителями и сверстниками. А в случае неуспеваемости по какому-либо предмету просто попросит о помощи одноклассников.

Что тут говорить о взрослой жизни, где обладатели научных степеней зачастую не могут достичь успеха и хорошего дохода из-за своей замкнутости, неумения общаться и работать в команде. А более активные, пусть и не всегда отличающиеся высоким IQ люди занимают серьезные должности и становятся руководителями.

При этом важно помнить, что успех вовсе не измеряется одной лишь работой. Он складывается из многих факторов, главным из которых часто называют поддержку близких людей. Человек считает себя успешным, когда он становится профессионалом в своем деле, заводит крепкую семью и поддерживает отношения с друзьями, которые разделят с ним радость и поддержат в трудные периоды. А без развитых коммуникативных навыков завести близкие отношения бывает нелегко.

2. Целеустремленность

Известный американский психолог и писательница Анжела Дакворт, автор книги «Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей» считает главным в обретении успеха именно страстность и настойчивость в отношении долгосрочных целей.

Ее труд ярко проиллюстровал пословицу «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Вместе со своей исследовательской группой профессор Дакворт потратила несколько лет на наблюдение за кадетами в военной академии Вест-Пойнт, участниками конкурса орфографии, учителями и менеджерами по продажам. Целью исследования было предугадать, кто и благодаря чему окажется успешным в своем деле. У всех этих таких непохожих, на первый взгляд, людей, связанных с разными сферами, было нечто общее. И это не красота, сила или высокий IQ — это то, что профессор Дакворт назвала словом grit, или «твердостью характера».

Врожденные способности и талант почти никак не связаны с реальными достижениями во взрослой жизни, уверена психолог. А настоящий успех приносят целеустремленность и упорство. И помимо многолетнего исследования, существует множество примеров из жизни, когда целеустремленный середнячок достигает более высоких результатов, чем неорганизованный и ленивый человек с задатками гения.

3. Творческое мышление

Альберт Эйнштейн сказал: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».

Именно творческое мышление помогает нам находить порой неочевидный выход из самых трудных ситуаций и решать проблемы, которые нам подбрасывает жизнь. А это уже половина успеха.

Никто не знает, как будет выглядеть работа будущего, но ясно одно: она будет отличаться от нашей. Креативное мышление позволит нашим детям быстро ориентироваться на рынке труда, идти в ногу со временем и, возможно, создавать свои рабочие места.

Каким образом вы воспитываете в своем ребенке стремление к успеху? Нужно ли это делать вообще? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Иллюстратор Yekaterina Ragozina специально для AdMe.ru

Источник

Нормальное личностное развитие ребенка зависит от трех факторов: семья, окружение, возможности для получения знаний. Родители хотят для своих детей всего самого лучшего. В том числе и того, чтобы они приобрели самые достойные личностные качества.

Читайте также:  Заполните таблицу периоды развития ребенка

Стоит помнить, что каждый малыш уже с рождения имеет развитие личности ребенкасобственный характер. Он — индивидуальность. Дальше все дело за родителями. Конечно же, необходимо воспитание. Очень важно задуматься, как и чем живет ваша семья, ведь именно вы — главный пример для ваших детей.

Малыш должен учиться ставить перед собой цели, достигать их. Это не всегда просто, и на пути обязательно будут ошибки. Ограничивать его самостоятельность, возможность принимать решения нельзя. Без этого личность не может развиваться гармонично и полно.

Даже маленький ребенок — уже личность

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным, активным, интеллигентным, любил читать, уважал старших, занимался спортом… Этот список можно продолжать бесконечно, ведь положительных качеств характера и личности очень много.

Родители, конечно же, желают добра своем малышам. Но не развитие личности ребенкастоит забывать: ваш ребенок с самого начала уже личность, индивидуальность. С первых дней жизни он будет показывать свой характер: спокойный он или активный, крикливый. С каждым днем все яснее становится, что это действительно личность. Чем старше он будет, тем это очевиднее.

На какие-то ключевые составляющие личности человека повлиять почти невозможно, но это не значит, что нужно оставить его на произвол судьбы. Видя, какой он, ваш малыш, вы можете помочь ему что-то понять, а где-то проявить строгость. Воспитание дает многое для развития полноценной, гармоничной личности. При условии, конечно, что сами родители и окружение могут похвастаться положительными личностными качествами.

Ругать малыша за то, что он не хочет в 6 лет читать книжки, или слишком робкий, или, наоборот, его не переспорить, — не самое умное решение

. Проявлять агрессию — еще глупее со стороны взрослого человека. Это естественно, что у ребенка будет свой взгляд на жизнь, характер, увлечения и предпочтения. Хотя в основном на формирование личности оказывают влияние три фактора:

  • ближайшее окружение (родители);
  • среда (где, как, чем вы живете);
  • возможности для обучения и развития (школа, кружки, домашние занятия, чтение, музеи, театры…).

Ребенок берет пример со своих родителей, копирует их поведение. Не забывайте об этом.

Личностные черты

Если говорить про личностное развитие, то стоит начать с главного – с характеристики личности. Тип эмоционального контакта с окружающими складывается практически сразу же после рождения.

От некоторых младенцев так и веет тревогой. Они плачут, развитие личности ребенказанимают оборонительную позицию (выставляют сжатые кулачки перед собой). Другие же спят спокойно, мирно смотрят на происходящее вокруг, мало плачут. Тут нет никакого секрета. Наш мозг формируется все 9 месяцев, пока крошка находится у мамы в животе. Чем дальше, тем сложнее становится структура мозга и протекающие в нем процессы. Начинается внутренняя жизнь, складывается подсознание.

Во многом личностные черты зависят от первых дней и даже часов жизни малыша. В идеале должно быть так: ребенок родился – мама обняла его и не отпускает больше. Он помнит звук ее сердца, запах. Ему хорошо и спокойно, когда мама рядом с ним. Ведь он еще ничего не знает о мире – естественно, что он его пугает.

Однако очень часто бывает так, что ребенок родился, и его тут развитие личности ребенкаже понесли куда-то обмывать, пеленать, делать замеры. Маме в роддоме малыша приносят лишь на кормление. Ему некомфортно и страшно, он просто не понимает, что с ним произошло. Мозг уже работает, внутренняя жизнь крохи уже началась. И с первых дней мир вокруг – чужое место для него.

Это ведет не только к повышенной нервозности малыша – после этого взгляд на мир всегда может быть немного пессимистическим. Вырастая, человек забывает эту первую психологическую травму, но ощущение остается. Отсюда неуверенность в себе, замкнутость, некоммуникабельность. От этих первых минут или часов после рождения многое зависит. Они всегда оставляют видимый отпечаток на личности ребенка, а потом и взрослого человека.

Самостоятельность

Учиться всему нужно постепенно. Сначала дети смотрят, потом пытаются повторить, затем делают что-то вместе со взрослыми, и только потом уже — самостоятельно. Часто на такой процесс уходит не так уж много времени. Держать ручку, вилку, застегивать кофточку кроха может научиться за несколько минут или пару дней.

Главная цель развития — достижение этой самой развитие личности ребенкасамостоятельности. Сначала мы только разглядываем предметы, потом учимся держать головку, сидеть, ползать, только после этого начинаем ходить и бегать. За нас этого никто не может сделать. И это очень хорошо. Учиться – значит набираться опыта.

Если же вы не даете ребенку самому пройти этот путь от наблюдения до действия, то о какой самостоятельности может идти речь? А она необходима малышу, чтобы развиваться физически и психически. Многие мамы считают, что только они могут хорошо умыть личико ребенка, тщательнее почистить ему зубки, выбрать подходящую одежду. Крохе остается только стоять и ждать, пока о нем позаботятся. А что дает нам самостоятельность?

  1. Умение ставить цель и искать пути достижения.
  2. Способность логически мыслить, искать возможности решения проблемы.
  3. Использование личного опыта для достижения цели, получение нового опыта.
  4. Радость от достижения цели, успеха.
  5. Умение не опускать руки, стараться.
  6. Оценка собственных возможностей.
  7. Чувство независимости, уверенности в себе.

Это лишь 6 пунктов, а на самом деле самостоятельное решение проблемы дает нам очень много. «Лучше мамы никто не сможет сделать» — в этом много негативного для личностного развития человека.

Детям нужно давать пространство для самостоятельности, иначе они очень быстро поймут, как это удобно — во всем полагаться на родителей.

Умение ставить перед собой цель

Возраст от 3 до 6 лет очень важен. В этот период времени дети учатся ставить перед собой цели, планировать, искать развитие личности ребенкапути достижения желаемого. Это необходимо для того, чтобы научиться нормально жить в нашем обществе.

Цели могут быть большими или маленькими: вырасти и стать ветеринаром, самому проехаться на лифте, научиться завязывать шнурки, плести косичку и т.д. Главное не содержание, а сам процесс: ребенок ставит перед собой цель и идет к ее осуществлению.

Уже в этом возрасте можно понять, есть ли у малыша задатки лидера. Проявляются ли у него следующие положительные качества?

  • концентрация на цели;
  • уверенность в себе;
  • поиск решений;
  • логический подход;
  • творческий подход;
  • умение договариваться;
  • аккуратность, прилежность.

Или же, как только становится трудно, малыш бросает все на полпути? Тут важно, какой пример подают родители. Добиваться своей цели можно научиться, особенно если у тебя хорошие учителя.

Помогайте ему, подсказывайте. Сейчас все похоже на игру, но через несколько лет нужно развитие личности ребенкабудет идти в садик, школу, институт — начинается взрослая жизнь. Тут уже умение ставить цели и достигать результата очень важно. Также необходимо научить малыша самого принимать некоторые решения. Чем дальше, тем их больше и они сложнее.

Все это стимулирует психическое и личностное развитие. Если не будет самостоятельности, возможности принимать решения, ошибаться и учиться на своих ошибках, то личность получится незрелой, ей потребуется больше времени на взросление.

Факторы личностного развития

На процесс развития личности влияют три группы факторов. Каждый из них важен, и необходимо рассматривать их совместное влияние. Только тогда удается понять, что же происходит с ребенком, каким он вырастет, кем станет.

Семья

Здесь важно:

  • поведение родителей, общение их друг с другом;
  • общение с ребенком и внимание к нему;
  • нормы поведения в семье (уважение к старшим, нормы общения, лексикон…);
  • воспитание детей;
  • климат в семье.

Если отношения теплые, основанные на взаимном уважении и понимании, то ребенку гораздо проще вырасти гармоничной личностью. Агрессия в отношениях родителей, ссоры, крики, скандалы и оскорбления формируют иной взгляд на жизнь.

развитие личности ребенкаАгрессия порождает только агрессию. С детства видеть такое поведение родителей — значит создать у малыша неверное представление об общении, отношениях в семье. Это не может не отразиться пагубно на его личности.

Конечно же, необходимо воспитание. Тут родители могут проявить жесткость, давая понятие о том, что правильно, а что нет. Такие вещи мы держим в памяти, а потом они просто становятся частью нашей личности. И мы уже не можем бросить бумажку на улице или есть немытыми руками. Или же не помочь другу в сложной ситуации, пройти мимо того, кому необходима помощь.

Окружение

Кроме ближайших родственников, есть еще и более широкое окружение: соседи, друзья, родственники, даже случайные прохожие. Дети с раннего детства привыкли: то, что делают взрослые, безусловно правильно. Копируются не только слова, но и поведение. Отсюда складывается привычка.

Если все окружающие совершают те или иные действия, развитие личности ребенкамалыш воспринимает это как единственную норму поведения. Необходимо родиться удивительно сильной личностью, чтобы с детства видеть недостатки окружения, не поддаваться влиянию общества. Чаще всего малыш просто живет по законам той среды, в которой существует.

Родители должны это понимать. Если даже в не самой благополучной среде они сумеют создать нормальные условия для личностного развития, это уже поможет малышу.

Возможности для развития

От возможностей для развития и обучения тоже зависят личностные особенности человека. В период взросления нужно:

  • учиться;
  • общаться;
  • играть.

Таким образом у детей формируется понимание нашего мира, отношений между людьми. Учиться необходимо даже развитие личности ребенкамалышам: это заставляет мозг работать, логически мыслить. Чем активнее ведется умственная работа, тем лучше.

У детей уже с 1-1,5 лет появляется сильная потребность учиться, исследовать мир вокруг. Если сейчас подавить это желание, оно может больше и не возникнуть – личность не будет развиваться правильно, станет пассивной. С детьми нужно разговаривать, заниматься, что-то делать вместе. Очень тяжело выстраивать свою личность, если для этого нет «строительного материала»:

  • новых знаний;
  • социального и практического опыта;
  • впечатлений.

Все это ребенок получает через игры, общение, посещениеразвитие личности ребенка садика, кружков, спортивных секций. Спорт тоже многое дает, в первую очередь – волевое развитие личности.

Занимаясь спортом, мы очень быстро понимаем разницу между «хочу, не хочу» и «нужно, должен». А это уже ценное личностное качество — наличие воли.

Кроме того, от получения новых знаний, достижения целей дети испытывают нормальную радость и гордость. Это необходимо для того, чтобы научиться ценить себя. А еще – чтобы реально оценивать свои силы. Тогда уже можно будет ставить перед собой новые цели и контролировать их достижение.

Источник