Что нужно годовалому ребенку для развития
На чтение 8 мин.
Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.
Малыш в 1 год активно познает мир
Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?
Основные моменты
Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.
Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.
Развивающий центр для самых маленьких
Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.
Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в режим дня), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.
Развитие мелкой моторики у детей в год
- Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.
Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
- Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
- С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
- Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.
Игра с крупами развивает моторику
Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.
- Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
- Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.
Игры с тестом -развитие моторики
Как стимулировать развитие речи у малыша в год
- Годовалый ребенок любит кидать предметы и любит, когда кто-то их поднимает. Превратите это действие в развивающую логопедическую игру: поднимая игрушку, проговаривайте ее название так, чтобы ребенок мог повторить.
- С года можно пробовать с ребенком упражнения для тренировки языка и губ, например: двигаем высунутым языком вверх, вниз, по кругу; дуем на горячую еду; облизываем губы.
- Старайтесь говорить с карапузом короткими предложениями, четко проговаривая буквально каждую букву. Например, «Ку-роч-ка по зер-ныш-кам: ку-дах-тах-тах!».
Развитию речи способствуют совместные игры
- Проговаривайте свои действия при занятии повседневными делами: “Соня будет пить? Что будет пить Соня? Воду. Воду будет пить Соня».
- Поддерживайте и развивайте попытки крохи произнести первые слова, повторяйте их за ним. Он говорит, например, “Моко”. Мама развивает эту тему: “А мо-ло-ко! Ты хочешь мо-ло-ко? Сейчас я подогрею мо-ло-ко!».
Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.
Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год
- Знакомство с собой малыш начинает в младенчестве, а с года его интересует свое отражение в зеркале. Дети в этом возрасте любят себя рассматривать.
- Любимая игра в таком возрасте: “Где у мамы носик? А где у папы носик? А где твой носик”. Ребенок учится проводить параллель между собой и другим человеком, он пытается понять: кто он и кто его окружает.
Малыши очень любят игры-повторялки
- Бывает так, что в годик ребенок отказывается от купленных игрушек, предпочитая им домашнюю утварь: кастрюльки, ковшики и др. «Нельзя!» – редко действует на годовалых детей. Сядьте ближе к ребенку, возьмите понравившиеся предметы, пусть у малыша появится возможность изучить их со всех сторон.
- Сложные логические игрушки вряд ли будут интересны на втором году жизни. Банальные, на первый взгляд, матрешка, пирамидка, неваляшка или даже самодельные коробочки, вкладывающиеся друг в друга, – вот, что способствует развитию малыша в год в большей степени.
Как подобрать книжку для малыша?
Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.
Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки
Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год
- Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.
- Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
- Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
- Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.
Игры с водой – любят все дети
Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.
- Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.
Веселая физкультура для малыша
Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.
Развитие творческих способностей в год
- В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
- Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
- Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
- Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.
Первые музыкальные игрушки
Развитие социальных навыков у годовалых детей
- В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
- В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
- Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
- Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.
Даже самым маленьким нужна компания
Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.
Познание мира – главная задача ребенка в 1 год
Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.
Источник
Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?
Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!
Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.
Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.
Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.
Развитие речи
Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).
Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.
Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.
Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.
Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками
Развитие мелкой моторики и сенсорики
Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.
В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.
«Найди игрушку»:
- Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
- Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
- Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.
Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.
Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.
Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.
Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым
Развитие творческих способностей
Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.
Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.
Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.
Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете
Физическое развитие
С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?
Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.
Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.
Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого
Можно включить следующие упражнения:
- Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
- Бег («догонялки» с родителями).
- Подбрасывание мячика.
- Ходьба по наклонной плоскости.
- Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
- Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
- Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
- Ходьба на месте.
- Подъем рук вверх и в стороны.
- С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
- Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).
Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.
Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.
Источник
Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.
В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.
Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
- Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Рвем бумагу / вату;
- Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
- Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
- Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Возим каталку;
- Чистим вареное яичко;
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Учимся расстегивать липучки, молнии;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
- Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
- Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
- Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
- Составляем кубики друг на друга;
- Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина.
3. Рисование
4.Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
- Игра «Кто в домике живет?»;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
5.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ
6. Первые уроки
- Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;
- Изучаем цвета;
- Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
- Изучаем геометрические фигуры;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
7.Первые сюжетные игры
8.Прослушивание классической музыки
9.Двигательная активность
- Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
- Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
- Катаем/бросаем мяч.
10.Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки,
- учимся есть ложкой.
На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!
Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.
Искренне ваша, Яна Разначенко
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН — КОНСПЕКТ)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник