Что необходимо для хорошего развития ребенка

Что необходимо для хорошего развития ребенка thumbnail
Семь советов, как способствовать развитию ребенка

Рейтинг
32

Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. Занимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.57 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
12.03.2018

Источник

Вам не нужно быть экспертом по развитию ребенка, чтобы дать своему ребенку отличное начало жизни. Исследования подтверждают то, что мы знали это все время: любовь, внимание и базовый уход – это то, что нужно вашему ребенку. Чтобы помочь ребенку полностью раскрыть свой потенциал, выполните следующие простые шаги.

  1. Проявляйте любовь и внимание.

Научные данные показывают, что любовь, внимание и привязанность в первые годы жизни оказывают прямое и измеримое влияние на физический, умственный и эмоциональный рост ребенка. Эксперты говорят, что любовь и осязание также помогают развитию мозга вашего ребенка.

Как вы показываете свою любовь? Обнимайте, трогайте, улыбайтесь, подбадривайте, слушайте и часто играйте с малышом.

Также важно отвечайте на его плач, особенно в первые шесть месяцев или около того, эксперты утверждают, что в это время невозможно испортить ребенка. Тщательно следите за физическими потребностями вашего ребенка.

Реагируйте на вашего ребенка, когда он расстроен (а также когда он счастлив), это создает доверие и крепкую эмоциональную связь, по мнению Zero to Three, некоммерческой организации, занимающейся улучшением жизни младенцев, малышей и семей.

  1. Позаботьтесь об основах

Ребенок должен быть здоровым, чтобы он мог учиться и расти. Проводите регулярные обследования вашего ребенка и регулярно обновляйте прививки.

Сон также важен для вашего малыша, поэтому помогите ему успокоится. Клетки мозга вашего ребенка создают важные связи во время сна, которые помогают в обучении, движении и мышлении. Эти связи помогают вашему ребенку понять, что он видит, слышит, пробует на вкус, трогает, исследуя мир.

Грудное молоко и молочные смеси обеспечивают все питательные вещества, в которых нуждается ваш ребенок в течение первых шести месяцев, и составляют большую часть его рациона, по крайней мере, до первого дня рождения. Исследования показывают, что у детей на грудном вскармливании уровень аллергии, диареи, проблем с дыханием, ожирения и ушных инфекций ниже. Но если вы не можете кормить грудью (или не хотите кормить грудью), ваш ребенок также может развиваться, потребляя молочные смеси.

  1. Поговорите со своим ребенком

Исследования показывают, что дети, родители которых общаются с ними в детстве, развивают более продвинутые языковые навыки, чем дети, которые не получают много словесной стимуляции. (Вы даже можете начать во время беременности.)

Поговорите со своим ребенком, когда вы пеленаете, кормите и купаете его. Он ответит лучше, если знает, что слова направлены на него, поэтому постарайтесь смотреть на него, пока вы говорите. Не беспокойтесь о том, чтобы сказать что-то глубокое. Просто опишите, что вы делаете: «Папа наливает в ванну теплую воду, чтобы мы могли покупаться».

Родители, естественно, используют в разговоре с ребенком упрощенные предложения и фразы с высоким голосом. Эксперты говорят, что это помогает маленьким детям изучать язык, но, когда ваш ребенок становится старше, используйте обычный голос, чтобы у него были хорошие языковые навыки.

  1. Читайте своему ребенку

Читайте ребенку с первого дня. Чтение вслух – одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать, чтобы укрепить словарный запас вашего ребенка, стимулировать его воображение и улучшить его языковые и социальные навыки. Это также просто хорошая причина, чтобы обнять вашего ребенка!

Выбирайте печатные книги для детей, потому что они могут найти анимацию и звуковые эффекты в цифровых книгах и приложениях-историях очень отвлекающими.

  1. Стимулируйте чувства вашего ребенка

Вашему ребенку нужно знакомиться с разными людьми, местами и вещами, чтобы узнать о них. Каждое новое взаимодействие дает ему информацию о мире и его месте в нем. Даже самые простые ежедневные действия могут стимулировать развитие вашего ребенка.

Играйте в интерактивные игры (например, в прятки), вместе отправляйтесь на прогулки и походы по магазинам, и пусть ваш ребенок познакомится с новыми людьми.

Выбирайте игрушки и предметы с различными формами, текстурами, цветами, звуками и весом.

Включите любимую музыку во время игры или пойте колыбельные, когда вы укладываете спать своего ребенка.

Обеспечьте безопасные места, где ваш ребенок может ползать, путешествовать и в конечном итоге ходить, не слыша постоянно «нет» или «не трогай». Например, установите замки, защищающие от детей, на все шкафы на кухне, кроме одного. Наполните этот шкаф пластиковыми мисками, мерными чашками, деревянными ложками, кастрюлями и сковородками, с которыми ваш ребенок может безопасно играть.

Детей можно легко переутомить, поэтому не думайте, что вам нужно общаться с ребенком 24 часа в сутки или пытаться задействовать все его чувства сразу. Кроме того, врачи не советуют смотреть телевизор или показывать экраны детям младше 18 месяцев, в том числе включать телевизор на заднем фоне.

  1. Бросьте вызов своему ребенку

Когда ребенку нелегко заняться чем-то, ему нужно придумать, как выполнить задание. Не расстраивайте своего ребенка игрушками или занятиями, которые выходят за рамки его способностей, но дайте ему возможность немного размяться, чтобы он освоил новые навыки.

Например, если он пытается открыть ящик, не поддавайтесь желанию сделать это за него. Пусть он попробует сначала. Если он продолжает бороться, покажите ему, как это делается, затем закройте коробку, чтобы он мог попробовать снова самостоятельно.

  1. Берегите себя

Есть правда в высказывании, что счастливый родитель делает счастливого ребенка, поэтому будьте осторожны. Выполняйте физические упражнения каждый день (даже если вы просто гуляете с ребенком в коляске), ешьте здоровую пищу и высыпайтесь, чтобы вы получили достаточно отдыха.

Найдите способы разделить семейные и родительские обязанности со своим партнером, и если вы одинокий родитель, окружите себя людьми, которые могут помочь и поддержать вас.

И не забудьте уделить время себе. Быть родителем – особенно вовлеченным и активным – утомительно, и вам нужно время, чтобы перезарядиться.

Если вы перегружены заботой о своем ребенке или чувствуете себя подавленным, найдите кого-то, кому вы доверяете, чтобы поговорить.

Вы можете впасть в депрессию, если:

  • Вы чувствуете сильную грусть или беспокойство.
  • Вы не можете заботиться о себе или своем ребенке.
  • Вам больше не нравятся вещи, которые вы обычно делаете.

Любая из этих ситуаций требует беседы с вашим лечащим врачом и оценки, чтобы определить, есть ли у вас послеродовая депрессия.

  1. Найдите хороший уход за детьми

Если вы работаете вне дома или нуждаетесь в няне регулярно, качественный поставщик услуг по уходу за ребенком необходим для здорового развития вашего ребенка. Независимо от того, является ли ваш воспитатель няней, родственником или работником дневного ухода, она должна быть опытной, заботливой и уважаемой, с искренней любовью к детям и энергией, которая поможет вашему ребенку процветать.

Источник

Начиная с 2 лет для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.

Посмотреть на примере…

Пока бабушка хватается за голову от количества занятий, на которые еще до школы ей приходится «таскать» внучка или внученьку, родители ищут возможности оптимизации расходов на дошкольное образование. А так ли на самом деле нужны в таком нежном возрасте развивающие занятия, детский центр и самые разные методики развития детей дошкольного возраста? Давайте попробуем разобраться.

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.

Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.

Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.

Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.

К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.

Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.

Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».

Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» — отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.

Родителям на заметку:
Сын катает машинку. Спросите его: «Куда машинка едет?» — «На стройку? А что на этой стройке строят?». Если ребенок совсем маленький и еще не разговаривает, то специалисты по речевому развитию советуют все равно поговорить с ребенком о том, чем он в данный момент занимается.

Занятия с детьми

Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.

Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).

Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.

Родителям на заметку:
Дочка нарисовала девочку. Попросите рассказать об этой девочке: «Как ее зовут?», «Где и с кем она живет?». А впоследствии можно попробовать вместе с ребенком придумать рассказ об этой девочке.

Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.

Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.

Родителям на заметку:
Можно отбирать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать вместе с ребенком. Потом можно обсудить прослушанное, однако настолько образное мышление доступно только детям после 5-6 лет и раньше не стоит задавать вопросы типа: «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» — ребенок вас просто не сможет понять.

У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.

Развитие ребенка в домашних условиях

Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.

Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.

К таким ошибкам относятся:

  • запугивание,
  • подавление самостоятельности,
  • злоупотребление наказаниями.

Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:

  • всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
  • в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
  • прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.

Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.

Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.

Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.

Дошкольные центры развития ребенка

Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое – своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.

Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:

  • мотивацию к обучению,
  • способность концентрироваться,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • организованность,
  • дисциплинированность.

Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:

  • зона развития двигательной активности;
  • зона развития мелкой и крупной моторики;
  • зона сенсорных ощущений;
  • зона речевого развития;
  • творческая зона;
  • зона приобретения практических навыков самостоятельности.

Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.

А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.

Методика Никитиных — классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:

  • решительности,
  • логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
  • закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).

Источник