Что может влиять на развитие ребенка при беременности

Все развитие, начиная от созревания по­ловой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза.

        Периоду прогенеза соответствует созревание гамет (яйце­клетки и сперматозоида) до оплодотворения. В этот период возможно возникновение па­тологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследствен­ных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриут­робного и внеутробного развития (см. Меди­когенетическое консультирование).

Период киматогенеза исчисляется с мо­мента оплодотворения и образования зиго­ты до родов и делится на три периода.

Первый период — бластогенез — про­должается с момента оплодотворения до 15-го дня беременности, когда идет дробле­ние яйца, заканчивающееся выделением эмбрио- и трофобласта. Патология этого периода называется бластопатией. Она мо­жет проявиться в нарушении имплантации (например, внематочная беременность, приращение плаценты), различных тяжелых пороках развития плода, плаценты. Чаще всего бластопатии приводят к выкидышу в первый месяц беременности.

Второй период — эмбриогенез — охва­тывает отрезок времени с 16-го по 75-й день беременности, когда осуществляетсяосновное формирование органов и образу­ются амнион и хорион. Патология этого периода называется эмбриопатией. К ос­новным видам эмбриопатий относят врож­денные пороки развития, которые охваты­вают чаще не один орган, а систему или системы органов. Беременность, как прави­ло, заканчивается выкидышем, внутриут­робной смертью плода, рождением нежиз­неспособного ребенка.

Третий период — фетогенез — продол­жается с 76-го по 280-й день, когда идет дифференцировка и созревание тканей плода, а также образование плаценты, за­канчивающееся рождением плода. Патоло­гия этого периода называется фетопатией. Фетопатии могут быть инфекционными или неинфекционными. Проявляются чаще всего гипотрофией плода или наоборот крупными его размерами (например, диабе­тическая фетопатия), а также отставанием созревания различных органов.

Какие же факторы вызывают патологию внутриутробного развития плода в различ­ные периоды?

Среди повреждающих факторов, кото­рые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зача­тия, можно выделить 5 групп. Это лекарст­венные препараты, физические факторы внешней среды (радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери (заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери (краснуха, цитомегало-вирус, вирус герпеса, вирус иммунодефици­та человека и др.). Особенно неблагоприят­ное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, мо­мент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода воз­никают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается.

Лекарственные препараты

Часто приходится принимать различные препараты до и во время беременности в связи с осложнениями состояния здоровья.

Некоторые препараты оказывают крайне неблагоприятное действие на развитие по­ловых клеток, развитие эмбриона и плода, вплоть до его гибели. При этом основным объектом воздействия вводимых при бере­менности лекарственных препаратов явля­ется мама, а невольным получателем их — ребенок. Поэтому крайне опасно занимать­ся самолечением при беременности, а так­же на этапе ее планирования, особенно во второй фазе менструального цикла, в кото­рой может произойти непосредственно за­чатие.

Особенно губительно действие запре­щенных лекарственных веществ на будуще­го ребенка в первые три месяца беременно­сти, которые характеризуются формирова­нием зачатков основных органов плода — действие повреждающих факторов может привести к развитию пороков у ребенка, часто несовместимых с жизнью.

С момента образования плаценты дейст­вие повреждающих факторов хоть и не вызывает выраженные уродства у плода, но приводит к повреждению органов, которые на данный момент формируются.

Какие же препараты нельзя принимать во время беременности?

Антибиотики. Стрептомицин практически полностью проникает через плаценту к плоду. При применении этого препарата, особенно между 3-м и 5-м месяцами бере­менности, может вызвать нарушения фор­мирования органа слуха и после рождения проявиться глухотой.

Канамицин и Гентамицин. Также могут вызвать поражение органа слуха у ребенка, однако их действие выражено слабее, чем у Стрептомицина.

Тетрациклин. При приеме Тетрациклина в ранние сроки беременности могут быть аномалии развития у плода, при приеме в более поздние сроки может нарушаться за­кладка зубов.

Левомицетин. Применение этого антиби­отика вызывает малокровие у плода.

Сульфаниламиды (Бисептол, Бактрим). Могут приводить к поражению головного мозга будущего малыша.

Метронидазол. Не рекомендуется исполь­зовать в первом триместре беременности.

Леворин. Не рекомендуется использовать в первом триместре беременности.

Гризеофулъвин. Вызывает пороки разви­тия у плода. Противопоказан во время бе­ременности.

Препараты хинина вызывают задержку психического развития, нарушение слуха, врожденную глаукому, аномалии мочеполо­вой системы.

Противоопухолевые средства. Категори­чески противопоказаны при беременности. Вызывают множественные пороки развития у плода, выкидыш.

Гормональные препараты.

Глюкокортикоиды. У новорожденных мо­жет быть угнетение коры надпочечников и другие крайне неблагоприятные осложне­ния.

Препараты женских и мужских половых гормонов и их синтетические аналоги: проге-стины, эстрогены, эрготамин, диэтилститль­бестрол, андрогены, тестостерон, метилтес-тостерон — вызывают развитие мужских черт у плода женского пола, врожденные де­фекты органов кровообращения, женские признаки у плода мужского рода, новообра­зования гениталий у плода женского пола, дефекты матки, пениса, недоразвитие поло­вых желез, задержку развития ребенка после его рождения.

Препараты тестостерона (прегнин, нор-стероиды). Возможно, развитие у плодов женского пола явлений ложного мужского гермафродитизма.

Эстрогены. Диэтилстильбестрол вызыва­ет развитие опухолей влагалища и шейки матки у девушек, матери которых во время беременности получали длительное время и в высоких дозах этот препарат. У плодов мужского пола, возможно, поражение вы­водных протоков предстательной железы, крипторхизм.

Антикоагулянгы. Эти препараты широко используются для профилактики и тера­пии тромбозов и тромбоэмболии во время беременности. При этом гепарин и низкомолекулярные гепарины (Фраксипарин) не вызывают состояние кровоточивости у плода и новорожденного. В противопо­ложность этому антикоагулянты непрямо­го действия (Неодикумарин, Синкумар, Фенилин, Варфарин) переходят через пла­центу и могут вызвать состояние несвер­тываемости крови, что весьма опасно воз­никновением кровоизлияния в головной мозг плода при родах. Эти препараты мо­гут также вызвать атрофию зрительного нерва, задержку развития, эпилептический синдром, кровотечения у плода и ново­рожденного.

Мочегонные препараты. Наиболее силь­ный из мочегонных препарат фуросемид может нарушить мочеобразование у плода. Кроме того, он снижает содержание калия в крови у будущей мамы, что сопровожда­ется спазмами мышц. Поэтому фуросемид нежелательно использовать во время бере­менности.

Аспирин. Не рекомендуется принимать в первом триместре беременности и за 2—3 недели до родов. Однако, при особых по­казаниях аспирин женщинам может назна­чаться в низких дозах, начиная с этапа пла­нирования беременности с прекращением его приема в вышеназванные периоды бе­ременности. Аспирин и препарат из этой же группы индометацин могут вызвать по­вышение давления в легочных артериях, кровотечения, внутричерепные кровоизли­яния и смерть плода.

Резерпин. Это препарат от повышенного артериального давления. При длительном применении этого препарата у новорожден­ного может наблюдаться так называемый «резерпиновый ринит» вследствие отека слизи­стой оболочки полости носа, а также явления сонливости, снижение частоты сердцебиения, снижение температуры тела. Поэтому резер­пин противопоказан во время беременности.

Хлортиазид, также применяемый при по­вышении артериального давления, может вызвать угнетение нервной системы, повы­шение артериального давления, анемию у плода.

Ингибиторы АПФ — Энап, Капотен — вызывают аномалии мочеполовой системы у плода.

Антидепрессанты (Амитриптилин, Ими-зин). В отношении этих препаратов нет данных о вызванных ими уродствах у пло­да, однако фирмы-производители не реко­мендуют использовать их в ранние сроки беременности.

Транквилизаторы(Диазепам, Мепротан). Мепротан не рекомендуется принимать в ранние сроки беременности из-за возмож­ного неблагоприятного действия на эмбри­он. Диазепам может вызвать лекарственную интоксикацию у плода, недоразвитие и раз­двоение конечностей, низкое артериальное давление.

Противосудорожные препараты (Фено­барбитал, Фенибут) вызывают поражение печени и центральной нервной системы плода.

Средства для ингаляционного наркоза(Эфир, Галотан) могут вызвать выкидыш.

Противодиабетические препараты (Хлор-пропамид, Диабетон) вызывают пороки развития опорно-двигательного аппарата, поджелудочной железы.

Средства для лечения зоба (Метимазол, Мерказолил) вызывают изъязвление воло-ситой части головы, врожденные заболева­ния щитовидной железы у плода.

Во время беременности противопока­заны также и некоторые виды лекарст­венных растений, поэтому казалось бы безвредное лечение народными методами может привести к печальным последст­виям.

Некоторые из средств народной медици­ны: базилик, вербена, душица, мирровое дерево, можжевельник, пастушья сумка, листья малины, полынь, пустырник, ро­машка аптечная, тимьян обыкновенный — могут вызвать сокращения матки.

Другие: анис, клевер, люцерна, солодка голая, высокие дозы шалфея, хмель обык­новенный — гормональные нарушения.

Характеристика некоторых препаратов по степени оказания вреда на плод

Не доказано вредности для плода в экспери­ментах на животных

Обнаружен вред в экспе­риментах на животных, для человека опасность не доказана

Доказано вредное влия­ние на человека. Назна­чаются только в экстрен­ных случаях

Высокий риск вредного вли­яния на плод.

Абсолютно противопоказаны во вре­мя беременности

Азлоциллин

Адреналин

Азатиоприн

Параметадион

Амилорид

Альдактон

Альдактон

Триметадион

Амоксициллин

Аминокапроновая

Амитриптилин

Эстрадиол

Амфотерицин

кислота

Ацетогексамид

Эстрон

Апрессин

Ангиотензин

Пелентан

Ацетилдигоксин

Аспирин

Пеницилламин

Бензил-пенициллин

Атропин

Резерпин

Парацетамол

Ацетилхолин

Реланиум

Перитол

Бенемицин

Седуксен

Пиопен

Бетаметазон

Спиронолактон

Пиперазин

Персантин

Стрептомицин

Пиперазин

Пилокарпин

Сулиндак

Полимиксин

Пилокарпин

Сульфадиазин

Пробенецид

Примахин

Сульфадиметоксин

Ритодрин

Пропранолол

Сульфаметазин

Соматостатин

Протамин

Таривид

Сулиндак

Рифампицин

Тетрациклин

Тайленол

Скополамин

Тиогуанин

Тербуталин

Стрептокиназа

Толазамид

Тикарциллин

Суксилен

Толбутамид

Фен отер о л

Теофиллин

Фенитоин

Цефазолин

Урокиназа

Фентанил

Цефаклор

Физостигмин

Хлорохин

Цефалексин

Финоптин

Хлорпропамид

Этамбутол

Флагил

Фтивазид

Фуразолидон

Хлортетрациклин

Доксициклин

Ципробай

Циклофосфамид

Ципрофлоксацин

Цитарабин

Цисплатина

Также противопоказаны: женьшень, бе­лена, дурман, красавка, барбарис, чистотел, пассифлора, спорынья, софора, багульник, зверобой, пижма, алоэ, гиацинт, лилия бе­лая, папоротник, петрушка (чаи), сон-тра­ва, фенхель, молочай, хмель, солодка, кру­шина, можжевельник, кубышка, паслен, мак, чилибуха.

Чтобы обезопасить себя от неблагопри­ятного влияния лекарственных препаратов, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Никогда не прибегать к самолечению.

  • Уменьшить опасность заболеваний во время беременности (ограничение кон­тактов с больными людьми, в том чис­ле и в семье; избегать употребления продуктов, вызывающих аллергию; не находиться в скученном пространстве: общественный транспорт, метро, ры­нок).

  • При назначении лекарственных препара­тов акушером-гинекологом или врачами других специальностей необходимо по­интересоваться о возможных побочных эффектах и противопоказаний к этому препарату.

  •   Если вы, не зная о беременности, упо­требляли какой-либо противопоказан­ный лекарственный препарат (в том чис­ле гормональные контрацептивы), необ­ходимо проконсультироваться у вашего акушера-гинеколога и генетика для ре­шения о дальнейшем пролонгировании беременности.

Алкоголь

При систематическом употреблении да­же небольшого количества алкогольных на­питков во время беременности и употреб­ление его в момент зачатия ребенка («дети праздника») может возникнуть так называ­емый алкогольный синдром плода, который характеризуется множественными аномали­ями развития, а также нарушениями физи­ческого и психического развития ребенка в дальнейшем.

Риск возникновения алкогольного син­дрома плода повышается при систематиче­ском употреблении алкоголя от 30 до 50% даже на самых ранних сроках беременнос­ти. Особенно опасен даже эпизодический прием алкоголя, если он приходится на так называемый критический период развития плода (в момент зачатия, имплантации или когда в этот промежуток времени формиру­ется тот или иной орган или система орга­низма, что может привести к их порокам развития).

Алкогольный синдром плода проявляет­ся следующими признаками: нарушениями со стороны нервной системы, замедлени­ем роста тела, аномалиями лица, внутрен­них органов и конечностей. Нарушения со стороны нервной системы выражаются в снижении интеллекта, нарушении коорди­нации движений, состоянием возбужде­ния. Задержка роста начинается еще во внутриутробном периоде и становится особенно заметной после рождения ребен­ка. Развитие алкогольного синдрома пло­да обусловлено прямым воздействием на эмбрион и плод этилового спирта и его продуктами распада (уксусный альдегид, или ацетальдегид). Оба вещества быстро проникают через плаценту и накапливаются в органах и тканях плода, особенно в центральной нервной системе. Токсичес­кое действие этилового спирта на плод усиливается благодаря отсутствию в пече­ни плода алкогольдегидрогеназы — фер­мента, разрушающего этанол у взрослых. Дети, родившиеся у родителей, злоупо­треблявших алкогольными напитками (и уж тем более употреблявших их во время или непосредственно перед беременнос­тью), внешне могут и не отличаться от обычных, но у них намного больше веро­ятность появления умственной неполно­ценности, задержки в интеллектуальном и физическом развитии. 

Наркотики

Частота возникновения врожденных аномалий у детей наркоманов составляет 2,5—3%. Отмечается замедленное развитие плода, выше частота мертворождений. Основной опасностью является смерть новорожденного, связанная с полным прекращением поступления наркотиков в его организм. Прием кокаина во время бе­ременности опасен как для матери, так и для плода. Среди осложнений у будущей матери выделяют судороги, разрывы сосу­дов головного мозга, инфаркт миокарда, нарушение ритма сердца, внезапную смерть. Прием кокаина во время беремен­ности вызывает выкидыши, преждевремен­ные роды, задержку внутриутробного раз­вития плода, внутриутробную гибель плода, может привести к множественным порокам развития у плода (врожденные пороки го­ловного и спинного мозга, почек), а к ин­сульту у новорожденного. Морфин, героин и марихуана вызывают выраженные невро­логические расстройства у ребенка. 

Курение

  В сигаретном дыме обнаружено более 4000 вредных веществ, в том числе анти­генные, мутагенные, канцерогенные. Наличие этих веществ позволяет объяснить вредные последствия курения. Среди них окись углерода — токсичный газ, наруша­ющий транспорт кислорода и способный вызвать нарушения функции нервной сис­темы.

Особенно губителен никотин, который обладает выраженным сосудосуживающим действием и оказывает благодаря этому от­рицательное влияние на процессы кровооб­ращения в матке и плаценте. У интенсив­но курящих женщин беременность часто заканчивается самопроизвольными выки­дышами. Никотин — это крайне ядовитое вещество, которое, поступая в кровь бере­менной, может попросту отравить или да­же задушить еще неродившегося младенца, ибо зародыш — особенно в первые 2—3 ме­сяца, — оказывается, очень чувствителен к кислородной недостаточности, а она при курении табака неизбежна.

Кроме никотина в сигаретном дыме со­держатся другие токсичные продукты, вследствие чего у беременных снижается аппетит, масса тела, развивается дефицит витаминов, снижение иммунитета. У куря­щих во время беременности женщин дети рождаются с дефицитом массы тела 300 г и более. Дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка. Су­щественное влияние на развитие плода имеет и пассивное курение. Отмечено, что при нахождении в прокуренном помеще­нии также развивается задержка развития плода.

Тем не менее ни за что не соглашайтесь на рентгенологические исследования, если его можно заменить другим видом диагно­стики (например, ультразвуковым). 

  Химические вещества

  Для беременных представляют факторы высокого риска такие вещества, как сви­нец, ртуть, пары бензина, фенола, фор­мальдегида, соединения кадмия, марганца, фтора, мышьяка, пестициды.

Известно, что свинец, независимо от то­го, попадет ли он в пищеварительный тракт в виде солей или вдыхается с воздухом в виде окиси свинца, может вызвать наруше­ние развития головного мозга у ребенка и умственную отсталость.

При воздействии ртути на организм бе­ременной у ее новорожденного возникают детские церебральные параличи и недораз­витие головного мозга.

Поэтому контакт с этими веществами во время беременности должен быть макси­мально ограничен.

Источник

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.

К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.

Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?

Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.

Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?

Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.

Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.

Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!

А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?

В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.

Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.

Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.

Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?

Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.

Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.

Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.

Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.

Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?

Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.

На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?

Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.

Давай поговорим?

Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.

За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.

Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.

Маленькие слушатели

В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!

Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».

Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.

Источник