Что может влиять на развитие ребенка при беременности
Все развитие, начиная от созревания половой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза.
Периоду прогенеза соответствует созревание гамет (яйцеклетки и сперматозоида) до оплодотворения. В этот период возможно возникновение патологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследственных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриутробного и внеутробного развития (см. Медикогенетическое консультирование).
Период киматогенеза исчисляется с момента оплодотворения и образования зиготы до родов и делится на три периода.
Первый период — бластогенез — продолжается с момента оплодотворения до 15-го дня беременности, когда идет дробление яйца, заканчивающееся выделением эмбрио- и трофобласта. Патология этого периода называется бластопатией. Она может проявиться в нарушении имплантации (например, внематочная беременность, приращение плаценты), различных тяжелых пороках развития плода, плаценты. Чаще всего бластопатии приводят к выкидышу в первый месяц беременности.
Второй период — эмбриогенез — охватывает отрезок времени с 16-го по 75-й день беременности, когда осуществляетсяосновное формирование органов и образуются амнион и хорион. Патология этого периода называется эмбриопатией. К основным видам эмбриопатий относят врожденные пороки развития, которые охватывают чаще не один орган, а систему или системы органов. Беременность, как правило, заканчивается выкидышем, внутриутробной смертью плода, рождением нежизнеспособного ребенка.
Третий период — фетогенез — продолжается с 76-го по 280-й день, когда идет дифференцировка и созревание тканей плода, а также образование плаценты, заканчивающееся рождением плода. Патология этого периода называется фетопатией. Фетопатии могут быть инфекционными или неинфекционными. Проявляются чаще всего гипотрофией плода или наоборот крупными его размерами (например, диабетическая фетопатия), а также отставанием созревания различных органов.
Какие же факторы вызывают патологию внутриутробного развития плода в различные периоды?
Среди повреждающих факторов, которые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зачатия, можно выделить 5 групп. Это лекарственные препараты, физические факторы внешней среды (радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери (заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери (краснуха, цитомегало-вирус, вирус герпеса, вирус иммунодефицита человека и др.). Особенно неблагоприятное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, момент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода возникают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается.
Лекарственные препараты
Часто приходится принимать различные препараты до и во время беременности в связи с осложнениями состояния здоровья.
Некоторые препараты оказывают крайне неблагоприятное действие на развитие половых клеток, развитие эмбриона и плода, вплоть до его гибели. При этом основным объектом воздействия вводимых при беременности лекарственных препаратов является мама, а невольным получателем их — ребенок. Поэтому крайне опасно заниматься самолечением при беременности, а также на этапе ее планирования, особенно во второй фазе менструального цикла, в которой может произойти непосредственно зачатие.
Особенно губительно действие запрещенных лекарственных веществ на будущего ребенка в первые три месяца беременности, которые характеризуются формированием зачатков основных органов плода — действие повреждающих факторов может привести к развитию пороков у ребенка, часто несовместимых с жизнью.
С момента образования плаценты действие повреждающих факторов хоть и не вызывает выраженные уродства у плода, но приводит к повреждению органов, которые на данный момент формируются.
Какие же препараты нельзя принимать во время беременности?
Антибиотики. Стрептомицин практически полностью проникает через плаценту к плоду. При применении этого препарата, особенно между 3-м и 5-м месяцами беременности, может вызвать нарушения формирования органа слуха и после рождения проявиться глухотой.
Канамицин и Гентамицин. Также могут вызвать поражение органа слуха у ребенка, однако их действие выражено слабее, чем у Стрептомицина.
Тетрациклин. При приеме Тетрациклина в ранние сроки беременности могут быть аномалии развития у плода, при приеме в более поздние сроки может нарушаться закладка зубов.
Левомицетин. Применение этого антибиотика вызывает малокровие у плода.
Сульфаниламиды (Бисептол, Бактрим). Могут приводить к поражению головного мозга будущего малыша.
Метронидазол. Не рекомендуется использовать в первом триместре беременности.
Леворин. Не рекомендуется использовать в первом триместре беременности.
Гризеофулъвин. Вызывает пороки развития у плода. Противопоказан во время беременности.
Препараты хинина вызывают задержку психического развития, нарушение слуха, врожденную глаукому, аномалии мочеполовой системы.
Противоопухолевые средства. Категорически противопоказаны при беременности. Вызывают множественные пороки развития у плода, выкидыш.
Гормональные препараты.
Глюкокортикоиды. У новорожденных может быть угнетение коры надпочечников и другие крайне неблагоприятные осложнения.
Препараты женских и мужских половых гормонов и их синтетические аналоги: проге-стины, эстрогены, эрготамин, диэтилститльбестрол, андрогены, тестостерон, метилтес-тостерон — вызывают развитие мужских черт у плода женского пола, врожденные дефекты органов кровообращения, женские признаки у плода мужского рода, новообразования гениталий у плода женского пола, дефекты матки, пениса, недоразвитие половых желез, задержку развития ребенка после его рождения.
Препараты тестостерона (прегнин, нор-стероиды). Возможно, развитие у плодов женского пола явлений ложного мужского гермафродитизма.
Эстрогены. Диэтилстильбестрол вызывает развитие опухолей влагалища и шейки матки у девушек, матери которых во время беременности получали длительное время и в высоких дозах этот препарат. У плодов мужского пола, возможно, поражение выводных протоков предстательной железы, крипторхизм.
Антикоагулянгы. Эти препараты широко используются для профилактики и терапии тромбозов и тромбоэмболии во время беременности. При этом гепарин и низкомолекулярные гепарины (Фраксипарин) не вызывают состояние кровоточивости у плода и новорожденного. В противоположность этому антикоагулянты непрямого действия (Неодикумарин, Синкумар, Фенилин, Варфарин) переходят через плаценту и могут вызвать состояние несвертываемости крови, что весьма опасно возникновением кровоизлияния в головной мозг плода при родах. Эти препараты могут также вызвать атрофию зрительного нерва, задержку развития, эпилептический синдром, кровотечения у плода и новорожденного.
Мочегонные препараты. Наиболее сильный из мочегонных препарат фуросемид может нарушить мочеобразование у плода. Кроме того, он снижает содержание калия в крови у будущей мамы, что сопровождается спазмами мышц. Поэтому фуросемид нежелательно использовать во время беременности.
Аспирин. Не рекомендуется принимать в первом триместре беременности и за 2—3 недели до родов. Однако, при особых показаниях аспирин женщинам может назначаться в низких дозах, начиная с этапа планирования беременности с прекращением его приема в вышеназванные периоды беременности. Аспирин и препарат из этой же группы индометацин могут вызвать повышение давления в легочных артериях, кровотечения, внутричерепные кровоизлияния и смерть плода.
Резерпин. Это препарат от повышенного артериального давления. При длительном применении этого препарата у новорожденного может наблюдаться так называемый «резерпиновый ринит» вследствие отека слизистой оболочки полости носа, а также явления сонливости, снижение частоты сердцебиения, снижение температуры тела. Поэтому резерпин противопоказан во время беременности.
Хлортиазид, также применяемый при повышении артериального давления, может вызвать угнетение нервной системы, повышение артериального давления, анемию у плода.
Ингибиторы АПФ — Энап, Капотен — вызывают аномалии мочеполовой системы у плода.
Антидепрессанты (Амитриптилин, Ими-зин). В отношении этих препаратов нет данных о вызванных ими уродствах у плода, однако фирмы-производители не рекомендуют использовать их в ранние сроки беременности.
Транквилизаторы(Диазепам, Мепротан). Мепротан не рекомендуется принимать в ранние сроки беременности из-за возможного неблагоприятного действия на эмбрион. Диазепам может вызвать лекарственную интоксикацию у плода, недоразвитие и раздвоение конечностей, низкое артериальное давление.
Противосудорожные препараты (Фенобарбитал, Фенибут) вызывают поражение печени и центральной нервной системы плода.
Средства для ингаляционного наркоза(Эфир, Галотан) могут вызвать выкидыш.
Противодиабетические препараты (Хлор-пропамид, Диабетон) вызывают пороки развития опорно-двигательного аппарата, поджелудочной железы.
Средства для лечения зоба (Метимазол, Мерказолил) вызывают изъязвление воло-ситой части головы, врожденные заболевания щитовидной железы у плода.
Во время беременности противопоказаны также и некоторые виды лекарственных растений, поэтому казалось бы безвредное лечение народными методами может привести к печальным последствиям.
Некоторые из средств народной медицины: базилик, вербена, душица, мирровое дерево, можжевельник, пастушья сумка, листья малины, полынь, пустырник, ромашка аптечная, тимьян обыкновенный — могут вызвать сокращения матки.
Другие: анис, клевер, люцерна, солодка голая, высокие дозы шалфея, хмель обыкновенный — гормональные нарушения.
Характеристика некоторых препаратов по степени оказания вреда на плод
Не доказано вредности для плода в экспериментах на животных
Обнаружен вред в экспериментах на животных, для человека опасность не доказана
Доказано вредное влияние на человека. Назначаются только в экстренных случаях
Высокий риск вредного влияния на плод.
Абсолютно противопоказаны во время беременности
Азлоциллин
Адреналин
Азатиоприн
Параметадион
Амилорид
Альдактон
Альдактон
Триметадион
Амоксициллин
Аминокапроновая
Амитриптилин
Эстрадиол
Амфотерицин
кислота
Ацетогексамид
Эстрон
Апрессин
Ангиотензин
Пелентан
Ацетилдигоксин
Аспирин
Пеницилламин
Бензил-пенициллин
Атропин
Резерпин
Парацетамол
Ацетилхолин
Реланиум
Перитол
Бенемицин
Седуксен
Пиопен
Бетаметазон
Спиронолактон
Пиперазин
Персантин
Стрептомицин
Пиперазин
Пилокарпин
Сулиндак
Полимиксин
Пилокарпин
Сульфадиазин
Пробенецид
Примахин
Сульфадиметоксин
Ритодрин
Пропранолол
Сульфаметазин
Соматостатин
Протамин
Таривид
Сулиндак
Рифампицин
Тетрациклин
Тайленол
Скополамин
Тиогуанин
Тербуталин
Стрептокиназа
Толазамид
Тикарциллин
Суксилен
Толбутамид
Фен отер о л
Теофиллин
Фенитоин
Цефазолин
Урокиназа
Фентанил
Цефаклор
Физостигмин
Хлорохин
Цефалексин
Финоптин
Хлорпропамид
Этамбутол
Флагил
Фтивазид
Фуразолидон
Хлортетрациклин
Доксициклин
Ципробай
Циклофосфамид
Ципрофлоксацин
Цитарабин
Цисплатина
Также противопоказаны: женьшень, белена, дурман, красавка, барбарис, чистотел, пассифлора, спорынья, софора, багульник, зверобой, пижма, алоэ, гиацинт, лилия белая, папоротник, петрушка (чаи), сон-трава, фенхель, молочай, хмель, солодка, крушина, можжевельник, кубышка, паслен, мак, чилибуха.
Чтобы обезопасить себя от неблагоприятного влияния лекарственных препаратов, необходимо придерживаться следующих правил:
Никогда не прибегать к самолечению.
Уменьшить опасность заболеваний во время беременности (ограничение контактов с больными людьми, в том числе и в семье; избегать употребления продуктов, вызывающих аллергию; не находиться в скученном пространстве: общественный транспорт, метро, рынок).
При назначении лекарственных препаратов акушером-гинекологом или врачами других специальностей необходимо поинтересоваться о возможных побочных эффектах и противопоказаний к этому препарату.
Если вы, не зная о беременности, употребляли какой-либо противопоказанный лекарственный препарат (в том числе гормональные контрацептивы), необходимо проконсультироваться у вашего акушера-гинеколога и генетика для решения о дальнейшем пролонгировании беременности.
Алкоголь
При систематическом употреблении даже небольшого количества алкогольных напитков во время беременности и употребление его в момент зачатия ребенка («дети праздника») может возникнуть так называемый алкогольный синдром плода, который характеризуется множественными аномалиями развития, а также нарушениями физического и психического развития ребенка в дальнейшем.
Риск возникновения алкогольного синдрома плода повышается при систематическом употреблении алкоголя от 30 до 50% даже на самых ранних сроках беременности. Особенно опасен даже эпизодический прием алкоголя, если он приходится на так называемый критический период развития плода (в момент зачатия, имплантации или когда в этот промежуток времени формируется тот или иной орган или система организма, что может привести к их порокам развития).
Алкогольный синдром плода проявляется следующими признаками: нарушениями со стороны нервной системы, замедлением роста тела, аномалиями лица, внутренних органов и конечностей. Нарушения со стороны нервной системы выражаются в снижении интеллекта, нарушении координации движений, состоянием возбуждения. Задержка роста начинается еще во внутриутробном периоде и становится особенно заметной после рождения ребенка. Развитие алкогольного синдрома плода обусловлено прямым воздействием на эмбрион и плод этилового спирта и его продуктами распада (уксусный альдегид, или ацетальдегид). Оба вещества быстро проникают через плаценту и накапливаются в органах и тканях плода, особенно в центральной нервной системе. Токсическое действие этилового спирта на плод усиливается благодаря отсутствию в печени плода алкогольдегидрогеназы — фермента, разрушающего этанол у взрослых. Дети, родившиеся у родителей, злоупотреблявших алкогольными напитками (и уж тем более употреблявших их во время или непосредственно перед беременностью), внешне могут и не отличаться от обычных, но у них намного больше вероятность появления умственной неполноценности, задержки в интеллектуальном и физическом развитии.
Наркотики
Частота возникновения врожденных аномалий у детей наркоманов составляет 2,5—3%. Отмечается замедленное развитие плода, выше частота мертворождений. Основной опасностью является смерть новорожденного, связанная с полным прекращением поступления наркотиков в его организм. Прием кокаина во время беременности опасен как для матери, так и для плода. Среди осложнений у будущей матери выделяют судороги, разрывы сосудов головного мозга, инфаркт миокарда, нарушение ритма сердца, внезапную смерть. Прием кокаина во время беременности вызывает выкидыши, преждевременные роды, задержку внутриутробного развития плода, внутриутробную гибель плода, может привести к множественным порокам развития у плода (врожденные пороки головного и спинного мозга, почек), а к инсульту у новорожденного. Морфин, героин и марихуана вызывают выраженные неврологические расстройства у ребенка.
Курение
В сигаретном дыме обнаружено более 4000 вредных веществ, в том числе антигенные, мутагенные, канцерогенные. Наличие этих веществ позволяет объяснить вредные последствия курения. Среди них окись углерода — токсичный газ, нарушающий транспорт кислорода и способный вызвать нарушения функции нервной системы.
Особенно губителен никотин, который обладает выраженным сосудосуживающим действием и оказывает благодаря этому отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. У интенсивно курящих женщин беременность часто заканчивается самопроизвольными выкидышами. Никотин — это крайне ядовитое вещество, которое, поступая в кровь беременной, может попросту отравить или даже задушить еще неродившегося младенца, ибо зародыш — особенно в первые 2—3 месяца, — оказывается, очень чувствителен к кислородной недостаточности, а она при курении табака неизбежна.
Кроме никотина в сигаретном дыме содержатся другие токсичные продукты, вследствие чего у беременных снижается аппетит, масса тела, развивается дефицит витаминов, снижение иммунитета. У курящих во время беременности женщин дети рождаются с дефицитом массы тела 300 г и более. Дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка. Существенное влияние на развитие плода имеет и пассивное курение. Отмечено, что при нахождении в прокуренном помещении также развивается задержка развития плода.
Тем не менее ни за что не соглашайтесь на рентгенологические исследования, если его можно заменить другим видом диагностики (например, ультразвуковым).
Химические вещества
Для беременных представляют факторы высокого риска такие вещества, как свинец, ртуть, пары бензина, фенола, формальдегида, соединения кадмия, марганца, фтора, мышьяка, пестициды.
Известно, что свинец, независимо от того, попадет ли он в пищеварительный тракт в виде солей или вдыхается с воздухом в виде окиси свинца, может вызвать нарушение развития головного мозга у ребенка и умственную отсталость.
При воздействии ртути на организм беременной у ее новорожденного возникают детские церебральные параличи и недоразвитие головного мозга.
Поэтому контакт с этими веществами во время беременности должен быть максимально ограничен.
Источник
Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.
К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.
Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.
Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.
Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?
Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.
Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?
Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.
Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.
Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!
А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?
В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.
Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.
Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.
В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.
Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.
Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.
Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?
Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.
Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.
Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.
Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.
Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?
Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.
На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?
Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.
Давай поговорим?
Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.
За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).
Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.
Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.
Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.
Маленькие слушатели
В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.
Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!
Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.
Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».
Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.
Источник