Что может дать игра по сюжету сказки для развития ребенка
Наталья Карасёва
Игры по сказкам
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №41
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
методическое пособие для педагогов
Игры по сказкам для детей старшего возраста.
Разработала воспитатель МБДОУ д/с № 41
Карасёва Наталья Николаевна
Пояснительная записка
Дошкольный возраст — возраст сказки. На протяжении дошкольного возраста сказка выступает одним из основных источников познания и освоение окружающего мира. Ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка. Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные игры: подвижные, дидактические и творческие. Встреча со сказочными героями в процессе игры побуждает детей еще раз вспомнить русские народные, а также авторские сказки (или любое другое произведение, её героев; позволяют детям раскрыть и активизировать свои способности. Развить сообразительность, мышление, а также формировать интерес к художественной литературе.
Цель: Закомство детей с играми, которые помогут сформировать интерес к художественной литературе, всесторонне развить ребёнка. Сначала это заклички, потешки, песенки и, конечно же потом сказки.
Задачи: развивать образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, связную речь, умение быть раскрепощенным. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
Пальчиковые игры
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук.
«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«Поросята»
Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Фонарики».
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
Дидактические игры:
Цель: закреплять названия народных и авторских сказок, их героев; прививать интерес и любовь к художественной литературе (сказкам). Отгадывание загадок со сказочными героями.
1. «Волшебные предметы»: называются предметы из разных сказок, а дети должны их отгадать.
2.«Волшебные слова»:
а. По щучьему веленью, по моему … (хотенью).
б. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной… (как лист перед травой).
в. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели).
3. «Угадайте сказку по трем словам»
— Коза, козлятки, волк (“Волк и 7 козлят”)
— Петух, ледяная избушка, заяц («Заюшкина избушка»)
— Медведь, маша, короб пирогов («Маша и Медведь»)
— Наф — наф, волк, соломенный дом («Три поросенка»)
— Царь, Иванушка, конек-горбунок («Конек-горбунок»)
— Аленушка, яблонька, баба-яга («Гуси-лебеди»)
— Сестрица Аленушка, козленочек, баба-яга («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
— Стрела, Иван царевич, кощей — бессмертный («Царевна — лягушка»)
— Дед, бабка, золотая рыбка («Золотая рыбка») — Ёжик, заяц, палочка выручалочка («Палочка — выручалочка Сутеева»)
-Иванушка -дурачок, щука, печка( «По-щучьему велению»)
— Ласточка, девочка с дюйм, крот («Дюймовочка») и др.
4. «Назови вторую половину»
Цель: взрослый называет первую половину имени героя, а дети – вторую.
Ход: Барон (Мюнхгаузен, старуха (Шапокляк, Винни (Пух, Соловей (Разбойник, доктор (Айболит, сестрица (Аленушка, дядя (Степа, Федор, черепаха (Тортилла, Елена (Прекрасная) Красная (Шапочка, Иванушка (Дурачок, Змей (Горыныч, Иван (Царевич, Кощей (Бессмертный, Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин, крокодил (Гена, Мальчик (с пальчик, Муха (Цокотуха, Василиса (Премудрая, Конек (Горбунок)
Подвижные игры
«Мухи в паутине»
Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение слушать и выполнять команды по сигналу.
Ход: Часть детей изображают паутину. Они встают в круг и опускают руки. Другие дети изображают мух.Они жужжат: ж-ж-ж, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока мухи не будут пойманы.
«У медведя во бору»
Цель: Развивать ловкость; умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве.
Ход: Играющие выбирают медведя по считалке, определяют место его берлоги на одном конце площадки, дети — в другом конце. Они идут в лес за грибами,ягодами и напевают песню:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем и другие игры. Творческие игры:
Цель: развивать образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, связную речь, умение быть раскрепощенным.
«Встречи героев»: Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»: Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.
8
«Новые сказки»: Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказкечто-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»: Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»: Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.
Источник
Татьяна Вишнякова
Роль сказки в развитии ребенка и организация игр со сказками дома
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, так как язык сказки прост и поэтому доступен всем. Родителям предоставляется возможность, не в назидательной форме, а ненавязчиво, через сказку воспитывать своих детей, ведь сказка способствует формированию у детей нравственных понятий. Почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошими быть лучше, что надо стремиться делать добро.
Очень важно как ребенок воспринимает сказку, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком. Особенно важно видеть сказку как бы со стороны. Самостоятельно рассказывая и проигрывая сказку, ребенок проживает сюжет вместе со сказочными героями, говорит их языком. Через сказку идет формирование образности речи, воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные, выразительные средства.
Когда мы начали заниматься сказкотерапией, то поняли, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка, оказалось, что для более полного усвоения сказки ее необходимо прожить вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Поэтому мы советуем вам после чтения сказки дома, рисовать вместе с детьми, восстанавливая в памяти, различные ее эпизоды. Вы увидите, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает лучше понять сюжет сказки и облегчает процесс ее рассказывания.
При выполнении совместных работ с детьми, мы рекомендуем вам, изображать место, где происходит действие сказки с помощью отрезков ткани, различающихся по форме, фактуре, размеру, цвету.Например: широкое поле можно изобразить из ткани с ромашками и васильками, лес – тканью разных оттенков зеленого цвета, ручеек – длинной голубой лентой из шифона. Так постепенно дети начнут понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и фауны страны.
Следующий этап – проживание сказки через обоняние, то есть с помощью запахов. Вот предлагаем вам в баночки положить разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех).В коллекцию может входить: корица, грецкий орех, горчица, лавровый лист, душистый горошек, хрен, мята, лук, апельсиновые и лимонные сушеные корки и другие (все это можно найти на кухне). Читая или рассказывая сказку можно подбирать к каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Можно сказать, что «нос», то есть развитое обоняние, помогает детям «ощутить» сказку более разносторонне и богато, например, при ответе на вопрос, как пахнет избушка на курьих ножках, дети вместе с вами могут решить, из каких запахов можно составить «аромат» дома бабы яги.
Что бы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, можно использовать звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, ложки, крышки от кастрюль, любые предметы, которые при встряхивании шумят. Создавать звуки можно и с помощью голоса.
Играя с ребенком дома в игры со сказками,можно использовать и такой прием: взрослые создают шум, а дети слушают, закрыв глаза, затем говорят о том, что представили. На втором этапе игры взрослые и дети меняются местами. Такие игры способствуют сближению взрослых и детей и установлению между ними доброжелательных отношений.
Творчество и воображение развиваются так же в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще, и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием надевают на себя то, что им особенно нравиться, или то, что, по их мнению, подходит к персонажу. Поэтому чаще используйте дома игры с переодеванием, которые позволяют перевоплощаться в героев разных сказок и обыгрывать сюжет.
Таким образом,через разные действия: рисунки, составление декораций и костюмов, подбор запахов, звуков и музыки, ребенок активно, творчески познает мир конкретной сказки и сказочный мир вообще.
Источник
Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.
Когда наступает возраст сказок
Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.
Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм – то, что нужно для развития речи.
Потешки кликабельные:
Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.
Читаем также: “Сказка на ночь” или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?
Влияние сказок
Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.
Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.
Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.
Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.
Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.
Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.
У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.
Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>
Какие сказки читать детям
Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?
Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.
- Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
- Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.
Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:
- Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
- Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
- Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.
При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.
Читаем далее:
- Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
- Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
- Влияние музыки на развитие ребенка
- Влияние современных гаджетов на детей
- Значение игры в жизни ребенка
Влияние западных мультиков на детей
Источник