Что мешает развитию речи ребенка

Что мешает развитию речи ребенка thumbnail

12 причин: почему ребенок не говоритПричины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Читайте также:  Упражнения для ребенка отсталого в развитии

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Источник

14.05.2019 Елена САДОВСКАЯ. Фото Александра ЧУГУЕВА.

Во сколько ребенок должен заговорить и как «расшевелить» молчаливого малыша? Можно ли вылечить заикание? Дефект речи – это приговор? На вопросы, волнующие молодых мам и не только, отвечает врач-дефектолог бобруйской городской детской поликлиники №2 Галина Валько.

Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.

Последние 10 лет количество маленьких бобруйчан с дефектами речи практически не меняется, говорит Галина Михайловна. Лишь незначительно увеличивается число сложных нарушений: дефект произношения нескольких звуков, невнятная невыразительная речь, плохая дикция. Причины этого, объясняет врач, можно искать и в плохой экологии, и в том, как у женщины протекали беременность и роды, и даже то, что родители мало общались и разговаривали с малышом.

– Речь – наиболее уязвимая структура, и любой неблагоприятный фактор воздействует на нее, – уточняет дефектолог.

Если ребенок до двух лет не говорит фразами – повод обратиться к дефектологу

Есть нормативные сроки развития детской речи, уточняет врач-дефектолог Галина Валько. Ребенок, который развивается нормально:

  • в 10-14 недель – непроизвольно улыбается,
  • в 2-3 месяца – с улыбкой реагирует на родное лицо,
  • в 4-6 месяцев – улыбается на дружеский тон голоса,
  • в 6 месяцев – произносит четыре и больше слогов подряд и постоянно разговаривает сам с собой и другими
  • к 9 месяцам – произносит первые слова,
  • к 2 годам – у ребенка должна появиться фразовая речь,
  • в 3 года – малыш уже разговаривает с помощью простых предложений, постоянно задает вопросы,
  • в 5-6 лет – пользуется сложными предложениями, умеет пересказывать, рассказывать, произносит все звуки правильно, различает их на слух и в произношении.

По словам дефектолога, если ребенок в полтора года молчит или изъясняется жестами, или в два года не говорит фразами – паниковать не нужно, но стоит обратиться к врачу.

КСТАТИ. Мальчики заговаривают позднее

Из-за анатомо-физиологических особенностей строения головного мозга у мальчиков развитие речи запаздывает на 3-4 месяца. Считается, что речевой центр ребенка формируется до 9 лет.

Если все идет нормально, то развитие речи ребенка в обычной обстановке внезапно прекратиться не может, поясняет врач. Такое может произойти только из-за серьезного заболевания, стресса, черепно-мозговой травмы, или если ребенок попадет в группу к плохо говорящим детям, которым он начнет подражать.

Телевизор, компьютер и планшет разговаривать не научат

Для нормального развития речи малышу важно живое общение, подчеркивает Галина Валько, он должен видеть, как произносится слово, с какими эмоциями:

– Если ребенок еще что-то не понимает, то, глядя на родителей, начинает им подражать.

С рождения с детьми важно разговаривать на нормальном языке, без «сюсюканья» и каких-то забавных слов.

Чтобы закрепить его словарный запас, после того, как выучили цвета, например, попросите ребенка принести предмет конкретного цвета.

Читайте также:  Закаливание и физическое развитие ребенка летом консультация для родителей

Не стоит забывать и о пользе колыбельных. Ребенок слышит голос родителя, рифмованную речь, а это способствует развитию речевого центра. Важны также чтение сказок и пение детских песенок.

Занятие проводит Галина Валько с маленьким пациентом.Занятие проводит Галина Валько с маленьким пациентом.

Хорошими помощниками в стимулировании речи маленького ребенка станут всевозможные стихи-потешки, игры с движениями, упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнение на дыхание (дуть на мыльные пузыри, на одуванчики, на теннисный шарик от пинг-понга).

Для развития дикции подходят чистоговорки и скороговорки.

– А вот знакомить ребенка с гаджетами до трех лет не стоит, – дает совет врач-дефектолог.

Максимум, который можно позволить двухлетнему малышу – это смотреть мультики по телевизору, но не более десяти минут в день. А после просмотра родителям нужно проговорить и обсудить с ним мультфильм.

Кроме гаджетов, к числу вредных привычек, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка, дефектолог относит всевозможные пюре из баночек, перетертую пищу, соски, бутылочки и сосание пальца. И поясняет, почему:

– Жевание пищи развивает артикуляционный аппарат ребенка. Поэтому, как только педиатр разрешит, малышу надо давать твердую пищу. В два года ребенок уже должен жевать зубами, а не глотать перетертую еду. От сосок, бутылочек и привычки сосать пальчик ребенка желательно отучить до года. Если этого не сделать, то в дальнейшем это скажется на его произношении.

Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.

Произношение можно исправить в любом возрасте

Раньше самым проблемным звуком считался «Р». Кстати, неправильное произношение этого звука, а также шипящих «Ж», «Ш», «Ч» и «Щ» может быть из-за короткой уздечки языка. И если ее не получится растянуть с помощью специальных упражнений, уздечку даже придется подрезать у стоматолога. После этого у некоторых детей произношение восстанавливается самостоятельно, а некоторым звук приходится «ставить» дополнительно.

На исправление дефекта у каждого ребенка может уйти разное количество времени.

– Был случай, когда за три занятия пятилетнему мальчику мы смогли поставить сразу два звука – «Л» и «Р», – вспоминает доктор. – Но там был развитый ребенок: в 3,5 года он уже читал.

На скорость исправления дефекта также влияет, насколько сплоченно работают родители и врач.

– К сожалению, многие родители считают, что их задача состоит только в том, чтобы заметить дефект и привести ко мне малыша, – замечает Галина Михайловна. – Но это не так. Успех в исправлении звука на двадцать процентов зависит от работы специалиста и на восемьдесят – от выполнения заданий дома.

Какие книги могут быть помощниками родителям в формировании правильной речи ребенка:

  • «Альбом по развития речи», В.С. Володина
  • «Альбом по развитию речи для самых маленьких», С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова
  • «Большая книга тестов. 3-4 года», С.Е. Гаврина
  • «Умные книжки 5-6 лет. Вправо-влево, вверх-вниз», О.Н. Земцова
  • серия пособий «Проверяем знания дошкольника».

Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.

После постановки и автоматизации звука правильность произношения надо контролировать в течение трех-четырех месяцев, иначе дефект может вернуться.

Чем грозит неправильное произношение звуков

Неправильное произношение, кроме «косметического» дефекта, может отразиться на письме и чтении, т. е., если ребенок, допустим, говорит «лыба» вместо «рыба», то и писать он может так же.

А еще у него могут возникнуть проблемы при поступлении в некоторые высшие учебные заведения (дошкольное образование, силовые структуры и т. п.).

Но не стоит отчаиваться тем, кто в детстве не исправил свое произношение. По словам дефектолога, исправить подобное нарушение возможно в любом возрасте, правда, чем старше, тем больше времени и усилий на это понадобится.

– Если ребенку достаточно заниматься 30 минут в день, чтобы исправить произношение, то взрослому – уже час-полтора.

Чтобы избежать искажения, специалист не рекомендует «ставить» звук самостоятельно. Лучше вначале обратиться к специалисту, а потом уже заниматься дома.

Заикание – на всю жизнь

Причина заикания – ослабленная нервная система, поясняет дефектолог. Но несмотря на то, что проблема эта не вылечивается, и бывших заикающихся не существует, этот дефект можно сделать практически незаметным для окружающих, если научиться контролировать свою речь.

– Первое правило для тех, кто заикается – подумать, вдохнуть и говорить, – говорит Галина Валько.

Читайте также:  Поговорки для развития речи ребенку 3 лет

В ТЕМУ. Знаменитости, у которых есть проблемы с произношением:

  • Российский актер Гоша Куценко с детства не выговаривал букву «Р», во взрослом возрасте исправил этот недостаток.
  • Американская певица Мадонна шепелявит и считает это своей особенностью.
  • Российский певец и актер Сергей Шнуров специфически выговаривает звук «С».
  • Российский актер Иван Охлобыстин слегка картавит, но это не помешало ему сделать карьеру.
  • Известные россияне Никита Михалков и Филипп Киркоров, так же, как и американские знаменитости Брюс Уиллис, Энтони Хопкинс и Джулия Робертс, с детства страдали от заикания, но научились контролировать этот дефект своей речи.

Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.

Источник

К сожалению, современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 10-15 назад. Число детей с нарушениями речи увеличивается. Для этого существуют разные причины.

1. Индивидуальные особенности.

Каждый ребёнок особенный и развивается по своему «сценарию». Не страшно, если ваш малыш начал ходить на пару месяцев раньше сынишки подруги, а свои первые слова сказал на несколько месяцев позже. У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития.

Если ребёнок начинает говорить с незначительным опозданием, то это нормально, малыш догонит своих сверстников и будет благополучно развиваться.

2. Отсутствие потребности говорить.

У ребёнка, которого очень сильно опекают родители, бабушки и дедушки, стараются предугадать все его желания, просто нет потребности в том, чтобы выражать свои мысли и желания при помощи слов.

3. Бедная речевая среда.

С самого рождения малышу необходимо слышать речь. Если с ребёнком не общаются во время кормления, одевания, купания, т.е. постоянно, то развитие речи будет замедленным.

4. Двуязычие в семье.

Дети в двуязычных семьях зачастую начинают говорить позже. Постоянно слыша два языка, они попадают в более трудные условия, чем их сверстники, которым нужно усвоить только один язык.

Чтобы мысленно разграничить два языка, необходимо определённое время. По этой причине задержка речи, недочёты в грамматическом оформлении фразы, неполные предложения вполне допустимы.

5. Некомфортные психологические условия.

Бесспорно, стрессы сильно влияют на детей. Испуг, нездоровая психологическая обстановка в семье, частые ссоры между членами семьи могут быть причиной для отставания в речевом развитии.

Для нормального развития детям нужны спокойная обстановка, позитивные эмоции и комфортный распорядок дня.

6. Обратная реакция.

Иногда родители бывают очень настойчивы, стремясь «разговорить» малыша. Если у ребёнка упрямый характер или по какой-то причине он не желает идти на уступки, то такие просьбы могут дать обратный результат: малыш вообще может отказаться от общения.

7. Наследственность.

Если ребёнок не торопится начать говорить, нужно узнать, когда у его мамы и папы появилась речь. Наследственность — важный фактор. Возможно, ребёнку просто достались гены не очень разговорчивого родителя.

8. Тяжёлая беременность и роды.

Нормальному развитию нервной системы ребёнка могут помешать проблемы при беременности или тяжёлые роды.

Обычно, такие проблемы выявляются во время обследования у невролога в раннем возрасте, но могут начать проявляться в период активного речевого развития.

9. Проблемы со слухом.

Чтобы накопить достаточный активный словарный запас нужно, чтобы ребёнок слышал речь окружающих. Если малыш не слышит речь или слышит слабо, у него в любом случае возникнут речевые проблемы.

10. Аномалии артикуляционного аппарата.

Если тонус артикуляционных мышц нарушен, укорочена подъязычная уздечка, наблюдается неправильный прикус или другие нарушения, то это также приведёт к нарушению речи.

Обязательно обратите внимание, если ребёнок затрудняется жевать твёрдую пищу, у него обильное слюнотечение, часто открыт рот.

11. Отклонения в интеллектуальном развитии.

Речь тесно связана с интеллектуальным и психическим развитием ребёнка. Наследственные заболевания, аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, умственная отсталость, бесспорно, скажутся и на формировании речи.

Чтобы помочь ребёнку начать говорить, важно установить причины задержки речи. Не нужно ждать, пока неговорящий малыш заговорит сразу развёрнутыми фразами. Консультация специалиста позволит выявить причины и поможет найти пути её решения.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник