Что играет главную роль в развитии речи ребенка
Наталия Телешева
Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования:
1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Речевой образец воспитателя как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Образец используется:
• при работе с картинкой;
• при пересказе;
• при рассказывании из личного опыта;
• для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.
Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна
Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван. «
Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.
К ним мы относим:
1. разговор с детьми
2. поручения и задания
3. беседы
4. рассказывание
5. чтение
6. письма
7. заучивание стихотворений.
Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
Список использованной литературы
1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
3. Столяр А. А. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.
4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
Источник
Зенина Галина Юрьевна
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладе вают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказыва ния (например, пересказ простой небольшой сказки) предъяв ляют к речи два важных требования:
- связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, на пример, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
- она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к бо лее сложным ее формам (например, к творческому рассказы ванию).
Характерной особенностью детей дошкольного возра ста является подражательная речь, которая обусловлена свое образием их восприятия и мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста под ражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред ственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспи тателя?
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающи ми людьми, следует учитывать следующее.
- Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разго ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
- На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упраж няются в овладении русским языком.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Речевой образец воспитателя как в повседневном об щении, так и на занятиях должен применяться при осуще ствлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сде лать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно боль шое значение, так как дети усваивают новые слова в пра вильном звучании.
Образец используется:
- при работе с картинкой;
- при пересказе;
- при рассказывании из личного опыта;
- для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.
Методика применения образца в обучении детей рас сказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необхо димо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
- Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
- Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хоро шо говорящих детей).
- Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна
Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребён ка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ре бёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопро сам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван.»
Один и тот же вопрос не должен повторяться несколь ко раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют ил люстративного материала, а черпают содержание из го товых запасов представлений детей.
К ним мы относим:
- разговор с детьми
- поручения и задания
- бесе ды
- рассказывание
- чтение
- письма
- заучива ние стихотворений.
Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
- Столяр А.А.. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.
- Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
Источник
МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»
РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
- развитие лексики;
- формирование грамматики речи;
- развитие связной речи дошкольников;
- обучение детей общению и речевому этикету;
- знакомство с различными жанрами детской литературы.
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой
деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его
словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь
становится более связной. (Д. Б. Эльконин).
Воспитатель Шуткина Н.А.
Источник