Что характеризуется высоким уровнем развития игровой деятельности ребенка

Что характеризуется высоким уровнем развития игровой деятельности ребенка thumbnail

Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте активность ребенка нарастает и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность. Игра –  форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Критерий игры — создание мнимой ситуации. Мотив игры — стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. На разных этапах развития детям свойственны игры в соответствии с общим характером данного этапа.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно — манипулятивный и конструктивный характер. Начинает развиваться игра сюжетно — отобразительная. Ребенок играет один с разными игрушками, он может изображать далекие сюжеты не считаясь с реалистичностью действий.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Основное направление игры — имитация отношений между людьми.

У старших дошкольников (6 — 7 лет) наблюдаются длительные игры с прочно сложившимся сюжетом, выполнение правил, заключенных в роли и обусловленных сюжетом игры. Выбор сюжета игры определяются относительно более устойчивыми интересами. По мере взросления возрастает интерес к коллективным играм. Дети чётко договариваются, кто кем будет. Происходит сознательная и целевая подготовка игры. Сюжеты отражают все более далекие сферы действительности, в т.ч. общественные явления.

Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, в которой постулировалось следующее: игра есть исполнение обобщенных желаний; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Эта теория нашла свое развитие в работах Д.Б. Эльконина, в которых было показано, что игра черпает свои сюжеты из условий жизни детей и социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень:

1). Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка».

2). Роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком.

3). Действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1). Основное содержание игры – действие с предметом. Но на первый план выходит соответствие игрового действия реальному.

2). Роли детьми называются, намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью.

3). Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1). Основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.

2). Роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка.

3). Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.

4). Опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться.

Четвертый уровень:

1). Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

2). Роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер.

3). Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком.

4). Нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Однако эти уровни являются возрастными не в том смысле, что они определены именно возрастом, у детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней. 

Основные особенности дидактических игр

Дидактическая игра — одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Являются разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Основные особенности:

1. Являются обучающими — создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру: дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача -основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Определяется целями обучения и воспитания детей. Для детей обучающая задача формулируется как игровая и реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п.

Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное — несъедобное» и т.д.

Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Игровые действия — это не всегда практические внешние действия (рассмотреть, сравнить, разобрать и др.) Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Являются заданными, помогают педагогу управлять игрой, влияют и на решение дидактической задачи — они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры выполняют следующие функции:

— Обучающую: организуют познавательную деятельность детей.

-Организующую: определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.

— Дисциплинирующую: оговаривается, что именно нужно делать.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.

Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях — соблюдение принципов обучения.

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

 1. Совершенствование и закрепление знаний. Ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

 2.Усваивают новые знания и умения разного содержания.

Классификация дидактических игр

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр относится к классификации по использованию материала. По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

— Словесные игры.  Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.  В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает — не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

— С предметами и игрушками. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

— Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.

— Настольно-печатные игры. Отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров. Помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

— Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, по характеру игровых действий, по числу участников в них.

По содержанию дидактические игры можно разделить на:

— Математические. Направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.

— Сенсорные. Направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков.

— Речевые. Способствуют развитию речи у детей.

— Музыкальные. Направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями.

— Природоведческие. Через игру ребёнок учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое.

— Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры — «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?» и др.

— По изобразительной деятельности. Для формирования у детей знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности.

Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

С.И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

Игры-путешествия. Цель -усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.

Игры-предположения. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине».

Игры-загадки — в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги) — основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета — темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях — «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие».

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые — с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр. Отметим, что только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой. Дидактические игры весьма сложны для руководства, поскольку необходимо вызвать интерес к игре у детей. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному, так как в каждом возрасте свои психофизиологические особенности.

Список литературы:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду — Москва, 1987 г.

4. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика — Москва, 2000г.

5. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С. 105-112.

6. Логинова В. И. Формирование словарях/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984).

7. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004. — 315 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2000. — кн.1: Общие основы психологии. — 345 с.

9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.

10. Оксана Ушакова: Программа развития речи дошкольников. Редактор: Цветкова Т. В. Издательство: Сфера, 2019 г. Серия: Развиваем речь. 

11. Эльконин Д. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с. (Серия «Сам себе психолог»).

.

Источник

Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,

выше своего обычного повседневного поведения,

он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над

уровнем своего обычного поведения»

Л. С. Выготский

1) Общая характеристика игры дошкольника.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.

Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.

Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.

Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.

Цель — объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).

Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.

Основные виды игр.

Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).

Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).

Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.

Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.

2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.

В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.

Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.

Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.

К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.

Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.

3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.

Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.

Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:

1) подражательно процессуальные

2) драматические (по определенному сюжету)

3) игры по сюжету с несложными правилами

4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры

Значение игры.

З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.

Для примера возьмем игру «Чье это место?»

Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.

Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.

Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.

Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.

Развитие игровой деятельности дошкольника.

Список использованной литературы:

1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3

2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»

3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»

4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»

Источник