Что должно насторожить в развитии ребенка до года

26 марта 2019742 тыс.

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни 
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни 
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни 
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни 
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Читайте также:  Питание беременной по неделям развития ребенка таблица

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Читайте также:  Группы раннего развития для особого ребенка

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

Родовые травмы– Почему сейчас так много родовых травм, случаев гипоксии ребенка в родах, других осложнений?

– Нарушений в процессе беременности и родов было много всегда. Но раньше работал естественный отбор. До революции было в порядке вещей рожать много детей – причем и в крестьянских, и в дворянских и купеческих семьях. Многие погибали в процессе родов, в раннем возрасте. Это считалось чуть ли не нормой.
В наше время другое отношение к детским болезням и детской смертности. За последнее время действительно наметилась тенденция к большему количеству осложнений во время родов, и это вызывает тревогу. Мне кажется, главная причина – гиподинамия молодых женщин. Сейчас девочки мало занимаются спортом, много времени проводят за компьютером, у телевизора… Роды всегда были сложным процессом, требующим здорового организма, сильных мышц.
Конечно, немалую лепту в родовые осложнения вносит экология, неправильное питание, вредные привычки, инфекции у матерей.


Развитие после гипоксии


– Как развивается ребенок у которого была гипоксия в родах?

– Нередко такие дети очень беспокойны, часто срыгивавют, икают, плохо спят и днем, и ночью, слабо сосут грудь. Мать кормит такого ребенка 40 – 60 минут. В некоторых случаях дети вследствие слабости мышц рта постоянно не доедают, так как не могут высосать необходимое, страдают гипотрофией (малый вес относительно роста) и даже нарушением сна из-за голода. Сосательный рефлекс жизненно важен для ребенка. Маленькие дети не бывают «ленивыми», они могут быть слабыми.

Кесарево сечение

– Откуда берутся травмы и гипоксии при кесаревом сечении, этом разрекламированном методе родовоспоможения?

— Кесарево сечение всегда был и остается фактором, увеличивающий травматизм. В нашем акушерстве принята методика небольшого разреза. Извлечение плода через этот разрез не менее травматично, чем роды естественным путем. Кроме того, на ребенка действует «кессонный эффект» — эффект резкого изменения давления, резкого переход в другую среду.


Роды за рубежом
– Сейчас рекламируют роды в зарубежных клиниках. Вероятно, там ниже травматизм детей?

– Травматизм новорожденных в зарубежных клиниках вовсе не меньше. Просто стандарты требований к новорожденным, выработанные за многие годы в нашей стране выше. В зарубежных клиниках дети с задержками моторного, речевого и психического развития врачи долго не обращают внимания, а родители, особенно бывшие россияне, часто приезжают к нам, чтобы показать детей, которые вызывают у них оправданное беспокойство и желание начать своевременное лечение.
Конечно, большинство роддомов в нашей стране менее комфортны, чем зарубежные клиники где и персонал более вышколенный, но качество медицинской помощи, квалификация российских врачей и акушерок, намного выше, чем во многих странах мира.


Должно насторожить


– На что следует обращать внимание родителям в период новорожденности?

– В это время беспокойство должно вызывать нарушение сна (ребенок часто просыпается, вздрагивает, вскрикивает, запрокидывает головку), плохое сосание, поперхивание, срыгивание, икание, недостаточная прибавка в весе, дрожание рук или подбородка при плаче, повышенный тонус (когда трудно разогнуть ручки или ножки), или наоборот низкий тонус, плохая опора на ножки, так называемые «цыпочки» (если ребенок встает на носочки), кривошея (малыш держит головку с наклоном в одну сторону).

– Что должно настораживать родителей на первом году жизни ребенка?

– Даже небольшие задержки в развитии являются поводом для беспокойства. Если к двум месяцам ребенок не держит головку, не гулит в возрасте от двух до четырех месяцев, не садится к шеста-семи месяцам, не ползает, не начинает произносить слоги с шести до восьми месяцев, а к одному году около десяти слов и не ходит без поддержки
— необходимо обратиться к неврологу. К двум годам здоровый ребенок должен говорить фразами из двух-трех слов.

– Какие особенности развития двигательной системы на первом году жизни у ребенка, имеющего проблемы в родах?

– Такие дети позже садятся, не ползают (либо ползают назад, потому что у них слабые руки). Если все это оставить без внимания или лечить неправильно, то уже в годовалом возрасте ребенок начнет неловко ходить, у него могут проявиться косолапость, плоскостопие, сформируется разная высота стояния плеч и лопаток.

– На что следует обратить внимание родителям дошкольника?

– В дошкольном возрасте наиболее частым поводом для обращения являются судороги на фоне высокой температуры или без нее, «закатывание» (когда ребенок плачет до потери сознания или судорог), кратковременные потери сознания («отключения» на несколько секунд, обмороки), нарушения поведения в виде агрессивности, повышенной возбудимости, чрезмерной подвижности, задержка развития речи (невнятная речь, неправильное построение фраз, неумение читать наизусть стихи, нежелание слушать книжки). Также требует обследования наличие энуреза (ночного недержания мочи) после двух лет требует.

Читайте также:  Центры развития ребенка в архангельске

– По каким причинам чаще всего обращаются к неврологу родители школьников?

– В школьном возрасте наиболее частыми являются жалобы на плохую успеваемость (особенно по русскому языку), головные боли, раздражительность, плохое поведение, несобранность, невнимательность, снижение памяти, повышенная утомляемость, нежелание учиться, энурез, нарушение осанки, плоскостопие и косолапость.

– Имеют ли проблемы с осанкой в школьном возрасте дети, перенесшие гипоксию или родовую травму?

– У таких детей встречаются различные нарушения осанки: сутулость, сколиозы, слабость мышц плечевого пояса, воронкообразная деформация грудной клетки. У многих детей нередки головные боли, вегето-сосудистая дистония с наклонностью к обморокам, повышенная утомляемость, ранняя близорукость, головокружения и тошнота во время поездок в транспорте.

– Как проявляются у детей внешние признаки неврологических проблем?

– Часто у новорожденных и детей первых месяцев жизни имеется более или менее выраженная кривошея с наклоном головы к правому (что встречается чаще) или левому плечу, симптом «короткой шеи», когда головка втянута в плечи, дрожание рук и подбородка, легкая косолапость, слабость мышц плечевого пояса. Все это свидетельствует о гипоксии в родах или родовой травме.


Поведение

– Влияют ли родовые осложнения на поведение детей?

– Да, такие дети очень беспокойны на первом году жизни, в последующие годы расторможены, не понимают слово «нельзя», капризны, агрессивны. Их трудно уложить спать, причем успокаивающие лекарства действуют на них возбуждающе… Часто окружающие считают таких детей плохо воспитанными, а неврологи ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».


Речевое развитие
– Как гипоксия и родовые травмы отражаются на речевом развитие детей?

– Если нормальный здоровый ребенок к году произносит около десяти слов, то у таких детей речь часто появляется очень поздно – после двух-трех лет. Пока малыш не заговорит, родителям кажется, что он здоров. А когда такой ребенок начинает говорить, то не может правильно произнести звуки. Так на вопрос: «Как тебя зовут?» — Коля может ответить «Тотя», хлеб назвать «Себом», телефон — «телево», а вместо спасибо сказать что-то вроде – «потитя»… Чаще всего дети путают звонкие и глухие согласные, а также гласные, Позднее это отразится на письме: ребенок будет делать ошибки не потому, что ленитсявыучить правило, а потому, что они «так слышит».


Проблемы с учебой

– Как учатся неврологически проблемные дети?

– В детском саду таких детей выделяют в особую речевую группу. В первом классе выясняется, что ребенок с трудом усваивает чтение, отстает по темпу от одноклассников. Несмотря на замечания, делают одни и те же ошибки, плохо понимают смысл написанного, особенно рукописный текст. Такие дети мало читают не потому, что не хотят, а потому, что не могут. С трудом заучивают таблицу умножения и стихи, а через двадцать минут забывают. Им плохо дается вычитание и деление. Бывает, что дети, как старики, вспоминают лишь то, что было давно, а произошедшее минуту назад не помнят. Очевидно, что такому ребенку трудно учиться, и успехи его не блестящи…


Судороги и поведение

– Бывают ли связаны судороги у детей с нарушениями поведения?

– Если на прием приходит ребенок с нарушением поведения, то один из первых вопросов, который мы всегда задаем родителям, это вопрос о судорогах? Не всегда ответ бывает утвердительным, так как зачастую родители забывают об однократных судорогах на фоне заболевания, (например, вирусной инфекции с высокой температурой). Иногда родители и не подозревают о существовании судорожных состояний у ребенка, так как судороги могут возникать в ночное время или проявиться в виде энуреза. Поэтому всем детям с нарушениями поведения необходима консультация невролога с обязательным дополнительным исследованием – электроэнцефалографией, выявляющей скрытую судорожную готовность головного мозга.

– О каких нарушениях поведения идет речь при судорожном синдроме?

– Прежде всего, это чрезмерная активность ребенка, невнимательность, непослушание, настолько выраженное, что устают от него даже любящие родители, бабушки и дедушки. Кроме того, могут проявляться черты агрессивности, необъяснимой жесткости, лживости, неуравновешанности. Если такого ребенка не лечить, то эти особенности
Будут мешать нормальной учебе в школе. Такие дети, часто имея неплохие способности, не могут усваивать школьную программу из-за невнимательности. Они делают нелепые ошибки, не успевают выполнять задания. И даже у опытных педагогов опускаются руки, и они рекомендуют перейти на индивидуальное обучение. Но детей, которые плохо справляются с программой или не справляются совсем, очень много. Прежде всего, их необходимо обследовать у невролога.

– У маленьких детей довольно часто встречаются два вида судорог: «закатывания», возникающие обычно в ответ на отрицательные эмоции (врачи называют их аффективно-респираторными), и фебрильные судороги на фоне высокой температуры. Как еще может проявляться судорожная готовность головного мозга?

– На первом году жизни это могут быть кратковременные – на одну-две секунды – потери сознания в форме «кивков и клевков», когда ребенок резко наклоняет голову вперед. Сначала один-два раза в день, а затем до двадцати-сорока раз. Эти состояния особенно опасны, так как приводят к умственному отставанию (тяжелой задержке психического развития). В возрасте трех-четырех лет и старше встречаются так называемые «задумки»: на одну-пять секунд останавливается взгляд, при этом ребенок обычно не осознает, что он «отключился» Проявлением эпилепсии могут быть так называемые ночные страхи, сопровождающиеся возбуждением ребенка, равно как и энурез.

источник https://prognozmed.ru/articles/21-parentsquestion

Источник