Что должно настораживать в развитии ребенка
Содержание:
- Как практически помочь больному ребенку
- Основные признаки аутизма
- Что должно настораживать родителе в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
- Диагноз и прогнозы
- Причины появления аутизма
- Коррекционная работа
- Личный опыт: «Жалеть себя нет времени»
Как практически помочь больному ребенку
В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Но научная литература не всегда понятна обычным мамам и папам, поскольку и среди специалистов нет единого мнения о способах решения этой проблемы. А в популярных или околонаучных изданиях аутизм чаще всего называют «загадочной болезнью». Конечно, безучастия профессионалов — психологов, педагогов, врачей — не обойтись. Но будущее таких детей в первую очередь зависит от родителей, их активности, настойчивости и терпения.
Основные признаки аутизма
Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.
Это определение нуждается в пояснении. Под «нарушениями общения» понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое. Если ребенок с тяжелыми нарушениями слуха и речи компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) малыш либо игнорирует попытки взаимодействия с ним, либо активно отвергает и избегает их. Контакт с другим человеком, если и устанавливается, то носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями. Уровень интеллектуального развития может быть различным, но примерно в 70% случаев он оказывается сниженным.
Под стереотипностью поведения понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие подобные явления могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И наконец, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.
Знакомство с основными признаками аутизма очень важно, и у родителей должна существовать основа для критического отношения к тому, что говорят об их ребенке разные люди (от родственников и знакомых до специалистов). Отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об этой патологии задумываются только на основании задержки речевого развития или, однажды увидев, как ребенок раскачивается в манеже. Подобные признаки могут свидетельствовать и о других расстройствах. Но если появились сомнения, нужно обратиться к детскому психиатру.
Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.
Что должно настораживать родителе в поведении ребенка в возрасте до двух лет?
Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:
- не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
- не откликается на имя при сохранном слухе;
- обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
- не обращается за помощью;
- не пытается чем-то поделиться;
- использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.
Диагноз и прогнозы
Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем.
Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим. Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Подсознательное вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.
В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то будет намного труднее, если вообще возможно.
Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину} Но аутизм чаще всего выявляют в 3 — 5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение.
Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Нетрудно догадаться, что очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни». Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.
С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильяме (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают.
Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают. Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, люди с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.
Причины появления аутизма
Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего.
Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.
Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?
Коррекционная работа
Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.
Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.
Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:
- Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
- Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.
- Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
- Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
- Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.
Конечно же никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.
Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга. Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения. По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы. Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но «прорыв» уже произошел, и специалисты считают, что это прежде всего заслуга родителей.
Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо.
Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и конечно же любовь к своему ребенку.
Личный опыт: «Жалеть себя нет времени»
Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям. Карапуз все время плачет, бессонные ночи изматывают вас, а выполнение бесконечных рекомендаций специалистов опустошает семейный бюджет. Ребенок часами играет в какие-то необычные игры или кружит по комнате, и нет возможности ничем его заинтересовать. Выясняется, что этот «вечный двигатель» всего боится. Начинаются поиски врачей, логопедов, дефектологов. Вы слышите различные версии о глухоте, умственной отсталости, нежелании разговаривать. При этом у ребенка вполне осмысленное лицо, он очень музыкален. И вот однажды вы слышите от врача загадочное слово — аутизм, которое приведет в длинную очередь на консультацию в центры, где есть люди, которые смогут чем-то помочь. Вы охвачены тревогой: что будет с ребенком и вашей семьей? Наступает депрессия. Мужа раздражают проблемы, и он в конце концов решает, что без всего этого жить спокойнее. Казалось бы, это тупик, из которого нет выхода. Но поверьте, не стоит отчаиваться! Если диагноз окончательный и ни у кого не вызывает сомнений, не жалейте себя слишком долго и не прячьте голову в песок! На это просто нет времени. Никто на свете не сможет помочь вашему ребенку, кроме вас. Даже самые лучшие специалисты лишь научат, как правильно заниматься с малышом, и не более. Не зарывайтесь в своем одиночестве, верьте и надейтесь, ищите товарищей по несчастью — вместе легче справиться с любой бедой. Не откладывайте на завтра решение проблемы и рассчитывайте в первую очередь только на свои силы. От этого зависит, будет ваш ребенок глубоким инвалидом или сможет жить среди людей. Любите своего малыша, помогайте ему. Он очень одинок и нуждается в понимании. Дай Бог вам здоровья и бесконечного терпения.
Пиля Мартыненко
Сергей Морозов
психопатолог, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,
председатель общества помощи аутичным детям «Добро», к. биол. н.
Татьяна Морозова
коррекционный педагог, зав. коррекционным отделом общества помощи аутичным детям «Добро»
Источник
Родовые травмы– Почему сейчас так много родовых травм, случаев гипоксии ребенка в родах, других осложнений?
– Нарушений в процессе беременности и родов было много всегда. Но раньше работал естественный отбор. До революции было в порядке вещей рожать много детей – причем и в крестьянских, и в дворянских и купеческих семьях. Многие погибали в процессе родов, в раннем возрасте. Это считалось чуть ли не нормой.
В наше время другое отношение к детским болезням и детской смертности. За последнее время действительно наметилась тенденция к большему количеству осложнений во время родов, и это вызывает тревогу. Мне кажется, главная причина – гиподинамия молодых женщин. Сейчас девочки мало занимаются спортом, много времени проводят за компьютером, у телевизора… Роды всегда были сложным процессом, требующим здорового организма, сильных мышц.
Конечно, немалую лепту в родовые осложнения вносит экология, неправильное питание, вредные привычки, инфекции у матерей.
Развитие после гипоксии
– Как развивается ребенок у которого была гипоксия в родах?
– Нередко такие дети очень беспокойны, часто срыгивавют, икают, плохо спят и днем, и ночью, слабо сосут грудь. Мать кормит такого ребенка 40 – 60 минут. В некоторых случаях дети вследствие слабости мышц рта постоянно не доедают, так как не могут высосать необходимое, страдают гипотрофией (малый вес относительно роста) и даже нарушением сна из-за голода. Сосательный рефлекс жизненно важен для ребенка. Маленькие дети не бывают «ленивыми», они могут быть слабыми.
Кесарево сечение
– Откуда берутся травмы и гипоксии при кесаревом сечении, этом разрекламированном методе родовоспоможения?
— Кесарево сечение всегда был и остается фактором, увеличивающий травматизм. В нашем акушерстве принята методика небольшого разреза. Извлечение плода через этот разрез не менее травматично, чем роды естественным путем. Кроме того, на ребенка действует «кессонный эффект» — эффект резкого изменения давления, резкого переход в другую среду.
Роды за рубежом – Сейчас рекламируют роды в зарубежных клиниках. Вероятно, там ниже травматизм детей?
– Травматизм новорожденных в зарубежных клиниках вовсе не меньше. Просто стандарты требований к новорожденным, выработанные за многие годы в нашей стране выше. В зарубежных клиниках дети с задержками моторного, речевого и психического развития врачи долго не обращают внимания, а родители, особенно бывшие россияне, часто приезжают к нам, чтобы показать детей, которые вызывают у них оправданное беспокойство и желание начать своевременное лечение.
Конечно, большинство роддомов в нашей стране менее комфортны, чем зарубежные клиники где и персонал более вышколенный, но качество медицинской помощи, квалификация российских врачей и акушерок, намного выше, чем во многих странах мира.
Должно насторожить
– На что следует обращать внимание родителям в период новорожденности?
– В это время беспокойство должно вызывать нарушение сна (ребенок часто просыпается, вздрагивает, вскрикивает, запрокидывает головку), плохое сосание, поперхивание, срыгивание, икание, недостаточная прибавка в весе, дрожание рук или подбородка при плаче, повышенный тонус (когда трудно разогнуть ручки или ножки), или наоборот низкий тонус, плохая опора на ножки, так называемые «цыпочки» (если ребенок встает на носочки), кривошея (малыш держит головку с наклоном в одну сторону).
– Что должно настораживать родителей на первом году жизни ребенка?
– Даже небольшие задержки в развитии являются поводом для беспокойства. Если к двум месяцам ребенок не держит головку, не гулит в возрасте от двух до четырех месяцев, не садится к шеста-семи месяцам, не ползает, не начинает произносить слоги с шести до восьми месяцев, а к одному году около десяти слов и не ходит без поддержки
— необходимо обратиться к неврологу. К двум годам здоровый ребенок должен говорить фразами из двух-трех слов.
– Какие особенности развития двигательной системы на первом году жизни у ребенка, имеющего проблемы в родах?
– Такие дети позже садятся, не ползают (либо ползают назад, потому что у них слабые руки). Если все это оставить без внимания или лечить неправильно, то уже в годовалом возрасте ребенок начнет неловко ходить, у него могут проявиться косолапость, плоскостопие, сформируется разная высота стояния плеч и лопаток.
– На что следует обратить внимание родителям дошкольника?
– В дошкольном возрасте наиболее частым поводом для обращения являются судороги на фоне высокой температуры или без нее, «закатывание» (когда ребенок плачет до потери сознания или судорог), кратковременные потери сознания («отключения» на несколько секунд, обмороки), нарушения поведения в виде агрессивности, повышенной возбудимости, чрезмерной подвижности, задержка развития речи (невнятная речь, неправильное построение фраз, неумение читать наизусть стихи, нежелание слушать книжки). Также требует обследования наличие энуреза (ночного недержания мочи) после двух лет требует.
– По каким причинам чаще всего обращаются к неврологу родители школьников?
– В школьном возрасте наиболее частыми являются жалобы на плохую успеваемость (особенно по русскому языку), головные боли, раздражительность, плохое поведение, несобранность, невнимательность, снижение памяти, повышенная утомляемость, нежелание учиться, энурез, нарушение осанки, плоскостопие и косолапость.
– Имеют ли проблемы с осанкой в школьном возрасте дети, перенесшие гипоксию или родовую травму?
– У таких детей встречаются различные нарушения осанки: сутулость, сколиозы, слабость мышц плечевого пояса, воронкообразная деформация грудной клетки. У многих детей нередки головные боли, вегето-сосудистая дистония с наклонностью к обморокам, повышенная утомляемость, ранняя близорукость, головокружения и тошнота во время поездок в транспорте.
– Как проявляются у детей внешние признаки неврологических проблем?
– Часто у новорожденных и детей первых месяцев жизни имеется более или менее выраженная кривошея с наклоном головы к правому (что встречается чаще) или левому плечу, симптом «короткой шеи», когда головка втянута в плечи, дрожание рук и подбородка, легкая косолапость, слабость мышц плечевого пояса. Все это свидетельствует о гипоксии в родах или родовой травме.
Поведение
– Влияют ли родовые осложнения на поведение детей?
– Да, такие дети очень беспокойны на первом году жизни, в последующие годы расторможены, не понимают слово «нельзя», капризны, агрессивны. Их трудно уложить спать, причем успокаивающие лекарства действуют на них возбуждающе… Часто окружающие считают таких детей плохо воспитанными, а неврологи ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Речевое развитие– Как гипоксия и родовые травмы отражаются на речевом развитие детей?
– Если нормальный здоровый ребенок к году произносит около десяти слов, то у таких детей речь часто появляется очень поздно – после двух-трех лет. Пока малыш не заговорит, родителям кажется, что он здоров. А когда такой ребенок начинает говорить, то не может правильно произнести звуки. Так на вопрос: «Как тебя зовут?» — Коля может ответить «Тотя», хлеб назвать «Себом», телефон — «телево», а вместо спасибо сказать что-то вроде – «потитя»… Чаще всего дети путают звонкие и глухие согласные, а также гласные, Позднее это отразится на письме: ребенок будет делать ошибки не потому, что ленитсявыучить правило, а потому, что они «так слышит».
Проблемы с учебой
– Как учатся неврологически проблемные дети?
– В детском саду таких детей выделяют в особую речевую группу. В первом классе выясняется, что ребенок с трудом усваивает чтение, отстает по темпу от одноклассников. Несмотря на замечания, делают одни и те же ошибки, плохо понимают смысл написанного, особенно рукописный текст. Такие дети мало читают не потому, что не хотят, а потому, что не могут. С трудом заучивают таблицу умножения и стихи, а через двадцать минут забывают. Им плохо дается вычитание и деление. Бывает, что дети, как старики, вспоминают лишь то, что было давно, а произошедшее минуту назад не помнят. Очевидно, что такому ребенку трудно учиться, и успехи его не блестящи…
Судороги и поведение
– Бывают ли связаны судороги у детей с нарушениями поведения?
– Если на прием приходит ребенок с нарушением поведения, то один из первых вопросов, который мы всегда задаем родителям, это вопрос о судорогах? Не всегда ответ бывает утвердительным, так как зачастую родители забывают об однократных судорогах на фоне заболевания, (например, вирусной инфекции с высокой температурой). Иногда родители и не подозревают о существовании судорожных состояний у ребенка, так как судороги могут возникать в ночное время или проявиться в виде энуреза. Поэтому всем детям с нарушениями поведения необходима консультация невролога с обязательным дополнительным исследованием – электроэнцефалографией, выявляющей скрытую судорожную готовность головного мозга.
– О каких нарушениях поведения идет речь при судорожном синдроме?
– Прежде всего, это чрезмерная активность ребенка, невнимательность, непослушание, настолько выраженное, что устают от него даже любящие родители, бабушки и дедушки. Кроме того, могут проявляться черты агрессивности, необъяснимой жесткости, лживости, неуравновешанности. Если такого ребенка не лечить, то эти особенности
Будут мешать нормальной учебе в школе. Такие дети, часто имея неплохие способности, не могут усваивать школьную программу из-за невнимательности. Они делают нелепые ошибки, не успевают выполнять задания. И даже у опытных педагогов опускаются руки, и они рекомендуют перейти на индивидуальное обучение. Но детей, которые плохо справляются с программой или не справляются совсем, очень много. Прежде всего, их необходимо обследовать у невролога.
– У маленьких детей довольно часто встречаются два вида судорог: «закатывания», возникающие обычно в ответ на отрицательные эмоции (врачи называют их аффективно-респираторными), и фебрильные судороги на фоне высокой температуры. Как еще может проявляться судорожная готовность головного мозга?
– На первом году жизни это могут быть кратковременные – на одну-две секунды – потери сознания в форме «кивков и клевков», когда ребенок резко наклоняет голову вперед. Сначала один-два раза в день, а затем до двадцати-сорока раз. Эти состояния особенно опасны, так как приводят к умственному отставанию (тяжелой задержке психического развития). В возрасте трех-четырех лет и старше встречаются так называемые «задумки»: на одну-пять секунд останавливается взгляд, при этом ребенок обычно не осознает, что он «отключился» Проявлением эпилепсии могут быть так называемые ночные страхи, сопровождающиеся возбуждением ребенка, равно как и энурез.
источник https://prognozmed.ru/articles/21-parentsquestion
Источник