Что должен знать ребенок в средней группе по программе развитие

Ирина Андрияхина
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года»

КУЛЬТУРНО — ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

? Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

? Пользоваться расчёской, носовым платком. При кашле,чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

? Самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать)

? Замечать непорядок в одежде и устранять его.

? Аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож, салфеткой.

? Здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

? Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину, определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).

? Знать предметы мебели, одежды, обуви, посуды, фрукты, овощи, транспорт.

? Различать и называть части тела животного и человека.

? Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора)

? Знать название города (посёлка) где живут, улицу.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

? Правильно произносить все звуки родного языка.

? Использовать в речи существительные с обобщающими значениями (мебель, одежда, обувь, игрушки, животные, овощи, фрукты, ягоды, профессии).

? Различать на слух и называть слова, начинающие на определённый звук.

? Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

? Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.

? Употреблять предложения с однородными членами.

?Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного художественного произведения.

? Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

? Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки.

МАТЕМАТИКА

? Считать в пределах 10 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»

? Знать цифры от 0 до 10,соотносить количество предметов с цифрой.

? Сравнивать 2 группы предметов, используя счет.

? Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.

? Узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапецию, ромб; геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.

? Различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

? Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз,обозначать словами положение предмета по отношению к себе( «впереди меня стол», «справа от меня дверь»).

РИСОВАНИЕ

? Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине.

? Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием.

? Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.

? Знать новые цвета: коричневый, оранжевый, светло-зелёный, розовый, голубой, серый.

ЛЕПКА

? Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

? Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания.

? Владеть навыком рационального деление пластилина.

? Использовать в работе стеку.

АППЛИКАЦИЯ

? Правильно держать ножницы и действовать ими.

? Резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка)

? Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника путём закругления углов, делать косые срезы.

? Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.

? Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

? Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины).

? Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме.

? Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

? Конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

о растениях

? Называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон, растения выращиваются из семян.

? Находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья.

? Узнавать и называть 5 и более деревьев, 2 -3 кустарника.

? Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 5 и более овощей и фруктов,

? Узнавать и называть 5 и более видов ягод, грибов (съедобных и несъедобных)

о животных

? Знать 5 и более перелётных и зимующих птиц,

? Знать 5 насекомых (бабочка, жук, муравей, кузнечик, пчела.)

? Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях

? Расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям, как люди за ними ухаживают)

ФИЗКУЛЬТУРА

? Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.

? Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см.

? Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди.

? Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние 3.5 –б. 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

? Лазать по лесенки — стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой.

? Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелезать через бревно, лежащее на полу

? Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

? Кататься на двухколёсном велосипеде.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

? Самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке

? Выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, раскладывать столовые приборы).

? Выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).

Источник

Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года

  1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
  1. Рисование:
  • правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
  • изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием; 
  • создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы.
  1. Лепка:
  • лепить предметы, состоящие из нескольких частей; 
  • использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания прижимания и примазывания; 
  • владеть навыком рационального деление пластилина; 
  • использовать в работе стеку.

3. Аппликация:

  • правильно держать ножницы и действовать ими; 
  • резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы; 
  • раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;. 
  • составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

1.Конструирование

— знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины); 
— анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме; 
— изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; 
— конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

2.Формирование элементарных математических представлений:

  • считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; 
  • сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
  • сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте используя слова: большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая; маленькая побольше, ещё больше, ещё больше, самая большая;
  •  узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
  • различать и называть части суток  (утро, день, вечер, ночь);
  •  определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
  •  знать правую и левую руку;
  • ориентироваться на плоскости листа: правый верхний угол, нижний левый угол, справа от  берёзки, слева от домика  и т.д

Формирование элементарных экологических представлений:

О растениях 
— называть основные части растений корень, стебель, лист, цветок, бутон 
— Растения выращиваются из семян; 
— находить и называть у деревьев корень, ствол, ветки, листья; 
— узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений; 
— учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов; 
— знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных).

О животных 
— узнавать по голосам 2-3 птицы;
— называть бабочку, жука;
— расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях; 
— расширять представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Формирование целостной картины мира:

  • учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину,) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань); 
  • предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт и уметь классифицировать (например: стол, стул, шкаф – мебель; поезд, самолёт, пароход — транспорт);
  •  различать и называть части тела животного и человека; 
  • знать элементарные правила безопасности, правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора); 
  • знать название города, где живут, улицу, название детского сада.

Хозяйственно-бытовой труд:

  • самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; 
  • выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы); 
  • выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).

Труд в природе:

  • самостоятельно поливать растения; 
  • приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
  1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи: 

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
  • употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
  • согласовывать слова в роде, числе, падеже; 
  • пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам; 
  • употреблять предложения с однородными членами.

Ознакомление с художественной литературой:

  • уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; 
  • читать наизусть небольшие стихотворениях, потешки; 
  • воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
  1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическая культура:

  • ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; 
  • прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см.; 
  • брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди; 
  • метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд; 
  • лазать по лесенки — стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; 
  • ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу; 
  • строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу; 
  • ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Навыки самообслуживания:

  • самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок);
  • самостоятельно умываться, чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером), полоскать рот после еды, пользоваться предметами туалета, соблюдая последовательность;
  • замечать непорядок в одежде и устранять его.

Источник

Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет по ФГОС ДО

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов ( не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кругов, один – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше чем синих, а синих меньше, чем красных; или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1- 2, 2-2, 2- 3, 3-3, 3-4, 4-4, 4- 5,5-5.

Формировать представления о порядковом счете, учить правильно, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать н7а вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три ёлочки». Ёлочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет.

Отсчитывать предметы из большого количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

ВЕЛИЧИНА. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Учить сравнивать 2 предмета по толщине путем наложение и приложения.

Учить сравнивать предметы по 2 признакам величины ( красная лента длиннее и шире зелёной, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.

ФОРМА. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круг, треугольнике, квадрате, прямоугольнике, называть и х элементы: углы, стороны. А также дать представление о шаре, кубе.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Ознакомление с социальным миром:

Правило поведения в общественных местах.

Знать общественный транспорт.

Формировать первичные представления о школе.

Знакомить с культурными явлениями ( театр, зоопарк)

Рассказывать о самых красивых местах родного города. Его достопримечательности.

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

6. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Развитие речи. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).

4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. Употреблять существительные с обобщающим значением ( мебель, овощи)

Ребенок должен определять и называть местоположение предмета, время суток. Уметь заменять местоимения и наречия наиболее точными выразительными словами, употреблять слова — антонимы.

5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

12.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам, выразительно рассказывать стихи. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

14. Ребенок может различать гласные и согласные буквы, закреплять правильное произношение их, отрабатывать произношения свистящих, шипящих, сонорных (р, л). Развивать артикуляционный аппарат. Следить за дикцией (отчетливое произношение слов и словосочетаний).

Развивать фонематический слух: учить на слух различать и называть слова, начинающий на определённый звук.

Внимание. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. Повторять узор или движение.

Мышление. Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Почему наступила зима?). Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями). Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Складывать пазлы без помощи взрослых.

Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память. Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Мелкая моторика. Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Лепить из пластилина мелкие фигурки.

Завязывать узелки на веревке.

Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

Литература: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., 2016 год.

Источник