Что должен знать ребенок 6 лет по познавательному развитию
Юлия Ченцова
Что должен знать ребенок 6–7 лет
Что должен знать и уметь
ребенок в возрасте 6-7 лет.
Развитие речи.
• Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.
• Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.
• Составлять рассказы из личного опыта.
• Изменять слова, образуя новые.
• Пересказывать небольшие рассказы.
• Выразительно рассказывать стихотворения, интонационно разнообразно, передавать их в зависимости от содержания.
• Правильно употреблять трудные формы знакомых слов.
• Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).
• Отгадывать загадки, понимать образные выражения.
• Правильно выговаривать все звуки родного языка.
• Уметь использовать обобщающие понятия (дикие животные, школьные принадлежности)
Грамота.
• Уметь выделять заданный звук в потоке речи.
• Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
• Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.
• Определять количество звуков в слове.
• Делать звуковой анализ слова.
• Различать гласные и согласные звуки и буквы.
• Различать твердые и мягкие согласные.
• Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т. д.
• Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
• Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
• Разгадывать ребусы и кроссворды.
• Уметь читать и пересказывать короткие тексты.
Математика.
• Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
• Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц)
• Знать состав чисел из двух меньших чисел.
• Соотносить цифру и число предметов.
• Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.
• Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
• Знать знаки <, >,+, -,=.
• Уметь сравнивать две группы предметов.
• Уметь составлять и решать арифметические задачи.
• Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже»…
• Измерять предметы с помощью условной мерки.
• Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.
• Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).
• Определять время по часам.
• Решать простые логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.
• Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
• Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
• Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.
• Различать и называть части суток и их последовательность.
• Понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
• Знать дни недели, их последовательность.
• Знать и называть месяцы года.
Внимание.
• Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.
• Находить 10 отличий между предметами.
• Удерживать в поле зрения до 10 предметов.
• Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
• Копировать в точности узор или движение.
• Уметь находить одинаковые предметы.
Память.
• Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.
• Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
• Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
• Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.
• Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.
• Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
• Запоминать расположение игрушек (8-10, назвать по памяти, что где находится.
Мышление.
• Объединять предметы в группы по определенным признакам.
• Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
• Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
• Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
• Решать достаточно сложные логические задачи.
• Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
• Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Мелкая моторика.
• Правильно держать карандаш или ручку в руке.
• Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
• Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.
• Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.
• Копировать с образца геометрические фигуры.
• Уметь продолжить штриховку рисунка.
• Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.
• Видеть строку и писать в ней.
Окружающий мир.
• Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
• Знать название города, в котором живет, домашний адрес.
• Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.
• Знать название нашей планеты.
• Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.
• Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.
• Называть летние, осенние, зимние и весенние месяцы.
• Отличать хищных животных от травоядных.
• Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.
• Иметь представления о сезонных признаках природы. Называть все явления природы.
Источник
Шестилетние дети находятся в преддверии важного шага – поступления в школу. Чтобы ребенок не испытывал трудностей в процессе адаптации к новым условиям, а обучение давалось легко, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание всестороннему развитию малыша. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем особенности физического, познавательного и социально-коммуникативного развития детей 6 лет, а также какие умения и навыки желательно сформировать у малыша до школы.
Представления об окружающем мире
К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать:
- Свое имя и фамилию;
- Свой адрес;
- Имена родителей;
- Времена года и их признаки;
- Названия месяцев и дней недели;
- Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.
Особенности мышления детей 6 лет
В целом, мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое. Благодаря развитому образному мышлению малыши создают интереснейшие рисунки и поделки, строят сложные конструкции из лего и многое другое.
В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка не только умение действовать по готовому образцу, но и подкреплять его стремление мыслить креативно.
Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:
- Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
- Умение проходить лабиринты;
- Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
- Сравнение предметов по различным параметрам;
- Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
- Способность подобрать обобщающее слово;
- Установление причинно-следственных связей;
- Умение делать выводы и умозаключения.
Развитие памяти и внимания в 6 лет
В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».
При выполнении монотонных и неинтересных заданий, ребенок дошкольного возраста неизбежно теряет концентрацию внимания. Поэтому необходимо заинтересовать его и вовремя делать перерывы, чтобы дать малышу передохнуть.
У шестилетних детей непроизвольная память преобладает над произвольной. Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.
Развитие речи
Речь ребенка 6 лет достаточно чистая, к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки. Если речь малыша этого возраста малопонятна, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду, так как в дальнейшем постановка звуков будет происходить сложнее.
Словарный запас шестилетнего ребенка достаточно велик. В разговоре дети этого возраста используют все части речи, они умеют строить сложные и одновременно грамматически стройные предложения, подбирать похожие и противоположные по смыслу слова (то есть синонимы и антонимы). Интонационная сторона речи также активно развивается: с помощью силы голоса, темпа речи шестилетки способны тонко передавать эмоции. Диалогическая речь старших дошкольников развита лучше, чем способность вести монолог. Если Вы видите, что в процессе рассказа у ребенка путаются мысли, можно помочь ему вопросами или уточнениями.
Развить связную речь шестилетнего ребенка помогут простые игры, в которые можно играть как дома, так и на прогулках, по дороге в детский сад или во время поездки на машине. Попросите малыша рассказать, какие предметы он видит, что делают прохожие, как выглядит улица. Вместе с ребенком придумывайте различные истории, заканчивая предложения друг за друга. Эти игры очень полезны, просты и интересны дошкольникам.
Развитие мелкой моторики в 6 лет
К 6 годам у ребенка формируются следующие умения:
- Правильно держать ручку;
- Красиво обводить по точкам;
- Рисовать по клеточкам;
- Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
- Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
- Вырезать ножницами;
- Вдевать нитку иголку.
О способах развития мелкой моторики у детей 6 лет смотрите на видео:
Крупная моторика
Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:
- Ходить по линии и перекладине;
- Перепрыгивать препятствия;
- Стоять и прыгать на одной ноге;
- Попадать мячом в цель;
- Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Социальные навыки шестилетнего ребенка
На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.
Основные навыки, которые способствуют социальной адаптации, формируются у детей в ходе сюжетно-ролевой игры – обобщенной и упрощенной версией реальной взрослой жизни.
Выводы
Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.
Заключение
Специально для детей 6-7 лет в детском Монтессори-клубе «Созвездие» открыт курс «Экспресс-подготовка к школе». Подготовительные занятия охватывают все необходимые cферы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счёт, чтение, письмо, расширение словарного запаса, творчество, а также готовят малышей к общению в школьном коллективе. Наши выпускники полностью готовы к школе, а само обучение дается им легче и проходит успешнее. Ждём Вашего малыша на наших занятиях!
Источник
Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь от знаний и умений будет зависеть зачисление в первый класс. Существует ряд критериев, по которым оценивается физическое, психическое и эмоциональное развитие шестилетнего дошкольника. Эти нормы определяют теперь не только врачи – педиатры, психологи, неврологи, — но и педагоги.
Содержание:
- Мышление
- Логическое мышление
- Математические знания
- Образное мышление
- Знания об окружающем мире
- Внимание и память
- Речь
- Физическое развитие
- Мелкая моторика
- Социальная адаптация
Мышление
Мышление шестилетки часто нестандартное, но всегда живое и образное. Конечно, многие его знания зависят от того, как с ребенком занимались, но и сам он способен теперь многое замечать, узнавать, делать выводы:
- Легко ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах.
- Имеет начальные географические сведения: знает название и столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане).
- Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному.
- На рисунках находит до 10 малозаметных отличий.
- Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине.
- Способен воспроизвести печатные буквы. Прописные буквы дети 6 года жизни, как правило, не умеют писать. Специалисты и не советуют самостоятельно учить этому: ребенок должен держать ручку при письме правильно, от этого зависит его почерк.
Делая выводы о мыслительных процессах дошкольника, специалисты оценивают не только общие показатели, но и отдельные критерии.
Логическое мышление
Логика к этому возрасту достаточно развита, и иногда приходится только удивляться суждениям вчерашнего малыша. Он излагает свои мысли точно и ясно, следит за ходом собственных рассуждений. Любит всевозможные логические ребусы и загадки, сам с удовольствием придумывает интересные задачки:
- подбирает обобщающее слово к ряду предметов и, наоборот, может распространить данное слово однородными;
- выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно;
- находит причинно-следственные связи в окружающих явлениях;
- делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного.
Видео: Примеры загадок для дошкольника 6 лет.
Математические знания
Для поступления в первый класс шестилетний дошкольник должен продемонстрировать следующие знания и умения:
- без труда досчитать до 10 (возможно, и больше) и обратно;
- точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;
- знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;
- самостоятельно сравнивать количество предметов в пределах 3-5 единиц;
- решать простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале);
- знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге.
Образное мышление
Ребенок в 6 лет начинает мыслить творчески, он уже работает не по образцу, в его голове возникают собственные образы. Так создаются фантастические животные из пластилина и бумажные замки, нарисованные картины и мозаичные узоры. Из конструктора или множества кубиков он сооружает здания и башни не по схеме, а по своему воображению.
Шестилетние дети любят играть с песком. Только теперь они строят целые города с подземными ходами и тоннелями, выкапывают траншеи и пруды, украшая их природными материалами.
Услышанные сказки или рассказы ребенок может дополнять своими подробностями или полностью переделать их. Это не означает, что он забыл или перепутал, это свидетельство его развивающейся фантазии и творческого мышления.
Знания об окружающем мире
Представления о мире достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями, взятыми из прогулок, рассказов взрослых, из книг, картинок и рисунков:
- знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
- по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
- самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
- знает многих животных и птиц, их детенышей;
- может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
- различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
- знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.
Внимание и память
Все психические процессы в 6 лет развиты практически полностью, с каждым годом они будут только совершенствоваться. Ребенок уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно. В основном же для продолжения требуется пятиминутный перерыв, за который дошкольник отдыхает и отвлекается, после чего заканчивает начатое дело.
Над непроизвольной памятью начинает преобладать память произвольная. Ребенок намеренно повторяет несколько раз строки из стихотворения, чтобы запомнить его, так же он поступает с незнакомыми словами. Ребенок способен запомнить и рассказать объемные стихотворения с выражением, пересказать недавно услышанную сказку или детский рассказ. Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторит до 7 слов, а спустя время – до 5.
Речь
Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:
- Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
- Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
- Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
- Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
- Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
- Четко произносит все звуки, включая . Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.
Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.
Видео: Развитие речи дошкольника. Консультация логопеда.
Физическое развитие
Ребенок 6 года жизни очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны:
- ходит по бревну или перекладине;
- быстро забирается по вертикальной лестнице;
- подтягивается на перекладине несколько раз;
- перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
- подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
- хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.
Мелкая моторика
Движения рук ребенка в 6 лет слаженные и точные, он способен полностью их контролировать:
- правильно держит ручку, карандаш и кисточку;
- лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки, хвостик;
- вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;
- собирает мелкие предметы по одному;
- вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу;
- проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
- по клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка.
Социальная адаптация
Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.
Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.
Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.
Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.
Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции. Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие.
Видео: Готовим ребенка к школе. Советы педагога-психолога.
22 сентября 2015
Анна Понарина
Специалист младшего и дошкольного образования
Источник