Что должен уметь ребенок по развитию речи в подготовительной группе

Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада.
К концу года ребенок 6 -7 лет должен:
иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Знать домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии.
Иметь представление о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.
соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение.
представление о школе, библиотеке, музее.
Знать достопримечательности города.
Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, узнавать президента
Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.
Формирование элементарных экологических представлений
Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать с лекарственные растения (подорожник, крапива и др.).
Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателях уголка природы, диких животных. Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)
Иметь представления об особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — и дуплах, ульях). Различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых но способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
систематизировать представления о временах года.
Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Коммуникация (развитие речи)
Высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь отстаивать свою точку зрения.
Различать на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
согласовывать слова в предложении.
Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).
Связная речь
быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его.
составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте
Иметь представления о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения , членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Составлять слова из слогов (устно).
Выделять последовательность звуков в простых словах.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет
Иметь представления о множестве: уметь формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Иметь представление о монетах достоинством 1, 5,10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=).
Величина
Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целой и целое по известным частям.
Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.
Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны)и некоторых их свойств.
Иметь представление о многоугольнике(на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения. Изображать , располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
Ориентировка в пространстве
Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
«читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Определять время по часам с точностью до 1 часа,
Нравственное воспитание
договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.
ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Трудовое воспитание
Старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми,
Знать профессии родителей и место их работы.
Самообслуживание
Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
Замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
Хозяйственно-бытовой труд
Поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).
Наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой —от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
Ручной труд
Работа с бумагой и картоном. Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать объемные игрушки в технике оригами.
Работа с тканью. Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом. Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
Аккуратно и экономно использовать материалы.
Художественная литература
Иметь представление о выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
Пользоваться исполнительскими навыками при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Объяснять основные различия между литературными жанрами сказкой, рассказом, стихотворением.
Называть любимые сказки и рассказы; знать 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.
Художественно-эстетическое воспитание
• Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
•Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения
В лепке
Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений.
Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа
•Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства
В аппликации
• Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания
• Создавать сюжетные и декоративные композиции.
Конструирование
Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;
сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Игровая деятельность
Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр
Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
Моделировать предметно-игровую среду.
В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
Источник
Людмила Фомина
Родительское собрание на тему: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
•
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
•
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Контингент участников: родители будущих первоклассников.
Место проведения: подготовительная группа
Форма проведения: презентация лекционного материала
Оборудование и материалы: презентация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник», буклет «
Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о подготовке наших детей к школе. (слайд1)
Начался последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень — психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
(слайд 2 – 15)
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе. (РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПРОСНИКАМ)
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• уметь чётко произносить все звуки речи;
• уметь интонационно выделять звук в словах;
• уметь выделять заданный звук в потоке речи;
• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
• уметь произносить слова по слогам;
• уметь составлять предложения из 3-5 слов;
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;
• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
• уметь составлять несколько предложений о предмете;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• уметь наизусть читать любимые стихотворения;
• уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должныбыть развиты элементы математического представления:
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знать знаки +, -, =, <, >;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь сравнивать две группы предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметьоперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ;
• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
• уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
• уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
• знать названия 1-3 комнатных растений;
• знать названия 12 месяцев года;
• знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Общий кругозор:
— Фамилия, имя.
— Дата рождения.
— Свой возраст.
— Имя и отчество родителей.
— Домашний адрес.
— В какой стране живет.
— Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
— Знание растений.
— Знание профессий, видов спорта, транспорта.
— Быт людей.
— Уметь объяснить закономерности природных явлений.
— Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
Мышление:
— Определение четвертого лишнего.
— Классификация, обобщение.
— Сходство/различия.
— Умение решать логические задачи.
— Сложение фигур из частей.
— Сложение из счетных палочек.
— Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Внимание:
— Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
— Переключение.
— Распределение.
Память:
— Повтор 10 слов или цифр.
— Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
— Пересказ текстов.
Речь:
— Артикуляция, произношение.
— Отвечать на вопросы и задавать их.
— Строить рассказы по картинкам.
— Сочинять сказки.
— Составлять предложения.
— Заучивать наизусть стихи, прозу.
Моторика:
— Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
— Уметь чертить прямую линию.
— Писать печатную букву по образцу.
— Вырезать из бумаги.
— Аккуратно клеить.
— Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
— Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
— Изготавливать аппликации.
Математические знания:
— Знать цифры (от 0 до 9).
— Называть числа в прямом и обратном порядке.
— Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
— Соотносить цифру и число предметов.
— Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
Я и общество
Дети должны знать:
— название нашей страны и её столицы;
— флаг, герб России;
— название родного города, села, свой адрес.
Дети должны иметь представление:
— о всенародных праздниках;
— о труде людей в городе и сельской местности.
Дети должны уметь рассказывать о своей семье.
Предметный мир
Дети должны уметь:
— сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
— называть материалы, из которых они изготовлены;
— понимать значение обобщающих слов.
Математические знания
Дети должны знать:
— состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
— состав чисел из двух меньших.
Количество и счет
Дети должны уметь:
— сравнивать по длине, высоте, ширине;
— ориентироваться на листе бумаги;
— различать форму предметов;
— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
— измерять длину предметов с помощью условной мерки;
— сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
— делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
Предметный мир
Дети должны уметь:
— сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
— называть материалы, из которых они изготовлены;
— понимать значение обобщающих слов.
Неживая природа
Дети должны:
— иметь представление о сезонных изменениях в природе;
— определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
Животный мир
Дети должны иметь представление:
— о домашних и диких животных;
— о перелетных и зимующих птицах;
— о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир
Дети должны иметь представление:
— об условиях необходимых для роста растений;
— о лесных ягодах и грибах;
— об овощах и фруктах;
— о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Крупная моторика
Дети должны уметь:
— прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
— точно ловить и кидать мяч;
— на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
— застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Мелкая моторика
Дети должны уметь:
— проводить прямые, не дрожащие линии;
— «видеть» строку и писать в ней;
— видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
Раздать памятки – буклеты для родителей
Источник