Что должен уметь ребенок по развитию речи в подготовительной группе

Что должен уметь ребенок по развитию речи в подготовительной группе thumbnail

Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада.

К концу года ребенок 6 -7 лет должен:

  • иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

  • Знать домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии.

  • Иметь представление о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

  • свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.

  • соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение.

  • представление о школе, библиотеке, музее.

  • Знать достопримечательности города.

  • Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, узнавать президента

  • Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

Формирование элементарных экологических представлений

  • Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

  • Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать с лекарственные растения (подорожник, крапива и др.).

  • Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателях уголка природы, диких животных. Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

  • Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)

  • Иметь представления об особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — и дуплах, ульях). Различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых но способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

  • систематизировать представления о временах года.

  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

  • Правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

  • Определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Коммуникация (развитие речи)

  • Высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь отстаивать свою точку зрения.

  • Различать на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

  • Называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове

  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.

  • согласовывать слова в предложении.

  • Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

  • правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).

Связная речь

  • быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

  • составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его.

  • составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

  • Иметь представления о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения , членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

  • Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

  • Составлять слова из слогов (устно).

  • Выделять последовательность звуков в простых словах.

  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет

  • Иметь представления о множестве: уметь формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

  • Уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

  • Называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

  • Раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

  • Иметь представление о монетах достоинством 1, 5,10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).

  • На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=).

Величина

  • Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целой и целое по известным частям.

  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

  • Измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.

  • Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.

  • Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Читайте также:  Ребенок с аутизмом программа развития

Форма

  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны)и некоторых их свойств.

  • Иметь представление о многоугольнике(на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.

  • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения. Изображать , располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

Ориентировка в пространстве

  • Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

  • «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

  • Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

  • Определять время по часам с точностью до 1 часа,

Нравственное воспитание

  • договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.

  • ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Трудовое воспитание

  • Старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми,

  • Знать профессии родителей и место их работы.

Самообслуживание

  • Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

  • Относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.

  • Замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Хозяйственно-бытовой труд

  • Поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

  • Наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой —от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

  • Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном. Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

Аккуратно и экономно использовать материалы.

Художественная литература

  • Иметь представление о выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)

  • Пользоваться исполнительскими навыками при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

  • Объяснять основные различия между литературными жанрами сказкой, рассказом, стихотворением.

  • Называть любимые сказки и рассказы; знать 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

  • Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

Художественно-эстетическое воспитание

• Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

•Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения

Читайте также:  Бланк индивидуального маршрута развития ребенка в доу по фгос образец

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений.

  • Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа

•Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства
В аппликации

• Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания

• Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Конструирование

  • Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;

  • сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).

  • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Игровая деятельность

  • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр

  • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

  • Находить новую трактовку роли и исполнять ее.

  • Моделировать предметно-игровую среду.

  • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

  • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

  • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

  • Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Источник

Людмила Фомина
Родительское собрание на тему: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Контингент участников: родители будущих первоклассников.

Место проведения: подготовительная группа

Форма проведения: презентация лекционного материала

Оборудование и материалы: презентация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник», буклет «

Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о подготовке наших детей к школе. (слайд1)

Начался последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень — психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

(слайд 2 – 15)

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе. (РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПРОСНИКАМ)

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь чётко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должныбыть развиты элементы математического представления:

знать цифры от 0 до 9;

уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

знать знаки +, -, =, <, >;

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

уметь соотносить цифру и число предметов;

уметь сравнивать две группы предметов;

Читайте также:  Принцип общего развития каждого ребенка

уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

уметьоперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ;

уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Общий кругозор:

— Фамилия, имя.

— Дата рождения.

— Свой возраст.

— Имя и отчество родителей.

— Домашний адрес.

— В какой стране живет.

— Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

— Знание растений.

— Знание профессий, видов спорта, транспорта.

— Быт людей.

Уметь объяснить закономерности природных явлений.

— Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

Мышление:

— Определение четвертого лишнего.

— Классификация, обобщение.

— Сходство/различия.

— Умение решать логические задачи.

— Сложение фигур из частей.

— Сложение из счетных палочек.

— Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Внимание:

— Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

— Переключение.

— Распределение.

Память:

— Повтор 10 слов или цифр.

— Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

— Пересказ текстов.

Речь:

— Артикуляция, произношение.

— Отвечать на вопросы и задавать их.

— Строить рассказы по картинкам.

— Сочинять сказки.

— Составлять предложения.

— Заучивать наизусть стихи, прозу.

Моторика:

— Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

Уметь чертить прямую линию.

— Писать печатную букву по образцу.

— Вырезать из бумаги.

— Аккуратно клеить.

— Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

— Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

— Изготавливать аппликации.

Математические знания:

Знать цифры (от 0 до 9).

— Называть числа в прямом и обратном порядке.

— Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

— Соотносить цифру и число предметов.

— Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

Я и общество

Дети должны знать:

— название нашей страны и её столицы;

— флаг, герб России;

— название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

— о всенародных праздниках;

— о труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Предметный мир

Дети должны уметь:

— сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

— называть материалы, из которых они изготовлены;

— понимать значение обобщающих слов.

Математические знания

Дети должны знать:

— состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

— состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь:

— сравнивать по длине, высоте, ширине;

— ориентироваться на листе бумаги;

— различать форму предметов;

— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

— измерять длину предметов с помощью условной мерки;

— сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

— делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Предметный мир

Дети должны уметь:

— сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

— называть материалы, из которых они изготовлены;

— понимать значение обобщающих слов.

Неживая природа

Дети должны:

— иметь представление о сезонных изменениях в природе;

— определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир

Дети должны иметь представление:

— о домашних и диких животных;

— о перелетных и зимующих птицах;

— о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

Дети должны иметь представление:

— об условиях необходимых для роста растений;

— о лесных ягодах и грибах;

— об овощах и фруктах;

— о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Крупная моторика

Дети должны уметь:

— прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

— точно ловить и кидать мяч;

— на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

— застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика

Дети должны уметь:

— проводить прямые, не дрожащие линии;

«видеть» строку и писать в ней;

— видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

Раздать памятки – буклеты для родителей

Источник