Что должен уметь ребенок от 3 до 4 месяцев развитие что должен уметь
Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев
Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев
Трехмесячный возраст малыша – время радости и удивления родителей. Теперь малыш на уровне инстинктов жаждет активно познавать мир, для чего он нуждается в еще более интенсивном развитии. Практически каждый день что-то новое появляется в «арсенале умений».
Теперь кроха четко понимает, как заявить маме о своих потребностях, уверенно держит голову, чаще смеется и как бы «взрослее» управляет своими эмоциями. Что важно для родителей в этом особенном возрасте? Не забывать, что уверенность малыша, которую он буквально излучает каждой клеточкой своего тела, ложная. Голова и спинка (когда ребенок находится у взрослого на руках), еще могут «устать» и неожиданно рухнуть в любую сторону, перевозбуждение привести к плохому сну и снижению аппетита, положительные эмоции легко превратиться в поток негодования.
Речь идет об одном из переломных периодов. Именно сейчас нервная система получает больше информации и нагрузки, чем еще пару недель назад, потому реакция ее достаточно непредсказуема. Особенно, это касается детей, прошедших через непростые роды, или какие-либо нарушения адаптации в неонатальном возрасте. Перелом, именуемый 3-4 месяцами жизни нередко «показывает» завуалированные ранее неврологические расстройства. А тут еще кишечные колики, которые очевидно еще не закончились, и еще больше подстегивают измотанную ЦНС.
Родители начинают отмечать, как быстро негативные эмоции на глазах превращаются в истерику, тяжело поддающуюся «привычным мероприятиям» по успокоению малыша. Несомненно, есть детки, которые вполне легко проходят эти месяцы жизни, без особых трудностей. Тем не менее, правильным будет остановиться на специфике данного возраста, присущей большинству детей.
Что умеет малыш в возрасте трех месяцев?
Все дети совершенно разные, и уровень их достижений в развитии также не может быть одинаковым. Все же, существуют так называемые общепринятые показатели, по которым можно судить о гармоничности развития ребенка.
Трехмесячный ребенок: |
· уверенно держит голову; |
· начинает переворачиваться со спины на живот; |
· лежа на животе, на несколько секунд приподнимается, опираясь на предплечья; |
· тянет в рот игрушку, кулачок; |
· привыкает к режимным моментам. |
Рассмотрим подробнее наиболее важные особенности развития ребенка в возрасте трех месяцев.
Психомоторное развитие ребенка 3 месяцев |
Тело ребенка становится более «ровным», упругим, благодаря интенсивному развитию и равномерному распределению подкожно-жировой ткани. Лежа на спине, правая и левая сторона тела симметричны. Голова поочередно поворачивается то в одну, то в другую сторону. Производятся попытки переворота на живот. |
Ребенок начинает осознавать фактическое наличие и пользу своих ручек. Может подолгу рассматривать их, «перебирать» свои пальчики, крепко хватать игрушку, тянуть ее в рот. К трем месяцам ладонь практически полностью расслаблена, наблюдается легкое сгибание пальцев. |
В расслабленном состоянии, лежа на спине, ножки младенца слегка раздвинуты, коленки отведены кнаружи, в активном – поочередно бьют стопами по поверхности, или «крутят педали». Лежа на животе, поднимает голову на 40-45°, поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. На несколько секунд опускает голову на поверхность для расслабления мышц шеи. Ненадолго приподнимается над поверхностью (голова и плечи), опираясь на предплечья. |
Совершает попытки воспроизведения ползающих движений, но в этом возрасте они безуспешны. При плавном подъеме (ребенка за ручки) из положения на спине в положение сидя, голова еще не удерживается, качаясь со стороны в сторону. Но если поднять тело примерно на 70° – малыш начинает ровно держать голову. В момент максимального напряжения, старается выпрямить ножки, но пока что, они слегка согнуты в коленных суставах. Не стоит такие процедуры повторять часто, особенно, задерживать младенца в положении сидя. |
Взяв ребенка за подмышки, он хорошо держит голову, на короткое время задерживается в положении стоя. Нижние конечности выпрямленные в коленях, но быстро сгибаются в тазобедренных суставах. Совершает движения, напоминающие прыжки («пружинит»), но стопы практически не отрываются от поверхности. |
Внимание и мелкая моторика ребенка 3 месяцев |
Трехмесячный ребенок увидев яркую игрушку проявляет очевидный интерес. Он не просто четко фокусирует взгляд, но и рассматривает детали. Плавно перемещающаяся в воздухе игрушка, на расстоянии 30 см от лица, сопровождается любопытным взглядом (в основном, голова синхронно поворачивается в сторону интересующего предмета). Если офтальмолог назначает гимнастику для глаз в этом возрасте, рекомендуется придерживать подбородок малыша, чтобы только глаза следили за объектом внимания. Глазные яблоки четко движутся по траектории вверх-вниз, и достаточно прерывисто, в случае круговых движений. |
Ребенок, подобно обезьянке, крепко хватает предмет одной рукой, трясет его, пытается попробовать «на зуб». Спустя несколько секунд, непроизвольно роняет игрушку, будто внимание резко переключилось на что-то другое. Мелкая моторика хорошо поддается развитию, потому, игрушки теперь используются не только в качестве развлечения. Не сложно отследить глубокое любопытство, радость, или даже некий азарт в глазах младенца, при виде нового, яркого объекта. В 3 месяца, когда кулачки превратились в расслабленные ладони, кроха тянет в рот только пальцы. |
Речь и социальный контакт ребенка 3 месяцев |
К ранее освоенным гласным, и одной согласной х, добавляются ф и с. Малыш активно лепечет, особенно когда обстановка для него привычная, комфортная. Наедине с мамой, он активно «разговаривает», проявляет эмоции радости или недовольства. |
Когда несколько людей говорят к нему – поворачивает голову в сторону «собеседника». Наверняка приходилось наблюдать, когда малыш расстраивается и плачет при виде определенного человека. Очевидно, громкая речь, или резкая интонация ассоциируется у младенца с агрессией. |
Оптимальные условия для развития трехмесячного ребенка
Детский организм способен развиваться в самых разных условиях, но хорошие результаты требуют оптимальных, благоприятных условий. Радует то, что большинство из них являются доступными для каждой семьи.
К оптимальным условиям для развития трехмесячного относятся: |
· температура в комнате 20-22°; |
· влажность в комнате – не ниже 50%; |
· частые проветривания; |
· ежедневные прогулки; |
· ежедневные купания; |
· неяркий свет в дневное время, приглушенный – в ночное; |
· отсутствие шума, громких звуков; |
· правильный режим кормления; |
· отлаженный режим сна и бодрствования; |
· профилактика инфекционных заболеваний; |
· развивающие игры. |
Развивающие занятия, игры для ребенка от 3 до 4 месяцев
В этом возрасте можно не напрягаться, обращая внимание малыша на что-либо: его любопытство льется через край. Ему интересно все окружающее, он готов поглощать информацию всеми органами чувств в каждый период своего бодрствования.
Звенящие игрушки, которые звучат по-разному, развивают слух малыша, позволяют ему учиться дифференцировать звуки. Подвешенные над колыбелью игрушки, к которым настойчиво тянется кроха вытянутой ручкой, по возможности, также должны быть музыкальными («реагирующими» на прикосновение). Очень скоро у младенца сформируется понимание причинно-следственных связей: потянуться→ прикоснуться→ услышать звук.
В три месяца ребенок дольше лежит на животе: развивающий коврик – отличный выбор для стимуляции развития крохи. Он может не спеша рассматривать яркие рисунки, дифференцировать некоторые цвета, трогать выпуклые цветочки, а когда вновь ляжет на спинку – трогать, изучать висящие над головой игрушки.
Мелкая моторика отлично стимулируется различной структурой поверхности игрушек: шероховатый коврик, мохнатый зайчик, пупырчатый шарик, гладкий морской камешек. Главное следить за тем, чтобы исследователь ничего не потащил в рот. Там ведь тоже чувствительная зона, и облизывание предметов – ни что иное, как еще один способ познать окружающий мир!
Гимнастика для глаз будет актуальной на протяжении многих месяцев: на расстоянии 30-ти см, перемещаем яркий предмет (игрушка яркого цвета, фонарик завернутый в ткань) вверх, вниз, вправо, влево, от и к лицу (озвучиваем вслух место, куда перемещается игрушка). Достаточно трех подходов каждого из движений: ребенок еще не умеет подолгу фокусировать внимание, он попросту утратит интерес к занятию или быстро устанет.
Легкий массаж очень полезен. Он способствует улучшению кровообращения, способствует расслаблению мышц. Ненавязчивые растирания, поглаживания, пощипывания верхних, нижних конечностей, живота и спинки могут производиться ежедневно. Растирание и разминание стоп, «велосипедные» движения ножками, сгибание и разгибание ручек – мягкая и безопасная стимуляция для ребенка в трехмесячном возрасте.
Папе и маме не стоит стесняться имитировать лепет малыша. Малыш понимает это как общение на одном языке. Естественно, параллельно стоит ставить ударение на правильных словах (для начала, они должны быть короткими, четкими: «Да», «Дай», «Вот» и др). Любое мероприятие, можно превратить в игру с подробным пояснением происходящего (даже если это измерение температуры, или смена подгузника). Так, малыш научится понимать, что и для чего происходит, но это произойдет немного позже. Пока что, это занимательная игра и нежность мамы и папы. К тому же, понимание последовательности движений дает ему ощущение безопасности.
Чувство безопасности – одна из базовых потребностей каждого человека. Дети любят слушать одну и ту же сказку, или песенку. Они запоминают последовательность движений во время одевания или процедуры купания. Именно знание того, что произойдет/прозвучит в следующую минуту, дает почувствовать себя в безопасности.
Важно помнить о страхах малыша. Каждому возрасту присущий свой страх. В первые полгода (±), этот страх базируется на сильнейшей взаимосвязи с мамой и страхом ее потери. Он, конечно же, неосознанно боится, но каждый раз, когда не находит глазами объект защиты, источник питания и комфорта, его охватывает паника, вызванная ощущением брошенности. Много раз мама должна вновь появиться из-за открытой двери, чтобы ребенок наконец понял: если мама уходит, то всегда возвращается.
Стабильность – одна из составляющих, на которой основывается чувство безопасности, доверие, комфорт. При чем стабильность во всем, будь то кормление, объятия, либо песенка перед сном. Именно поэтому так важно максимально посвящать всего себя в первые месяцы жизни малыша. Ведь с этим «багажом» ребенок пойдет дальше по жизни.
Какие ошибки часто допускают родители в возрасте ребенка 3 месяцев?
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки родителей. Базируются они исключительно на ложном представлении о том, что ребенок стал намного увереннее в своих движениях и требованиях, а значит и значительно самостоятельнее.
К сожалению, это может навредить малышу. Во имя благих намерений, папа и мама могут «развивать кроху» не в соответствии с возрастом, и этого может быть достаточно.
Остановимся подробнее на следующих примерах:
Малыш очень естественно принимает на руках положение сидя. Но! Стоит запомнить раз и на всегда: пока не пришло время сидеть – сажать нельзя (на руках, приподнимать в кроватке во время кормления). Пока не пришло время стоять – не надо подталкивать его к этому, тренировать навык, несоответствующий возрасту раньше времени. |
Любовь к ходункам может обернуться серьезными проблемами в будущем. До тех пор, пока малыш не сидит самостоятельно, без поддержки, ни его позвоночник, ни мышечный аппарат, не созрел для таких колоссальных нагрузок. Незрелые мышцы истощаются избыточным напряжением, стопы – вместо того, чтобы становиться на всю поверхность, вытягиваются на носочек. Такие дети – потенциальные пациенты невролога, ортопеда-травматолога. |
Любимые игры с подпрыгиваниями малыша, поддерживая его за подмышки, также наносят серьезный вред позвоночнику. Даже если крохе нравится, он смеется, изо всех сил лепечет: «отпружинивание» напоминающее прыжки, происходит скорее рефлекторно. Ни в 3, ни в 5 месяцев ребенок не должен сидеть, стоять, имитировать эти положения тела. Всему свое время! |
Некоторым молодым папам и мамам, бабушки говорят о том, как уже в 3 месяца начинали вводить прикорм. Взывая к здравому смыслу: изменилось время, изменились дети, изменились подходы. Организм ребенка трех, четырех, а порой и пяти месяцев, не готов к приему «взрослой пищи»! Эта спешка может закончиться провокацией хирургической патологии (инвагинация, непроходимость кишечника), либо серьезными проблемами с пищеварением в будущем. |
Укачивание малыша производится во имя благих намерений. Однако, они не могут становиться системой, должны осуществляться правильно. Предплечье взрослого, находящееся под спинкой, должно полностью «покрывать» позвоночник малыша. Голова и шея – находятся на одной линии, в одной плоскости с позвоночником. |
Помним! Даже сильную боль можно «закачать», и это далеко не всегда хорошо. |
Даже если ребенок сильно кричит, нельзя держать его за подмышки и трясти (вверх-вниз, вперед-назад). Без лишнего преувеличения, такая агрессивная мера «помощи малышу» может закончиться массивным кровоизлиянием в головной мозг: инвалидизацией, летальным исходом. |
Родителям важно оставаться внимательными: в возрасте 3-4 месяцев, могут проявиться неврологические расстройства, проявиться нарушения слуха или зрения. Во многом, именно развивающие занятия помогают их выявить. Своевременная консультация узких специалистов помогут предотвратить усугубление проявлений, своевременно повлиять на какие-либо отклонения, что несомненно влияет на будущее ребенка.
Материал подготовила
Скавинская В.
Источник
Нужно понимать, что развитие ребенка от 3 до 4 месяцев уже не такое интенсивное, как было до этого. Как оно происходит и чем характеризуется? Об этом ниже.
Физические изменения
С третьего по четвертый месяц кроха в среднем набирает около 800 граммов, увеличиваясь в росте на несколько сантиметров. Темпы развития внутренних систем и органов малыша замедляются.
В целом можно отметить следующие внутренние изменения:
- пищеварительная система становится совершеннее, площадь поверхности слизистой желудка увеличивается в три раза;
- продолжается развитие центральной нервной системы, что отражается на психическом развитии и пр.
В этом возрасте принципиально важным для младенца является продолжение грудного вскармливания. Грудное молоко стимулирует развитие нервных центров крохи, что особенно важно в период формирования его головного мозга. Средние показатели роста в этот период составляют от 60 до 61,5 см, веса — от 6 до 6,5 кг. Окружность головы малыша колеблется в пределах 40-41 см, груди — 38-39 см.
Особенности психического развития
С 3 до 4 месяцев родители по-прежнему часто не могут понять причину внезапного плача младенца. Как узнать, почему кроха плачет, а главное, как его успокоить? Помочь в этой ситуации сможет знание особенностей младенческого плача. Достаточно будет внимательно вслушаться в интонации, чтобы понять, чего же на самом деле хочет ребенок.
Итак, плач может быть:
- голодным;
- сонливым;
- болевым;
- при повышенном внутричерепном давлении.
Голодный плач по громкости превосходит все остальные виды плачей. Как правило, ребенок начинает с обиженных всхлипываний, которые постепенно усиливаются, и начинает громко вещать плачем о том, что он голоден.
Сонливый плач тихий, прерывистый. Ребенок трет кулачками глаза, крутится. Унять кроху в этом случае поможет создание подходящей для сна атмосферы и легкое покачивание.
Болевой плач всегда неожиданный и резкий. Чаще всего у детей в возрасте 3-4 месяцев болевой плач возникает в результате болей в ушах или животе.
Плач, сигнализирующий о внутричерепном давлении, у детей случается в одно и то же время, чаще по вечерам, продолжается на одной ноте.
Успокоить кроху можно, решив его проблему. Голодного младенца нужно будет накормить или хотя бы на время дать ему соску-пустышку, страдающего болями – погладить по животику, приложить теплую пеленку, а сонливого — уложить спать.
Особенности развития слуха и зрения у младенца
Как только крохе исполнится три месяца, он сможет научиться сосредоточивать взгляд на интересующих его объектах в течение нескольких минут. Примечательно, что делать это он сможет как лежа на спине, так и находясь на руках у взрослых в положении «столбик».
Ребенок в 3-4 месяца обращает внимание на звуки и пытается обнаружить их источник, поворачивая этом направлении голову. Малыш не ищет грудь мамы вслепую, а сознательно открывает рот при ее приближении. Кроха общителен и доброжелателен, часто улыбается и смеется.
В этом же возрасте малыш начинает гулить, радуя родных постоянно меняющимися звуками. Когда ребенок гулит, он находится в отличном настроении и расположен к общению.
Малыш в этом возрасте восприимчив к музыке, с удовольствием слушает медленные и ритмичные композиции. Он уже активнее пользуется мимикой, радостно реагирует на ласковое к нему обращение, с удовольствием идет на руки, показывая всем телом, как сильно он этого хочет.
После трех месяцев кроха на руках у взрослых сознательно всматривается в их лица, вслушивается в голос, старается различить интонации, отвечает улыбкой и двигательным оживлением. Можно отметить, что в этом возрасте кроха уже можно неплохой собеседник, который всегда рад вас видеть и готов «поддержать разговор». Малыш узнает родных ему людей не только по голосу и внешности, но и по запаху.
Навыки младенца на третьем-четвертом месяце
Ближе к окончанию четвертого месяца кроха начинает проявлять больше самостоятельности, поэтому его становится опасно оставлять одного на кровати. Малыш уже умеет переворачиваться на живот и обратно. В положении на животе кроха отрывает грудь от поверхности кровати, опирается на локти и смотрит по сторонам. В этот период очень полезным будет делать малышу оздоровительный массаж, укрепляющий мышцы спины и шеи.
На 4 месяце в стадию завершения входит начальное формирование органов зрения. Теперь малыш с удовольствием рассматривает новые игрушки, различает их по цвету, у него появляются первые «фавориты».
Наряду со зрением заканчивается первоначальное формирование слуха. Дети прислушиваются к тому, что происходит вокруг них, напряженно пытаются уловить направление звука. Важно оберегать малыша от неожиданных громких звуков, которые в этом возрасте могут его сильно напугать.
Несколько иначе малыш начинает относиться к возможности потрогать предметы, которые его окружают. Теперь он делает это осознанно, намеренно пытаясь каждый из них попробовать на зуб.
Как развлекать кроху?
В период с 3 до 4 месяцев родители должны проводить с крохой достаточно времени, не давая ему скучать, стимулируя его физическое и психическое развитие. Увлечь ребенка в этом возрасте можно цветными игрушками, способными издавать звуки, вибрирующими или просто шуршащими, как пакет или фольга. Учитывая, что кроха любит всматриваться в лица, в поле его зрения можно рассадить кукол, которых он будет рассматривать, либо же развесить картинки с разными лицами.
С ребенком в этом возрасте уже можно будет подолгу разговаривать в часы его бодрствования, развлекать его потешками, песенками и стишками. Отличный помощник для таких малышей — развивающий коврик, на котором они смогут лежать, изучая разноцветные лоскутки ткани, бусины, погремушки, ощупывая руками его детали, сравнивая и запоминая ощущения.
Главная задача родителей на этом этапе — это стимулирование и поддержание интереса крохи к миру. Малыш должен иметь возможность знакомиться со всем, что его окружает, получая поддержку и любовь близких.
Источник