Что дает ребенку школа раннего развития
Как развить маленького ребенка
В последние годы раннее развитие детей стало модным и доступным. Но некоторые мамы считают, что дома они сами могут научить своего ребенка всему лучше, чем воспитатели развивающих центров. Так ли это на самом деле?
Для чего нужна ребенку школа раннего развития
Есть мнение, что многочисленные развивающие кружки и школы только собирают деньги, а практической ценности у них нет никакой. Ведь дома с детками от 1 до 3 лет тоже можно заниматься: изучать предметы, животных, птиц, растения по карточкам, рисовать, лепить, делать аппликации, строить из конструктора.
Но у таких центров есть ряд преимуществ.
- Система подготовленных занятий на развитие восприятия, мышления, памяти, речи, мелкой моторики рук, координацию движений. Занятия в школе разработаны педагогами по современным методикам, с использованием новых методов и приемов.
- В центрах раннего развития большое разнообразие игр, игрушек, учебных пособий. Все наглядно, соответствует требованиям и возрасту детей. Многие семьи просто не в состоянии купить столько развивающих игрушек, сколько используется на занятиях в детских учебных центрах.
- Игрушки и пособия постоянно меняются, слегка опережая развитие ребенка, для того чтобы эффект от обучения был постоянным.
- Школы раннего развития дают большие возможности для общения детей, для самой первой коммуникации со сверстниками. Особенно это необходимо, если малыш в семье один, нет братьев и сестер.
- Эффект «чужого» взрослого. Нередко мамы жалуются, что ребенок дома не хочет заниматься. Капризничает, часто отвлекается. На групповых занятиях такое поведение встречается реже. Дети учатся слушаться педагога, выполнять все положенные задания. И это тоже упрощает дальнейшую адаптацию в детском саду.
Не все мамы могут проводить полноценные занятия для своего ребенка, учитывая возрастные особенности, разную направленность материала. Не у всех хватает времени и сил, чтобы обучить его всем бытовым знаниям и навыкам, еще и развивать интеллектуально и творчески. А еще нужно учить говорить, знать и повторять наизусть множество стихов, песенок, считалок на запуск речи и работу со звуками. Именно поэтому многие родители отдают предпочтением специальным центрам, ориентированным на всестороннее развитие ребенка.
Общение со сверстниками
Школа раннего развития — это не только обучение. Это новые впечатления для ребенка, новые знакомства, дополнительное общение. Дома малыш находится в замкнутом пространстве с одними и теми же игрушками, в одной обстановке. Часто общается только с мамой.
Примерно до полутора лет крохе этого вполне достаточно, но потом он начинает искать новые впечатления, активно изучает мир на прогулке, уже не хочет сидеть в коляске, становится более активным.
Да, дети общаются на детских площадках. Но этого недостаточно. В общении на занятиях они учатся делиться игрушками, помогать друг другу, сопереживать, отвечать на вопросы, знакомиться, играть вместе. Благодаря этому потом адаптация в детском саду проходит легче и быстрее. Дети хорошо осваиваются в новом коллективе, реже плачут при расставании с мамой, чувствуют себя увереннее.
Когда в семье 2-3 детей разного возраста, то они играют вместе, младшие учатся у старших играть, ходить на горшок, кушать ложкой, одеваться, умываться, говорить. Им вполне хватает общения в семье. Но если в семье один ребенок, то школа раннего развития пойдет ему на пользу во всех отношениях.
О чем должны помнить родители
Выбирая школу раннего развития для малыша, родители должны обратить внимание на следующие детали.
- Удаленность от дома. Дорога до детского кружка не должна быть слишком долгой. Иначе кроха может прийти на него занятия уже уставшим и раскапризничавшимся. В идеале весь путь от дома до центра раннего развития ребенка не должен занимать больше 15-20 минут.
- Квалификация педагогов. Сейчас существует большое разнообразие методик, по которым проводятся занятия с детками. Эффективность зависит не столько от того, какое именно направление выбрал педагог. А то того, насколько хорошо он владеет данной методикой. Сколько у него наглядного материала и пособий.
- Отзывы. Прежде чем записаться в какой-либо кружок лучше узнать мнение и отзывы тех, кто уже его посещал. Отзывы можно найти в интернете, а можно спросить у знакомых мамочек на детских площадках. Наверняка кто-то из них уже водил своего ребенка в какой-либо развивающий центр.
- Стоимость. Иногда она бывает очень высокой. Но не каждая семья может позволить себе оплачивать дорогие занятия. Поэтому выбирать нужно те детские центры, посещение которых не будет подрывать семейный бюджет.
Ну и, конечно же, на первом месте должно быть желание малыша посещать выбранный родителями развивающий кружок. Занятия должны доставлять ребенку удовольствие. В противном случае практической пользы от них будет немного.
Какой кружок лучше выбрать для малыша
Сейчас такое разнообразие кружков, что родители, выбирая подходящий, нередко теряются. Ведь хочется, чтобы у ребенка было разностороннее развитие. Но не всегда есть финансовая возможность отдавать детей сразу в несколько секций. Да и малыш будет уставать. Так что же выбрать?
Если ребенок спокойный, любит рисовать, слушать, как мама читает книжку, то лучше выбрать школу с творческим уклоном. Там помогут развить способности маленького человечка и определиться, в каком направлении ему следует развиваться в дальнейшем.
Маленьким непоседам, которые не могут усидеть на одном месте, на прогулке бегают по детской площадке и дома «стоят на голове», лучше выбрать спортивное направление. Это могут быть танцы, гимнастика. Хорошо укрепляют здоровье детский фитнес и бассейн.
Ну а если ребенок увлекается конструкторами и строительством замков из кубиков, то лучше поискать кружок с уклоном в моделирование. Такие занятия помогут развить технический склад ума.
Конечно, решать какие именно кружки будет посещать ребенок, могут только родители. Но важно чтобы они носили не только развлекательный характер. На дополнительных занятиях малыш должен развиваться, получать новые знания. А также общаться со своими ровесниками и находить новых друзей.
Важно поощрять уже в раннем возрасте стремление малыша к исследованию окружающего мира. Занятия с мамой тоже полезны, но профессиональные воспитатели дают намного больше знаний. Причем иногда их методы и приемы удивительным образом срабатывают эффективно, а малыши с большим удовольствием бегут на интересные занятия.
Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
С помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Развитие планирующей функции мышления у школьников / Медведев А.М., Марокова М.В. // Вопросы психологии. — 2010. — №6. — с. 52-60
Межличностное взаимодействие в образовательной среде и развитие общих способностей / Тихомирова Т.Н. // Психологический журнал. — 2011. — Т. 32 №6. — с. 30-40
Источник
Вот уже второй год я вожу сына в группу раннего развития. Когда мы впервые пересекли порог учебного центра, Артемке не исполнилось и полутора лет. Как и многие мамы, изначально я была настроена несколько скептически, но интерес взял верх, и мы начали посещать занятия. Уже спустя месяц я окончательно определилась: групповым занятиям – быть!
Уроки длились по часу дважды в неделю, в группе было не более восьми детей и столько же взрослых, так как в школе практиковалось не только совместное пребывание мам и малышей, но и их совместная деятельность. К моей радости, занятия вовсе не предполагали форсирования естественного возрастного развития, а способствовали мягкому, деликатному раскрытию индивидуальных способностей малышей.
Артемка оказался очень отзывчивым к музыке, он с таким удовольствием отплясывал ритмичные народные танцы, что другие детки мгновенно заряжались его энергией, и урок превращался в веселый детский балаганчик с писком и визгом, разносившимся по всему коридору. Конечно, дома мы тоже регулярно танцевали, но именно наличие партнеров по хороводу и благодарных зрителей в образе родителей действовало на сына самым лучшим образом.
Надо сказать, что для меня целью посещения школы раннего развития было именно пребывание сына в коллективе ровесников. Детский сад по ряду причин, в том числе и по состоянию Артемкиного здоровья, в ближайшие годы нам не светил. Длительные прогулки и игры на площадке с ребятишками в зимнее время тоже были весьма проблематичны. Оставались только развивающие центры.
Обремененная педагогическим образованием, я стала тщательно оценивать подходы и методики современных школ для малышей. И если мне в рекламном буклете попадалось что-то, типа: «Ваш ребенок после наших занятий станет выгодно отличаться от сверстников…», я безжалостно выбрасывала этот буклет в мусорное ведро. Вскоре я нашла подходящий для меня психолого-педагогический центр, к тому же находящийся рядом с нашим домом.
Первое занятие Артемка провел у меня на коленях. Более шустрые малыши здоровались за ручку с мохнатым зайцем – перчаточной куклой, надетой на руку психолога. Темка же готов был вот-вот расплакаться. Кроме моего, в группе было еще парочка таких детишек с глазами на мокром месте. Их впоследствии на занятиях я больше не видела – несмотря на уговоры психолога, мамы не рискнули приводить своих малышей на занятия.
Я же решила не принимать скоропалительных решений и сделала скидку на адаптацию. Как оказалось, это было довольно разумно – через пару-тройку занятий Артем уже свободно общался с другими детьми и их мамами. Просто ему нужно было время привыкнуть – до этого большую часть времени мы с сынишкой проводили вдвоем, многочисленные гости и шумные компании в нашем доме были большой редкостью.
Каждый урок условно делился на несколько блоков: предметно-манипулятивная деятельность (собирание картинок, паззлов, различных рамок и т.д.), сюжетно-ролевая игра (игры с куклами, посудой), художественная деятельность (рисование пальцами, кистями, лепка из пластилина лепешек и колбасок, наклеивание аппликаций) и музыкальная часть. Внимание детей полуторагодовалого возраста очень кратковременно, и занятия быстро сменялись одно за другим. С виду урок не очень-то походил на урок в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие, а все происходящее скорее напоминало веселую детскую возню.
Некоторым родителям это как раз и не пришлось по душе. Тема родительских ожиданий – это предмет отдельного разговора. Наблюдать за мамами оказалось делом не только интересным, но и весьма полезным. Глядя со стороны, невольно замечаешь какие-то неприглядные моменты в общении мам с малышами, анализируешь, и с ужасом ловишь себя на мыслях, что порой и ты поступаешь точно также.
В этом году в нашу группу пришла мама с двухгодовалым мальчиком. Многие ребятишки ходят в группу уже второй год, есть и новенькие ребята. Каждый ребенок по сути своей уникален, и недаром главное пожелание психолога на родительском собрании было: «Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим». Но мама мальчика, назовем его Антон, была настроена по отношению к своему ребенку очень критично. Что бы он ни делал, она постоянно одергивала его недовольным голосом: «Ну не так! Антон! Посмотри, как делают другие!»
Неудивительно, что малыш так и не смог адаптироваться в группе, все меньше и меньше проявлял интереса к чему-то ни было, и, в конце концов, его перестали водить на занятия вообще. Думаю, через пару лет, с легкой руки мамы, ярлык «неспособный» ребенку будет обеспечен.
Другая мама, интересная молодая женщина, приводит в группу сынишку, всегда одетого с иголочки, в дорогих импортных костюмах, хотя заранее обговаривалось, что дети будут и рисовать, и пользоваться клеем, и лепить из пластилина. Как только доходит до творчества, мама с напряжением начинает следить, чтобы руки сына оставались безукоризненно чистыми. Это напряжение передается малышу. В итоге ребенок наотрез отказывается рисовать пальцами.
И каждый раз, как только мне хочется возмутиться:» Артем, нельзя ли поаккуратнее», мне вспоминается этот мальчик, и я автоматически закрываю рот. Аккуратность – это конечно, хорошо, но стоит ли ругать двухлетнего ребенка, испачкавшегося на отдыхе или на прогулке?
А порой на уроках невольно открываются интересные подробности внутрисемейных отношений. На занятиях существуют определенные правила для всех детей. Например, нельзя залезать на столы, высыпать фасоль или горох на пол, трогать магнитофон. Однажды вместо мамы в группу девочку привела ее бабушка. С мамой девочка спокойно следовала общепринятым правилам, хорошо общалась с другими ребятами, с интересом выполняла предложенные задания. Но с бабушкой… Сложилось впечатление, что ребенка словно подменили.
Девочка, назовем ее Олей, демонстративно стала сыпать фасоль на пол, задирать ребятишек, капризничать. Бабушка ни на что не реагировала. Мы, по сути, чужие тети, вынуждены были делать малышке замечания и подбирать за ней разбросанную крупу. А бабушка только невозмутимо наблюдала, как мы ползаем по полу, убирая рассыпанное на место. Отношениям, царящим в этой семье между свекровью и невесткой, остается только посочувствовать.
Еще интереснее, чем за взрослыми, наблюдать за нашими детьми. В прошлом году, когда средний возраст участников был в районе полутора лет, наши ребятишки, казалось, вовсе не были заинтересованы в обществе. Между собой малыши общались мало, им гораздо больше нравилось делать что-то со своими мамами.
Кстати, еще один плюс совместных занятий с малышами – мама на этот час принадлежит своему ребенку полностью. Чего греха таить, дома мы часто пренебрегаем полноценным общением с детьми, собирая мозаику с ребенком, смотрим любимый сериал, от чтения сказки на самом интересном месте нас отвлекает телефонный звонок подруги, между Интернетом и кипящим супом на плите мы строим с ребенком башни из кубиков. Дети очень хорошо чувствуют, что мысли наши витают где-то далеко, и требуют от нас настоящего, внимательного к себе отношения, обижаясь и капризничая, казалось бы, на ровном месте. А в группе мама действительно сосредоточена на своем ребенке, посторонние разговоры между родителями во время занятий не очень-то приветствуются.
Так вот, в этом году, вернувшись с летних каникул, малыши так обрадовались другу другу, что практически все время проводят в совместных играх. Наши ребятишки повзрослели и теперь учатся строить дружеские отношения. У Артемки тоже появился друг Илюша – мальчик, с которым он предпочитает общаться больше всех. Как-то в их тандем вклинился Семен, ему тоже захотелось поиграть с мальчишками в машинки. Но наши клопы были настроены решительно – никого в свою дружбу не пускать. Семену пришлось спасаться бегством от быстрых кулачков Илюши.
А в поведении своего сына я все больше узнаю себя. Все ребята склонились над новой игрушкой, каждый хочет первым взять недоступную ранее вещь. А Темка в это время болтается на спортивном комплексе, ему словно дела нет до остальных. Но вот ребятишки наигрались и переключились на другую деятельность. Тогда уже Артем слезает с комплекса и устремляется к покинутой игрушке.
Не буду скрывать, что поначалу меня это беспокоило – сынок не добивается своего в числе первых, спокойно ждет, берет то, что достанется. Я, чуть не плача, рассказывала об этом мужу, очень уж меня волновало будущее нашего ребенка. «Не драматизируй, — успокаивал меня супруг, — он просто не любит быть в стаде». И я вдруг вспомнила первое родительское собрание: «Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими».
Есть и еще один момент, ради которого многие мамы водят своих детей в школу. И я тоже в данном случае не исключение. Мы – мамы – сами хотим ходить в школу. В институт. На работу. Но у нас нет возможности или желания отдавать своих детей в ясли – а «ходить» очень уже хочется. Туда, где есть постоянный коллектив, где можно поболтать о том, о сем, где оценят новое платье или прическу. Поэтому цель у нас с детьми общая – все мы идем в школу социализироваться :-).
Напоследок еще один маленький ответ на вопрос: «Зачем нам школа раннего развития?» Как сказала одна мама: «Дома я не даю ребенку горох – его потом выметать из всех углов приходится. Я не даю ему краски – он рисует на обоях. Я не даю ему пластилин – у нас пушистые ковры». И, несмотря на весь абсурд этой фразы, я где-то в глубине души все же вынуждена согласиться: ведь, правда, бывает, мы ограничиваем детей в творческих порывах как раз по той самой причине, что нам не хочется в третий раз за день доставать пылесос и хвататься за половую тряпку. Поэтому добро пожаловать в школу!
Лариса Балан, la792005@yandex.ru.
Источник
Детство — важнейший период человеческой жизни. И от того, как оно прошло, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Хочу все знать! Вот девиз каждого ребенка, и от нас, взрослых, зависит, насколько хорошо мы сможем реализовать эту потребность у малыша! Именно в раннем возрасте воздействие внешней среды оказывается наиболее мощным, под его влиянием начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки.
Согласно современным исследованиям японских ученых, к трем годам у ребенка развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80% . Ученые доказали, что в развитии ребенка образование и среда играют значительно большую роль, чем наследственность.
Каждый малыш по-своему уникален. Он проходит индивидуальный путь развития, и задача взрослых – расширить горизонты возможностей и создать соответствующие условия для развития тех или иных талантов, а также сделать это путешествие в мир знаний увлекательным. В основе создания нашей школы было большое желание показать, что возможности развития ребенка в обычных условиях жизни реализуются далеко не полностью.
Любой малыш через 2 — 3 года жизни может стать «вундеркиндом», если с ним вовремя и правильно начать заниматься. Но мы не преследуем цели сделать из Вашего малыша интеллектуального гения, достижениями которого можно похвастаться перед родственниками.
Мы расширяем его мир и наполняем его знаниями, увлечениями и чувствами, которые сделают его жизнь интереснее, разностороннее и помогут найти достойное место в жизни.И, конечно же, не найдется родителя, который, видя ту радость, тот восторг, который малыш испытывает от процесса познания, будь-то рисование пальчиками, раскладывание игрушек по форме и цвету, выкрикивает очередную букву или цифру, думая, что он самый умный, сможет сказать, что лишает ребёнка детства. Скорее это происходит тогда, когда мы сажаем малыша в манеж, заваливаем горой игрушек и с чувством выполненного долга идём заниматься своими делами, оставляя его маяться от скуки.
От уровня развития ребенка в раннем возрасте во многом зависит его будущее, в том числе успеваемость в школе в последующие годы. Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.
Ребенок не достигает того уровня развития, на который был вправе рассчитывать, если бы с самого рождения с ним занимались, исходя из возможностей его возраста и индивидуальности. Но, если хотя бы немного поиграть с малышом, почитать книжки, показать картинки, выучить стихи, то ребёнок начинает умнеть прямо на глазах. Поверьте, вполне реально совместить удовольствие, игру и обучение…
Если Ваш ребёнок интересуется всем и может усидеть на месте 10 минут — у ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.
Для того, чтобы малыш обучал самого себя, нужно только вовремя создавать ему необходимые условия , «подкидывать уголек в его топку ума» .
Взрослые устанавливают порядок, а ребенок развивается в рамках этого порядка , только в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.
В результате образуются 2 самых полезных навыка: независимость и ответственность за собственное обучение.
В будущем это приносит свои результаты: дети, посещающие школу развития, легче адаптируются в школе, они более усидчивы на уроках, внимательны к словам педагога, одним словом — они умеют учиться, работать в классе, группе, слушать и слышать педагога, выполнять его требования.
Связано это не только с тем, что такой ребенок лучше развит в интеллектуальном плане. В нашем центре он учится общению и поведению по определенным правилам.
На игровых развивающих занятиях он учится находить с ними общий язык, дружить, слушать и слышать педагога, выполнять правила игры.
Конечно, жизнь не стоит на месте, возрастают как требования к дошкольникам на предварительных тестированиях и собеседованиях, так и уровень развития самих детей.
Современные малыши значительно отличаются даже от тех детей, которые учились в нашей школе ещё 10-12 лет назад. Но все же положительные изменения в интеллектуальном и творческом развитии зависело и будет зависеть от заинтересованности родителей создать соответствующие условия для развития своего любимого малыша .
Помните, что успехи ребенка в освоении чтения и счета не гарантируют отсутствие у него проблем в начальной школе. В дошкольном возрасте важно развивать в ребенке усидчивость, желание учиться, логическое мышление.
Занятия в школах развития также способствуют появлению у ребенка интереса к процессу обучения, развитию большого багажа знаний, умений, творческого потенциала и кругозора ребенка, организации поведения, развитию умения самостоятельно делать уроки, развитию усидчивости, дисциплины, умению сосредоточиться, концентрировать внимание , трудолюбию, инициативности , умению выполнять требования учителя, умению работать в коллективе, формированию учебной мотивации, наблюдательности , сообразительности, познанию нового, умения мыслить и рассуждать, силы воли, умению добиваться поставленной цели, опыта победы (конечного успеха) , когда ребенок видит результат своего труда, навыки социального общения.
Е
сли все же Ваш малыш боится идти на занятие один, посетите несколько уроков вместе с ним. После школы обсудите то, что вы делали, чему научились. Со временем ребенок привыкнет и даже не заметит отсутствие мамы. Значит, адаптация прошла успешно!
Ведь это первое место, где Ваш ребенок будет получать новые знания, заводить друзей, встретит своего первого учителя.
Именно от того, как он воспримет свои первые занятия, зависит его отношение к обучению в дальнейшем — в садике, а затем и в школе.
Кроме всего прочего Центры раннего развития прежде всего дают возможность родителям получить необходимые знания для развития своего ребенка. Педагог обязан объяснить родителям, в чем заключается их роль в занятиях с ребенком, проконсультировать, чем лучше заниматься с ребенком дома. На занятиях должно отводиться время для обсуждения тех или иных причин поведения ребенка, задача специалиста не просто обучить ребенка, а дать маме необходимые знания для понимания поведения ее ребенка. Ведь раннее развитие, это не просто походы в центр, и обучение в группе. Это активно включенная в процесс развития мама, интересующийся папа, довольный счастливый малыш. Ни одна даже самая лучшая школа не даст Вашему малышу тепла и радости от совместного обучения с родителями. Детские центры призваны дать Вам точку опоры, показать и дать толчок к самообразованию, познанию своего ребенка. Хороший инструктор обязательно скажет Вам, что для получения положительного результата нужно обязательно заниматься с ребенком дома. Раннее развитие это прежде всего непрерывный процесс, это кропотливый труд. Ваш труд. Развивающие занятия приносят большую пользу детям, они направлены на развитие мелкой и крупной моторики, речевых навыков, малыши занимаются творчеством, танцуют, начинают строить отношения с другими людьми, заводят первые знакомства, привыкают к порядку и «учатся» получать знания. Мамы получают возможность отвлечься от домашних забот, получить удовольствие от осмысленного взаимодействия со своим ребенком, учатся понимать свою кроху. В конечном итоге занятия приносят пользу и мамам и малышам! А это значит в них есть смысл, остается только пожелать вам приятный и нужных занятий!
С уважением психолог школы Жемчужинка ! Елена Люкшина
Тэги:
школа раннего развития
развитие малышей
детское развитие
Источник