Что дает мультипликация для развития ребенка

Что дает мультипликация для развития ребенка thumbnail

Автор: Наталья Шимина

Мультики, мультфильмы, мультипликация и даже «анимашка» ― это интересная форма повествования, которая знакома каждому ребёнку с детства. Редакция портала для родителей о детях ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ решила выяснить, в чём магия мультипликации, как мульттерапия помогает найти новых друзей и развивает творческую фантазию.

Сегодня мы беседуем с Константином Голошубиным, руководителем детской анимационной студии ― «Мультлаборатория МАХОЛЁТ», а также молодым папой и человеком с высшим экономическим образованием, который сумел открыть собственную детскую анимационную студию.

Что дает мультипликация для развития ребенка

В последнее время всё большую популярность приобретают занятия с детьми по анимации или создание собственных мультфильмов. С чем это связано?

Вероятно, это связано в первую очередь с большим интересом среди взрослых к дополнительным занятиям для детей. В принципе, все эти занятия по раннему развитию, изо-студии, английский и прочее… Семьи готовы платить за приобретение детьми полезных навыков и нового опыта. Часть этих родителей открыта к экспериментам, поэтому ведет своих детей в мультипликацию. И таких людей становится больше. Надо понимать, что ресурс детской мультипликации пока для массового сознания не очень понятен, чаще всего нас рассматривают как «умное развлечение». Поэтому я говорю, что к нам пока приходят самые смелые и открытые люди. Детям же мультфильмы интересны априори. Во- вторых, это выбор профессионалов. В бизнесе, связанном с обучением детей, и среди педагогов дополнительного образования, ищущих новые средства работы с детьми и выбирающих при этом мультипликацию, возможностей становится больше. Больше даётся рекламы, больше мастер-классов, где можно открыть для себя мультипликацию.

Какие виды мультипликации сейчас доступны для детей?

Ну, я бы сказал, что детская мультипликация уже сама по себе вид. А доступной её делают достижения современной техники. Именно компьютер делает невероятно трудоёмкий процесс создания мультфильмов менее рутинным и более выполнимым для детей. И вот когда вы уже во всеоружии, у вас есть компьютер и цифровой фотоаппарат, то можно выбрать любую технику мультипликации, будь то рисованная анимация (съёмка в плоскости), предметная (съёмка в объеме), сыпучая анимация (использование в качестве материала, например, песка, крупы или кофейных зёрен) или пикселяция (когда в кадре непосредственно дети).

В чём их (мультфильмов) феномен?

― Всё очень просто. Технически мультик ― это набор кадров. Снял кадр, сдвинул персонажа, снова снял кадр ― это покадровая съемка. Мультипликация основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать движущиеся картинки (если их больше восьми в секунду) в единый видеоряд. А если идти от ребёнка, это всё ещё и интересно. Дети любят играть с тем, что оказалось под рукой, придумывать новые значения предметам и разыгрывать с ними истории. В мультипликации появляется возможность эту игру или эту историю зафиксировать на видео и проигрывать любое количество раз, возможно даже поделиться не только с друзьями, но и со взрослыми ― с родителями, с бабушками и дедушками.

Как создание мультфильмов влияет на развитие и что получает сам ребёнок?

Что дает мультипликация для развития ребенка

Мы сторонники того, чтобы мультфильмы создавались группами. В малых съёмочных группах по 3-5 человек дети учатся распределять профессиональные роли, выбирать занятие по душе и реализовывать свои желания рисовать, работать с компьютером, а также ответственности за результат. Вообще-то процесс съёмки мультфильма ― это сложно организованный процесс. Думаю, это детей подкупает, здесь много всего надо успеть. Надо вникнуть в принципы движения картинки, жизнь персонажа и уметь договориться с «коллегами по цеху», чтобы в кадр вдруг руки чьи-то не попали. Если привести к какому-то общему знаменателю, то мультфильм ― это труд и детям необходимо оценивать результаты своего труда и планировать шаги для получения результата.

Сколько нужно времени, чтобы создать мультфильм?

На наших занятиях мы ставим задачу снять законченный сюжет или анимационный этюд за 1 час. Надо понимать, что детская мультипликация ― это длительность от 30 секунд до 2 минут. Но это искусственно устроенные экстремальные условия, которые преследуют определённые цели и задачи. Необходимо, чтобы ребёнок не терял концентрации и на выходе с занятия получил целостный результат. Удовольствие от творческого процесса можно и растянуть. Например, весной мы снимали с семьёй мультфильм, только на съёмку которого ушло 20 часов. А ещё было придумывание сценария, подбор материалов, озвучка и монтаж. В итоге ― недели две нормального трудового режима, если бы мы работали с 8 утра до 5 вечера. Мы же снимали месяц.

Есть ли в Томске конкурсы по созданию детских мультфильмов?

Что дает мультипликация для развития ребенка

В Томске два крупных конкурса. Это «Бронзовый Витязь», который является ответвлением большого фестиваля профессионального кино «Золотой Витязь». Его инициатором три года назад стала Поросинская школа, а в апреле 2016 года он прошёл с международным участием. И есть конкурс, который только набирает обороты, ― городской конкурс буктрейлеров, его инициатором стала городская библиотечная система (МАУМИБС). Есть ещё локальные конкурсы в каждой студии мультипликации. Возможно, есть и другие, но мне о них не известно.

Может ли ребёнок с ограниченными возможностями здоровья посещать занятия по мультипликации?

Безусловно, в мультипликации нет границ. А вот цели могут быть разными ― развитие творческих способностей или творческая социализация. В первом случае приоритет отдаётся навыку выполнения творческих заданий, а во втором важно общение со сверстниками и взрослыми, навыки самоконтроля.

Что такое мульттерапия и где она применяется?

Мульттерапия ― это метод реабилитации и творческой социализации детей с особенностями развития средствами коллективного анимационного творчества. К сожалению, не у всех детей безоблачное детство. Некоторым требуется длительное лечение и помощь профессиональных медиков. Нахождение в учреждениях оставляет свой отпечаток на эмоциональном состоянии детей, жизнерадостности это не добавляет. В детской анимационной реабилитационной студии ребята работают с такими видами искусства, как живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, они изучают компьютерные графические программы, сыпучую анимацию (работая с песком или крупой), перекладку (перемещение бумажных фигурок), и stop-motion (анимирование предметов).

Синтез различных искусств в мульттерапии позволяет вызвать любопытство ребёнка к миру. Дети получают новые жизненные ориентиры, настраиваются на здоровье и радость. Создание анимационного фильма ― это творчество в разных видах искусства. Мультипликация позволяет развивать творческие способности детей. Творчество, в свою очередь, помогает их реабилитации и социализации. Метод применяется в работе с ребятишками с разными заболеваниями, в том числе с такими, как онкология, миопатия, фенилкетонурия, с теми, кого принято называть «дети с особыми потребностями». Распространяется метод Национальным детским фондом через проведение онлайн-школ.

Есть ли в Томске что-то подобное?

В Томске в этом направлении работаем только мы. Сотрудничаем на протяжении двух лет с ЦСПСиД «Огонёк», проводим занятия. Работали со школой «Английский без границ».

Кто готовит специалистов по работе с детьми ОВЗ?

Специалисты выпускаются по программе «Школа мульттерапии», организованной Национальным детским фондом в рамках проекта «Развитие межрегиональной сети детских анимационных студий для распространения модели творческого развития и социализации детей инновационными средствами коллективной анимационной деятельности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015, и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».

Можно ли сделать мультик в домашних условиях?

Конечно, для этого вам понадобится компьютер и веб-камера, плюс простенькая программа для монтажа (как правило, на компьютерах с операционной системой Windows она установлена). А можно и на смартфоне в поиске программы набрать слово «стопмоушен» и скачивать любую из представленных программ.

Дайте рекомендацию, как это можно сделать, например, родителям с детьми?

Прежде всего, нужно понимать, что большая часть времени уйдёт на подготовку. Нужна идея, персонажи, объекты для сцены. Запаситесь терпением и приступайте. Необходимо распределить роли внутри вашей творческой группы. А дальше кадр за кадром вы постепенно будете приближаться к собственному мультфильму. Для первого мультфильма можно просто взять любимые игрушки ребёнка, а дальше, если поддержать ребёнка, сюжет сам собой сложится.

Случай из личной практики: «Пошкакала»

Раз в месяц мы ходим проводить занятия в детском центре поддержки семьи и детей «Огонёк». И вот на одно из занятий вместе с ребятами постарше пришёл мальчик четырёх лет ― Артём. Выдаю задание: снять фокусы с игрушками, они должны были появляться из шляпы и, проскакав по столу, исчезать. Во время объяснения я для наглядности сказал, что раз съёмка покадровая, то, сделав несколько перемещений игрушки, дети увидят, что она сама двигается. Съёмочный процесс в самом разгаре, доходит очередь до Артёма, к слову, у него лошадка. И вот он подвинул раз, подвинул два. Произносит: «Не шкачет». Подвинул три, четыре. «Не шкачет!» Начинает всхлипывать. Подвинул пять, шесть. Он уже не хочет ничего снимать. Мы берёмся его успокаивать и обращаем внимание на экран. А там программой уже преобразовали из кадров видео. Артём как закричит: «Пошкакала!»

Источник

Наталья Холодова
Опыт работы «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка» Видео

«Мультфильм своими руками» МБДОУ №7 «Ягодка» г. Пензы

Как часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: «У меня очень развитый ребенок — он знает, как включать и выключать планшет», «Он же играет на компьютере и знает все современные модели телефонов, значит, он развитый ребенок«. Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего — общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и живет и развивается в социуме.

Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые «гаджеты». Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона — нарисованный, а про Домовёнка Кузю — кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.

В поиске решения этой проблемы я решила открыть для себя «анимационную педагогику». Я поняла, что мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности. В этом универсальность анимационной педагогики. Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, персонажей мультфильма, иногда сам сюжет заставляет осваивать детей новые виды продуктивной деятельности (пластилиновая сказка заставит освоить технику лепки из пластилина, пластилинографию и т. д.). Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников.

В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность анимационной педагогики. Кроме того, работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.

Шагая в ногу со временем, я изучаю инновационные процессы, которые касаются обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Мною был разработан проект «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка». На базе моей группы была организована мультстудия «Мурзилка».

Опыт работы «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка» Видео

Целью деятельности мульстудии «Мурзилка» является развитие творческой деятельности детей в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма). При этом сам мультфильм является не целью, а лишь средством развития ребенка.

Занятия в мультстудии проводятся два раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Большая часть программного материала реализуется в ходе свободного общения с детьми через организацию творческой деятельности детей, в процессе речевых игр, продуктивной деятельности, ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.

Что дает мультипликация для развития ребенка

К концу первого года работы в мультстудии дошкольники самостоятельно проводили покадровые съемки, используя фотоаппарат, имеют представление о необходимом для этого оборудовании, правилах записи звука в специальной компьютерной программе.

Наши первые зрители – родители и друзья. Мы приглашали их на премьеру новых мультфильмов. Родители стали активными зрителями, проявляли желание стать полноправными участниками мультстудии. Так рождались домашние мультстудии.

Каждое занятие детей в нашей мультстудииподчинено определенным принципам:

• тематический принцип, в основе планирования занятий лежат разные «темообразующие»факторы: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу мультстудии в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;

развитиедетей в порядке усложнения: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;

• реализация деятельности от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть полностью готовый мультфильм, либо отдельные творческие работы, создаваемые в ходе его подготовки (история-сценарий, персонажи мультфильма, декорации);

• взаимосвязь творческого и познавательного развития. Создание мультфильма – это не только творческий процесс,но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.

Век информационных технологий позволил нам не только заняться изучением искусства анимации, но также попробовать своими силами создать мультфильм, вовлекая в процесс своих воспитанников. Создание мультфильма с участием детей — это увлекательный и веселый процесс.

Процесс создания мультипликационногофильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения,который включает в себя несколько этапов:

Возникновение идеи. Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизни, чтения произведений художественной литературы, просмотра телепередач и других источников.

Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с помощью взрослых (воспитателей, родителей) продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма и затем зарисовывают его. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.

Съёмка мультфильма. Преимущественно в этот период идет работа руководителя студии с малыми подгруппами детей, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки.

Озвучивание мультфильма. Во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается или сочиняется музыка.

Монтаж. В присутствии детей руководитель студии монтирует все части мультфильма вместе.

Результатом творческой коллективной деятельности становятся мультики-перекладки, которые настолько интересны и самобытны, что воспринимаются как полноценные произведения искусства.

Таким образом, мультипликационная студия является неоспоримой инновацией в деятельности ДОУ, универсальным образовательным пространством, внутри которого, благодаря особой системе взаимоотношений взрослых и детей, происходит целостное развитие личности ребенка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.

Этапы технологии создания мультфильма:

Технология изготовления проста и понятна не только взрослому, но и ребенку. Детям это принесло огромное удовольствие и радость.

На первом этапе, когда было принято решение создавать мультфильмы, мы вместе с детьми изучили саму профессию мультипликатора.

На этом этапе проявился познавательный интерес детей, они самостоятельно и при помощи взрослого изучали профессии мультипликатора, сценариста, художника-постановщика, а также узнали много нового о создании самого мультфильма. Когда дети поняли, что такое мультипликация, мы приступили ко второму этапу.

На втором этапе мы стали подбирать сюжет для нашего мультфильма. Сначала инициатором сюжета был педагог, а после дети сами стали предлагать сюжет. Здесь возможно выбирать и уже известные литературные произведения, и сказки, придуманные самими детьми. Можно также использовать тематические сюжеты, связанные с ознакомлением с окружающим миром, основами безопасного и экологически грамотного поведения, развитием математических представлений, началами грамоты, и другие образовательные сюжеты. На этом этапе проявился весь творческий потенциал детей и их индивидуальность.

На третьем этапе мы решили, что необходимо выбранные сюжеты (в первую очередь сказочные) рассмотреть при помощи театральной деятельности. Ведь мультипликаторы — те же актеры: чтобы увидеть, почувствовать их деятельность, необходимо окунуться в нее с головой. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Мы проиграли эти произведения различными видами театра. Это помогло также и на озвучивании самого мультфильма. Дети уже знали, какую интонацию необходимо выбрать для того или иного героя.

Четвертый этап — подбор музыки для будущего мультфильма. Музыка позволяет создавать более яркие образы, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей во время работы, концентрацию внимания. Важно было подобрать совместно с детьми такую музыку, чтобы она создавала определенное настроение, эмоциональное видение героев сказки, но не отвлекала детей, создававших мультфильм и в будущем ставших зрителями, от сюжета самого мультфильма, а поддерживала определенный эмоциональный настрой. Благодаря музыке стимулируется эмоциональное и эстетическое восприятие материала.

На пятом этапе дети приступили к рисованию самих персонажей. Каждый ребенок принял решение, какого персонажа он будет рисовать. Мы с детьми обсуждали каждого сказочного героя, персонажа.

На шестом этапе мы с детьми приступили к изготовлению самого мультика. Действие разворачивалось на горизонтальной плоскости, штатив с фотоаппаратом устанавливали объективом вниз, состоялась съемка статичных картинок — фотографий.

На седьмом этапе начался монтаж мультфильма (это, конечно, работа взрослого). Отснятые фотографии переносили на компьютер. После того как все персонажи были введены в компьютер, началось озвучивание самого мультфильма (творческая подготовка которого осуществлялась во время театрализованной деятельности, мы размещали снимки, музыкальное сопровождение, голосовые записи в программе для верстки, монтировали сам мультфильм.

Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его. В дальнейшем мы стали делать не только рисованные мультфильмы,но также и другие их виды: мультфильм на основе пластилина, мультфильм из природного и бросового материала. Можно использовать все, на что способна фантазия!

Есть положительные моменты, которые позволяют считать проектную мультипликациюинтересной и уникальной: создание мультфильмов не требует специально отведенного времени, естественно вписываясь в любой вид деятельности детей; оно оказывает влияние на всю группу детей и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку; улучшает эмоциональное самочувствие детей, так как процесс создания мультфильмов увлекательная содержательная деятельность, где есть место каждому ребенку, дети видят результат своей работы; многие этапы создания мультфильма включают игровые формы.Положительный эффект проявляется достаточно быстро: дети становятся более раскрепощенными, становится более содержательной их коммуникация, они узнают много нового и интересного, качественно меняется восприятие детьми современных мультфильмов; происходит интеграция всех областей образования и видов детской деятельности.

Кроме всех позитивных моментов организации совместной творческой деятельности педагога с детьми в детской мультстудии, есть еще один не мало важный фактор в организации мультстудии в условиях ДОУ : для того, чтобы создавать мультфильмы не требуется особых материальных затрат. Все необходимое программное обеспечение находится в комплектации операционной системы Windows (Киностудия Windows Live или Windows Movie Maker, программа записи звука, для покадровой съемки возможно использование самого простого цифрового фотоаппарата на штативе.

Я уверена, что организация мультстудии в детском саду имеет важность в достижении целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

Мною были разработаны этапы реализации проекта в нашем детском саду.

Источник