Что дает математическое развитие для развития речи ребенка

Александра Львова
Как связано развитие речи и математика?

Как связано развитие речи и математика?

Коммуникативные навыки — это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.

Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников. Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, по мнению З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний. А специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.

Поэтому мы предлагаем, в процессе развития математических представлений и речи использовать словесные игры и упражнения.

Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

Дети правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно объяснить.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Это игры которые вы проводите на непосредственно образовательной деятельности по математике на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Когда даете новую информацию, или на закрепление полученной ранее информации. Так же в совместной, индивидуальной деятельности, или даже на прогулках, в повседневных видах детской деятельности, и в познавательно-игровой деятельности. Словесные игры с математическим содержанием помогают детям:

– в знании терминов и понимании и символов изучаемых математических объектов и отношений между ними;

– в умении использовать термины и символы математических понятий в математической речи;

– в осознании законов построения и структуры выражений математического языка, конструирования математических предложений;

– в понимании логической структуры определения понятий, алгоритма решения задач;

–в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения;

–в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку;

– в умении формулировать, противоположное значение;

– в умении логически правильно обосновывать свой ответ;

Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находиться?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний».

Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.

«Посчитай».

Цель: Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.

Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы, например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы. (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок. (круглый, Буратино. (тонкий, дядя Степа. (высокий, гном (низкий).

«Составь загадку».

Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

«Четвёртый лишний».

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.

Еще нам бы хотелось сказать про речь педагога которая должна соответствовать некоторым требованиям:

— полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;

-научность, логическая обоснованность рассуждений;

-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов,);

— литературность (живость, образность изложения);

— четкость, лаконичность.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сенситивными периодом речевого развития ребенка, и одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи«.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. И напоследок повторю, что математика предоставляет настоящему педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.

Источник

Карина Самарина
Доклад «Развитие речи дошкольников через математические занятия»

В развитии интеллекта и умственного воспитания ребенка большую роль играет математическое развитие. Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без русской речи (потешек, считалок, загадок, стихов). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Занятия по математике не должны быть скучными для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Дети вряд ли запомнят что то неинтересное, даже если взрослый настаивает.

Всем нам хочется иметь талантливых и способных детей, но все мы живем в современном мире и его издержки касаются всех без исключений. Сбои могут быть как у взрослого так и у каждого ребенка, поэтому «Не нужно предъявлять повышенных требований к малышу, не примерять его по себе, а нужно принимать его таким какой он есть, главное не упустить драгоценное дошкольное время для оказания помощи ребенку в развитии

Развитие речи на математическом материале-очень интересное и полезное занятие для дошкольника.

В математике первые умственные операции начинаются с понятий: «поровну по одному», «поровну по два», «на один больше», «на один меньше». В связи с тем, что у многих детей речевые центры нарушены, они не могут эти выражения понять, не знают как выполнить эти умственные операции, поэтому в раннем возрасте на кубиках (как наглядное пособие, которое ребенок берет в руки, ощупывает, рассматривает) эти понятия надо усиленно тренировать.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, обогащает ее и совершенствует.

Сейчас Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Установлено, что уровень развития речи ребенка зависит от сформированности тонких движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга.

Несформированность мелкой моторики рук-это не точность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном процессе, поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами или без них. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий. Например, на каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев.

Для формирования правильной артикуляции необходимо использовать игры, развивающие тактильные ощущения и кинестетические, например «волшебный мешочек», предлагать детям на ощупь достать все круглые предметы или все большие. Тактильные ощущения так же развивает прием моделирования цифр и геометрических фигур из пластилина. Интересно, что при сдавливании подушек пальцев стимулируется созревание клеток головного мозга. Здесь нам поможет игра с прищепками, а в игре с «резиночками» мы решаем сразу несколько задач:

-закрепление понятия о цвете и форме, давая задания- соедини, только красные кружки или красные и желтые; сделай квадрат или треугольник;

-усовершенствуем или развиваем лексический словарь, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.)

-учим классифицировать по признакам;

развиваем навыки логического мышления.

Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: «кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки.» «В лесу дерево выше, чем куст. А цветок ниже куста». В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы: «Сколько детей на картинке, посчитай», «девочка играет, с чем? Мячик какой?» и т. д.

Как показывает практика, использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т. е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.

Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

Источник

ЛЕКЦИЯ 2

ТЕМА: «Возможности всестороннего развития ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений»

Цель:

Показать возможность развития у детей мышления, памяти, внимания, воображения, речи, познавательных интересов в процессе формирования ФЭМП.

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие). Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления.

Обсуждение:

— Назовите виды мышления.

— Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень

развития мышления ребенка?

— Какие логические операции вы знаете?

— Приведите примеры математических заданий для каждой

логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

• наглядно-действенное;

• наглядно-образное;

• словесно-логическое.

Логические операции. Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой)

— Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результатов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в определенном порядке)

— Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы.

— По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения.

Обсуждение:

— Что включает понятие «память» ?

— Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

— Как активизировать внимание детей при формировании эле¬

ментарных математических представлений?

— Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

(«У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи

Обсуждение:

— Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка?

— Что дает математическое развитие для развития речи ребенка?

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

• обогащение словаря (числительные, пространственные

предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

• согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

• формулировка ответов полным предложением;

• логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

Обсуждение:

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений?

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов.

Обсуждение:

— Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития?

— Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников?

— Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

— Что является предпосылкой возникновения интереса к занятию математикой у детей?

Значение познавательного интереса:

• активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

• расширяет кругозор;

• способствует умственному развитию;

• повышает качество и глубину знаний;

• способствует успешному применению знаний на практике;

• побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

• меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

• оказывает положительное влияние на формирование личности;

• оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

• связь новых знаний с детским опытом;

• открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

• игровая деятельность;

• словесное возбуждение;

• стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

• объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать.Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

• работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);

• связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?

К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

• интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);

• посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.

Принципы обучения математике:

• Сознательность и активность.

• Наглядность.

• Деятельностный подход.

• Систематичность и последовательность.

• Прочность.

• Постоянная повторяемость.

• Научность.

• Доступность.

• Связь с жизнью.

• Развивающее обучение.

• Индивидуальный и дифференцированный подход.

• Коррекционная направленность и др.

Источник