Что читать годовалому ребенку для развития интеллекта

Что читать годовалому ребенку для развития интеллекта thumbnail

интеллектуальное развитие ребенкав в 1 годВашему малышу уже исполнился годик, и не только вы, конечно, заметили, как вырос ваш карапуз: он уже начинает ходить и разговаривать и умеет гораздо больше по сравнению с новорожденным малышом. Интеллектуальное развитие ребенка до года очень важно для становления всех его способностей, но период от года и до двух лет тоже очень значимый этап интеллектуального развития способностей детей, так как именно этот возрастной промежуток является, по мнению монтессори-педагогов, периодом развития устной речи ребенка и интеллектуального развития в целом.
Давайте вместе рассмотрим все стороны интеллектуального развития ребенка в 1 год и определим, чему учится годовалый малыш, и что он может уметь к двум годам.

Сенсорное развитие

Очень важно в период от года и до двух лет обеспечить малышу возможности для сенсорного развития. И лучше всего в этом поможет родителям создание дома и на прогулке благоприятной развивающей среды. Полезны для развития способностей у детей будут различные пирамидки и рамки-вкладыши, благодаря которым ребенок учится видеть разницу в величине предметов. Также пригодятся в этот период (да и дальше) кубики разных цветов и из разнообразных материалов и наборы продуктов (только не маленькие, чтобы малыш не мог их проглотить). С такими игрушками можно поиграть, сравнивая, например, кубик и яблочко: «Яблочко круглое, оно катится, а кубик – не катится».
В этом возрасте ребенок должен знать как минимум две геометрических формы (круг и квадрат) и научиться определять геометрические тела — шар, куб и «кирпичик».

Кроме того, в развитии способностей детей после года вам помогут сенсорные карточки, которые вы можете сделать сами. Для этого подберите материалы разных фактур, например, атлас, бархат, металлическую пластину, кусочек кожи и подобные. Для прочности и удобства вы можете приклеить их на картонную основу. Предлагайте малышу потрогать и провести пальчиком по поверхности, называя при этом отличающийся признак предмета.
Еще одной особенностью интеллектуального развития детей в 1 год является то, что в этот период ребенок учится различать от 4 до 8 цветов. В этом, конечно, малышу должны помочь родители, играя с ним в различные игры на изучение цветов. Например, поиграйте с малышом в «огородников». Разложите овощи и фрукты на полу и собирайте вместе в ведерко, называя то, что кладете: «Положим в ведерко желтый лимон, красный помидор, теперь зеленый огурчик».

Развитие речи

Обычно в годик ребенок произносит 5-10 простых слов, таких как «мама», «дай» и т.п., и много болтает на своем «марсианском». И часто бывает ситуация, когда родители бьют тревогу, что развитие речи малыша останавливается, и он не произносит новых слов. На самом деле, зачастую причина в том, что малыш просто ленится говорить, так как мама и папа его и так понимают. Поэтому очень важно в этом возрасте часто и помногу разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать книжки, чтобы у ребенка накапливался пассивный речевой словарь и стимулировать его на речь, тогда пассивный запас перейдет в дальнейшем в активный. Для этого полезны игры на побуждение к речи, например, вместе с малышом поучите куклу или мишутку говорить. Возьмите для этого игрушку и просите ребенка учить куклу словам, пусть он произносит слова, а вы повторяйте за малышом вместо игрушки тоненьким голосом.
И, конечно, вам помогут в развитии речи игры на мелкую моторику, которые также способствуют речевому развитию вашего малыша.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Логико-математическое развитие

Основы логико-математического мышления у детей начинают закладываться как раз в период от года. Так что в этом возрасте начинается время игр с конструктором, сортировки предметов по величине и форме, а также занятия с геометриком (как его сделать самостоятельно, можете прочитать здесь).
Для развития логико-математических представлений у малыша от года должны быть игрушки, отличающиеся по форме, величине и количеству деталей, например, несколько мячиков разных размеров. Также все игрушки должны находиться в зоне доступа детей, чтобы в любое время они могли исследовать их.
Еще для развития логико-математических способностей у детей полезны игры с различными наборами карточек: картинки мам-зверей и малышей, картинки животных и их домов, где ребенок подбирает подходящие друг другу пары карточек.

Особенности интеллектуального развития детей к двум годам

Конечно, все мамы, увлеченно занимающиеся со своим ребенком, задаются периодически вопросом, все ли умеет малыш в рамках возрастных норм, и нет ли каких-то проблем в его интеллектуальном развитии? Понятно, что малыш никому ничего не должен, но давайте все-таки обобщим особенности интеллектуального развития детей к двум годам жизни:

Направление развитияЧто умеет малыш к 2 годам
Сенсорное развитие
  • Способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей.
  • Имеет элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.
  • Умеет правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
  • Опредмеченность восприятия, например, предметы круглой формы – и шарик, и колесо, и мячик.
Речевое развитие
  • Словарный запас около 300 слов.
  • Задает первые вопросы (сколько их еще будет !).
  • Может назвать свое имя.
  • Произносит короткие фразы и первые простые предложения.
Развитие логики
  • Различает от 4 до 8 цветов.
  • Знает основные геометрические фигуры.
  • Может сложить пазл из 2-4 элементов.
  • Строит башню и собирает пирамидку.
  • Понимает понятия «один», «много», «ничего».
Читайте также:  С чего нужно начинать развитие ребенка

Как бы ни развивался ваш малыш, помните, что все детки индивидуальны и интеллектуальное развитие ребенка в 1 год происходит на своей собственной «скорости»! Занимайтесь со своим малышом с удовольствием!

Автор: Татьяна Карева

А как вы занимаетесь интеллектуальным развитием? Расскажите в комментариях!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Что читать годовалому ребенку для развития интеллекта

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей «Клуба Увлеченных Мам».

Предыдущие записи рубрики

  • Читательский дневник Егора за осень (8+): познавательные книги
  • Джо Боулер «Математическое мышление»: рецензия на книгу
  • «Умные книжки» для школьников на каникулах
  • Обзор настольной игры «Шорохи в ночи»
  • Обзор настольной игры «Все на борт!»

Вам будет интересно:

Источник

Для каждой мамы ее ребенок – гений! Да так и есть! Иначе как бы он обучился всем премудростям всего за год? Улыбаться, махать ручкой, показывать, как делает кошечка и собачка, ходить. Говорить! Да он у вас самый-самый, но маме часто хочется, чтобы он поскорее начал отчетливо произносить слова, распознавать цвета и формы, собирать конструктор, знал, как выглядят все животные, а также овощи, фрукты и многое другое. Так ли это важно для развития ребенка в годовалом возрасте?

Важные условия для развития ребенка после года: как воспитать маленького умника

Burda Media

Какие знания и умения действительно необходимы годовалому малышу и считаются показателями нормального уровня развития? Даем ответы на эти вопросы, а также полезные советы: как постепенно и без сложностей воспитать маленького умника.

Годовалый малыш демонстрирует просто феноменальную память, легко усваивая громадный пласт знаний. Всего за 12 месяцев он освоил такой процент информации, который 50-летний профессор способен осилить за несколько лет! Хвалите его за каждое достижение, восхищайтесь им и помните, что он – несравненный. Не только в переносном смысле этого слова. В прямом тоже. А значит, каждое его достижение нужно сравнивать только с его предыдущими «подвигами».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первые шаги: что должен уметь ребенок после года

Важные условия для развития?

Для прекрасного умственного развития ребенку важны всего три условия: тактильный контакт, внимание и общение. Лишь это, а не многочисленные развивающие занятия стимулируют работу его мозговых клеточек. Еще один важный аспект – правильное питание ребенка. Без этого вырастить маленького гения просто невозможно.

Мама и малыш (фото Burda Media)

Burda Media

Почему питание так важно для гармоничного развития ребенка?

До 2–3 лет жизни мозг малыша постоянно увеличивается в объеме, его познавательные способности повышаются с каждым днем, развивается нервная система, зрение. Для успешного осуществления этих процессов детскому организму нужен белок в необходимом количестве и высокого качества (со сбалансированным составом аминокислот).

Белок содержится в продуктах животного происхождения и в молоке. Пока кроха питается маминым молочком, он получает оптимальный белок. Главное – по завершении грудного вскармливания не переходить на цельное коровье молоко! Учеными доказано, что употребление цельного коровьего молока в первые годы жизни замедляет умственное развитие ребенка.

Обеспечить ребенка после года оптимальным белком и необходимыми витаминами и минеральными веществами, а также умными липидами DHA, которые необходимы для правильного формирования мозга помогут детские молочные смеси NAN® 3, 4 OPTIPRO® .

МНЕНИЕ БЛОГЕРА

circleЛера Квасневская, молодая мама и блогер сайта мамаслет.com

Я – мама ребенка, который ест каждые три часа так, будто видит еду первый раз в жизни. А еще я мама, которая год кормила этого самого ребенка грудью. Конечно, прикорм в нашей жизни еще с полугода пошел вовсю: от молочных каш до индейки с брокколи, все домашнее и натуральное – сплошное здоровье. Но по ночам я в течение года все равно вставала кормить грудью раза четыре за ночь, перекладывала малыша к себе, злилась и, естественно, не высыпалась. Близость с сыном – это, конечно, хорошо, но после прорезывания девяти зубов, эта близость уже не приносила мне такого удовольствия, как раньше. Мне удалось найти оптимальное решение: и я,и мой сын довольны. Узнайте, как мне это удалось в моем блоге!

Обменивайтесь эмоциями, не молчите!

Кажется, о чем с таким крохой говорить? А вот абсолютно обо всем! Рассказывайте, что вы планируете сегодня делать, описывайте свои чувства, делитесь мыслями. Да, пока в ответ вы получите лишь улыбку и понимающий взгляд, но ведь это только начало!

Читайте также:  100 и 1 игра для развития ребенка 50 развивающих карточек

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 10 самых важных продуктов в меню ребенка после года

В группе или с мамой

Интеллектуальное развитие крохи наиболее благоприятно будет проходить в знакомой ему, спокойной обстановке, рядом с самым близким ему человеком. Именно поэтому малышам до двух лет не рекомендуются групповые развивающие занятия. Скорее всего, на них малыш может испытывать стресс, и вся мозговая активность будет направлена лишь на его преодоление, а не на обучение новому.

Мама кормит малыша (фото: thinkstockphotos/fotobank.ua)

thinkstockphotos/fotobank.ua

Что нужно знать маме?

Чтобы заниматься с малышом, совсем необязательно иметь специальное образование, покупать обучающие материалы или самые дорогие развивающие игрушки. Вашей любви, желания и увлеченности будет вполне достаточно для того, чтобы кроха рос разносторонне развитой личностью.

После года ребенка уже можно считать творцом и исследователем. Изучая предметы, он узнает об их свойствах, используя все свои ощущения: зрительные, слуховые, вкусовые, сенсорные. Он может расставлять предметы в определенном порядке, создавая простые образы. Настройтесь на его волну, обеспечьте благоприятную безопасную для развития среду – и действуйте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правда и мифы о раннем развитии

Безопасная среда означает, что малыш исследует все вокруг, и при этом в зоне досягаемости нет колющих, режущих, неустойчивых предметов, лекарств, бытовой химии и электроприборов.

Какую бы методику вы ни выбрали, главное условие: кроха и мама должны получать удовольствие от процесса.

Как развивать годовалого малыша?

Дети буквально с рождения познают мир на ощупь. Однако после года прикосновения к разным поверхностям наполняются особым смыслом, ведь можно ощупать и потрогать гораздо больше всего интересного! Это доставляет огромное удовольствие и обеспечивает развитие нескольких отделов мозга сразу. Не зря ведь говорят, что интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев. Отыскивать разные предметы и игрушки в крупах, переливать воду из одной емкости в другую, вместе рассматривать фрукты и овощи, комментируя их форму, цвет, свойства, разминать пластилин, катать из него шарики и колбаски, играть с песком, рисовать красками пальчиками и кисточками – вот, что крохе будет интересно и полезно.

Стимулируйте малыша к самостоятельной деятельности: после игры он уже может сам отнести на место предметы, собрать игрушки и вытереть игровую поверхность.

Мама играет с малышом - фото

Legion-Media

Когда ребенок заговорит?

Стимулируя мелкую моторику малыша, вы стимулируете зоны мозга, ответственные за развитие речи. Комментируя все ваши действия и окружающую обстановку, напевая крохе песенки, читая книги, вы способствуете накоплению у ребенка пассивного словарного запаса.

Обычно к году малыш говорит около 5–10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», и произносит много «слов» на одном ему понятном языке. Постепенно он научится говорить четче, а пока старайтесь понимать его без слов и правильно повторяйте то, что он произносит едва понятно. Это стимулирует кроху равняться на вас.

Простые вопросы, которые предполагают ответы «да» или «нет», побуждают его к диалогу, и вскоре он начнет отвечать вам. И нисколько не сомневайтесь: ваш ребенок будет самым умным, сильным и разговорчивым!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как растить здорового ребенка: вся правда без мифов 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

Читайте также:  Купить медина правила развития мозга вашего ребенка

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник