Что беспокоит в речевом развитии ребенка

Что беспокоит в речевом развитии ребенка thumbnail

С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.

Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).

Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.

Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.

Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:

  1. Наследственность — если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
  2. Обстановка в семье — для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
  3. Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе — менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Этапы речевого развития

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  • Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  • Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  • Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Признаки задержки речевого развития

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  1. Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  2. Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  3. Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  4. Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  5. Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  6. Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Диагностика и коррекция

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.

Далее определяют:

  1. Обследование понимания речи.
  2. Обследование мелкой и крупной моторики.
  3. Обследование органов артикуляции — осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
  4. Исследование словарного запаса.
  5. Обследование грамматического строя речи.
  6. Обследование фразовой речи.
  7. Обследование слоговой структуры слова.

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходимо:

  • работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
  • арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
  • взаимодействие с домашними животными.

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Источник

21 ноября 2016841,8 тыс.

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется. Но когда родители спрашивают меня «А в чем по вашему мнению причина нарушений развития речи?», я ищу ответ на другой вопрос — «что же мешает ребенку заговорить?». И несмотря на схожесть этих вопросов, они подразумевают разные ответы и совершенно разные сценарии действий.

задержка речевого развития у ребенка

Содержание статьи

  • Задержка речевого развития у ребенка — основные причины
  • 7 ошибок родителей,  препятствующих развитию речи
  • Как узнать все ли в порядке с моим ребенком – тест для родителей
  • Что делать если есть сложности с развитием речи?

Задержки речевого развития у ребенка — основные причины

Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):

Органические:

  • генетические нарушения;
  • особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
  • особенности родов.

Функциональные:

  • функциональная незрелость нервной системы;
  • особенности соматического здоровья ребенка;
  • заболевания ребенка в раннем возрасте.

Психо-неврологические:

  • особенности работы сенсорных систем;
  • особенности работы психических функций;
  • неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы

Социально — психологические:

  • особенности семейной ситуации развития;
  • стрессовые ситуации, психологические травмы;
  • отсутствие родителей.

В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.

К сожалению, медицина не всегда в состоянии  диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.

Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:

Медицинское

  • Обследование
  • Диагноз
  • План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
  • Контроль динамики

Психолого — педагогическое

  • Обследование
  • План работы с ребенком
  • Ежедневные занятия
  • Контроль динамики

Очень часто на практике  эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.

Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.

Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:

Контакт:

  • с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
  • с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
  • сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново

Пониманием речи

  • трудности с выполнением просьб;
  • трудности с фонематическим анализом;
  • трудности с лексико-грамматическим строем речи.

Активная речь

  • затруднения в речевом высказывании (при построении звуков, слогов, слов, предложений);
  • нарушение звукопроизношения;
  • нарушение темпа. плавности и мелодики речи.

Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком. Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.

То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.

Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».

Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).

А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).

Краткий итог первой части:

  • чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
  • можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
  • важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
  • составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
  • ежедневно заниматься со своим ребенком;
  • корректировать план работ по его успехам.

7 ошибок родителей, препятствующих развитию речи

Но если все так просто, и отсутствие диагноза не препятствие для начал работы с ребенком то, почему немногие родители используют эту возможность?

Существует множество причин, почему ситуация складывается таким образом. Давайте вместе попробуем разобрать наиболее часто встречающиеся причины и подумаем, как их можно было бы устранить.

Часто родители,чей ребенок не говорит, или говорит хуже сверстников, задаются вопросом –   все ли в порядке с моим ребенком? Не отстает ли он в развитии?

Определить это не сложно и любой родитель при помощи наших советов может сказать – есть ли проблемы у ребенка или нет? Как это сделать напишу ниже.

А пока предлагаю рассмотреть 7 наиболее распространенных ошибок родителей, у детей которых есть сложности развития речи и социальных навыков общения:

Ошибка 1. Смотреть на мир сквозь розовые очки

«У нас нет проблем, с ребенком все в порядке»

Принять мысль о том, что с моим любимым чадом что-то не так, порой бывает непросто. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, поскольку природой заложена безусловная любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности.

Ребенок может говорить не понятно для окружающих, может вовсе не говорить. Может ходить по потолку, убегать от родителей на улице и устраивать истерики в публичных местах. Но любящие его всем сердцем родители всё списывают на его сложный характер, или отсутствие настроения или другие внешние причины.

Как исправить– будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Время – самый важный, и невосстановимый ресурс.

Ошибка 2. Немного подождем

«Есть проблемы с ребенком, но надо подождать. У наших знакомых/родственников было также, а потом все само прошло»

Почему родители предпочитают подождать? Потому что проблемы с развитием ребенком это всегда стресс. Инстинктивно родители откладывают принятие решения – а вдруг все обойдется, а вдруг он еще догонит… Чтобы прямо сейчас начать действовать, это же надо столько изменить в своей жизни!

По-человечески это понятно и близко. Так сложно поверить, что момент, когда надо действовать уже наступил. Хочется, чтобы все-таки обошлось, чтобы не коснулось, не с моим ребенком…

Сложность ситуации еще и в том, что проблемы не носят острый характер, все родные и сами родители уже как-то привыкли к этим странностям своего чада. Для них он понятный, свой, родной. Вдруг само пройдет, у тех же прошло…

Наверное, есть случаи, когда само проходит. Но я предпочитаю действовать наверняка. Я точно знаю, если работать над решением проблемы методично и целенаправленно, то она решится быстрее, чем если ждать, когда само пройдет. Ведь может само и не пройти…а время уходит…

Как исправить не стесняться сходить на консультацию к специалисту, лучше к нескольким. Работать над проблемой, не ждать, когда само решится.

Ошибка 3. Сравнивать детей

«Все дети разные, кто-то развивается чуть раньше, кто-то чуть позже»

Это действительно так, и нельзя всех детей мерить одним аршином. Кто-то маленький, кто-то большой. Кто-то веселый, кто-то грустный. Один живчик, другой спокойный.

Все дети разные, у каждого свой характер. Но даже у самого широкого допуска на индивидуальные различия есть пределы.Эти пределы понятные, простые и четкие. Если ребенок выходит за эти рамки, то родителям необходимо помогать своему ребенку, больше чем обычно.

Как исправить–если вы видите отставание в развитии своего ребенка, приложите усилия, помогите ему. Займитесь его развитием, тем более, что существует огромное количество материалов и методик, для развития в игровой форме. Играйте с ребенком больше и чаще. Играйте в интересные и полезные игры.

Ошибка 4. Искать «нужные» слова

«Этот специалист ничего не понимает»

Часто услышав мнение от одного специалиста, родители им пренебрегают, при этом продолжают игнорировать нарастающий ком проблем. Причины могут быть разными – специалист не понравился по субъективным причинам.

Или сами родители не готовы принять правду. Или родители не придают значение тем тонким сигналам, которые им подает их ребенок. Считая, что все в порядке, а специалист перестраховывается.

Как исправить – сходить к нескольким спецам. Если 3-4 специалиста вам скажут – да, у вас проблемы, ими надо заниматься. Может ими действительно стоит заниматься.

Ошибка 5. Опираться в занятиях по развитию речи только на диагноз ребенка

«Какой у нас диагноз?»

В силу своей неинформированности иногда родители занимаются только исследованиями и уточнениями диагноза. Они ждут точного диагноза, чтобы на его основе начать работу с дефектологом. Или сразу после постановки диагноза опускают руки и никак не работают с ребенком в психологической сфере, а только в медицинской.

Хотя нарушения в развитии ребенка могут быть следствием огромного ряда причин, и не только заболеваний. Любая работа с ребенком строится из двух частей – медицинская и психолого-педагогическая. Идеальный вариант,когда они связаны друг с другом. Это возможно если родителям удастся найти невролога и дефектолога/логопеда, которые хорошо общаются друг с другом.

Но как правило они (эти две части) существуют независимо друг от друга. Поэтому чтобы дефектолог или сами родители эффективно работали с ребенком не нужен диагноз, в отличии от медицины. Нужен дефектолог, сам ребенок и его родители. Которые хорошо знают, как он себя ведет, что он может и чего не может, как общается с окружающими.

Могут быть одинаковые диагнозы и совершенно разные дети, и у них будут разные методы работы. Могут быть разные диагнозы и одинаковые дети, у них будут одинаковые методы работы.

Как исправить начать работать со своим ребенком. Для этого диагноз не нужен.Помните — безнадежных детей нет.В любой, даже сложной ситуации есть возможность двигаться вперед. Да, маленькими шагами, постепенно, но и море «соткано» из мелких капелек воды.

Ошибка 6. Нужно найти самый эффективный подход

«Поиск волшебной таблетки»

Часто родители бьются в поисках универсального быстрого средства, «волшебной таблетки». Как всякие нормальные родители, они готовы отдать свои последние, за «таблетку», которая вылечит их ребенка раз и навсегда.

В моей практике не было случая, когда ребенку помогло какое-то одно средство или процедура или операция. Все те родители, дети которых догнали своих сверстников, занимались со своими детьми много и долго, и самостоятельно и со специалистами. И всегда это был комплекс – дефектология, физио-, медицина, и прочие.

Кто-то достиг результатов за полгода, а кто-то за несколько лет. Но не было ни разу случая, когда ребенку дали «волшебную таблетку» и все стало на свои места за неделю, либо даже за месяц, без ежедневной работы с ребенком.

Как исправить – настраиваться на долгий путь и ежедневные занятия. Проводить всегда комплекс мероприятий, больше заниматься с ребенком самостоятельно.

Ошибка 7. Опустить руки

«Чувство вины»

Оно съедает силы и время родителей. Напрасно тратиться их ресурс. На самом деле нет смысла себя винить, нужно собрать волю в кулак и работать с ребенком. Чем раньше начнете, чем более методично и системно будете работать, тем быстрее и больших результатов вы добьетесь. Тем быстрее ваш ребенок заговорит.

Как исправить только хорошая динамика развития вашего ребенка избавит вас от чувства вины. Сконцентрируйтесь на занятиях с ребенком.

Как узнать, все ли в порядке с моим ребенком?

Все просто, надо ответить на 3 вопроса:

  • Вас что-то беспокоит в ребенке? Его поведение, его питание, его общение с окружающими, его речь или ее отсутствие, его привычки, его игры и т.п.
  • Ваш ребенок отстает от сверстников? По речи, по логике мышления, по количеству слов, по четкости дикции, по играм, по выполняемым заданиям и т.п.
  • Как меняется динамика развития ребенка? Замедляется, либо останавливается, либо происходит регресс.

Первые два пункта понятны и просты. Третий пункт давайте разберем чуть подробнее.

Частое явление среди детей с нарушениями развития – остановка или регресс навыков.  Такие дети могут развиваться согласно норм, но в какой-то момент может быть остановка или даже регресс (утрата ранее приобретенных навыков).

Это не происходит в один день, но, если вы будете внимательны к своему ребенку –заметите тревожные признаки. Сократился перечень продуктов, сократился словарный запас, сократился круг общения с другими детьми или взрослыми, ребенок постоянно задумчивый, не реагирует на просьбы родителей, разучился делать то, что раньше умел (одеваться, раздеваться, наливать себе, кушать самостоятельно и т.п.).

Важно это заметить и начать действовать.

Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.

Что делать если есть сложности с развитием речи?

Если хотя бы на один из трех вопросов теста  вы отвечаете «да», лучше сходить на консультацию к специалисту.

Если так случилось, что консультация специалистов подтвердила ваши опасения.Ивам нужно заниматься с ребенком, то есть 3 принципиально разные возможности, как это можно сделать. Какую выбрать, зависит от вашей ситуации:

  • Найти специалиста и ездить на занятия от 2 до 7 раз в неделю.
  • Найти необходимые материалы по вашей проблеме прочитать, понять, найти то, что относится к вашему случаю, отсеять лишнее, составить план и действовать самостоятельно.
  • Присоединиться к нашей онлайн-школе, где специалисты подготовят вам план занятий, а заниматься вы будете дома самостоятельно, в удобное время, при методической поддержке специалистов школы.

До скорых встреч! Успехов в работе.

Логопед-дефектолог Андрей Шевченко

Источник