Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка

Консультация для родителей
«Чтение и рассказывание сказок для развития речи
ребенка »
Все без исключения дети любят, когда им читают или рассказывают сказки. Они так давно стали неотъемлемым атрибутом счастливого детства и инструментом воспитания, а уж разнообразие литературного сказочного наследия просто поражает воображение — народные и авторские, русские и иностранные, для малышей и подростков и даже для взрослых.
Вековая мудрость в том, что именно сказки были первыми учебниками для маленьких людей — они рассказывали им о жизни в большом мире, о принятых в них законах и правилах, учили жизненным ценностям и прививали любовь к добру. Сказка рассказывала ребёнку (и не только ребёнку, но и взрослому) о способах Духовного развития, о смысле Жизни.
В русской воспитательной традиции сказки маленькому ребёнку, как правило, рассказывала женщина — мама, бабушка, кормилица или нянька. Именно эти люди были наиболее родными и близкими для малыша — звуком своего голоса, теплом своих рук они согревали, успокаивали при плаче или болезни, дарили покой и счастье даже самому беспокойному и непоседливому малышу. Женские сказки были протяжными, спокойно-эмоциональными — зачастую ритмичными, с множеством повторов и неторопливым действием. Цель такой сказки — отвлечь ребёнка от активных игр и проказ, успокоить, подготовить ко сну, заворожить тихим журчанием рассказа.
В старинных русских сказках нет лишних слов или несущественных деталей — их структура часто построена таким образом, что, уловив внимание малыша, они уже не дают ему отвлечься от сюжета. Достигается это специальными словами, ритмикой, повышением или понижением тембра, сменой интонацией. Все эти уловки позволяли развивать детское воображение и фантазию, а устная речь прекрасно воспринималась даже без разглядывания картинок.
В наше время чтение и рассказывание сказок детям — преимущественно мамино или бабушкино дело. Но и папу стоит привлечь к этому полезному занятию. Современные дети испытывают дефицит мужской составляющей в процессе воспитания, а сказка — это отличный повод для папы или дедушки пообщаться с ребёнком и подарить ему радостные моменты.
Распространено мнение, что сказки несут исключительно добро и воспитывают в детях человеколюбие и положительные эмоции. Однако с древними сказками не все так просто, и их скрытый, глубинный смысл может отличаться от того, который мы вкладываем в них сейчас.
Интересно, что многие древние сказки разных народов изначально предназначались для взрослых. А темы, в которых они поднимались, были отнюдь не детскими: часто они рассказывали о неизбежности смерти, сказочные персонажи могли олицетворять враждебные стихийные силы — голод, болезни, войны, а сюжеты были неоднозначны и не всегда имели счастливый конец в современном понимании.
К тому же, в те времена сказки были продолжением мифологии, и были наполнены метафорами и олицетворениями. С веками сакральный смысл этих сказаний терялся, сказки видоизменялись и упрощались. Это привело к тому, что современный человек уже не знает истинного смысла русских сказок. А зря. Ведь сказки тех времён не были просто историями-небылицами. Это своего рода учение о предназначении человека, цели его рождения на этой Земле.
Как выбрать правильную сказку для малыша? Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребёнка. Интересоваться устной речью дети начинают ближе к году — именно тогда можно знакомить ребёнка с простыми сказками, в которых можно подражать звукам и разговорам знакомых героев — мышек и кисок, птичек и машинок. Яркие книжки с крупными рисунками и небольшим количеством текста подойдут для этого лучше всего. И не забывайте о мимике и жестах — малышам нравится, когда по ходу сюжеты взрослые активно демонстрируют сюжет — гримасничают, жестикулируют, жалеют и защищают нарисованных героев. Детям раннего возраста 2 — 4 лет уже можно начинать понемногу рассказывать волшебные сказки, так как к этому возрасту они уже способны фантазировать. Однако, помните, что различать реальный и вымышленный мир дети учатся только к 4 — 6 годам. Поэтому не слишком увлекайтесь насыщенностью сюжета — иногда у детей может развиться страхи и боязнь отрицательных сказочных персонажей, которая окажет влияние на психическое развитие ребёнка.
Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию — зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях жучков, птичек или экзотических животных. Эти сказки играют важную роль в экологическом воспитании — и отлично, если у вас есть возможность продемонстрировать ребёнку жизнь знакомых персонажей в естественных условиях.
Дети 4 — 6 лет и младшие школьники могут уже сами высказывать предпочтения и выбирать себе сказки. Им часто нравятся сказочные рассказы о детях — ровесниках — например, книжки о Карлсоне, Незнайке, Вини-Пухе и его друзьях, повести Э. Успенского или серия о волшебнике Изумрудного города.
Даже если ребёнок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном — ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения. Старшие дошколята уже интересуются толстыми книжками и длинными сказками, которые можно читать постепенно, день за днем.
Если вы приучите ребенка читать, а не смотреть телевизор или играть в компьютер — вы можете себя поздравить! Ведь чтение развивает память, интеллект, фантазию и образное мышление, а значит, ребёнок будет лучше учиться и обязательно найдет своё место в жизни.
Источник
«Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»
Сказка в жизни дошкольника
Слушая рассказы и сказки в исполнении мастеров слова или своих близких, дети познают точность слова (в рассказах), в сказках перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Содержание любых литературных произведений до них доводит взрослый. Цель чтения сказок детям:
Донести до малышей содержание произведения.
Уметь раскрыть замысел автора, воспитать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам.
Интонационно передать своё отношение к героям произведения.
Развить интерес к художественной литературе.
Научить отличать сказку от рассказа.
Развить умение рассказывать сказки, побуждать ребят к драматизации.
Естественно, достичь реализации данных целей и задач можно при условии, если дома уделяется достаточное внимание рассказыванию, чтению. Следует помнить, что само по себе слушание, а затем чтение не приходит: его необходимо развивать с самого раннего детства, чтобы развить у детей способность слушать, вслушиваться в художественное слово и понимать его значение.
Развитие речи ребенка через сказку
В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые вопросы роли сказки в развитии речи детей дошкольного возраста. Начинается знакомство со сказками с полутора-двух лет, когда мы знакомим своих малышей со сказками «Курочка Ряба», «Репка», далее «Теремок», «Колобок» и т.п.
Заинтересовать детишек к слушанию сказки лучше всего с помощью рассматривания красочных игрушек, картинок. Далее начните знакомство с иллюстрациями к сказке в книге, вызвав интерес ребёнка к книге и иллюстрациям. При рассматривании иллюстраций взрослый просто проговаривает правильное содержание сказки и вовлекает детей в разговор вопросами типа: «Что снесла курочка Ряба?», «Кто разбил яичко?», добивайтесь, чтобы дети повторяли за вами выражения: «…дед бил – бил, баба била-била…» и прочее. Малыши любят такие повторы и с удовольствием участвуют в подобных диалогах. Сказка в развитии речи детей – знакомство с особенностями народного разговорного жанра.
Необходимо взрослым учитывать, что такой жанр, как народная сказка, требует рассказывания, а не чтения, что усиливает эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему восприятию основного замысла сказки, так как взрослый разговаривает с ребёнком. Именно при рассказывании воспитывается важное умение слушать и понимать речь взрослого.
Сказка в жизни ребёнка беседа
С детьми трёх лет уже после рассказывания сказки предлагается вспомнить наиболее интересные моменты сказки и повторить их словами. Если взрослые вспомнят своё детство, то наверняка восстановят в своей памяти интересные рассказы своих бабушек и дедушек о том, как они терпеливо, загадочно и эмоционально рассказывали им сказочные истории. Я же приведу пример из общения бабушки с внучкой. После того, как бабушка рассказала Танюше сказку «Маша и Медведь», попросила девочку ответить на вопрос: «Какие слова говорил Медведь, когда хотел съесть пирожок?» Внучка не смогла ответить, что вполне естественно. Тогда бабушка напомнила ей эти слова: «Сяду на пенёк, съем пирожок?», и они вместе их повторили несколько раз. То же самое они проделали с ответом Машеньки: «… вижу-вижу, слышу-слышу…». Бабушка так сумела обыграть сказку, что уже вечером девочка сама повторяла в нужный момент слова Медведя и Машеньки. В дальнейшем при слушании сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, Петух и Лиса» Тане предлагалось запоминать песенки Волка, Лисы, Петуха, предлагая девочке вспомнить, какую песенку пел Петушок, как пела Коза своим козлятушкам, повторить песенку Волка козляткам и прочее.
При повторении песенок из сказок дети хорошо запоминают слова и образные выражения, улавливают созвучность строк, а также могут использовать эти выражения в играх, драматизациях, пересказах сказок.
Развитие речи при рассказывании сказок детьми
Взрослые же должны обращать внимание на то, чтобы все эти сказочные выражения и слова употреблялись детьми в правильной грамматической форме. Всё это необходимо будет в дальнейшем для правильного восприятия более сложных произведений, дальнейшего развития речи.
В старшем дошкольном возрасте дети способны глубоко осмыслить содержание сказок, понимать главную идею сказки и правильно оценить поступки её героев. Кроме того, дети 5-7 лет должны уметь отличить сказку от рассказа, стихотворения. Поэтому после рассказывания народной сказки желательно ребятам задать вопросы: «Что я тебе рассказала? (рассказал)?», «Почему ты думаешь, что это сказка?». Вопросы эти направлены на осознание детьми характерных особенностей сказки – зачин, повторы, концовка. Необходимо так же задавать вопросы, выявляющие последовательность событий и определяющие характерные особенности персонажей сказки и обращать внимание на средства художественной выразительности сказки. Например, после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» попросите ребёнка описать пруд, в котором утопили Алёнушку. Спросите, какое выражение в сказке больше всего понравилось ребёнку и почему. Подобные задания и вопросы позволяют детям выразить своё мнение, что ценно для развития их мышления, внимания, воображения, памяти.
Необходимо знать и помнить, если народные сказки лучше всего рассказывать детям, то авторские сказки следует читать, так как каждый автор использует свои индивидуальные особенности речи, которые дети должны уметь воспринимать и отличать. Хорошо воспринимаются детьми сказки А.С. Пушкина, П.Бажова из цикла «Малахитовая шкатулка», М.Горького «Воробьишко», В.Одоевского «Мороз Иванович», С.Маршака «12 месяцев», «Кошкин дом», С.Аксакова «Аленький цветочек», сказки Андерсена, братьев Гримм и т.п.
Значение сказки в жизни дошкольника
Слушая сказки, дети начинают рассуждать, не только о том, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения, но и объяснять поступки героев, делать выводы, определив свое отношении к сказочным персонажам, их взаимоотношениям. Задача взрослых – воспитывать правильное восприятие содержания сказок и умение использовать слова и выражения из сказок в речи. Для этого хорошо использовать творческие задания, как делала мама Валеры. Женщина умело использовала прогулки с мальчиком по парку. Пруд в городском саду она просила мальчика описать после знакомства со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Наблюдая за воробьями, они вспоминали сказку М.Горького «Воробьишко». Подобные творческие задания оказывают большое влияние на обогащение словаря детей, учат малышей вести диалог, воспитывают умения описывать нужные события, вспоминая прочитанное, услышанное. Ребята начинают умело пользоваться синонимами, сравнениями, понимают их значение. Всё это воспитывает в детях внимание к слову, его значению, эмоциональной окраске, точности употребления.
Драматизация сказки
Драматизация сказок является одним из видов театрализованных игр, в которых дети имеют возможность перевоплощаться в героев любимых сказок. В таких играх дети могут быть и зрителями, и героями произведения. Содержание сказки подсказывает ребятам действия, а образ героя сказки воссоздают они сами с помощью жестов, выразительности речи, движений, обращения к другим героям. Ребёнок сам выбирает выразительные средства, которые перенял у взрослых. Естественно, без участия взрослых здесь не обойтись, именно взрослый должен создать условия, необходимые для драматизации, является и постановщиком, и режиссёром, в целом руководит процессом игры.
Роль сказки в жизни ребёнка
В таких играх дети учатся двигаться в такт произносимому тексту, говорить соответственно голосу персонажа, запоминать и произносить слова, характерные для конкретного персонажа. Хорошо, если в таких играх-драматизациях будут использоваться народные музыкальные инструменты, они разнообразят ход игры, развивают фантазию, творчество детей.
Желательно, чтобы игры-драматизации по сказкам повторялись не один раз. Пусть сначала поиграете в кругу семьи, затем покажите её свои гостям, пришедшим на праздник, приехавшей в гости тёте (дяде) и т.п. Всё это поможет ребятам приобрести уверенность в своих силах и возможностях, побудит их к дальнейшему творчеству и развитию инициативы.
Источник
Наталья Матюхова
Консультация «Использование сказок для развития речи дошкольников»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Джанни Родарри
Очень важно каждую сказку донести до детей, как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы.
Актуальность проблемы.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Ребенок проявляет интерес ко всему сказочному, необычному, чудесному. Восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, они могут влиять на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение особенностей связной речи дошкольников и роли сказок в развитии данного вида речи.
Цель исследования: развитие речи детей через использование сказок на занятиях в ДОУ.
Для достижения цели определены задачи:
— Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
— Показать возможность использования сказок на занятиях по развитию речи;
— Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования сказок.
Сказка как жанр художественной литературы. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров много работал над методикой собирания сказок. По его мнению: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». А. И. Никифоров определил 3 признака, отличающие сказку от других жанров литературы. Но есть еще один признак, недостаточно раскрытый А. И. Никифоровым, состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят.
Развитие связной речи на занятиях, с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. В своей работе я опирались на труды таких авторов как: Запорожец А. В., Пропп В. Я., Фесюкова Л. Б. и др.
Формы проведения:
Традиционная форма проведения занятий — чтение или рассказывание, пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
Нетрадиционная форма проведения занятий – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один:
— отгадывание загадок, придумывание — разносторонне развивает и обогащает речь, формирует у детей способность к анализу, обобщению, способствует развитию образного мышления;
— дидактические игры: «Что умеют делать звери?», «Дополни предложение», «Задай вопрос герою сказки», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку», «Скажи наоборот», «Чья песенка?» и т. д. ;
— развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Назови ласково» и др.
— моделирование (рассказывание сказки по схеме);
— придумывание нового окончания сказки (с изменением сюжета или путем добавления нового героя);
— рисование сказочной истории или героя, изготовление поделок к сказке.
Принципы подбора сказок
— Сказки должны выражать нравственные ценности, быть увлекательными, достаточно информативными.
— Сказки не должны быть слишком длинными, чтобы дети на одном занятии могли услышать всю сказку от начала до конца.
Для детей, чтение (рассказывание) сказки, необходимо в простой и доступной форме, обязательно подкрепляемое наглядностью.
За время проведения формирующего исследования в данной возрастной группе были поставлены: пьеса-сказка для детей старшего дошкольного возраста «Колобок — Ледяной бок», музыкальный спектакль по произведениям Г. Струве для старшей и подготовительной к школе группе, в основе которого лежали сказки и музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка», авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».
Система работы по развитию речи с использованием сказки велась в трех направлениях:
-Знакомство со сказкой;
-Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи;
—Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем сказку; рассказываем сказку; сочиняем сказку; играем в сказку.
Использование сказки на занятиях способствует активизации разных сторон речи детей: словаря; грамматического строя диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи.
Специфика и разнообразие приемов обучения по сказке детей дошкольного возраста: совместный пересказ (рассказ); вопросы; пересказы по частям и по ролям; игра – драматизация; придумывание сказки на предложенный сюжет; беседа по содержанию; моделирование сказок или работа с рисуночной схемой; чтение вслух, рассказывание и просмотр сказок; музыкальное сопровождение образов и героев сказки.
Анализ результатов. Проведя формирующее исследование, целенаправленно и систематически развивая связную речь, при помощи системы мероприятий на основе использования сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом и связной речи детей в частности.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т. к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязанно, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Конкретное содержание каждой сказки поможет им найти свои пути решения вопросов воспитания детей.
Источник