Чтение и психологическое развитие ребенка

Как общаться с трудным ребёнком? Чему надо научить детей до трёх лет? Каких ошибок можно было избежать? Воспитание детей — тяжёлый труд, в котором пригодятся помощники. Конечно, это могут быть родители, друзья или знакомые. Но обычно никто из них не является признанным экспертом в детской психологии (хотя они могут считать обратное). Поэтому, чтобы избежать бесполезных советов, лучше обратиться к профессионалам. То есть к психологам и врачам, которые специально для вас пишут полезные книги с разбором всевозможных сложных вопросов.
Заботливая редакция Тлум.Ру подготовила для вас 10 книг по воспитанию, которые нужно прочесть всем родителям.
«После трёх уже поздно» (Масару Ибука)
Издательство: Альпина нон-фикшн
Начнём со спорящих друг с другом книг о воспитании дошколят. Первая из них, японская, гласит, что «после трёх уже поздно». А именно — нужно учить детей всему на свете именно до трёх лет, потому что в этом возрасте они усваивают информацию, как губка. Книга расскажет, как сделать обучение не напрягающим и для малышей, и для родителей. Ранее развитие ребёнка — в ваших руках.
«В три всё только начинается. Как вырастить ребёнка умным и счастливым» (Галина Момот)
Издательство: Вектор
С предыдущим названием Галина Момот спорит напрямую, ведь в три всё только начинается! При том, что обе книги посвящены методам раннего развития, здесь авторка рассказывает о чуть более взрослом возрасте и учит читателей вариантам игровых форм вместо ненавистных уроков. При этом огромное внимание уделяется таким факторам как поддержка, уникальность, мотивация, зона ближайшего развития, самооценка, уважение и контроль.
«Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания. Книга для родителей дошкольников» (Марина Аромштам)
Издательство: Вектор
Психологиня Марина Аромшам отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чём причины поведения вашего ребёнка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.
«Воспитание ребёнка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка» (Елизавета Филоненко)
Издательство: Феникс
И ещё одна книга о воспитании малышей. Вы недовольны (а может и довольны) тем, как вас воспитали родители, но своих собираетесь растить по-другому. И когда у вас появляются дети… вы неосознанно начинаете копировать знакомые методы. Просто не знаете, как по-другому.
Эта книга научит вас новому подходу, поможет освободиться от стереотипов и объяснит, как именно стоит взаимодействовать с ребёнком. Очень полезное приобретение для домашней библиотеки.
«5 методов воспитания детей» (Михаил Литвак)
Издательство: АСТ, Времена 2
Михаил Литвак — признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвящённых теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге вы найдёте сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, короче — всё, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребёнок.
Но главная тема книги — это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, ни за что», — вот, что советует нам автор. Нам кажется, что это хороший совет.
«Большая книга про вас и вашего ребёнка» (Людмила Петрановская)
Издательство: АСТ
На самом деле это сборник из двух книг — «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» и «Если с ребёнком трудно». Названия говорят сами за себя, а имя Петрановской на обложке добавляет уверенности в том, что книга обязательна к прочтению.
Как помочь ребёнку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе человека — обо всём этом и о многом другом в этой многогранной и обширной работе.
«Самостоятельный ребёнок или как стать „ленивой мамой“» (Анна Быкова)
Издательство: Эксмо
Признайтесь, название вас заинтриговало? Или может вы уже слышали об этом — ведь несколько лет назад эта книга кочевала по Интернету, обрастая восторженными отзывами. О ней спорили и продолжают спорить до сих пор, поскольку тема самостоятельности и инфантильности нового поколения — одна из самых острых в наше время.
Как обеспечить условия для того, чтобы ребёнок научился всё делать сам, а мама могла быть «ленивой мамой»? Легко! И книга попробует вас этому научить.
«Самая важная книга для родителей» (Юлия Гиппенрейтер)
Издательство: АСТ, Времена 2
Это новое издание бестселлеров профессорки Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги, как «Общаться с ребёнком. Как?», «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» и хрестоматию «Родителям. Как быть ребёнком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Ведь с детьми нового поколения уже нельзя общаться и воспитывать «по старинке».
Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы.
«100 ошибок воспитания, которых легко избежать» (Ольга Маховская)
Издательство: Эксмо
Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить собраны в этой книге. Как стать ребёнку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдёте не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки.
И всё это от Ольги Маховской — авторки книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».
«Как справиться с ребёнком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях» (Светлана Дорошева)
Издательство: Азбука
И последняя книга в нашей подборке — бонусом — с картинками! Авторка книги, воспитывая троих детей, делала записи и зарисовки происходящего в своей семье. Именно эти записи она и предлагает изучить читателям. Рекомендуется к прочтению не только родителям, а вообще — всем, кто хоть как-то контактирует с детьми. Ведь под этой обложкой так понятно написано (и нарисовано) почему дети врут, капризничают или грубят.
Может быть, эта книга принесет вам вдохновение, и вы тоже создадите подобное произведение про вашу семью. Мы бы вот почитали. Гармонии вашей семье!
Интересное по теме:
ЛУЧШИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ПУШКИНА
Также вам может понравиться:
10 детских книжек с красочными картинками
Источник
Наталья Балашова
Влияние сказок на психологическое развитие ребенка
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Реальность сказочной жизни. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
У доброты есть лицо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Воспитание чувств. В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!
Каждому возрасту — свою сказку Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя«, помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.
Какие сказки читать ребенку на ночь? Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо — во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи — это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «почитать еще». Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
В психологии есть даже отдельное направление — сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша — Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что «терпенье и труд все перетрут» — то читайте и обсуждайте вместе с малышом «Золушку». Если уверены, что всего можно добиться, «было бы желание» — то «Снежная королева» вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!
Источник
Психология чтения современного ребенка.
Прежде чем говорить об особенностях чтения необходимо понять, какой он современный ребенок, в какой среде растет, развивается и воспитывается. Создадим некий «портрет» современного ребенка. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных характеристик можно назвать такие как: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьѐз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Данный вопрос спорный. Скорее, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу.
Страдает не только связная речь, но и словарь. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В данной ситуации вспоминается проблема, описанная в одном из старых учебников по детской психологии. Ребенок под влиянием родителей рассуждает о теории ядра, но не может выполнить элементарной речевой инструкции педагога.
Известный психолог приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”» Она делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи. «Речь, исходящая с экрана, остаѐтся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами». Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Нейропсихолог видит основную причину неуспеваемости в снижении произвольности внимания (наряду с плохой экологией и стрессами). Дело в том, что мозг “достраивается” в ходе активной работы и количество нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года… Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Прежде всего, имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация».
Следующий вывод о влиянии просмотра телевизионных программ на детей – «неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Для клипового сознания характерно прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимания смысла происходящего. И, наконец, третий вывод – «резкое снижение фантазии и творческой активности детей». Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений». Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.
Итак, со всем этим «багажом» ребенок растет и в подростковый период мы получаем не читающее поколение.
Да, действительно, в России последние лет 10, а на Западе и больше, и педагоги, и психологи говорят о том, что вообще дети читают гораздо меньше, чем, допустим, на поколение раньше. И, что намного хуже, они гораздо меньше способны воспринимать и интерпретировать то, что они читают. То есть снижается уровень так называемого текстового мышления у детей.
Во-первых, чтение, сама книга, сам печатный текст, он существует в очень жесткой конкурентной среде.
За что идет конкуренция? За время подростков — как раз за то время, которое раньше ребенок проводил с книгой, а теперь ребенок очень часто проводит его, смотря кино, видеофильмы, либо он проводит время за компьютерной игрой или просто в сети.
И второй момент. Дело в том, что визуальная информация, она легче воспринимается. Человек, который смотрит на экран, он находится в пассивном состоянии, он не активен. Когда мы читаем текст, мы должны предпринять некоторое усилие над собой. То есть, каким бы этот текст ни был легким, но мы должны затрачивать определенные усилия для того, чтобы читать.
Механизм интерпретации текстов достаточно сложный на самом деле – там включается не только визуальный ряд, но и ассоциативный. То есть для того, чтобы воспринять даже самый простой текст, человек должен подключить весь свой опыт — и визуальный, и культурный, и лингвистический, кстати, языковой – для того, чтобы этот текст интерпретировать. И притом его нужно интерпретировать и целостно – то, что делает у нас правое полушарие, и систематизировать, разложить по полочкам, проанализировать, то есть задействовать еще и левое полушарие.
Конечно, компьютерные игры тоже есть разные и хорошие и плохие. Например «стратегии». Они, вообще-то, сравнимы с шахматами по сложности задач, которые решаются.
И эти игры, конечно, очень здорово развивают человека. Но это немного другое. Это все-таки не текст.
Потому что, во-первых, любые «стратегии», они развивают в первую очередь логические способности, то есть левополушарные, а образно-ассоциативное мышление при этом не развивается никаким образом. И, в общем-то, навыки, необходимые при работе с текстом, текстовое мышление они как раз не развивают, и, наоборот, в некоторых случаях могут даже, и блокировать его развитие.
Интернет
Я не так давно столкнулась с одним забавным текстом. Его приводили без датировки и авторства, где говорилось о том, что, действительно, наступили последние времена, что тот процесс, который в этот момент идет, он навсегда загубит способность человечества читать, и с должным уважением относиться к написанным текстам. Относилось это к эпохе Иоанна Гуттенберга и к моменту появления печатного станка. Один бенедектинский монах переживал, что как это так, они тысячу лет тексты в своих монастырях своими руками переписывали, хранили их, передавали из поколения в поколение на пергаментах, а молодежь, которая приходила в эти монастыри, молодые послушники, монахи, самые достойные, лучшие из лучших, приобщались к книжной культуре. А теперь вот такая катастрофа, появилось такое дьявольское изобретение.
Каждый может читать. Да, каждый может читать и что, вообще, теперь произойдет в мире! Это нормально. Появление каждого нового витка развития человечества привносило что-то новое в существующую среду и это вызывало опасения и тревогу.
Новый виток развития человечества – информационные интернет технологии.
Что касается Интернета, ну, во-первых, нельзя говорить об Интернете в общем. Интернет – это некоторый мир коммуникационный, в котором живут люди, в котором существует огромное количество разных сервисов, разных моментов. И просто говорить о том, что «Интернет – это плохо» или «Интернет – это хорошо», это просто безумно наивно, и сегодня этого просто уже нельзя делать.
Но вот о чем я хотела бы сказать. Человек, который «приходит» в Интернет, он погружается в среду письменной речи. То есть он начинает писать, он начинает интегрироваться в этот текст, он пользуется системами мгновенных сообщений, он пишет электронные письма. Но самое интересное, что он попадает в самые разные формы и системы блогов. Люди начинают вести свои интернет-журналы. И вот это, безусловно, момент продуцирования текста, то есть производство текста, и он не может человека не приближать к пониманию текста. Хотя это не то же самое. Потому что, скажем, тот же Мандельштам говорил, что «существует куча людей, которые пишут стихи, и единицы, которые их понимают». И это правда, конечно, с этим не поспоришь. Но, тем не менее, это шаг, на мой взгляд, в правильном направлении.
Кроме того фактически Интернет можно сказать провоцирует, а можно сказать пропагандирует или распространяет чтение.
В тех средах, в тех социальных сетях, которые разворачиваются в том же Интернете, там постоянно возникают обсуждения текстов. Это именно та среда, которая провоцирует чтение.
Он просто требует чтения. Иначе ты будешь чувствовать себя изгоем, неполноценным членом этой социальной сети, в которую ты попал.
Но, если мы возьмем картинку чуть-чуть подальше от продвинутых блогов и элитарных лицеев, картинка будет не такая симпатичная. Потому что то, что происходит с большинством детей, действительно, читают мало в среднем по стране, читают плохо, читают с трудом. Тут, действительно, нужно говорить о том, как раз, что если не вмешиваться в этот процесс, пускать все на самотек, то средний уровень текстового мышления среднего выпускника средней российской, школы, действительно, чудовищен. Он падает. То, что с этим надо что-то делать…
Что надо посоветовать родителям. Совет, на самом деле, очень банальный. Во-первых, не делать включенный телевизор фоном жизни.
Вот это чудовищно именно потому, что это изначально дает совершенно неправильный импульс формированию базового интеллекта ребенка, что закладывается в первые годы жизни.
Второй совет – начинать, как можно раньше ребенку читать, буквально с колыбели, когда он еще ничего не понимает.
Потому что если раньше, допустим, даже совсем-совсем недавно, 30-40 лет назад ребенок, который рос в относительно читающей среде, в доме, где принято читать книжки, так скажем, в благоприятной ситуации, если у него нет никаких дефектов логопедических или других, он к этому приобщается автоматически: «все читают – и я читаю». Он становится читателем просто априори, поскольку так принято в его семье: ему там читают, он видит, как читают другие, — и со временем он начинает это делать, потому что он, как любой нормальный человек, является потребителем информации, и он эту информацию получает из книг. При той информационной среде, которая существует на сегодняшний день, очень сложной, очень многогранной, очень многоплановой, ребенок, чтобы стать получателем информации, не должен обязательно становиться читателем. Он может ее получить массой других способов.
Кстати, родители часто дома не читают. Дома они смотрят телевизор, а читают в дороге, читают на работе. И ребенок может просто не видеть примера чтения. И проблема заключается в том, что сегодня родители должны ребенка учить быть читателем.
Читайте грудничкам. Берите с ним большую книжку с картинками и читайте. Читайте ему, когда он кушает, когда вы ему массаж делаете – все время, чтобы ребенок вот в этой текстовой среде пребывал максимально рано и максимальное количество времени. Читайте сами. Ребенок не будет читать, если не будет видеть читающих взрослых вокруг себя. Обсуждайте с ним то, что читает он, чтобы чтение было не просто как средством занять ребенка, но и средством взаимодействия. Приучайте ребенка к рефлексии по поводу текста.
Чтение как традиция
«Я не люблю читать. Мне скучно. В книжке все развивается как-то медленно. А вот по телевизору можно героев увидеть, а в Интернете в игру поиграть», — примерно так отзываются о книгах большинство подростков. И это не удивительно, ведь сегодняшние дети — поколение визуалов, все им подавай в красках, в движении, но никак не в тексте. Этим хорошо пользуются медиакорпорации, активно предлагая нашему вниманию огромное разнообразие мультфильмов-экранизаций известных мировых произведений. Таким образом, ребенок, даже не прикоснувшись к книжке, теряет стимул к чтению. Ну, какой смысл вникать в сюжет, представлять себе героя, если все можно увидеть собственными глазами, да еще и в разы ярче? К тому же, современному ребенку в эпоху глобализации уже не так интересны персонажи Андерсена или братьев Гримм с их абстрактными проблемами, он хочет видеть нечто динамичное и обязательно с элементами экшна. Учитывать интересы ребенка, конечно, необходимо. Лучше всего читаются книги, в которых герои — ровесники ребенка и живут теми же проблемами.
Читать модно
Это можно донести до самых равнодушных к чтению детей, если найти правильный подход. Маленькому ребенку важно сразу представить книгу как главный источник знаний и информации самого разного рода. В течение дня вы наверняка слышите от своего чада миллионы вопросов: «что это?», «зачем это?», «почему так?», «как называется?», «что означает?». Не пытайтесь все и всегда разъяснить сами и не уходите от ответов — ищите их вместе с ребенком в книгах. И если действительно хотите приобщить ребенка к чтению, к книге, не идите легким путем — не спрашивайте Интернет (он, кстати, далеко не всегда говорит правду). Все ответы можно найти как в художественных произведениях, так и в детских энциклопедиях.
Книговорот в природе
«Прочел книгу — передай другому». С таким девизом выступают представители движения буккроссинга по всему миру (от англ. Bookcrossing— «книговорот»). Цель такого необычного проекта — популяризовать чтение, создать своеобразную мировую библиотеку. Сама идея возникла в 2001 году в США, позже движение было подхвачено в Италии и Франции, и, наконец, докатилось до России. Сегодня, по данным создателей проекта, в мире насчитывается более миллиона буккроссеров, задействовано около девяти миллионов книг. Стать участником движения просто: достаточно зарегистрироваться на сайте www. bookcrossing. ru, присвоить «подопытной» книге специальный код, который позволит следить за перемещениями книги по миру. Далее дело за малым — нужно просто оставить книжку в кафе, на скамейке, в автобусе — где душе угодно. Первоначальный обладатель книги будет получать по электронной почте уведомления о том, в чьих руках находится книга и где она. Находят книги и буккроссеры, и ни о чем не подозревающие люди. Для того чтобы можно было проследить путь книги, созданы сайты в Интернете. Вся информация о путешествии книги и общение тех, кто ее находил, собирается в специальный журнал книги, который со временем становится настоящей летописью. А чтобы не путать книги (ведь авторы и названия повторяются), каждой «участнице» проекта присваивается уникальный номер. Обнаружив ее, достаточно ввести этот номер в соответствующую форму на сайте, и перед вами окажется вся история книжной жизни. Каждая книга, отпущенная в «дальнее плавание», как послание в бутылке, и весть о том, что она кому-то пригодилась, может познакомить вас с интересными людьми, а то и вовсе сделать чуточку счастливее. К сожалению, книговорот на улицах нашего региона пока совсем не заметен.
Источник