Чем отличается рост и развитие ребенка

Чем отличается рост и развитие ребенка thumbnail

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Процесс развития протекает скачкообразно. Разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Развитие включает в себя три основных фактора:

· рост,

· дифференцировку органов и тканей,

· формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития , отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других /мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нём общего количестве белка и увеличение размеров костей.

Рост это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)

Развитие это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

ВозрастИзменяющиеся факторыПоследствия
от 2х до 4х  Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания.Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности
с 6 до 8 летНовые люди Новые друзья Новые обязанностиУменьшение двигательной деятельности
с 11 до 15 летИзменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общенияКонфликты в семье и в школе Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны.

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Основные закономерности роста и развития:

— непрерывность

— неравномерность (изменчивость)

гетерохронность.

— индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.

На основании богатейшего фактического материала возрастной морфологии и физиологии, являющейся естественнонаучной базой физиологии и гигиены детей и подростков, установлены закономерности роста и развития детского организма. Эти закономерности относятся как к организму в целом, так и к развитию его отдельных органов и тканей.

Чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нём процессы роста и развития.

• Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие.

Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность). После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется в трех видах:

а) Ретардация — процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

б) Средний темп развития.

в) Акселерация — процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 28419; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11193 — | 7532 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.

    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:

    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

©

Источник

С появлением ребенка в семье родители начинают тщательно следить за процессом его развития, чуть ли не ежедневно измеряя рост, вес, проверяя основные рефлексы и навыки. Контроль в этом случае действительно необходим, но нужно понимать, что на рост и развитие малыша будут оказывать влияние многие факторы, часто не зависящие от заботы и внимания родителей. Речь идет о:

  • наследственности;
  • здоровье матери во время вынашивания ребенка;
  • эндокринных функциях;
  • интоксикации во время беременности;
  • внутриматочных инфекциях;рост и развитие ребенка критерии развития
  • акушерских травмах разного характера;
  • несвоевременном появлении на свет;
  • природных факторах;
  • условиях проживания;
  • климате;
  • психической среде;
  • поле ребенка;
  • воспитании и уходе и пр.

Нужно помнить о том, что рост и развитие малыша в определенном смысле действительно должны соответствовать нормам, но лишь с учетом его индивидуальных особенностей и перечисленных выше факторов.

Человеческий организм — это единая система со слаженным механизмом действия, где каждый орган по-своему важен. Главное отличие организма ребенка от организма взрослого — это непрерывный рост и развитие.

Закономерности процесса становления организма

Развитие организма ребенка протекает по закономерностям, связанным с функциональными особенностями, свойственными разному возрасту. Каждый малыш появляется на свет с наборомрост и развитие ребенка критерии развития биологических свойств. На их основе и происходит дальнейший рост и совершенствование его организма.

С первых дней жизни важнейшим фактором, оказывающим влияние на рост и развитие, становится окружающая среда. Со временем начинает иметь значение половая принадлежность. Считается, что мальчики до определенного возраста развиваются немного позже девочек.

Кроме того, нужно отметить критические периоды развития, во время которых детский организм становится особенно уязвимым к факторам внешней среды. Как правило, такие периоды проявляются в возрасте 3 лет, 6-7 лет, затем в 12-13 лет у девочек и в 14-15 лет у мальчиков.

Согласно основным закономерностям изменяются параметры тела детей, развиваются внутренние системы и органы. Нужно отметить, что рост и развитие протекают скачкообразно и зависят от возраста.

Наиболее активным является развитие головного мозга, масса которого уже в первые полгода увеличивается почти в два раза. Масса тела ребенка также увеличивается, но в разные возрастные периоды с разной интенсивностью. Наиболее активно этот процесс протекает в первые полгода жизни малыша.

Рост ребенка увеличивается, но опять же неравномерно. Так, например, в первый годрост и развитие ребенка критерии развития жизни ребенок вырастает по несколько сантиметров в месяц, тогда как в остальные годы вплоть до переходного возраста и полового созревания процесс этот будет заметно медленнее.

Девочки начинают взрослеть на год или даже два раньше мальчиков, что проявляется в особенностях развития всех систем организма и ярко обозначенных половых признаках, в поведении, интересах.

Детский, подростковый и юношеский возраст можно разделить на семь основных периодов. Каждый период имеет свои критерии роста и развития – подробнее об этом ниже.

Период новорожденности: особенности

Новорожденным ребенок будет считаться только первые 10 дней после появления на свет. В этот период его организм будет активно адаптироваться к новым условиям, функции его будут отличаться неустойчивостью.

Подтверждением незавершенности процесса развития новорожденного являются потеря массы тела в первые дни жизни, желтушка, связанная с особенностями работы печени. Лишь к концу второй недели, при условии качественного ухода и соблюдения режима питания, процесс развития ребенка стабилизируется.

Грудной возраст

В этот период рост и развитие малышей происходят особенно интенсивно. Критерии развития следующие: длина тела должна увеличиться в это время как минимум в 1,5 раза рост и развитие ребенка критерии развитияс момента появления на свет, масса тела — не менее чем в 3 раза. Начиная с 6 месяцев у большинства малышей появляются первые зубы.

Отмечается активное нервно-психическое развитие, повышается двигательная активность. К году кроха уже умеет самостоятельно ходить, делает попытки произносить первые слова. Заметно совершенствуется развитие основных психических функций, таких как мышление, внимание и память.

Раннее детство

К этому периоду относят возраст от года до трех лет. В это время рост и развитие ребенка не настолько активны, как в предыдущие периоды. На втором году жизни формируются сложные функции мозга, развивается активная речь, основные органы и системы.

На этом этапе крайне важно обеспечить ребенку полноценный уход, соблюдая режим питания, чтобы уберечь его от инфекций. Дело в том, что в раннем возрасте иммунная система крохи несовершенна, поэтому защита организма не всегда справляется с испытаниями.

Первое и второе детство

Первое детство — это период с 3 до 6 лет. Так же как и в раннем возрасте, рост детей в это время не слишком интенсивный. Оценивать его можно, принимая во внимание следующие критерии: в год прибавка роста должна составлять в среднем 5-8 см, тогда как масса тела увеличится всего на 2 кг.

Мальчики и девочки в этом возрасте в отношении формы тела и пропорций практически не отличаются друг от друга. У большинства из них с 6 лет появляются рост и развитие ребенка критерии развитияпервые коренные зубы, продолжается процесс развития основных систем и органов, переходят на новый уровень интеллектуальные способности.

Второе детство охватывает период с 7 до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек. В это время наиболее ярко выражена интенсивность роста именно у девочек, половое созревание которых наступает на несколько лет раньше. Девочки становятся выше, крупнее мальчиков, у них заканчивается смена зубов.

К окончанию этого периода у девочек начинается развитие половых признаков: формируются молочные железы, появляются волосы в лобковой части и в подмышечных впадинах. У мальчиков этот процесс практически не выражен до 13 лет.

Подростковый и юношеский периоды

Подростковый возраст приходится на период с 12 до 15 лет у девочек и с 13 до 16 лет у мальчиков. При этом у последних половое созревание только начинается, когда у девочек этот процесс будет находиться уже на стадии завершения. Рост у тех и других в этом возрасте снова будет интенсивно увеличиваться, наряду с этим активно будут расти все части тела и внутренние органы.рост и развитие ребенка критерии развития

В подростковом возрасте происходит активная перестройка основных физиологических систем организма, главные характеристики которого к окончанию периода уже будут максимально близки к характеристикам организма взрослого человека. У мальчиков наиболее интенсивным станет развитие мышечной системы, у девочек — молочных желез и тазобедренной части.

В юношеском возрасте рост и формирование основных систем и органов организма заканчивается, и ребенок по пропорциям практически ничем не отличается от взрослого.

Источник