Чем чревато раннее развитие ребенка
Почему дошкольнику надо играть, а не учиться
Содержание:
- Раннее развитие вместо естественного: чем плохо?
- Другие опасности раннего развития
- Для чего нам нужен интеллект?
Увлечение родителей разнообразными занятиями для малышей, «развивалками» и «подготовками к школе» растет. Одновременно растет и число детей с гиперактивностью, неусидчивых и тех, кому неинтересно в школе. Связаны ли эти два явления? Вот точка зрения психолога Марины Озеровой.
Уровень развития ребенка (психического и интеллектуального) определяется уровнем развития его игровой деятельности. Игра является ведущей деятельностью минимум до семи лет (игровая деятельность сохраняется до подросткового возраста, но доминантная — минимум до семи). Именно в игре ребенок усваивает нравственные принципы, в игре формируются все его представления о мире, происходит становление межличностных отношений с другими детьми.
Казалось бы, никто из родителей не оспаривает право ребенка на детские игры. Но является ли игра ведущей деятельностью современных детей?
Игра — порождение цивилизации. Многие исследователи свидетельствуют, что в обществах, стоящих на более низкой ступени развития, дети сызмальства включаются в трудовую деятельность племени. Познание общественных отношений происходит за счет имитации действий взрослых и постепенного вхождения в занятия остальных членов племени.
К сожалению, в современном мире положение игры изменилось — она уже не держится на пьедестале как основное занятие детей. Это изменение положения игровой деятельности не связано с психологическими новообразованиями. Ответ чрезвычайно прост: активная игровая деятельность постепенно подменяется пассивным использованием мультимедийных средств или учебной деятельностью. Все большее распространение получает мнение, что развитие ребенка тождественно его обучению и происходит только за счет учебной деятельности.
Раннее развитие вместо естественного: чем плохо?
Почему же столь опасна подмена игры обучением (теперь его чаще всего называют «ранним развитием»)?
Примерно до 5-6 лет у всех детей доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за творческие способности, фантазию, оперирование образами, эмоциональную сферу, оно действует очень быстро. Если родители принимаются за «раннее обучение» малыша, они нарушают естественное развитие правого полушария мозга, и это уже невозможно компенсировать в более старшем возрасте.
Левое полушарие ответственно за логическое мышление, вербальную сферу, оперирование символами (буквы, цифры, схемы и т.п.), оно действует сравнительно медленно. Обучая малыша в раннем возрасте, родители стимулируют несвоевременное развитие левого полушария в ущерб правому — творческому. В дошкольном возрасте у всех детей доминирует именно образное мышление, ребенок способен мыслить только «наглядно». Что же происходит, если взрослые вмешиваются в ход естественных процессов?
Как мы уже отметили, именно правое полушарие управляет эмоциональной сферой. Если этому не уделяется достаточное внимание, палитра чувств и эмоций ребенка оскудевает, ощущения и переживания упрощаются, выражение их становится либо примитивным, либо невозможным. В последнем случае ребенок идет самой короткой дорожкой к сложным невротическим заболеваниям. Последствиями слишком раннего обучения являются также агрессия, синдром дефицита внимания, импульсивность, неуправляемость — это плоды неразвитости эмоциональной сферы.
Как было сказано, левое (логическое) полушарие действует медленно. К тому же вербальная сфера не является доминантной у дошкольника. При обучении взрослый постоянно подгоняет ребенка, чтобы тот быстрее запоминал, быстрее отвечал, быстрее оперировал знаковыми системами. При этом долгий путь, который должен совершить ребенок, используя собственные мыслительные операции, сокращается до механического запоминания и «выдачи» информации.
Другие опасности раннего развития
Еще одна опасность раннего обучения — родителям придется вести контроль за учебной деятельностью ребенка, даже если не они сами выступают в роли учителей. Это приводит к тому, что «безусловная любовь», необходимая для нормального развития психики ребенка, подменяется выполнением родительских ожиданий. Родители порицают или хвалят ребенка в связи с его заслугами на учебном поприще. Они оценивают его как личность соответственно достижениям. У ребенка формируется представление о себе как отвергнутом, нежеланном для родителей, если он не может выполнять определенные условия (досчитать до стольких-то, прочесть предложение и т.п.).
Для нас, взрослых, основная, доминантная деятельность — труд, в различных проявлениях. При этом необходима «ориентация на результат» — мы подспудно ожидаем «плодов» своего труда. Точно так же некоторые взрослые оценивают деятельность ребенка, ожидая результатов. Но игра — это процесс, она не ориентирована на результат! Именно процессуальная сторона игровой деятельности необходима для развития ребенка, а вовсе не результат какой-либо игры («собрал мозаику»). Если взрослые искусственно ориентируют ребенка на результат деятельности, они ломают важные психологические преобразования, происходящие только в дошкольном возрасте и только в игре.
Игровая деятельность спонтанна, стихийна. Для ее появления или возобновления не нужны специальные условия. В основе учебной деятельности всегда лежит мотив. Только при наличии мотива учащегося его учебная деятельность будет эффективной. Только если ученик станет субъектом обучения, он сможет овладевать новыми познаниями — ведь насильно невозможно научить ничему.
У дошкольника такое новообразование, как мотив обучения, отсутствует в силу особенностей развивающейся психики. Таким образом, в учебной деятельности детей младшего возраста отсутствует мотивация и подкрепление положительных познавательных эмоций, что скажется впоследствии на нежелании заниматься самообразованием (учеба ради оценок, для мамы, за награду и пр.). Но самое печальное, что ребенок уже не сможет пережить непосредственную радость самостоятельного открытия.
Для чего нам нужен интеллект?
Осмысливая рассуждения многих родителей о том, почему они учат своих детей как можно раньше, я пришла к выводу, что представление о роли интеллекта и мышления в будущей жизни ребенка невероятно занижено. В самом деле, неужели интеллект нам нужен только для учебной деятельности? Задумайтесь, не приходится ли вам сталкиваться с разрешением сложных противоречий в личной, семейной, общественной жизни? Всегда ли мы имеем однозначный ответ, мыслим в полярных категориях «черного и белого»?
Нет, вариативность ума прежде всего понадобится человеку не в учебной деятельности, а в социальных отношениях. Но вариативность, это незаменимое свойство интеллекта, развивается ТОЛЬКО в игре и творческой деятельности ребенка. Именно игровая деятельность лишена заранее заготовленных клише, она развивается свободно, в самом процессе, управляется самими игроками.
К тому же одно из важнейших свойств мышления — креативность — также формируется в игре, а именно учебная деятельность в слишком раннем возрасте препятствует его появлению. Ведь «научная информация» не подлежит изменению или «переделке» ребенком, он просто должен ее пассивно усвоить. Дважды два — только четыре, буква «А» — только «А», и точка. Никакой самостоятельности или креативности мышления здесь нет и не может быть.
Знания и «левополушарные» умения оперировать знаковыми системами — это воспроизводящее мышление, его результатом является только повторение того, что ребенку преподали, а не «новый продукт» мышления. Только творческое, созидающее мышление предполагает нахождение детьми собственных решений, новых и оригинальных подходов. Продуктивное мышление может быть только новаторским, это его основное отличие от репродуктивного. Раннее обучение ребенка приучает прежде всего к использованию чужих стереотипов, отсутствию самостоятельности в мышлении, искореняет стремление к собственным поискам.
Источник
Сегодня, как и 15 лет назад, прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо-таки с рождения. А как же! Ведь “после трех уже поздно”. К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету, вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов… Думаю, хватит для начала. И это только то, что я вспомнила. Уверена, что на поприще раннего развития подвизаются гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть что передать детям.
Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе – сплошь и рядом.
При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать.
Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается: не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз – занятия по программе развития интеллекта, столько же – физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке; по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений…
Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием.
Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов – вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на “ничегонеделание” просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке – занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться). Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).
К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все – самое позднее с 2-х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети – о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться!
Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы.
А потом у всех начались школы. И школы были уже разные. Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 1997-2000-х годах, пошло в школы.
Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дыры, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.
Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу – эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали — а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно пресытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт.
У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вялотекущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).
В подростковом возрасте у всех обнаружился и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают в одной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено “развивашкам”.
- У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
- Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет “лучшего друга”.
- Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
- Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни – ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
- Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.
Зачем я все это пишу?
Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей…
Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят: “мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке”…
А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?
Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.
Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку Монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шнуровкой ботинок. Все методики Домана – обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит. Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит и детей, остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить – сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира…) И так можно продолжать бесконечно.
Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути… Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие…
А кому что важнее, — каждый родитель сам выбирает для себя… и своих детей.
P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и ни капли не систематически.
Фото — фотобанк Лори
Источник
=Чем опасно раннее развитие детей. Тренинги и развивающие занятия для самых маленьких
Не секрет, что сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Однако специалисты предостерегают – интеллектуальные гонки могут привести к проблемам со здоровьем
Зерно истины в методиках раннего развития, безусловно, присутствует – основы интеллекта закладываются в ранние годы.
– К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам – на 90%, – рассказывает Евгений Мухин, д.м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. – После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».
Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с «пелёнок», показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших «курса», такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.
Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них – правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам – малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают – кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.
– Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение, – уверена Марина Степанова, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. – Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница.
Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем – приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность – большинство маленьких «гениев», так же как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.
Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.
– Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме – так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель – не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, – считает М. Степанова.
Самые популярные методики раннего развития
Система Монтессори
Задача методики – создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка. Основательница методики Мария Монтессори взяла за основу принцип, когда ребёнок сам знает, в каком направлении «двигаться». Главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не научатся.Задача педагога или родителя – организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов. Все пособия красивые, интересные и приятные на ощупь. Располагаются они от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет заниматься. Существуют занятия в группах «мама+малыш», которые посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет уже обучаются в группах самостоятельно.
Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.
Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь «вдумчивым» детям, которые способны подолгу изучать один предмет.
Кубики Зайцева
Обучение чтению с 2 лет. Материалы – кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребёнок пропевает «склады» – части слов. Его методика – это не только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел, есть также «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа, дробями), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии). Возраст:начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст 4–5 лет.Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.Минус. Специалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем в 5-6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика изначально ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных способностей. Вальдорфцы считают, что детство – прекрасный возраст, который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на развитие художественных, музыкальных и театральных способностей. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка. Но раннее развитие интеллекта считается недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеное дерево или глина, т.к. это развивает фантазию и творческие способности малыша. Часто в таких группах есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и ставятся театральные представления. Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
Метод Гленна Домана
Разработан врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребёнку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1-2 секунды. Предполагается, что ребёнок подсознательно запоминает изображение.
Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объём информации.
Минус. Известны случаи, когда большой объём информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.
Система Никитиных
Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребёнок не выполняет задания – нужно подождать, пока он подрастёт.
Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.
Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.
Советы специалистов
Заниматься с малышом нужно обязательно, но, чтобы уроки пошли на пользу, придерживайтесь следующих правил.
– Помните, что развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше придерживайтесь «Шаблоны РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ( уроков )» (см. ниже) и не пытайтесь перепрыгивать возрастные «ступеньки».
– Оптимально начать обучение ребёнка с посещения невролога. Консультация поможет выявить проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют.
– Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН считают, что групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше 3 лет.
– Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Отменять из-за занятий прогулки нельзя ни в коем случае!
– Любые «уроки» должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.
– Главный критерий успешных занятий – хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.
Расписание уроков
6 месяцев – пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания.
1 год – с ребёнком нужно как можно больше разговаривать.
2 года – активное формирование речи, поэтому необходимы выходы «в свет» и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование.
3 года – расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия – рисование, лепку, ритмику.
4 года – лучший возраст для начала изучения иностранных языков – знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики – например, собирать конструктор или мозаику.
5 лет – начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть «ребёнка» – куклу, сложить и убрать вещи, посуду.
6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение подготовительных курсов при школах.
Источник