Церковь о прерывании беременности по медицинским показаниям
Мне, как священнику,
был задан такой вопрос: «Как Церковь относится к аборту по медицинским
показаниям? Дело в том, что я врач-гинеколог и на моей практике были случаи,
когда роды запрещены. Так, например,
когда известно, что женщина не перенесет родов или при некоторых онкологических
заболеваниях-патологиях, неправильном формировании плода (когда ясно, что плод не
выживет). Что Православная Церковь говорит об
этом, и является ли это абортом в полной мере, и соответственно, тяжким грехом»?
На этот вопрос я дал ответ, который, думаю, полезно
опубликовать и на РНЛ:
Аборт — это убийство ребенка собственном матерью еще во чреве, т.е.
чудовищное преступление. Все перечисленные вами медицинские случаи вполне
попадают под это определение. Поэтому данное преступление остается чудовищным
преступлением несмотря на те или иные медицинские показатели. Это общий ответ
на ваш вопрос.
Теперь
поочередно разберем вашу сомнительную аргументацию в пользу абортов, из коей
явно торчат рожки корпоративного интереса. Вот, например, вы утверждаете, что
аборт надо делать «когда плод не выживет». Но ведь в случае аборта он наверняка
не выживет! А что касается предварительных медицинских данных по этому поводу,
то они вполне могут быть и ошибочными. Довольно часто бывает так, что ребенок,
который ошибочно был приговорен врачами к смерти или увечью, рождается вполне
здоровый.
У меня, к
примеру, был такой случай, когда одна моя прихожанка, будучи беременной, пришла
ко мне вся в слезах, ибо гинекологи сказали ей, что ее будущий ребенок будет
инвалидом и вообще скоро умрет. Поэтому, мол, надо делать аборт. Я ее успокоил,
благословил на роды. Теперь этот мальчик уже юноша, мой крестник. А она после
него родила еще одного вполне здорового ребенка.
И потом, даже
если рождается инвалид, который недолго будет жить, для православных матери и
отца он также их дитя; он человек — образ и подобие Божие, который имеет право
на эту, земную жизнь (пусть она будет и короткой), а также имеет право на жизнь
вечную. Коей, как это ни странно выглядит, ему достичь гораздо легче, чем
здоровому ребенку, который проживет долгую жизнь.
Ибо в течение
своей длинной жизни таковой, столкнувшись со множеством соблазнов и искушений,
легко может погубить свою душу. А душа тяжело больного младенца после его
смерти идет в рай, лишь бы за его короткую жизни родители или родственники
успели бы его крестить в Православной Церкви. И ничего удивительного в такой
кажущейся легкости войти в Царство Небесное нет: Господь воздает таковому
преждевременно умершему младенцу за утерянную им земную жизнь и утерянные
земные блага, воздает ему небесной жизнью и небесными благами. Так что не надо
(в том числе и врачам) презирать сих младенцев и обрекать их на смерть телесную
и духовную абортами из-за их телесных недостатков, ибо таковых, как сказал
Господь, — Царство Небесное.
А ведь душа
абортированного ребенка (что бы там не говорили некоторые) идет в ад, поскольку
он не крещен, и крещение над ним произвести невозможно. Вот и сравните разницу
между адом для абортированного младенца и раем для дитя, сохраненного матерью,
даже если он и действительно родится инвалидом и скоро умрет! Так что, как
видите, с позиций Церкви и духовной жизни все это выглядит иначе, чем у
некоторых современных врачей.
Теперь
несколько слов о другом вашем сомнительном аргументе, о том, что роды по медицинским
показателям могут угрожать здоровью матери и даже ее жизни. И здесь все далеко
не так однозначно, как утверждает медицина. Ибо в таком случае перед женщиной
возникает нравственная дилемма: идти на риск и рожать, или, совершив тяжкий
грех, убив дитя во чреве, возможно, «остаться живой и здоровой».
Верующие,
православные женщины гораздо чаще решаются на первое, т.е. на такие рискованные
роды. И очень часто все для них заканчивается благополучно, ибо сие
деторождение совершается с верой и молитвой, коими компенсируются телесные
недостатки.
А что касается
болезней беременности и деторождения, то медицине не надо и чрезмерно
драматизировать эти моменты как нечто совершенно недопустимое — ведь это
естественное состояние любой женщины-будущей матери. Ибо всему женскому роду в
лице праматери Еве, после ее грехопадения, Господь сказал: «Умножая умножу
скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3,16).
Но Тот же
Господь в утешение женщине сказал об этом и другое: «Женщина, когда рождает,
терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит
скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16,21). И вот, чтобы
получить эту необыкновенную радость настоящая женщина-мать, особенно женщина-христианка
идет на болезни, скорби деторождения и даже на риск даже собственной смерти! И
таким образом спасает свое дитя и собственную душу, ибо, как говорит апостол
Павел, «жена…спасется через чадородие, если пребудет в вере и в любви и в
святости с целомудрием» (1 Тим.2,15).
И потом, аборт —
это что, некая «исцеляющая» операция?! Наверно, далеко не всегда; очень часто
аборты приводят в болезням и даже смерти женщин, возможно, даже чаще, чем роды.
Ибо последние — естественное дело, а аборт — противоестественное.
Но это все предыдущее написано в предположении, что
медики, обрекающие женщин на аборт по медицинским показателям, — люди
добросовестные. А разве это всегда так?! Разве нет сейчас разных сил и фондов,
часто зарубежного происхождения, которые из тех или иных целей специально
поощряют у нас аборты, в частности, финансируя абортарии и их апологетов, в
коих своим вопросом, вольно или невольно, вписались и вы?! Причем, цели этих
деятелей крайне недоброкачественные: здесь и желание сократить «неполноценное»
(с точки зрения некоторых фактически фашиствующих лиц) население; и желание
получить ценный (в денежном отношении), как они говорят, «абортивный материал»,
т.е. останки несчастных убиенных младенцем, а чаще то и другое.
О чем, кстати говоря, довольно часто сообщалось на и РНЛ.
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Источник
Содержание :
- Аборт с точки зрения церкви
- В церковь после аборта
- Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?
- Отношение церкви к абортивной контрацепции
- Духовные последствия аборта
Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?
Аборт с точки зрения церкви
Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.
При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.
Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.
Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.
В церковь после аборта
Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.
В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.
Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?
Если отец семьи дал согласие на совершение аборта, он несет за это ответственность наравне с женщиной, которая и подверглась абортивному вмешательству. Если женщина совершила аборт, не сказав об этом супругу, такая ситуация может стать причиной для расторжения брака.
Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.
Отношение церкви к абортивной контрацепции
К совершению аборта в православии также приравнивается использование гормональных и внутриматочных контрацептивных средств абортивного действия, которые ведут к гибели плода в любой из периодов его развития, будь то эмбриональный, переходный или фетальный периоды.
Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.
Духовные последствия аборта
С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?
- Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
- Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
- После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
- У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
- Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
- Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
- Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.
Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.
Источник
Аборт «по медицинским показаниям»
— Отец Николай! Некоторых смущает, что в «Основах социальной концепции» говорится о снисхождении к тем женщинам, которые решились на аборт «по медицинским показаниям», при угрозе их жизни. Правомерно ли в таких случаях говорить о снисхождении и почему?
— Давайте разберемся. Прежде всего, прочитаем тот текст, который, как вы говорите, некоторых смутил: «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» (XII. 2).
Не вижу тут ничего смущающего — и даже ничего принципиально нового. Выше прямо сказано: «Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта». Но ясно, что те случаи, когда беременность прерывается из-за действительно существующей прямой угрозы жизни матери, заслуживают особого рассмотрения. Ответственность супругов еще более возрастает, когда в семье есть другие дети, которые могут остаться без материнского ухода. Конечно, нельзя приравнивать такую мать, возможно, со многими слезами решившуюся на прерывание беременности, к здоровой женщине, просто не желающей обременять себя ответственностью за детей и делиться с ними жизненными благами. Во все времена пастырская практика Церкви знала различение тяжести вольного и невольного греха, в том числе и вынужденного обстоятельствами жизни. «Да сматряется [рассматривается] же сих [то есть кающихся] житие… и тако человеколюбие да мерится», — говорит увещание к духовным отцам, помещаемое в Требнике. Там же проводится различие между случаями, когда женщина совершила аборт «самохотне» или «неволею по нужде некоей». Поэтому, в полном соответствии с этими пастырскими принципами и с канонами Церкви, дающими власть епископам увеличивать либо уменьшать епитимий (12-е правило I Вселенского Собора, 2-е, 5-е и 6-е правила Анкирского Собора), отцы Архиерейского Собора 2000 года рекомендовали духовникам проявлять снисхождение к женщинам, прервавшим беременность при прямой угрозе жизни. Указана и мера этого снисхождения: в таких случаях женщина не отлучается от Святого Причастия при условии исполнения личного покаянного молитвенного правила. Определить его форму должен священник, принимающий исповедь.
До принятия Собором этого документа зачастую приходилось встречать случаи, когда на женщин, совершивших аборт и без всякой угрозы для их жизни, не налагалось никаких канонических епитимий. Просто священник читал молитву из Требника на случай непроизвольного выкидыша (которая к подобному случаю совершенно не относится!), советовал женщине молиться, поститься, делать поклоны — и допускал ее до Причастия. Теперь указано, что этого делать нельзя. Так что надо скорее говорить о том, что установлены более строгие пастырские нормы, чем фактически было принято в церковной практике последних лет.
— Один видный московский пастырь говорит, что формулировка «угроза жизни матери», все чаще применяемая недобросовестными врачами, может спровоцировать женщину без достаточных оснований пойти на аборт.
— Да, опасность неоправданного расширения так называемых «медицинских показаний» для аборта действительно существует. И Собор обратил на нее особенное внимание. Такое отношение обусловлено сложившейся в нашей стране привычкой общества к аборту как обычному, более того — нормальному, «цивилизованному» средству ограничения численности детей. Даже вполне здоровая женщина, пришедшая с признаками беременности на первый прием к врачу, порой слышит от доктора: «Ну что, выписываем направление (то есть на аборт)? Или оставлять думаете?». А уж в случаях каких-либо осложнений беременности или просто проблем со здоровьем на мать зачастую оказывается психологическое давление, чтобы побудить ее согласиться на аборт. При этом аборт по медицинским показаниям (круг которых определен весьма расплывчато) возможен у нас практически на любом сроке беременности.
Еще одна причина — в том, что, как отмечено в «Основах», по действующим у нас правилам «юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта». Архиерейский Собор признал такое положение ненормальным. А врачей предупредил о высокой нравственной ответственности за постановку диагноза, который может подтолкнуть женщину к прерыванию беременности. Особенно обращаясь к верующим медикам, архипастыри призвали их внимательно сопоставлять медицинские показания с велениями христианской совести.
Но надо признать, что бывают случаи, когда прерывание беременности действительно неизбежно. Скажем, в случае внематочной беременности — дальнейшее развитие зародыша погубит жизнь матери вместе с плодом, который все равно не выживет. Совсем другое — когда речь идет об опасностях несопоставимо меньших или просто о возможном вреде для материнского здоровья (которым, вообще говоря, до некоторой степени угрожает любая беременность).
— Приходилось слышать возражения такого рода: надо ли было вводить эту статью в «Основы», если число православных матерей, чьей жизни угрожает гибель вследствие беременности, незначительно? Статистика такова, что в 1999 году в России погибли в родах 583 женщины — из них 30 процентов вследствие абортов. Учитывая, что церковных людей у нас всего 1-2 процента, речь идет всего лишь о 5-6 женщинах по всей России. Но такие случаи можно решать индивидуально…
— Можно было бы и не прописывать никаких норм, если бы мы всегда могли полагаться на неизменно высокое качество духовнической практики. Но ведь опыт показывает, что наша паства в ответ на жизненные проблемы получает не только разные, но и противоположные утверждения. Поэтому было необходимо обозначить нормы церковного отношения по этой весьма болезненной проблеме.
Конечно, вопрос о молитвенном и покаянном правиле надо решать индивидуально — это и предусмотрено в «Основах». Но принципиально обозначить, что Церковь по-разному относится к поступкам в зависимости от их причины, было нужно.
А много подобных случаев или мало — какое это имеет значение для той женщины, у которой в жизни именно такой случай произошел? Для нее разве важно, сколько таких, как она: пять или тысяча? Для нее речь идет о ее единственной жизни, о жизни ее нерожденного ребенка… и, быть может, о жизни уже рожденных ею детей. Она стоит перед тяжким нравственным выбором. Кроме того, не нахожу возможным согласиться с утверждением, что в России «всего 1-2 процента» женщин прислушиваются к суждениям Церкви по нравственным вопросам.
— Приходилось слышать мнение, что мать-христианка просто обязана пожертвовать собою в случае угрозы ее жизни. Большинство православных, наверно, так и поступит, понимая, что на крови собственных убитых детей, пусть и ради спасения жизни матери, не построишь счастья…
— Возможно. Но вправе ли духовник требовать от человека пожертвовать своей жизнью? Не преступает ли он при этом пределы своей пастырской ответственности и данных ему Церковью полномочий? Это очень серьезный вопрос!
— Можно ли оправдать мать, совершающую аборт, если ребенок является плодом насилия или инцеста?
— Ребенок не виноват! Говорят, что женщина вряд ли: может полюбить такого младенца, так как он будет напоминанием ее несчастья и ужаса. На самом деле так бывает, но не всегда. В любом случае лучше родить, чем сделать аборт, чаже если женщина чувствует, что она не в состоянии воспитывать это дитя. К ее чувствам надо отнестись с пониманием, и ребенка следовало бы принять на воспитание в те социальные учреждения, которые должны быть предметом пастырской заботы Церкви.
Источник