Центр развития ребенка солнышко в минске

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.   Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на “вкус”.

Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок “вдруг” заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В основе всей системы воспитания в нашем детском саду лежат систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка. 
В детском саду мы создаем такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Для формирования всесторонне развитой личности значение пальчиковых игр очень велико. Поэтому пальчиковые игры мы используем в различных видах деятельности детей как можно чаще, но недолго. Этим мы способствуем активизации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии детей. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.

На вопрос “для чего нужны пальчиковые игры” легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечно сосудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как “Коза рогатая”, “Сорока-ворона” и “Ладушки”. И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.

Для речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста мы используем также игры с пальчиками как на занятиях, так и в свободной деятельности .В сюжетно- ролевых играх “Приготовим кашу” ,перебирание фасоли или “Соберем рассыпанные бусы”, различные игры со строительным материалом , со шнурками и различными видами мозаик и другие.

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они  являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

1.

Хитрый ежик чудачек 
Сшил колючий пиджачок
Сто иголок на груди,
Сто иголок позади
Ходит еж по травке 
Натыкает на булавки
Грушу, сливу, всякий плод
Что под деревом найдет
И с подарочком богатым 
Возвращается к ребятам

2.

На дворе высокий дом 
Много зелени кругом
Вот деревья, вот кусты
Вот красивые цветы
Закрывает все забор 
За забором гладкий двор
Мы калитку открываем 
К домику мы подбегаем
И стучимся тук, тук, тук
Кто-то к нам идет на стук
В гости мы к друзьям пришли
И подарки принесли.

3.

Стоит в лесу елочка
Под елочкой травка
На травке цветочки
Натравке тропочка
По тропочке идет Катенька

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.  “Красим забор” движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

“Погладим котенка” плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

“Курочка пьет водичку” локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

“Музыканты” движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

“Солим суп” локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Потешки для пальчикового массажа

Этими потешками-упражнениями  желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождается поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Жили мышки”

Раз, два, три, четыре! 
Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били, по три денежки платили!
Держим ладошку раскрытой, водим по ней пальцем.

Переборы пальчиков”

У белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки!
Поглаживаем пальчики, перебирая. 
Затем попеременно то мягкой кисточкой, то жесткой щеткой.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание

Мы используем персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемсяся к ним по желанию малышей.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память детей, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет “рассказывать руками” целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Источник

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования?

Постановка на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»; постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования», от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь». 

На основании пунктов 6.6, 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственного учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка, свидетельством о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь) для постановки на учет и получения направления в учреждение образования. 

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования» осуществлять постановку на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, можно одновременно в нескольких районах (микрорайонах), где проживают или планируют проживать в случае смены места жительства законные представители воспитанника, а также по месту их работы и т.д., указывая при этом несколько учреждений дошкольного образования. 

Процедура приема в учреждения дошкольного образования установлена в главе 5 «Прием, перевод и отчисление воспитанников» Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение). Так, в соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов: 

заявления законного представителя воспитанника; 

*направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования; 

*медицинской справки о состоянии здоровья; 

*заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп); 

*заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Постановка на электронный учет детей, нуждающихся в предоставлении места в учреждении дошкольного образования, проводится родителями (законными представителями) детей в службах «Одно окно». При постановке на учёт необходимо иметь паспорт законного представителя и свидетельство о рождении ребёнка.

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ РЕБЕНКА, нуждающегося в определении в учреждение дошкольного образования Заводского района г.Минска необходимо обратиться в службу «Одно окно» Администрации Заводского района г. Минска. Служба «Одно окно» расположена в здании администрации Заводского района по адресу: 220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 17 и размещена на 1 этаже в кабинетах 112, 113 

Время работы службы:

понедельник – пятница

с 8.00 до 20. 00 без перерыва,

суббота с 9.00 до 13.00

Для постановки ребёнка на учёт, нуждающегося в определении в учреждение дошкольного образования, необходимо представить следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

— свидетельство о рождении ребенка.

— заключение врачебно-консультационной комиссии – в случае направления ребенка в санаторную группу государственного учреждения образования;

— заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации– в случае направления ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования, специальную группу государственного учреждения образования, государственное специальное дошкольное учреждение.

Постановка детей на учет, нуждающихся в определении в учреждение  дошкольного образования, осуществляется  путем внесения сведений о ребенке в списки нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования.

Учет ведется со дня обращения родителей (законных представителей) детей в журнале по форме установленной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. №234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования».

Специалисты отдела образования, спорта и туриста предоставят  Вам информацию о специфике работы учреждения дошкольного образования, о наличии свободных мест, осуществят процедуру выдачи направления в соответствии с административными процедурами, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010г.: 6.6.Постановка на учёт ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования.

Выдача направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Контактная информация

телефон: +375 17 2965340, каб. 23

Приемные дни (дошкольный сектор)

среда: 14:00 — 20:00

пятница: 8:00 — 13:00

Для получения НАПРАВЛЕНИЯ в учреждение дошкольного образования необходимо представить следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

  • свидетельство о рождении ребенка;

  • заключение врачебно-консультационной комиссии – в случае направления ребенка в санаторную группу государственного учреждения образования;

  • заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации– в случае направления ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования, специальную группу государственного учреждения образования, государственное специальное дошкольное учреждение.

Направление в учреждение дошкольного образования выдается отделом образования, спорта и туризма в день обращения при наличии в нем свободных мест.

Срок действия направления – 15 дней.

Места детям в конкретных учреждениях образования предоставляются по списку в порядке очередности, при наличии в них свободных мест. В случае отсутствия мест в учреждении образования, в которое родители (законные представители) хотят определить ребенка, ребенок с их согласия направляется в иное учреждение образования, в котором имеется свободное место- в зоне пешеходного доступа, либо по ходу движения общественного транспорта, что не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству учреждения дошкольного образования не закреплены по территориальному признаку, в результате чего место для ребенка может быть предоставлено в любом учреждении дошкольного образования при наличии свободных мест.

Обращаем внимание, что в коллективных договорах дошкольных учреждений может быть закреплено право на предоставление места в детском саду детям работников данного дошкольного учреждения.

Статьей 41 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел гарантируется предоставление их детям мест в учреждениях образования для получения дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления. Данным Законом не предусмотрено предоставление места в близлежащих к месту проживания учреждениях дошкольного образования во внеочередном (первоочередном) порядке.

Комплектование групп в учреждениях дошкольного образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Комплектование групп в дошкольных учреждениях воспитанниками проводится ежегодно на начало учебного года (1 сентября). При наличии свободных мест ребенок может быть зачислен в учреждение дошкольного образования в течение учебного года. В дошкольных учреждениях для организации обучения и воспитания создаются группы для детей разного возраста: от одного года до двух лет; от двух до трех лет; от трех до четырех лет; от четырех до пяти лет; от пяти до семи лет.

Источник