Центр развития ребенка и здоровьесберегающей
Лучшая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические и демографические данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% — имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 36% — хронически больны. Аналогичная ситуация с состоянием здоровья детей сложилась в нашем городе и в нашем детском саду: только 24% здоровых детей. Все чаще встречаются дети с соматическими, неврологическими, сердечно-сосудистыми и опорно-двигательными заболеваниями.
Одной из приоритетных идей модернизации дошкольного образования стала идея здоровьесбережения, потому что именно в детстве закладывается фундамент здоровья ребенка: происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, черты характера и привычки, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня, как никогда, усилия работников ДОУ должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни. В 2012 году творческой группой педагогов детского сада с целью сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их гармоничного развития и формирования представлений о здоровом образе жизни была разработана оздоровительная программа «За здоровьем – в детский сад», главными задачами которой стали:
- разработка модели здоровьесбережения;
- создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды;
- рациональное использование всех помещений детского сада;
- оптимизация двигательной активности детей;
- повышение уровня компетентности и валеологической грамотности педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения дошкольников.
С внедрением ФГОС ДО целью дошкольного образования становится успешная, позитивная социализация ребенка. Процесс социализации ребенка может успешно протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на здоровье детей. Создание здоровьесберегающей среды полностью нацелено на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. В первую очередь здоровьесберегающая среда должна стать доступной, каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности не зависимо от состояния здоровья.
Модернизация дошкольного образования на современном этапе предполагает обеспечение адекватных условий, способствующих успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работа заключается в создании единой коррекционно-развивающей здоровьесберегающей среды, способствующей успешной социализации ребенка с ОВЗ.
Создание здоровьесберегающей среды в соответствии с ФГОС ДО:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- сопровождение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности направленной на здоровья ребенка;
- сопровождение процессов инклюзивного образования;
- сопровождение коррекционного процесса в учреждении.
Заведующий детским садом Поперечная Юлия Викторовна презентовала опыт работы учреждения по здоровьесбережению на разных уровнях: на городском совещании руководителей по реализации программы «За здоровьем — в детский сад», на областном форуме педагогических работников по формированию здоровьесберегающей среды ДОУ в августе 2012 года, на Всероссийских научно-практических конференциях «Физкультурно-спортивное направление развитие детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы», состоявшейся в Томске (2014 г.) и «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» — в городе Санкт-Петербурге (2015 г.). А по итогам работы в 2014 году МАДОУ детский сад № 172 города Тюмени стал лауреатом федерального конкурса «Школа здоровья — 2014».
Здоровьесберегающая инфраструктура детского сада
Спортивный зал — оснащенный тренажерами, оборудованием для фитнеса с разнообразным инвентарем для спортивных игр и упражнений, бассейн, в котором проводятся закаливающие процедуры и комплексы коррекционных упражнений на дыхание, укрепление осанки, а также элементы аквааэробики. Хорошее оснащение прогулочных участков, специально оборудованная футбольная площадка позволяет на высоком уровне укреплять здоровье детей, формировать основы здорового образа жизни, совершенствовать двигательные навыки и умения.
Также созданы хорошие условия для оздоровительной работы. Имеется медицинский блок, который включает в себя кабинет осмотра детей, лицензированный прививочный кабинет и кабинет первой неотложной помощи.
С учетом современных тенденций рационального использования площадей зимний сад — это богатейшее пространство для познавательно-речевого развития и двигательной активности, как в рамках основной деятельности, так и по дополнительному образованию. Там же расположен Центр игровой поддержки ребенка для развития детей раннего возраста, их социализации и адаптации.
Для детей, имеющих нарушения речи в детском саду имеется два логопедических кабинета для коррекционной работы, постановки звуков, автоматизации, развития психических познавательных процессов, артикуляционной и мелкой моторики детей.
В музыкально-хореографическом зале дети ежедневно получают заряд бодрости от утренней зарядки и движений под музыку.
Оснащенность оборудованием здоровьесберегающей направленности
Аэроклиматическое оборудование. Среди главных факторов, влияющих на здоровье детей в детском саду, выделили климат, воздух в помещениях детского сада. Все группы оборудованы аэроклиматическими установками (универсальными воздухоочистители-ионизаторами, бактерицидными рециркуляторными облучателями, увлажнителями-очистителями воздуха), которые поддерживают благоприятный климат в помещениях детского сада. Совсем недавно в детском саду была оборудована спелеокамера, пребывание в которой благотворно влияет на весь организм, повышает иммунитет и снижает заболеваемость.
Санитарно-гигиеническое оборудование. Посудомоечные машины, пылесосы, дозаторы питьевой воды, диспенсеры жидкого мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец – это оборудование не только облегчило труд младших воспитателей, но и значительно улучшило санитарно-гигиенические условия и климат в помещениях детского сада.
Медицинское оборудование. В медицинском кабинете имеются средства для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке, приступах бронхиальной астмы, гипертермии, менингококковой инфекции, судорожном синдроме, стенезирующем ларинготрахеите, острой крапивнице и отеке Квинке, коллапсе, обмороке, носовом кровотечении, тепловом и солнечном ударе, электротравме, травматическом шоке. Также имеется аппарат искусственной вентиляции легких, травматологическая укладка. Для наблюдения за физическим состоянием детейимеется динамометр (для измерения силы), секундомер (для измерения пульса), плантограф (для проведения скрининга по раннему выявлению плоскостопия), аппарат Рота (для проверки остроты зрения).
Оборудование для организации полезного питания. Было приобретеноуниверсальное тепловое оборудование – пароконвектомат, удачно совмещающий в себе все достоинства и особенности традиционного жарочного шкафа и пароварочного аппарата, преимущества которого — в практически полностью автоматизированном процессе приготовления пищи и минимизации участия человека, в экономии электроэнергии и времени на приготовление блюд, в равномерности их приготовления.
Рациональность использования всех помещений дошкольного учреждения с целью оптимизации двигательной активности детей
Расширение здоровьесберегающей составляющей детского сада. Недалеко от нашего детского сада находится лесопарк им. Гагарина уникальность которого состоит в том, что в этом парке есть и березовая роща и сосновый бор. А в непосредственной близости к детскому саду находится сад Дружбы, куда мы организовываем туристические походы и развлечения во все времена года. Благодаря эффективному использованию прилегающей территории мы повысили оздоровительный потенциал детского сада.
Рациональное использование групповых помещений. В отличие от традиционного подхода, мы не делим группы на чётко разграниченные «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определённым видом деятельности. Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра групп, приемных и спален, (потолков, полов, дверей, радиаторных решеток) мы увеличили игровое пространство, повысили развивающий эффект среды, превратив групповое пространство в вариативное, полифункциональное, преображающееся, исходя из потребностей педагога и детей.
Интерактивный пол. В одной из спальных комнат расположен интерактивный пол, современная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях. Специальная компьютерная программа помогает детям развиваться, играя, в движении.
Оптимизация двигательной активности
Оптимизация двигательной активности детей через использование игровых напольных полей. Оптимальный двигательный режим обеспечивает не только активный отдых и удовлетворение естественной потребности детей в движении, но и является важнейшим оздоровительным и профилактическим фактором, положительно влияющим на работу всех органов и физиологических систем. При поиске пособий, оборудования, инвентаря, отличающегося многофункциональностью, обеспечивающих игровую, познавательную и двигательную активность детей мы остановились на схематических игровых полях (классиках, лабиринтах), которые отвечают этим требованиям. Используя один рисунок, сделанный из клейкой цветной бумаги на линолеуме в группе или спальне, можно играть каждый день, используя разные цели, темы, виды двигательной активности, разные рисунки и задания, что позволяет избежать однообразия и статичности.
Для детей младшего возраста применяются различные змейки, паровозики, цепочки, в которых вместо цифр нарисованы следы, знакомые предметы или цветные сектора. Для старших детей игры усложняются, в секторах рисуются цифры, буквы, геометрические фигуры, признаки времен и месяцев года, времени суток и т.д.
Наличие компактной легко трансформируемой мебели. Для увеличения двигательной активности избавились от малофункциональной мебели, поменяли мебель в половине спален на трансформируемую, что позволило увеличить пространство для свободной деятельности детей на 175 м². Использование трансформируемых столов в группах также позволило увеличить групповое пространство и обеспечить двигательную активность детей.
Мягконабивная мебель, модули, «мешки» — многофункциональны, нетравмоопасны, легко моются и остаются яркими на протяжении многих лет, могут легко превратиться из пуфика в атрибут для игр, а содержащиеся внутри бескаркасных «мешков» сотни тысяч маленьких шариков вспененного полистирола оказывают благоприятное терапевтическое воздействие на организм детей, расслабляя мышцы спины, шеи.
Разнообразие игрового и физкультурно-спортивного оборудования, используемого в образовательном процессе
Многообразие оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего развития детей, многофункциональность и достаточное количество которого обеспечивает благоприятный уровень двигательной активности и своевременное формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Оснащение спортивного зала
- Крупногабаритное стационарное оборудование:стеллаж для спортинвентаря; гимнастическая шестисекционная стенка; волейбольные стойки.
- Переносные тренажерные конструкции:гимнастические скамейки; лесенки; веревочная лестница; бревно; балансировочные дорожки на равновесие; стойки для прыжков; щиты-мишени; тоннель—лабиринт игровой; гимнастические маты; канаты; кубы; шнур; дуги для подлезания; набор мягких модулей «Радуга».
- Профилактическое оборудование: мячи-фитболы; мячи-прыгуны; ребристая доска; коврики с различными рельефами; дорожки и мячи массажные.
- Оборудование для спортивных игр и упражнений: корзины баскетбольные; мячи; футбольные ворота; волейбольная сетка; наборы кеглей; дартс; кольцебросы; наборы для бадминтона; скакалки; ходули на веревочках; обручи плоские; палки; велосипеды; хоккейные клюшки с шайбами; лыжи пластиковые; санки; снегоступы, самокаты.
- Мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь: мешочки для метания; флажки разноцветные; султанчики; мячи резиновые, надувные, утяжеленные;
- Детские физкультурные тренажеры: батуты; беговая дорожка; велотренажеры; силовой тренажер; гири пластиковые; тренажер растяжения; вестибулярный тренажер; диски «Здоровье»; гимнастические ролики; эспандеры; тоннель.
- Ориентиры для разметки игрового поля: флажная лента, фишки, конусы.
- Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, ленточки, платочки, флажки.
Оснащение бассейна
Физкультурное оборудование для игр в бассейне:разделительные дорожки, спасательные круги, нарукавники, поплавки, плавательные игрушки с плавучестью, мячи, поролоновые палки, надувные игрушки, плавательные очки, атрибуты для игр в воде и др.
Оснащение физкультурных уголков в группах
Во всех группах есть спортивные уголки, оборудование которых соответствует возрасту детей и удовлетворяет потребность дошкольников в движении и приобщает их к здоровому образу жизни: мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь для игр с метанием, ловлей и прыжками; оборудование для спортивных игр, упражнений, утренней гимнастики.
Главное преимущество спортивного уголка в группе в том, что его оборудование объединяет физкультуру с игрой, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, а вариативность использования игрового и физкультурно-спортивного оборудования развивает в воспитанниках произвольность движений, самостоятельность, творчество и креативность.
Активность участия детей и родителей в создании здоровьесберегающей среды, в изготовлении пособий, игр, предметов физкультурно-оздоровительной направленности
На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием используем и нестандартное, которое стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции, является дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями. Благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам педагогов, детей и родителей бесполезные, на первый взгляд, предметы необычных форм и материалов (футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а так же всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т.д.) обрели вторую жизнь и превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик, во всевозможные дорожки для ног и атрибуты для спортивных игр и упражнений. Напольные игры (классики, лабиринты, игровые поля, ориентиры), выполненные из клейкой цветной бумаги на линолеуме, также помогли воплотить в жизнь родители с детьми. В изготовлении нестандарного оборудования приняли участие 45 семей наших воспитанников, а свыше 100 – в создании здоровьесберегающей среды при строительстве горок и снежных построек на прогулочных участках детского сада.
Таким образом, обобщая представленные материалы, можно прийти к выводу о необходимости разработки в каждом дошкольном образовательном учреждении не только системы работы по формированию здорового образа жизни, но и рациональной здоровьесберегающей среды, которая повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, ведь забота о сохранении здоровья детей – важная обязанность взрослых, родителей, педагогического коллектива и самого ребёнка.
Источник
Развитие здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного пространства через реализацию педагогических условий в МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района.
Здоровье детей является актуальной проблемой, чутким барометром социально-экономического развития страны. Проблемы здоровья детей нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом образовательном и воспитательном процессе отводится учреждениям дополнительного образования, которые могут и должны сделать образовательно-воспитательный процесс здоровье сберегающим. «Центр детского творчества» Центрального района и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни нашего учреждения, меняет структуру и содержание дополнительного образования.
Центр детского творчества является важнейшим звеном социализации личности, где среди прочих ценностей подростком усваивается и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья детей и молодежи в Кузбассе свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в динамике их индивидуального развития здоровья. Поэтому одной из основных стратегических задач Центра является создание здоровьесберегающего пространства как системы условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, обучающихся в Центре.
Программа развития Центра детского творчества строится на основе реализации личностно — ориентированной гуманистической педагогики, внедрения принципов, методов и эффективных технологий здоровьесберегающего образования и воспитания, а также развития культуры здорового образа жизни самих педагогов, включает организацию специального здоровьесберегающего сопровождения. В деятельности конкретного педагога это воплощается в использовании на занятиях здоровьесберегающих технологий на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
Анализ использования здоровьесберегающих технологий в Центре детского творчества показал, что в инфраструктуре учреждения, в организации самого процесса обучения и воспитания проводится комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Организация создания здоровьесберегающей среды строится на следующих принципах: комплексности, систематичности. прогностичности.
Принцип комплексности предполагает вовлечение всех участников воспитательно-образовательного процесса в сферу подготовки обучающихся по вопросам культуры здоровья. Педагоги ориентируются не только на медицинские аспекты здоровья, они учитывают психолого-педагогические аспекты развития личности ребёнка, его индивидуальные, возрастные особенности. В Центре детского творчества осуществляется комплексная взаимосвязь мероприятий по укреплению физического и психического здоровья с широкой программой просвещения и воспитания детей и их родителей. В учреждении проводится совместная работа специалистов НКЦ, специалистов по контролю за наркотиками, сотрудников УФС с педагогическим коллективом ЦДТ и родителями. Проводится разработка образовательных материалов, интегрирование занятий по здоровому образу жизни, досуговые мероприятия, способствующие формированию ЗОЖ, соблюдаются санитарно-гигиенические нормы воспитательно-образовательного процесса.
Принцип системности предполагает систематическую, постоянную плановую работу всего педагогического коллектива в режиме учебного года по реализации выдвигаемых задач. Пропаганда культуры здоровья среди педагогов проводится через систематично проводимые педагогические советы, научно-методические семинары, лекции специалистов.
Принцип прогностичности предполагает изменение содержания деятельности в зависимости от меняющихся условий, мониторинга состояния здоровья обучающихся и педагогов. На практике это означает, что необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив Центра ищет такие формы. Для этого ведется непрерывный поиск более продуктивных методов и форм внедрения здоровьесберегающих технологий. Опыт и результаты воспитательно-образовательного процесса в Центре детского творчества показывают, что мы на верном пути.
Достижение своей цели педагогический коллектив добивается через реализацию направлений: воспитательно-образовательная, диагностическая, профилактическая, опытно-экспериментальная, информационно-просветительская, координационная и оздоровительная работа.
Мероприятия по организации здоровьесберегающей среды Центра детского творчества Центрального района.
1 | Развитие здоровьесберегающией среды воспитательно-образовательного пространства (педагогические условия). | Реализация плана «Азбука здоровья». |
2 | Разработать механизмы конструктивного взаимодействия ЦДТ учреждениями здравоохранения и санэпиднадзора. | Внедрение и реализация программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических по МБОУДО «ЦДТ» Центрального района |
3 | Разработать рекомендации по формированию системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации на сохранение здоровья обучающихся. | Создание информационной базы по здоровьесберегающим технологиям и созданию здоровьесберегающей среды в Центре. |
4 | Популяризировать формы работы ЦДТ по организации и оптимизации двигательной активности детей. | Районные соревнования по разным видам спорта: волейболу, баскетболу, лыжному спорту, тхэвондо, футболу, пешеходному туризму. |
5 | Реализовать дополнительные общеразвивающие программы физического развития личности. | Реализация дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной, технической и туристско-краеведческого направленностей. |
6 | Создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе. | Проведение психологического практикума в рамках работы школы молодого педагога «К истокам мастерства». Продолжение традиций Центра для педагогического коллектива. |
С 2003 года в ЦДТ осуществляется работа по плану «Азбука здоровья». Цель – формирование и сохранение здоровья обучающихся и педагогов в Центре детского творчества, создание здорового психолого – педагогического пространства через:
— организацию психоло – педагогического сопровождения (как системы социально – психологических условий для максимально успешного обучения и личностного развития каждого обучающегося);
— создание и поддержание здорового психологического климата на занятиях и вне их;
— сохранение психоэмоционального и личностного здоровья педагогов.
В рамках программы обучающиеся, педагог и родители получают знания по валеологии, приобщаются к здоровому образу жизни. Организована психопрофилактическая работа с родителями. Проведены родительские собрания: «Профилактика вредных зависимостей», «Преодоление трудностей в общении, вредных привычек», «Здоровый образ жизни семьи и ребенка», «Профилактика наркомании и табакокурения», «За здоровый образ жизни». Заключены и реализуются договоры о совместной деятельности по просветительско – профилактической работе с городским центром профилактики и борьбы со СПИД, городским центром охраны репродуктивного здоровья, областным центром профилактики и борьбы со СПИД. Специалисты этих учреждений участвуют в проведении занятий для родителей, педагогов и обучающихся в ЦДТ.
Кроме этого, при организации воспитательно-образовательной деятельности по здоровьесберегающим технологиям практикуется проведение концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий с привлечением учащихся школ Центрального района. Так, подростки из творческих объединений Центра стали активными участниками городской акции «Мы против СПИДа и наркотиков», проведен круглый стол «Профилактика правонарушений». В рамках акции проведены конкурсы плакатов, подготовлены стенные газеты, сочинения, выпущена газета Центра творчества, в которой проведен конкурс на лучшую статью по теме «О вреде наркотиков» в газете «Поколение NEXT».
Многие педагоги добавили к числу своих первоочередных образовательных задач задачу сохранения и поддержания здоровья обучающихся в процессе учения и досуга (первый шаг валеологизации образовательной деятельности, валеологизации учебного и досугового занятия).
Значительная часть мероприятий спортивной направленности проводится в объединениях технической, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей. Они ориентированы на совершенствование физического здоровья детей, формирование практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды. Занятия в спортивных, технических и туристско-краеведческих творческих объединениях существенно влияют на сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Грамотно организованный воспитательно-образовательный процесс способствует правильному распределению физической нагрузки на детский организм, что способствует физическому совершенству обучающихся.
В объединениях физкультурно-спортивной, спортивно-технической направленности совместная деятельность детей и взрослых устанавливает соответствующий стиль взаимоотношений, нравственный и творческий микроклимат, а это особенно важно для подростков и юношей. Участие в соревнованиях разного уровня воспитывают в ребятах волевые качества, стремление к самосовершенствованию и улучшению свое спортивной формы.
Туристско – краеведческая работа – одна из форм организации детского досуга, которая обогащает опытом самостоятельной жизни, учит ребенка ответственности за себя и других, расширяет представление о мире и о людях, прививает практические навыки выживания в экстремальных условиях.
Обеспеченность оздоровительной работы кадрами.
Направленность | Число педагогов |
Физкультурно-спортивная | 5 |
Техническая | 3 |
Туристско-краеведческая | 4 |
Хореографы | 7 |
С помощью физической культуры формируется всесторонне и гармонически развитый человек. Согласно ряду исследований, физическая культура оказывает заметное влияние на эффективность трудовой деятельности, на снижение заболеваемости. Всего в Центре детского творчества работают 58 педагогов дополнительного образования. Из них 46,6 % педагогов проводят оздоровительную работу с детьми. Оставшиеся 53,7 % (32 чел) педагогов совместно с обучающимися организуют и осуществляют мероприятия, направленные на сохранение здоровья, профилактику заболеваний и употребления ПАВ.
При организации образовательной деятельности практикуется проведение концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий для сменного состава контингента. Все мероприятия несут информационное, целенаправленное содержание, формирующее у обучающегося мотивацию здорового образа жизни. При этом педагоги не читают скучных нотаций и не пугают ужасами употребления ПАВ. Обучающиеся вовлекаются в совместную деятельность, где проходит полноценное общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. В процессе подготовки и проведения дел педагоги выстраивают личностно-ориентированное взаимодействие, пробуждают совместную заинтересованность в успехе. При этом каждая игровая программа, беседа, конкурс и т.п. ориентированы на возрастные особенности, физические возможности обучающихся, учитывает уровень мотивации здорового образа жизни. Особенно для аудитории детей, которые имеют недостаточное понимание необходимости собственного участия в деле сохранения и укрепления своего здоровья…
Все педагоги Центра детского творчества стремятся включать в воспитательно-образовательный процесс как можно разнообразные формы профилактических и укрепляющих здоровье детей мероприятий, ищут методы и средства организации продуктивной совместной деятельности детей и взрослых.
Для формирования комфортного психологического климата в ученическом коллективе в отделах, в творческих объединениях проводятся праздники, игровые программы, что является активным аутотренинговым методом вовлечения детей в активно-коллективные виды деятельности, предполагающие наличие смеха, раскованности, переход от общего негативного к позитивному состоянию играющих, установку на приятное и полезное. Одновременно вся педагогическая деятельность направлена на:
- повышение контроля за состоянием здоровья детей (все обучающиеся физкультурно-спортивного, спортивно-технического, туристско-краеведческого направлений, хореографических коллективов приносят допуск врача);
- осознание необходимости физических умений (увеличивают число подвижных игр, заданий с движениями, перенос занятий в помещении к занятиям на воздухе),
- овладение способностью управлять собственными эмоциями, осознанно контролировать эмоциональную сферу жизнедеятельности, пользоваться ею, как регулятором в построении здоровьесберегающего межличностного общения и в различных формах самоорганизации;
- соответствие всем требованиям санитарных норм учебных помещений (каждый кабинет оборудован современной мебелью в соответствии с направлением деятельности и возраста обучающихся, оптимально освещен, проветривается перед каждым занятием);
- осознание значимости и ценности в здоровом образе жизни традиций (семейных или народных).
В каждом творческом объединении проводятся мероприятия по реализации двигательной активности ребенка: физминутки, подвижные игры, танцевальные конкурсы, прогулки на природу, экскурсии и т.д. Обучение в некоторых творческих объединениях художественно-эстетического направления помогает коррекции и реабилитации здоровья обучающихся: духовой и оркестр джазовой музыки (лечит астму, дыхательные заболевания), вокал (лечит дыхательные заболевания и некоторые болезни связанные с со слухом и голосом), хореография (корректирует осанку), лепка и керамика (развитие моторики рук) и т.д. Имеют здоровьесберегающее значение фольклорные игры: песенное или танцевальное, прикладное и декламационное творчество. Творческую деятельность детей современные психологии, педагоги, валеологи и даже биологи склонны называть не случайно процедурами «этнотерапии», так как в творчестве укрепляется эмоциональное здоровье.
© 2016
650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский, дом 8. телефон-факс / 8-384-2 / 52-16-12, cdtcr@mail.ru
Информация публикуется в соответствии с ФЗ № 152 «О персональных данных» от 27.07.2006г. и с согласия субъектов персональных данных
Источник