Центильная таблица развития ребенка как читать

Центильная таблица развития ребенка как читать thumbnail

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему.

Содержание:

  • Что такое центильные таблицы?
  • Какими таблицами пользуются российские врачи?
  • Есть ли более современные центильные таблицы?
  • Как пользоваться таблицами ВОЗ?

Судя по посещаемости различных страниц нашего ресурса, больше всего родителей волнуют показатели веса и роста их малышей. В этой публикации мы попытаемся сразу ответить на все уже заданные и будущие вопросы на эту тему. Предлагаем вашему вниманию центильные таблицы для оценки физического развития ребенка. С помощью них вы сможете сами определить, насколько антропометрические данные вашего малыша близки к норме, и обратиться к врачу в том случае, если эти показатели приближаются к крайним границам.

Что такое центильные таблицы?

Они представляют собой своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — как низкий, 10-25-го — как ниже среднего, 25-75-го — как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го — как высокий и последних трех ребят — как очень высокий.

Какими таблицами пользуются российские врачи?

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. Мы предлагаем вам ознакомиться с таблицами из «Справочника педиатра» под ред. В.О.Быкова (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина и И.М.Воронцова (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. Н.А.Геппе (М., Гэотар-Медиа, 2008).

  • масса тела мальчиков от 0 до 17 лет, кг
  • масса тела девочек от 0 до 17 лет, кг
  • длина тела (рост) мальчиков от 0 до 17 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 0 до 17 лет, см
  • окружность головы мальчиков от 0 до 16 лет, см
  • окружность головы девочек от 0 до 16 лет, см
  • окружность грудной клетки мальчиков от 0 до 17 лет, см
  • окружность грудной клетки девочек от 0 до 17 лет, см
  • зависимость массы тела от роста у мальчиков, кг
  • зависимость массы тела от роста у девочек, кг

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75%. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25% и 75-90%).

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97%, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97%, весьма вероятно, что у малыша есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Масса тела мальчиков, кг
ВозрастЦентили
3102550759097
0 мес.2.72.93.13.43.73.94.2
1 мес.3.33.64.04.34.75.15.4
2 мес.3.94.24.65.15.66.06.4
3 мес.4.54.95.35.86.47.07.3
4 мес.5.15.56.06.57.27.68.1
5 мес.5.66.16.57.17.88.38.8
6 мес.6.16.67.17.68.49.09.4
7 мес.6.67.17.68.28.99.59.9
8 мес.7.17.58.08.69.410.010.5
9 мес.7.57.98.49.19.810.511.0
10 мес.7.98.38.89.510.310.911.4
11 мес.8.28.69.19.810.611.211.8
1 год8.58.99.410.010.911.612.1
15 мес.9.29.610.110.811.712.413.0
18 мес.9.710.210.711.512.413.013.7
21 мес.10.210.611.212.012.913.614.3
2 года10.511.011.512.014.014.516.9
27 мес.11.211.512.013.014.516.017.1
30 мес.11.312.012.913.815.016.317.4
33 мес.11.412.713.414.015.616.517.9
  
Масса тела мальчиков, кг
ВозрастЦентили
3102550759097
3 года12.013.013.614.915.717.419.7
3.5 года13.014.014.715.716.918.519.9
4 года13.214.315.016.518.019.620.7
4.5 года14.014.816.517.619.020.122.2
5 лет15.216.017.518.820.522.124.9
5.5 лет15.616.818.520.022.024.025.9
6 лет16.217.518.621.022.424.327.1
6.5 лет17.719.620.422.325.426.731.3
7 лет19.620.922.024.326.528.232.0
8 лет18.921.122.625.127.933.036.1
9 лет21.022.023.026.028.032.037.8
10 лет24.025.027.529.534.338.539.8
11 лет26.729.030.033.840.045.952.6
12 лет30.933.235.441.044.252.061.3
13 лет36.838.039.544.050.356.070.0
14 лет40.643.046.053.057.064.476.0
15 лет42.047.050.055.061.064.969.0
16 лет44.048.354.061.069.676.584.7
17 лет49.354.659.866.374.080.187.8

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг.

Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ.

Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Мы предлагаем вам следующие таблицы ВОЗ:

  • вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
  • вес (масса) тела девочек от 0 до 5 лет, кг
  • длина тела (рост) мальчиков от 0 до 2 лет, см
  • длина тела (рост) мальчиков от 2 до 5 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 0 до 2 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 2 до 5 лет, см
  • окружность головы мальчиков от 0 до 5 лет, см
  • окружность головы девочек от 0 до 5 лет, см
  • зависимость массы тела от роста у мальчиков 0-2 лет
  • зависимость массы тела от роста у девочек 0-2 лет
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: MonthMonth-3 SD-2 SD-1 SDMedia1 SD2 SD3 SD
0: 002.12.52.93.33.94.45.0
0: 112.93.43.94.55.15.86.6
0: 223.84.34.95.66.37.1 8.0
0: 334.45.05.76.47.28.09.0
0: 444.95.66.27.07.88.79.7
0: 555.36.06.77.58.49.310.4
0: 665.76.47.17.98.89.810.9
0: 775.96.77.48.39.210.311.4
0: 886.26.97.78.69.610.711.9
0: 996.47.18.08.99.911.012.3
0: 10106.67.48.29.210.211.412.7
0: 11116.87.68.49.410.511.713.0
1: 0126.97.78.69.610.812.013.3
1: 1137.17.98.89.911.012.313.7
1: 2147.28.19.010.111.312.614.0
1: 3157.48.39.210.311.512.814.3
1: 4167.58.49.410.511.713.114.6
1: 5177.78.69.610.712.013.414.9
1: 6187.88.89.810.912.213.715.3
1: 7198.08.910.011.112.513.915.6
1: 8208.19.110.111.312.714.215.9
1: 9218.29.210.311.512.914.516.2
1: 10 228.49.410.511.813.214.716.5
1: 11238.59.510.712.013.415.016.8
2: 0248.69.710.812.213.615.317.1
2: 1258.89.811.012.413.915.517.5
2: 2 268.910.011.212.514.115.817.8
2: 3279.010.111.312.714.316.118.1
2: 4289.110.211.512.914.516.318.4
2: 5299.210.411.713.114.816.618.7
2: 6309.410.511.813.315.016.919.0
  
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: MonthMonth-3 SD-2 SD-1 SDMedia1 SD2 SD3 SD
2: 7319.510.712.013.515.217.119.3
2: 8329.610.812.113.715.417.419.6
2: 9339.710.912.313.815.617.619.9
2: 10349.811.012.414.015.817.820.2
2: 11359.911.212.614.216.018.120.4
3: 03610.011.312.714.316.218.320.7
3: 13710.111.412.914.516.418.621.0
3: 23810.211.513.014.716.618.821.3
3: 33910.311.613.114.816.819.021.6
3: 44010.411.813.315.017.019.321.9
3: 54110.511.913.415.217.219.522.1
3: 64210.612.013.615.317.419.722.4
3: 74310.712.113.715.517.620.022.7
3: 844 10.812.213.815.717.820.223.0
3: 94510.912.414.015.818.020.523.3
3: 104611.012.514.116.018.220.723.6
3: 114711.112.614.316.218.420.923.9
4: 04811.212.714.416.318.621.224.2
4: 14911.312.8 14.516.518.821.424.5
4: 25011.412.914.716.719.021.724.8
4: 35111.513.114.816.819.221.925.1
4: 45211.613.215.017.019.422.225.4
4: 55311.713.315.117.219.622.425.7
4: 65411.813.415.217.319.822.726.0
4: 75511.913.515.417.520.022.926.3
4: 85612.013.615.517.720.223.226.6
4: 95712.113.715.617.820.423.426.9
4: 10 5812.213.815.818.020.623.727.2
4: 115912.314.015.918.220.8 23.927.6
5: 06012.414.116.018.321.024.227.9

Как пользоваться таблицами ВОЗ?

  1. Найдите строку, которая соответствует возрасту ребенка.
  2. Определите, между какими величинами в данной строке находится вес (рост) ребенка:
    • между показателями колонок -1 SD и 1 SD. Это область средних величин, половина здоровых детей данного возраста имеют такой же вес (рост);
    • между показателями колонок -3 SD и -1 SD, 1 SD и 3 SD. Это области пониженного или повышенного веса (роста), таких детей в популяции около 44%, и это тоже вариант нормы. Более низкий (высокий) вес (рост) может быть связан с генетическими особенностями (например, такими, как рост родителей, вес ребенка при рождении), особенностями конституции и обмена веществ;
    • величина веса (роста) выходит за показатели колонок -3 SD и 3 SD. Такие значения — повод обратиться к врачу для обследования ребенка и выяснения причин отставания (опережения) в весе (росте). Хотя около 6% здоровых детей имеют такие же показатели.

Источник

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек — фотогалерея

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития мальчиков — фотогалерея

Для любых родителей их ребёнок самый лучший, и его гармоничное физическое развитие очень важно. Центильные таблицы — это справочный материал, показывающий условно-нормативные значения. По ним нельзя определить, здоров кроха или нет, но можно получить подсказку, на что обратить внимание.

Источник