Целостное развитие ребенка в дошкольном возрасте
Оксана Протасова
Технология целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности
Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ (2009 г.) итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребёнка 7 лет. Результатом готовности ребёнка к школе является развитие интегративных качеств дошкольника,таких как: любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Но развивает не столько деятельность, сколько та позиция, которую ребенок занимает в ней.
Ребёнок может быть объектом деятельности, когда во взаимодействии с ним педагоги используют репродуктивные методы и приёмы. Как часто мы ещёслышим по отношению к воспитанникам: «Повтори за мной», «Посмотри», «Запомни», «Сделай как я!» вместо того,чтобы спросить: «Как сделать, чтобы?», «Как ты думаешь?», «Что будет, если?».
Как же организовать работу с детьми, чтобы ребёнок был не объектом деятельности педагога, а субъектом разнообразных видов детской деятельности?
Для этого в помощь педагогам разработана педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор — Мария Вадимовна Крулехт.
Данная технология является главной при реализации программы «Детство». В её основу заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для постановки ребёнка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей и уровня развития.
Сущность данной технологии состоит из четырёх аспектов:
1. Конструирование в детском саду единого процесса социализации, при котором дети в игре или в других видах детской деятельности приобретают первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции (умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своей деятельности, умение слушать, вступать в обсуждение, задавать вопросы и т. д.).
2. Раскрытие индивидуальности каждого воспитанника (осознание ребёнком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений, позволяющей ребёнку осознать своё «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество.
3. Тесное сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.
4. Создание педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;
Основные составляющие технологии целостного развития ребёнка-дошкольника:
• Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.
• Включение в воспитательно-образовательный процесс наиболее близких и естественных (адекватных) для ребенка-дошкольника видов деятельности, они определены в ФГТ. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и развиваются новообразования, такие как, произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
С чего же необходимо начинать работу по данной технологии?
Сначала необходимо определить уровень владения ребёнком позицией субъекта в различных видах детской деятельности. Для этого авторы программы предлагают использовать специальные игровые и житейские проблемные ситуации, требующие практического применения умений в изобразительной, конструктивной или элементарной трудовой деятельности. Например, сделать поделку из бумаги, пришить оторвавшуюся пуговицу на кукольной одежде или вымыть чашку. Проблемная ситуация организуется таким образом, чтобы ребёнок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбрать предмет труда, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно выполнить трудовой процесс, получив результат.
Наблюдая за детьми во время выполнения ими какой-либо деятельности, воспитатель визуально определяет субъективный уровень каждого ребёнка. Результаты наблюдений являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при организации педагогического процесса.
Осуществляя индивидуально — дифференцированный подход, педагог делит группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития. Цель данного подхода — помочь ребёнку максимально реализовать личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от гендерной принадлежности и склонностей детей.
Реализация образовательного содержания программы «Детство» и М. В. Крулехт предлагают воспитателям использовать разнообразные образовательные ситуации, позволяющие воспитывать гуманное отношение к живому, знакомить детей с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, развивать их любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, математические, творческие способности, приобщать к истокам мировой культуры. Основой общения педагога с детьми является интеграция познавательной деятельности и игры. Играя с детьми, воспитатель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую ребёнка встать в позицию субъекта познания.Например: развивая сюжет ролевой игры, предлагается слепить пирожки для угощения кукол, вместо «теста» — сухие комочки глины. Пирожки не получаются, дети сами это осознают. Неудача направляет внимание на выявление свойств глины. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств материала, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств глины, а также способом сделать глину пригодной для лепки. Дальнейшая организация педагогического процесса связана с включением освоенных способов поведения в повседневную жизнь ребёнка. При этом основная задача педагога состоит в том, чтобы наполнить жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Как это сделать? Технология предлагает эффективные приёмы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта:
• Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу.
Задача детей: разъяснить, научить, убедить игрового персонажа. С помощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов. Например, «Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему выбрать и почему?
• Д/И, в которых решение дидактической задачи связано с поиском видовых и родовых
признаков сходства предметов,дифференциация родовых понятий: «Найди лишний предмет», «Переезжаем на новую квартиру», «Назови одним словом».
•Моделирование: используются предметно-схематические модели для формирования у
детей понятий о потребностях растений и животных, обучения грамоте, формирования понятия о структуре трудового процесса и др.
• «Занятия по интересам» (в старшем возрасте). Данные занятия строятся по законам
творческой деятельности, сотрудничества и сотворчества. Они не являются обязательными, фронтальными, а предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общими интересами, на основе свободного детского выбора. Проводятся 1-2 раза в неделю как дополнительные образовательные услуги – кружки по интересам.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому важным условием целостного развития ребёнка является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Во взаимодействии с семьёй выделяется три этапа:
• Создание общей установки на совместное решение задач воспитания;
• Разработка общей стратегии сотрудничества;
• Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Реализация программы «Детство» требует своеобразной организации в ДОУ материальной развивающей среды.
Образовательная среда конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах создаются центры, т. е. организуется специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень её влияния на становление субъектной позиции ребёнка-дошкольника в деятельностиможно измерить по следующим критериям:
• Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность;
• Низкий уровень шума в группе;
• Низкая конфликтность между детьми;
• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей;
• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность и открытость.
Таким образом, применение в образовательном процессе всех аспектов педагогической технологии целостного развития ребёнка, заключается в том, чтобы совместно с родителями активизировать инициативность ребёнка, помочь ему овладеть рациональными способами практического освоения простейших видов детской деятельности, предоставить право самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях повседневной жизни.
Источник
Концепция целостного развития ребенка-дошкольника
Вторая ключевая позиция — педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (). Данная концепция появилась в отечественной дошкольной педагогике относительно недавно, что побуждает более подробно остановиться на раскрытии ее сущности.
Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что ребенок-дошкольник стремится к обретению целостности, однако само понятие целостности применительно к ребенку дошкольного возраста трактуется далеко не однозначно. В нашем понимании целостное развитие ребенка — это единство индивидных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности (рис. 1).
Общеизвестно, что ребенок рождается как индивид. Важнейшими индивидными свойствами являются возраст и половая принадлежность. Эти обстоятельства требуют при определении содержания образовательных программ и разработке педагогических технологий для детского сада исходить из физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста, ориентироваться на «зону ближайшего развития», естественное вызревание тех перспективных новообразований, которые составляют базу для начала систематического обучения в школе. В связи с этим содержание программы структурировано по трем ступеням дошкольного детства: младший (3—4 года), средний (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—7 лет).
Говоря об индивидных особенностях дошкольников, следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте интенсивно протекает процесс поло-ролевой социализации. Исследования , В. С. Мухиной, , проведенные в последние годы, весьма убедительно показывают, что ребенок рано начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представление о ролевом поведении, соответствующем полу. К концу дошкольного детства существенна половая дифференциация интересов мальчиков и девочек, оформляются поло-ролевые предпочтения, ценностные ориентации, желания и мотивы, специфические для пола и связанные с развитием качеств мужественности и женственности. Дети разного пола отличаются особенностями восприятия, мышления, проявления эмоций, поэтому воспитывать, обучать их надо по-разному. Педагогическая технология, используемая в работе с дошкольниками, не может быть «бесполой».
Исходя из вышесказанного, содержание образовательной программы «Детство» учитывает не только возраст, но и половую принадлежность ребенка. Содержание соответствующих разделов профаммы помогает детям приобрести умение понимать окружающих людей, ориентируясь на возраст, половую и профессиональную принадлежность, а также помогает освоить модели типичного для пола, социально одобряемого поведения. В свою очередь, педагогическая технология, особенно в старшем дошкольном возрасте, предполагает конструирование образовательного процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом половой принадлежности ребенка.
Дошкольное детство — время рождения личности. Осознавая свое «Я», обретая важнейшие компоненты «Я-концепции» (мой пол, возраст, мои интересы, способности и достижения, мои отношения со сверстниками и взрослыми, родственные связи, мои ценности и стремления), ребенок проявляет первые моменты самоутверждения («Я сам!»), стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения «Я и другие». В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. К шести годам у детей проявляется способность к социальной мотивации поведения, попытки ориентироваться в поведении на оценку социального окружения.
Поэтому программа «Детство» и ее педагогическая технология помогают дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать себя, свое «Я», научиться строить взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, часто повторяющихся бытовых ситуациях повседневного общения на гуманистической основе. Мы развиваем способность детей ставить себя на место другого человека, литературного героя, игрового персонажа, видеть вещи с его позиции, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Все это весьма важно для воспитания доброты, отзывчивости, терпимости тех личностных качеств гуманистической направленности, без которых невозможен демократический путь развития современного общества. Формирование положительной «Я-концепции» дошкольника связывается в программе «Детство» с воспитанием самостоятельности как интегративного личностного качества, определяющего успешность взросления личности ребенка.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Однако не всякая деятельность развивает.
Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
По нашим данным, именно освоение этой позиции обеспечивает оформление ценностности как психического новообразования и успешность перехода к следующему возрастному этапу. В свою очередь ценностность определяет избирательность и самореализацию ребенка как субъекта в значимой для него детской деятельности.
Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, суть которой в развертывании перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности и переводе воспитанника на позицию субъекта детской деятельности в целях развития его индивидуальности, о чем и пойдет разговор на страницах данной книги.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей. Каждый ребенок уникален, поэтому сохранить эту уникальность, создать благоприятные условия для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей — центральные задачи образовательной программы «Детство» и ее педагогической технологии. Их решение связано, как будет детально показано, с созданием условий для творческой активности, стимулированием воображения, желания включаться в деятельность с творческой направленностью, где дошкольник способен занять позицию субъекта детской деятельности.
Как наглядно показывает модель целостного развития, все ее компоненты взаимосвязаны и только в своем единстве представляют целостность.
Источник
В чем отличие целостного развития от «старой педагогической школы»?
Когда мы сами ходили в детский сад и в школу, в педагогике царствовала единая модель обучения для всех детских учреждений. Она предполагала четко структурированные методики, которые строго предписывали все детали образовательного процесса: три месяца на обучение чтению, шесть месяцев на обучение письму. Даже кружки «свободного» времени для детей имели жесткие схемы.
Целостное развитие ребенка, в свою очередь, ориентировано на предоставление малышу возможности двигаться в подходящем ему темпе, что очень важно в связи с физиологическими особенностями формирования детского организма и, в частности, центральной нервной системы.
Учет темпа физиологического развития
Дети развиваются неравномерно, а в дошкольном возрасте эти различия особенно заметны. Формирование мозга и тех мозговых структур, которые отвечают за память, речь, письмо, у каждого идет в своем темпе, и учет особенностей развития каждого ребенка помогает сделать процесс обучения желанным и радостным для малыша, а не тягостным и труднопреодолимым. Ребенок познакомится с процессом учебы как с приятным и полным интересных открытий, а значит придет в школу с желанием учиться.
Возможность делать выбор
Целостное развитие открывает также возможность выбора для ребенка. Мы все разные, и любимое дело у каждого свое. Возможность попробовать разные виды деятельности дает ребенку свободу выбрать то, что ему действительно нравится. Это формирует у малыша понимание, что в мире множество вариантов, и он может найти для себя то, что хочет.
Как это происходит в нашем садике
Наша программа ориентирована на целостное развитие ребенка. Она включает системный подход к обучению, предполагающий свободу развития, основанную на разнонаправленности деятельности детей.
Программа MIPC, которая лежит в основе обучения в нашем саду, учитывает все основные стороны развития ребенка. Наши уроки проходят весело и непринужденно, в игровой манере: дети дошкольного возраста не готовы к строгому школьному режиму, ведущей деятельностью у них является игра – играя, малыши включаются в обучающий процесс с удовольствием.
Английский язык и творчество
Согласно нашей программе, дети наряду с русским языком учат английский. Обучение английскому построено на живом общении с носителем языка – англичанином и профессиональным педагогом. Такой обучающий режим помогает английскому языку «прижиться» и стать для ребенка близким и понятным наравне с родным языком.
Важным аспектом обучающего процесса также является развитие у детей моторики и сенсорики. Мы соединяем развитие этих областей с творчеством: дети создают фигурки из пластилина, поделки из цветной бумаги и картона, замки из песка (sand play), коллажи. У нас проходят драматические постановки, мини-сценки: во время утренников мы зовем родителей посмотреть результаты работы нашего детского театра. Кроме того, на занятиях английским языком наш изобретательный педагог создает в учебном процессе целые маленькие спектакли!
Наука для самых маленьких
В нашем саду работает экспериментариум: дети узнают основные свойства окружающего мира, а также процессы, происходящие в природе. Например, для младших деток мы проводим эксперименты с водой, показывающие, что вода бывает жидкой, а бывает твердой – льдом, и что вода принимает форму сосуда, в который попадает. С детьми постарше мы можем воссоздать извержение: наполняем вулкан из пластилина содой с лимонной кислотой и наблюдаем одно из самых захватывающих природных явлений.
Также у нас работает детский клуб «Эрудит», в котором проходит изучение актуальных почемучек, то есть находятся ответы на вопросы, интересующие дошкольников.
Психолог, логопед и подготовка к школе
Наша программа включает групповые и индивидуальные занятия с психологом, которые направлены на развитие эмоциональной сферы, формирование социальных навыков и «отработку» трудностей каждого малыша. Также у нас проходят занятия с логопедом, ориентированные на индивидуальную диагностику и развитие красиво поставленной речи.
Программа MIPC, конечно, включает подготовку к школе, уроки математики и общее развитие эрудиции у малышей. Мы не задаем домашние задания: мы успеваем пройти весь необходимый материал на занятиях в течение дня, оставляя вечера для семейного досуга и отдыха.
Социальные навыки
Важной стороной целостного развития является формирование социальных навыков у детей. Социальное развитие идет на протяжении всего дня в садике: малыши, находясь в детском коллективе, учатся договариваться друг с другом и со взрослыми, учатся различать свое и чужое, отстаивать свою точку зрения и уважать окружающих. Если у детей возникают сложности в этом непростом процессе, наши педагоги помогают им разрешить возникшие трудности. В наш сад приходят дети самых разных культур, что позволяет ребенку видеть многообразие нашего мира и учиться находиться в нем, оставаясь собой, развиваясь, находя друзей и наслаждаясь детством.
Источник