Цель развития ребенка в музыкальной школе

Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, причем не всегда они являются высокохудожественными: все чаще слушатель отдает предпочтение простым незамысловатым композициям с бессмысленным набором фраз. Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки.
Как музыка влияет на ребенка?
Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:
- формирует эмоциональную сферу человека;
- совершенствует мыслительную систему ребенка;
- воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.
Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.
В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?
Основными целями музыкального воспитания являются:
- Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
- Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
- Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
- Эстетическое воспитание.
Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:
- формирование общих знаний о музыке;
- воспитание интереса и любви к музыке;
- обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
- приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
- развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
- развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.
Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.
Методы и приемы музыкального воспитания
Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.
Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.
Наглядный | Словесный | Практический |
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению). | Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими). | Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот. |
Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:
- Источниками получаемых знаний.
- Видами и учебными задачами художественной деятельности.
- Типами и этапами занятий.
- Задачами формирования творческих и художественных способностей.
- Возрастными особенностями детей.
- Индивидуальным подходом в обучении.
Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник
Деятельность и задачи педагога музыкальной школы в развитии
творческих и исполнительских навыков учащихся
Усманова Анна Юрьевна
г. Иркутск «Детская Музыкальная Школа № 7»,
преподаватель фортепиано.
Ключевые слова: концертно – исполнительский уклон, музыкальный ансамбль, музицирование, аккомпанировать, музыкальное развитие, музыкальная самодеятельность, эстетическое воспитание детей, педагог инструменталист.
Keywords: concerto is a carrying out slope, musical ensemble, playing music, to accompany, musical development, musical independent action, aesthetic education of children, a teacher is an instrumentalist.
В течение ряда лет на страницах печати, на методических совещаниях, в музыкальных учебных заведениях обсуждаются проблемы музыкального воспитания детей. Зачастую высказывается неудовлетворённость работой детских музыкальных школ, которые недостаточно выполняют основное своё назначение – воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах.
Музыкальные школы не являются профессиональными учебными заведениями, основная задача наших школ – дать общее музыкальное развитие детям, однако от их работы в большей мере зависят успехи и профессиональное мастерство. Две ветви музыкального образования – массовое музыкальное воспитание и обучение профессионалов связаны бесчисленными нитями, пробелы и недочёты одной из них неизбежно отражаются и на другой. Так, например, односторонний концертно-исполнительский уклон постепенно захватил многие профильные колледжи, и даже музыкальные школы, мешая выполнять своё основное предназначение. Как было сказано выше, основная задача наша – дать общее всестороннее музыкальное развитие детям. Однако не исключены такие случаи, когда учащиеся музыкальных школ, после её окончания, плохо разбираются в нотном тексте, не умеют читать с листа, транспонировать, у них слабо развито умение играть в ансамбле и аккомпанировать. Иначе говоря, юные музыканты, порой, умеют только лишь одно – сыграть, плохо ли, хорошо ли, несколько пьес, подготовленных под руководством преподавателя. Программа эта постепенно забывается, «тускнеет» и ученик остаётся ни с чем.
Нельзя примириться с тем, что многие выпускники музыкальных школ, не обладающие данными для того, чтобы стать профессионалами (а таковых сейчас становится всё больше), оказываются ненужными для нашей музыкальной культуры, да и сами, по существу, остаются чуждыми музыке.
Важная задача педагога заключается в том, чтобы не только одарённые, но и учащиеся со средними музыкальными данными получили серьёзное музыкальное образование, чтобы каждый из них стал настоящим любителем музыки, активным слушателем, участником домашнего музицирования или музыкальной самодеятельности. Воспитание самостоятельности учащегося для: понимания музыки, умения разбираться в нотном тексте, инициативности, творческой активности – в этом справедливо видят ключ к решению проблемы многие педагоги и методисты.
Что же образует почву для проявления самостоятельности ученика в самых различных формах и на различных ступенях развития? По мнению М.Э. Фейгина – это «умение усваивать и накапливать музыкальные впечатления путём активного слушания, переживания и самостоятельного чтения музыки» (6). Иными словами, всё зависит от музыкального развития и связанного с ним духовного обогащения личности.
Часто преподавателей учебных заведений основной и единственной своей задачей считают учить играть, но ведь наряду с этим педагог должен интересоваться и музыкальной средой учащихся. Иные полагают, что домашних, «житейских» впечатлений, а также внешкольных занятий музыкой вполне достаточно для развития учащихся. Однако «музыкальный быт» во многих случаях не союзник, а враг педагога. Лишь в немногих семьях господствует музыкальная «атмосфера», благоприятная для эстетического воспитания детей и подростков. В отношении же большинства школьников эту обязанность должны принять на себя преподаватели музыкальных школ. Учить слушать музыку – это отнюдь не новая постановка вопроса, об этом всегда заботились подлинные музыканты – воспитатели. В наши дни вновь хорошим примером для подражания служит опыт Дмитрия Борисовича Кабалевского, основная цель которого была научить детей и подростков слушать, понимать и любить музыку. Несмотря на то, что в настоящее время в общеобразовательных школах уделяют должное внимание музыкальному воспитанию детей, преподаватели музыкальных школ должны планомерно и систематически воспитывать умение слушать музыку в связи с работой, проводимой за инструментом, воспитывать как – бы, между прочим, ненавязчиво, но действенно. Здесь речь идёт не только о вслушивании в «ткань» изучаемого произведения, но и об умении слушать музыку со стороны. Преподаватель индивидуального класса может найти действенные и увлекательные формы занятий в связи с изучаемыми в классе произведениями. Педагог должен обращать внимание на то, чтобы ученики могли слушать в классе не только классическую, но и современную музыку в исполнении своих сверстников, педагога, в записи, сопровождаемой умелыми пояснениями. В лучшем положении оказываются ученики тех преподавателей, которые искренне увлекаясь новой музыкой, ищут и отбирают лучшее из массы издаваемых пьес, проводят на этой основе коллективную работу с учениками, организуют концерты. Итак, с самого начала обучения, должна быть взята установка на музыкальное воспитание в самом широком смысле.
Рассматривая формирование и развитие музыкальных способностей в их комплексе, то есть как перестройку психических свойств ребёнка – наиболее эффективным надо считать такие методы обучения, которые будут вызывать его активность. Сложнейший комплекс музыкального воспитания, в котором перекликаются заботы о пробуждении интереса к музыке, о развитии интеллекта, музыкального мышления, воспитание чётких слуховых представлений, навыков самостоятельности в работе, в практической жизни все эти элементы тесно связаны между собой. На протяжении всего курса обучения в музыкальной школе педагог должен уделять большое внимание всем этим компонентам музыкального воспитания. Обширная воспитательная работа является необходимым элементом обучения игре на музыкальных инструментах. При всём её разнообразии она может быть сведена к нескольким основным направлениям: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать, наконец, забота о здоровье и физическом развитии ученика. Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Это один из важнейших принципов педагогической методики. Основная часть воспитательной работы проводится на уроке. В процессе занятий возникает необходимость постоянно затрагивать разные её области. Опытный, образованный педагог, глубоко вникающий в художественное содержание музыкальных произведений, будет касаться и их образов, и воплощения в них многих жизненно важных тем, и этических воззрений композиторов, и идеалов, которыми вдохновлялось их творчество.
Пламенный патриотизм Ф. Шопена, неукротимый дух борца – свободолюбца Л.В. Бетховена, солнечный оптимизм В.А. Моцарта, страстная любовь к русскому человеку П.И. Чайковского и многие, многие другие темы должны быть затронуты во время изучения учебного репертуара. При разумном и тонком подходе к явлениям искусства это может оказать на ученика сильнейшее воспитывающее воздействие. Педагог с широким кругозором сможет рассказать много интересного и поучительного об отношении также и к народной музыке великих композиторов прошлого и современности, о то, как они видели в ней образец высших художественных ценностей, что на основе русских песен создавались произведения, близкие народу, воплощающие его характер, думы и заветные стремления.
Важное значение в воспитательной работе имеют классные часы – собрания, классные часы. Преподаватель должен со всей серьёзностью подходить к выполнению этих мероприятий. Специфика занятий педагога – инструменталиста в том, что занятия проходят индивидуально, поэтому одной из форм дружного сплочения детей своего класса и являются классные часы и собрания. На классные собрания необходимо приглашать родителей учащихся. Создаётся несколько приподнятая, праздничная обстановка. Ученики предварительно готовятся к выступлению. Можно использовать такую форму работы, чтобы каждый ученик высказался по – поводу выступления своих товарищей, слово предоставляется и родителям. Сам ученик даёт оценку своему исполнению, рассказывает о ходе работы над произведением, и о том, насколько удалось ему выполнить задуманный план. Если педагог находит нужным, то прибавляет к сказанному свои замечания и пожелания. Дети, зачастую, с большим вниманием прислушиваются к оценке педагога. Несомненно, такая форма работы приносит большую пользу. Слушая и оценивая выступления друг друга, дети хотят догнать и перегнать по технике исполнения своих товарищей. Учащиеся знакомятся с репертуаром, учатся осмысливать то, что они слышат и давать отчёт о полученных впечатлениях. В деле успешной работы с учеником и правильной организации его домашних занятий, большое значение имеет сотрудничество и взаимопомощь педагога и родителей. Педагог не только обучает музыке, он воспитывает человека – музыканта. В этом сложном деле ему необходимо работать согласованно, слаженно, рука об руку с родителями ученика. Взаимопомощь педагога и родителей должна основываться на доверии и уважении друг к другу. Родители должны быть ознакомлены с системой преподавания и требованиями учителя и относится к ним с полной серьёзностью. Ещё одна успешная форма работы, когда родители посещают занятия своего ребёнка. Педагог непосредственно может познакомить их со спецификой музыкальных занятий. Как итог, эта форма работы даёт весомый, положительный результат. Родители после посещения таких занятий оказывают более грамотную помощь в домашней работе ребёнка. Педагог должен постоянно ставить родителей в известность о ходе занятий с их ребёнком, незамедлительно выяснять причину малейшего отклонения от планомерной работы, причину пропусков или снижения активности ученика. В случае необходимости педагог должен прийти родителям на помощь и с достаточным тактом принять участие в создании домашней обстановки, необходимой для продуктивных занятий ребёнка.
Деятельность педагога – музыканта всё больше приобретает общественно – воспитательное значение и должна быть направлена не только на обучение навыкам исполнения на инструменте, но и на овладение языка искусства, культуры музыкального звука на основе образовательной и воспитательной работы в классе. Воспитание при обучении игре на инструменте охватывает все стороны личности ребёнка: мировоззрение, кругозор, эстетические идеалы и чувства. Также неоценима роль музыкального обучения и в формировании художественного вкуса. В процессе овладения инструментом педагогу в работе с учащимися следует прививать и другие качества:
— Стремление вырабатывать эстетические взгляды и вкусы.
— Способствовать видению красивого в художественных произведениях различных видах искусства и полноценно воспринимать прекрасное в любой сфере деятельности.
В работе исследована проблема музыкального воспитания детей. Показывается творческий характер педагога, а также сложнейший комплекс музыкального воспитания, в котором перекликаются заботы о пробуждении интереса учащегося к музыке. В процессе музыкального воспитания рассматривается развитие таких качеств личности ребенка, как интеллект, музыкальное мышление, слуховые представления, проявляются навыки самостоятельной работы. В статье широко рассмотрена роль личности педагога-музыканта, воспитывающего посредством творческого общения таких волевых качеств учащегося как желание постоянно обогащать свои знания в различных областях искусства, развивать художественный вкус, воспитывать сценическую выдержку. В работе поставлена важная задача педагога музыкальной школы, которая заключается в том, чтобы не только одаренные, но и средние ученики получили серьезное музыкальное образование, чтобы каждый из них стал настоящим любителем музыки – активным слушателем, участником домашнего музицирования или музыкальной самодеятельности. Педагог – музыкант обязан обладать высокой музыкальной культурой, чтобы нести в массы настоящее искусство, достойное великого русского народа.
Список литературы
- Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. Изд.3, доп. – М.: Музыка, 1978. – 286 с.
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. – 336 с.
3. Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста. – М.: Музгиз, 1962. – 64 с.
4. Натансон В.А. Вопросы фортепианной педагогики: сборник статей / ред. В. Натансон. – М.: Музыка, 1971. – 333 с.
5. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.
6. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд.2, доп.- М.: Музыка, 1975. – 34 с.
Источник