Цель развитие мышления у ребенка 4 лет
Анна Давыдова
Игры на развитие мышления у детей 3–4 лет
Способность мыслить логически отличает человека от других живых существ и играет огромную роль в развитии ребёнка. Логическое мышление позволяет делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Конечно ваш малыш не в состоянии делать научные открытия, но «процесс пошёл» и наша с вами задача научить ребёнка думать логически. Мы с вами помним, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, и всё, что он помнит и знает базируется на ярких, положительных эмоциях. Следует обеспечить ребёнку спокойную, комфортную обстановку и запастись терпением. Никогда не критикуйте ребёнка, если что-то не получается. Покажите, как действовать и вернитесь к этому заданию позже.
«Ассоциации»
Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок – ведёрко, зонтик – капли дождя и т. д. Обсуждайте, чем связаны эти предметы. Потом ищите подходящие пары.
«Найди лишнее»
Для игры можно использовать всё, что есть в доме или использовать специальные карточки. На карточке изображены 3 и более предметов, один из которых не подходит по какому-то признаку. Если вы только начинаете играть, выберите те карточки, на которых предмет не подходит по размеру или цвету. А затем уже берите карточки, где 3 предмета относятся к одной группе (например, одежда, а четвертый нет (кастрюля). Ответ ребёнка должен быть примерно такой: “Лишняя кастрюля, потому что платье, шапки и пальто – это одежда, а кастрюля – посуда”. Если ребёнок затрудняется, вспомните игру «Назови одним словом» и обсудите все изображения на картинке. В следующий раз начните именно с этой карточки. Если же у вас нет карточек, соберите дома стакан, ложку, тарелку и пирамидку. Попросите ребёнка определить, что лишнее и почему. Вариантов игры очень много. Фантазируйте.
«Что лишнее»
Это более сложный вариант предыдущей игры, так как ребёнку необходимо определить лишний предмет на слух. Вы называете ребёнку 4 слова,одно из которых лишнее:
Корова, курица, диван, кошка.
Пирамидка, кукла, мячик, чайник.
Мячик, картошка, огурец, морковка.
Усложните задачу:
Капуста, свёкла, клубника, баклажан.
Шапка, сапоги, панамка, шуба.
«Раздели на группы»
Прежде чем играть в эту игру, рассматривая предметы и картинки вы должны обращать внимание на разные признаки. Например, свёкла – это овощ, потому что растёт в огороде. Яблоко – это фрукт, потому что растёт на дереве в саду. Собака – это домашнее животное, потому что живёт рядом с домом человека (или в доме, а медведь – дикое животное, живёт в лесу. Разделяйте группы посуда, игрушки, одежда и т. д. В дальнейшем из каждой группы можно будет выделить ещё несколько групп (животные севера и южных стран, зимняя и летняя одежда, столовая и кухонная посуда и т. д., но это ещё впереди.
«Кому что понадобится»
Весёлая игра поможет скоротать время. Спросите у ребёнка: “Что понадобится врачу?” – халат, шприц, очки. Кошке понадобятся миска, молоко и одеяло и т. д. Вы узнаете много интересного о представлениях малыша, играя с ним в эту игру. Сразу станет понятно, о чём ещё следует поговорить, на что обратить внимание.
«Антонимы или скажи наоборот»
Ребёнок 3-4 лет может выделять признаки, качественно отличающиеся друг от друга. Для игры подойдут такие пары слов, как мокрый – сухой, холодный – горячий, твёрдый – мягкий, весёлый – грустный, смелый – трусливый, ленивый – трудолюбивый, светлый – тёмный, длинный – короткий, тихий – шумный, мелкий – глубокий.
«Как узнать?»
Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую надо решить. Например, как узнать, сладкая ли каша? (попробовать её).
Подойдут и такие вопросы:
–…как узнать, наступила ли зима?
–…идёт ли дождь?
–…высохло ли платье?
–…сварилась ли картошка?
–…пишет ручка или нет?
–…есть ли что-то в коробке?
–…работает ли пылесос?
–…что приготовила мама?
–…будет ли папа играть с ребёнком?
–…какое настроение у мамы?
Вопросы возникают сами по себе. Попробуйте, у вас обязательно получится.
«Кто что ест?»
Можно использовать мяч. Перебрасывая друг другу узнайте, что ест корова (сено, заяц – морковку и т. д.Можно играть и наоборот: Кто ест косточки – собака, кто любит молоко – кошка, кто ест конфеты и т. д.
«Ошибки»
Если ваш малыш с лёгкостью решает логические задачки, намеренно говорите и ошибайтесь. Ребёнок должен вас исправить и объяснить, почему вы не правы. Это очень повышает самооценку малыша. Но усердствовать не надо, дабы не потерять свой авторитет.
«Так не бывает»
В эту игру хорошо играть всей семьёй. Передавая друг другу волшебную палочку, придумывайте смешные небылицы, типа «Сапоги просят каши», или «Дом рисует девочку», «Кошка сказала – Му, му». Детям очень нравится такая игра, да и вся семья отлично проведёт время.
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА 2
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА 2
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 3
4.1 Подготовительный этап 3
4.2 Основной этап 6
4.3. Заключительный этап 9
5. РЕСУРСЫ 10
6. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ 10
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 10
8. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА 11
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
ПРИЛОЖЕНИЯ 12
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Педагогический проект «Развитие мышления детей дошкольного возраста 3 — 4 лет» направлен на актуализацию знаний будущих воспитателей о развитии мышления у детей данного возраста, определение методик, направленных на изучение развития внимания у дошкольников.
В ходе данного проекта предполагается изучение развития мышления детей дошкольного возраста, описания способов развития.
Данный проект может вызвать интерес у студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», а также воспитателей, родителей, и тех кто интересуется проблемой развития мышления у детей дошкольного возраста.
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Воспитатель – это человек, который своей личностью подает пример детям. Успешное обучение детей, их воспитания напрямую зависят от личностных качеств воспитателя. Проблема развития мышления в настоящее время очень актуальна, т.к. мышление − очень важный психический процесс. Мышление — высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Поэтому развитие мышления у дошкольников является актуальной и в наше время.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : разработать рекомендации родителям и воспитателям по развитию мышления у детей 3-4 лет.
Задачи проекта :
— изучить развитие мышления у детей 3-4 лет;
— определить способы развития мышления у детей 3-4 лет;
— подготовить рекомендации по развитию мышления детей 3-4 лет.
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 4.1 Подготовительный этап
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Виды мышления
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.
Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. [3]
Свойства мышления
Основное свойство мышления – его направленность. Это говорит о том, что у него всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный).
Мышление может быть позитивным или негативным. К каждой ситуации человек может отнестись по-разному, исходя из того, как именно он привык думать. Одни люди привыкли переживать, отмечать в происходящем только плохие стороны (негативное мышление), другие же всегда настроены на то, чтобы даже в неприятной ситуации найти плюсы (позитивное мышление). Психологи уверены: более счастливыми являются последние.
Мышление может быть направленным в прошлое или в будущее. В первом случае человек склонен рассуждать на тему того, что произошло, как произошло, как следовало бы поступить и так далее. Если размышления направлены в будущее, то человек будет склонен рассуждать о том, как можно выйти из ситуации.
Мышление обязательно формирует понятия. Ситуацию, явление, предмет оно стремится характеризовать, упорядочить, сравнить, найти отличия от подобных и так далее.
Мышление не может быть объективным, оно всегда субъективно. Так или иначе в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. Благодаря этому свойству, творческое мышление заставляет человека заниматься самовыражением посредством создания чего-либо, передающее его образы и идеи.
Мышление логично. Логика может быть не всегда верно построенной, но присутствует она обязательно.
Мышление может быть развитым или не развитым. Неразвитое мышление встречается только у детей и у недалеких людей, которые не стремятся анализировать ситуацию и готовы жить, опираясь разве что только на инстинкты и простейшие потребности. У подавляющего большинства взрослых людей мышление развито и продолжает развиваться в течение всей жизни. [1]
Операции мышления
Анализ — мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства.
Синтез — мысленное соединение отдельных частей или признаков в единое целое.
Сравнение — сопоставление предметов или явлений с целью найти сходство или различие между ними.
Абстрагирование — мысленное выделение существенных свойств или признаков и отвлечения от несущественных признаков и свойств.
Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений в группы по их общим или существенных признакам.
Классификация — расположение предметов или явлений в отдельные группы по определенным признакам.
Конкретизация — представление предметов или явлений в единстве.
Систематизация — разделение и последующее объединение предметов и явлений в классы, а классы в системы. [3]
4.2 Основной этап
Рекомендации для воспитателей по развитию мышления
детей 3 -4 лет
— Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
— Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
— Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед.
— Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
— Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
— В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
— Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму
— Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
— Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Научите ребенка :
— Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
— Описывать различные свойства окружающих его предметов.
— Узнавать предметы по заданным признакам.
— Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков. [4]
Игры на развитие мышления
Игра «Во саду ли, в огороде…»
Цели: развивать наглядно — образное мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона). (Приложение 1)
Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи — в огороде, ягоды и грибы — в лесу, фрукты — в саду.
Игра «Кто это делает»
Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.
Описание: предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)
Игра «Сравнение величин»
Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.( Приложение 2)
Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим — широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками. [2]
4.3. Заключительный этап
Рекомендации для родителей по развитию мышления
детей 3 -4 лет
Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
— Развивать умственную способность через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
— Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
— Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
— Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
— Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
— Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.
— Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
— Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
— Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
— Учить ребенка устанавливать причинно — следственные связи.
— Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
— Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
— Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме. [5]
5. РЕСУРСЫ
— Наглядный материал к играм «Во саду ли, в огороде» и «Сравнение величин» по развитию памяти;
— Дети;
— Родители детей;
— Воспитатель.
6. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Целевая аудитория проекта — воспитатель, родители и дети младшей группы.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В результате проекта будут:
— разработаны игры, направленные на развитие мышления у детей 3 — 4 лет;
— разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по развитию мышления детей младшей группы.
8. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Перспектива реализации данного проекта заключается в том, что развитие мышления будет осуществляться не только в младшей группе дошкольного возраста, но и в последующих группах.
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бобылев, Б. Г. Основные свойства мышления/ Б. Г. Бобылев [Электронный ресурс]/ режим доступа: https://mylektsii.ru/2-82248.html
Будникова, И. Н. Игры на развитие мышления для детей 3-4 лет в детском саду/ И. Н. Будникова [Электронный ресурс]/ режим доступа: https://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-myshlenija-dlja-detei-3-4-let-v-detskom-sadu.html
Волошина, Н. Е. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации/ Н.Е. Волошина [Электронный ресурс]/ режим доступа: https://studfiles.net/preview/4346459/
Романова, А. А. Рекомендации для воспитателей по развитию мышления у дошкольников/ А. А. Романова [Электронный ресурс]/ режим доступа: https://multiurok.ru/files/razvitiie-intielliekta-u-doshkol-nikov-i-mladshikh.html
Романова, А. А. Рекомендации для родителей по развитию мышления у дошкольников/ А. А. Романова [Электронный ресурс]/ режим доступа: https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-po-razvitiyu-mishleniya-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov-2069566.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1″Наглядный материал к игре «Во саду ли, в огороде»»
Приложение 2 «Наглядный материал к игре «Сравнение величин»»
Источник