Цель детского коллектива в воспитании и развития ребенка

Цель детского коллектива в воспитании и развития ребенка thumbnail

Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives — собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив).

Коллектив — это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы — общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, абитуриента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнообразных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся,

обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положительного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, дея-тельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятелъностном

уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Читайте также:  Роль личности воспитателя в психическом развитии ребенка

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу — способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соревнование. Часто воспитателя беспокоит угасание у де­тей активности в той или иной деятельности, особенно в учебной, скука, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответственность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования дея­тельности детей -соревнование.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

В процессе накопления социального опыта, самоопределе­ния своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя. Специальные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятель­ности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.

Соревновательность заложена в самой психологии челове­ка. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательно­сти и строится метод соревнования.

У соревнования как метода — большие воспитательные возможности:

— оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в трудовой, учебной деятельности детей, особенно если деятельность дли­тельная и уже «потускнела» ее привлекательность;

390

соревнование способно проявить совершенно неожидан­ные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;

— соревнование сплачивает детей, развивает дух коллекти­визма, укрепляет дружбу.

Но соревнование- «оружие обоюдоострое». Если оно ор­ганизовано методически неверно, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство то­варищества (ради победы скрываются недостойные поступки) или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования требует соблюдения ряда важных педагогиче­ских условий.

1. Соревнование организуется в связи с конкретной педа­гогической задачей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к кото­рой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную ра­боту, снять напряжение.

2. Не все виды деятельности детей требуют применения ме­тода соревнования. В детской среде не должно быть соревно­ваний во внешности, хотя взрослые охотно проводят конкур­сы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревно­ваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас — самый добрый, самый вежливый, самый милосердный. По этому по­воду замечательно написано в стихотворении А.Барто «Два очка за старичка».

3. Особой методики требует соревнование в учебной дея­тельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, считать отличников победителями, а сла­боуспевающих проигравшими. Стоит помнить, что каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможно­сти, способности ребенка, его интерес именно к этому предме­ту, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и т.д.

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии как фактор развития ребенка

Но как же тогда стимулировать учебную деятельность де­тей? Здесь нужна широкая система соревнований-конкурсов:

на лучшего математика, знатока словесности, истории, гео­графии, чтеца, мастера по бумаге, кроссвордиста и т.д. Прин­цип таких соревнований один — каждый ученик независимо от его учебных успехов по основным предметам должен стать победителем хотя бы одного конкурса.

4. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы

391

и знаки почета. Не забывайте — из соревнования детей ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.

5. Важны в соревновании гласность и сравнимость ре­зультатов. Весь ход соревнования должен открыто пред­ставляться детям (например, на специальном стенде, в опе­ративных «Листах гласности»), чтобы они сами могли ви­деть и понимать, какая деятельность стоит за теми или ины­ми очками и баллами.

Поощрение. Важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей является поощре­ние. Этот метод призван выполнять очень значимые функции:

одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.

Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетво­рения (собой, сделанной работой, товарищами). Если это помнить, то станет ясно, что форма поощрения, о которой чаще всего и пекутся взрослые, значит немного. Можно ку­пить очень дорогой и желанный подарок, но так устроить си­туацию его вручения, что у ребенка не возникнет переживания радости и счастья. А порой короткая похвала, сделанная с ласковой улыбкой, или вовремя высказанная взрослым бла­годарность унесет маленького человека на седьмое небо. Он навсегда запомнит, за что его так похвалили, и будет дер­жаться этой линии поступков.

Секрет настоящих воспитателей еще и в том, что они обла­дают непререкаемым личным авторитетом. Дети попадают под обаяние их личности настолько, что никакие особые по­ощрения не нужны, достаточно взгляда, прикосновения, об­ращения по имени, а поручение вообще воспринимается как особая награда.

Наказание. Этот метод принято считать антиподом поощ­рению. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось мне­ние, что в воспитательном процессе поощрения должны уравновешиваться наказаниями. Но это не так. Многие вы­дающиеся педагоги-гуманисты (И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Это — позиция и современной личностно-ориентированной педагогики.

Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глу­пые и неудачники, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот для чего и нужен специальный педагогический

392

метод. В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объясняет слово «наказывать» как «дать наказ», т.е. совет, в некоторых случаях — повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова «наказание» точно прослеживает­ся его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.

Понимая наказание так, воспитатель будет добиваться не послушания детей любой ценой, а их личностной активности, работы по преодолению себя. Это, конечно, труднее, чем ре­прессивными мерами добиваться дисциплины и порядка.

Традиции авторитарного воспитания еще, к сожалению, сильны в нашей жизни и в среде педагогов, и в семьях. Одна из главных его особенностей — придание особого значения методу наказания, ограничение, принуждение детей, стремле­ние добиваться детского послушания едва ли не как главного результата воспитания. А так как мы еще не можем обходить­ся в воспитании без наказаний, организацию последних сле­дует хотя бы демократизировать: сделать более человечными, найти формы, не унижающие человеческое достоинство детей. Здесь своевременными окажутся «семь правил наказания» из­вестного психотерапевта В.Леви:

«Важно помнить:

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физиче­скому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать — не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

И еще одно важнейшее предупреждение: что бы ни случи­лось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Даже если ребенок набезобразничал так, что хуже некуда, но в то же время защитил слабого, помог больному, за это надо его похвалить и поощрить, как он того заслуживает.

Читайте также:  Запоздалое развитие речи ребенка причины

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были об­наружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности пре­ступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев — достаточное наказание.

393

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не нака­зания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родите­лей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение само по себе и будет наибольшим для него наказанием.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, нака­зание не должно восприниматься им как торжество вашей си­лы над его слабостью и как унижение его человеческого дос­тоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказа­ние вызовет у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О преж­них его проступках больше ни слова!»

В методе наказания, так же как и в методе поощрения, важна не форма, а его функционально-динамическая сторона, те пе­реживания, которые вызваны у ребенка. Это хорошо иллюст­рирует известный эпизод из повести М.Твена о Томе Сойере. Помните, тетушка Полли наказала Тома и заставила его кра­сить забор. Это его занятие так привлекло приятелей, что они отдавали свои мальчишечьи сокровища за право прокрасить несколько досок забора. Редкий момент счастья, радости, при­знания и материального удовлетворения, который пережил Том, стал самым настоящим поощрением.

Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчер­пывают все их многообразие. Мы лишь попытались разо­браться в общих характеристиках их системы. Но знание об­щих методов воспитания — не «ключик от всех дверей»!

Нет такой системы воспитания, которая может решить все проблемы становления личности ребенка, но есть путь, по которому надо идти, чтобы открывать эту систему воспита­ния. С ориентациями этого пути мы с вами и познакомились.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. От чего зависит выбор метода воспитания педагогом?

4. Каковы главные особенности организации методов накопле­ния детьми социального опыта?

5. В чем заключается назначение словесных методов воспитания и каковы условия их педагогической эффективности?

6. Какое значение в воспитательном процессе имеют методы са­моопределения личности и как их организовать в детском возрасте?

7. Каковы важнейшие педагогические условия организации мето­да соревнования в детской среде?

394

8. Почему многие педагоги предлагают специально ограничивать применение методов поощрения и наказания в воспитательном процессе?

9. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществле­нии методов воспитания?

10. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Литература

Основная

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как любить ребенка. — М., 1990.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания // Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1977. — Т. 1.

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.

Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания.- М., 1993.

Дополнительная

Ежеленко В. Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. —

СПб., 1992.

Караковский В. А. Стать человеком. — М., 1993. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред.

Н.Е.Щурковой.-М., 1997.

Паркинсон К. Н. Дети, как их воспитывать. — М., 1993. Сидоркин А. М. Методы воспитания // Магистр. — 1992. — № 1. Учимся думать о себе и о других / Сост. Н. П. Лукина, Г. В. Пень-

кова,Н.И.Элиасберг.-СПб., 1996.

Глава 18

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник