Цель бассейна для развития ребенка

Розалия Гатиятуллина Рифовна
Детские занятия в бассейне — радость и польза

Детские занятия в бассейне: радость и польза!

Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. И детсадовский возраст – самое подходящее время ненавязчиво направить эти игры в полезное русло и обучить ребенка плаванию. Огромная радость и неоценимая польза для физического развития – вот что подразумевают под собой регулярные детские занятия в бассейне. Разносторонне развитый человек должен уметь плавать. Лучше всего полезные навыки закладываются в детстве. Плавание хорошо именно тем, что польза от него достигается через детскую радость и веселый досуг на воде, занятия в бассейне приносят малышам целый шквал положительных эмоций!

Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

Плавание дает детям:

· Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

· Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

·Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

Частые вопросы, которые возникают у родителей по поводу занятий в бассейне:

Что нужно для посещения бассейна в детском саду?

Приобрести купальные принадлежности,а именно:

· Плавки для мальчиков и для девочек;

· Небольшое махровое полотенце;

· Резиновая шапочка (девочкам и мальчикам);

. Сланцы или тапочки;

· По желанию ребёнка, очки для плавания.

Все купальные принадлежности промаркировать и принести в детский сад в тряпочной сумке.

Основные правила посещения бассейна в детском саду

Как в любом бассейне, в бассейне детского сада также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

Перед началом занятий осуществляется медицинский осмотр детей (волосы, кожные покровы, ногти).

Проводится гимнастика на суше.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем тщательно моются под душем. После этого заходят в помещение с чашей бассейна.

Выйдя из бассейна после занятия, дети принимают душ, тщательно вытираются полотенцем, сушат волосы.

А вдруг малыш простынет в бассейне?

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить туда мы больше не будем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Конечно, организм укрепится не сразу, и не исключено, что ребенок после первых занятий заболеет. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начинает закаливаться.

Как малыш закаляется в бассейне?

Рекомендуемая температура воды в детском бассейне ниже температуры тела ребенка +32С, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается,происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка?

Занятияплаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятияспособствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

Как проходят занятия по плаванию в бассейне детского сада?

Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре Абдрахманова Р. А.

Продолжительность занятий в бассейнечетко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

· Младшая группа – 15-20 минут;

· В средней группе – 20-25 минут;

· В старшей группе – 25-30 минут;

· В подготовительной группе – 25-30 минут.

Занятия в бассейне проводятся подгруппами. Число детей не превышает 8 человек. Группа формируется по возрасту и физической подготовленности. Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задача максимум – овладение основными видами плавания.

Занятия по плаванию в детскомсаду решают задачи по формированию у воспитанников:

· Навыков плавания;

· Бережного отношения к своему здоровью;

· Навыков личной гигиены;

· Умение владеть своим телом в непривычной среде.

Обучение плаванию состоит из трех этапов:

· Привыкание к воде;

· Освоение воды;

· Овладение плавательными движениями.

Занятиепо плаванию состоит из трех частей:

1. Подготовительная часть проходит на суше и представляет собой физкультминутку;

2. Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры;

Читайте также:  Характеристика развития речи ребенка дошкольного возраста

3. Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Все занятия с детьми проходят в игровой форме. На занятии ваш ребенок вместе с инструктором по физической культуре отправляется в увлекательное путешествие в мир игры, фантазии, здоровья.

Источник

Юлия Титкова
Комплекс упражнений в «сухом» бассейне для детей раннего возраста

Материалы по организации игр в сухом бассейне в группах раннего возраста

Комплекс упражнений в «сухом» бассейне.

«Сухой» бассейн располагает широким спектром возможностей как профилактической помощи здоровым детям, так и лечебной помощи детям с различными двигательными и неврологическими нарушениями. В зависимости от решаемых задач, упражнения в «сухом» бассейне позволяют добиться качественной релаксации и тренировки различных групп мышц, а так же формируют осанку.

В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику. Заниматься в «сухом» бассейне можно с одного года.

Упражнения, выполняемые из и. п. сидя.

1. Руки на бедрах, передвижение на ягодицах вперед-назад.

2. Руками захватить бортик бассейна, спиной прислониться к бортику,

поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах.

3. Выполнять повороты головы, при этом следить за осанкой.

Упражнения, выполняемые из лиг, лежа на животе.

Опустить руки на дно бассейна и достать шарики.

Разведение и сведение рук в стороны и вместе, поглаживая шарики.

Приподнять руки вверх, посмотреть вперед, опустить.

Движения руками как при плавании «брассом», отгребая шарики от себя и затем выполняя обратное движение к себе.

Удержание равновесия, лежа на боку, при точках бассейна со стороны.

Повороты их и. п. лежа на животе, на бок, на спину, и в другую сторону.

Упражнения, выполняемые из и. п. лежа на спине.

Натянуть все мышцы, потянуться, пока не появиться чувство напряжения, удержать положение 10-15 сек. — расслабиться и отдохнуть.

Приподнимание головы и туловища.

Подтягивание колена к груди, захватив его руками, удерживать положение 15-20 сек., затем другую ногу.

Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах, отталкивая шарики ногами.

Поглаживание шариков руками, разводя их в стороны.

Сгребать шарики на себя руками «закапаться».

Быстрая смена исходных положений.

Упражнения, выполняемые в и. п. стоя.

Переступания с одной ноги на другую, удерживая равновесие.

Ходьба по шарикам.

Передвижения с помощью рук и ног.

Держась за борт бассейна перешагивать через него.

Общеразвивающие упражнения с шариками.

И. п.:. в обеих руках шарики. 1 — поднять руки вверх через стороны, 2 -постучать шариками друг об друга, 3 — вернуться в и. п. Повторить 6 раз.

И. п.: руки прижаты к груди. 1 -вытянуть руки с шариками вперед, 2 -вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.

И. п.: 1-2 поочередно поднимать правую и левую руки в стороны, 3 -4 -вверх, 5 — 6 — в стороны, 7 — 8 — вниз. Повторить 4 раза.

И. п.: стоя, один шарик лежит на полу, руки согнуты в локтях, прокатывать шарик между ладоней по прямой и в круговую. Повторить 30 сек.

И. п.: стоя, ноги вместе, один мячик в руке. 1- поднять ногу, согнутую в колене, 2 — переложить шарик под коленом в другую руку, 3 — вернуться в и. п., тоже другой ногой. Повторить 6 раз каждой ногой.

И. п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях. Прокатывать шарик под ногами. Повторить 8 раз.

И. п.: сидя на полу, руки в упоре сзади. Катать шарики двумя ногами вперед-назад, влево-вправо. Повторять 30-40 сек.

И. п.: лежа на животе, шарик находиться в вытянутых руках. 1 — поднять руки, прогнуть спину, 2 — вернуться в и. п. Повторить 6 раз.

Прыжки: ноги вместе-врозь, руки вверх над головой, стукнуть шарики друг об друга, опустить вниз. Повторить 12-16 раз в чередовании с ходьбой.

10. Дыхательные упражнения.

Игры в сухом бассейне

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, игры в «сухом» бассейне важны и для его психоэмоционального состояния. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких шаров.

Мы подобрали ряд развивающих игр.

«Достань со дна бассейна»

Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их.

Условия: прячем более мелкие предметы, а число играющих уменьшаем.

«Отгадай, где спрятано»

Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию.

Воспитатель дает словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.).

«Кто больше?»

Цель: развитие цветовосприятия и ловкости.

Воспитатель дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шаров.

Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.

«Поздоровайся»

Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств.

Дети сидят вокруг бассейна и по заданию воспитателя здороваются друг с другом под «водой»;

Дети сидят в бассейне полукругом, руки закрыты до плеч в скоплении шариков. Входящий должен поздороваться за руку с определенным человеком под «водой».

«Часики»

Цель: укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

Первый вариант — с опорой на руки второй вариант — без опоры на

руки.

Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки»поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

«Полощем белье»

Цель: укрепление мышц рук.

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движения вправо-влево («полощет белье», то же повторяет левой рукой.

«Разноиветные круги»

Цель: укрепление мышц рук.

Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой.

«Солнышко»

Цель: развитие координации движения рук, укрепление мышц рук.

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно).

«Шаловливые ножки»

Цель: массаж и укрепление мышц нижних конечностей. Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.

«Хитрый котенок»

Цель: массаж всего тела и развитие общей подвижности.

Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика, иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).

«Золотая рыбка»

Цель: отработка синхронности движений рук и ног.

Первый вариант — ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками — как будто плывет.

«Дельфин»

Цель: укрепление мышц ног.

Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом», затем выполняются движения ногами к себе.

«Разведчик»

Цель: чередование различных движений.

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик», крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т. п.

«Кого поймали?»

Цель: развитие наглядно-образного мышления и тактильных ощущений.

Дети сидят полукругом на бортике бассейна, ноги под «водой». Ведущий находит чью-либо ногу и отгадывает, кого именно он поймал.Усложнение: ноги детей переплетены.

«Найди по описанию»

Цель: развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет.

Воспитатель показывает детям предметы, а затем раскладывает их на дне бассейна. Дети отыскивают указанный предмет.

Усложнение: педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; дети не видят, куда взрослый прячет предметы.

«Ловкие ноги»

Цель: развитие координации ножных мышц.

Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.

«Закопай-ка»

Цель: общий расслабляющий массаж».

Первый вариант. Извиваясь всем телом, дети погружаются на дно, одновременно руками набрасывая на себя окрестные шары. Кто быстрее скроется из виду?

Вариант второй. Он лишен элементов соревнования, но очень приятен детям. Игра-контакт, несловесное общение. Один ребенок накидывает шары на другого, понемногу зарывая его. Зарываемый лежит тихо, не шевелясь. И только когда работа первого полностью закончена, с шумом «выныривает» из бассейна.

«Воротики»

Цель: закрепление знания цветов, тренировка ловкости движений и меткости.

Ставятся ворота разного цвета. Задача найти шар такого же цвета и закатить его в ворота. «Брось в корзину»

Цель: учится попадать в цель.

Перед ребенком ставится корзина нужно попасть в нее мячом.Усложнение: цвет мяча должен совпадать с цветом цели.

«Пирамидка»

Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств. На дне бассейна прячутся элементы пирамидки. Задача детей найти их, а потом совместно собрать пирамидку.

«Собираем урожай»

Цель: закрепление знания цветов.

Ребенку предлагаются ведерки таких же цветов, как и шары. Нужно разложить шары по ведеркам такого же цвета.

«Помоги цыпленку собрать зернышки»

Цель: знакомство с понятием большой маленький, и закрепление знания цветов.

Ребенку предлагаются два цыпленка, один маленький, другой большой. Задача ребенка для большого цыпленка собрать желтые «зернышки» (шары, а для маленького — красные.

«Подводный мир»

Цель: ребенок получает массаж и развитие мелкой моторики рук.

В бассейне с шарами прячутся рыбки (можно любые предметы, объединенные каким либо признаком, например грибы, фрукты, овощи и т. д). Ребенку необходимо «ныряя» в бассейн найти на дне рыбок.

Игровые упражнения в сухом бассейне для развития физиологического и речевого дыхания

«Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог:

Медведь в берлоге сладко спит

И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

«Страшный сон мышонка»

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание

ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог:

«Как дышит мышка-крошка,

Коль снится злая кошка?»

Дети дышат поверхностно и учащенно.

«Чайка»

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог:

Спокойно на спине лежу,

Как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу:

Вверх — вдох, на выдох — опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

«Полоскание»

Цель: Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу, и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Читайте также:  Центр развития ребенка 19 сосновый бор

Педагог:

Руки в бассейн опущу,

Тщательно прополощу.

Ну, а потом по порядку

Выну, стряхну, разотру.

«Тора»

Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса. Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог:

Это, конечно, не Эверест.

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

«Водный велосипед»

Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.

Описание. Дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик.

Педагог:

Водный мой велосипед

Как он любит непосед!

На педали нажимаю,

Рыбок стаи распугаю.

Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.

«Переложи шарики ногами»

Цель. Укреплять нижние мышцы живота, ног.

Описание. Дети, лежа (сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног шарики и перекладывают их.

«Бревнышки»

Цель. Укреплять мышечный корсет, развивать координацию движений. Описание. Дети лежат в бассейне, вытянувшись.Педагог: Лесоруб срубил бревно —

Ловко катится оно. Дети перекатываются от одного бортика бассейна к другому.

«Ловцы жемчуга»

Цель. Упражнять в задержке дыхания.

Описание. На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.

«Сосчитай мячики»

Цель. Упражнять правильное речевое дыхание.

Описание. Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

«Покачай игрушку на животе»

Цель. Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

Упражнения в сухом бассейне

Нами подобраны упражнения для игры в «сухом бассейне». В таких играх с удовольствием участвуют дети любого возраста.

Во время «плаванья» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста, необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» — шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат.

Для общего массажа: произвольное «купание».

Для более продуктивного массажа мы предлагаем следующие упражнения.

«Воронки»

Цель: Массаж и развитие координации верхних конечностей. И. П.: дети стоят на коленях вокруг бассейна:

опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяют левой рукой;

опускают обе руки в бассейни одновременно делают вращательные движения: а) встречные; б) расходящиеся; в) в правую сторону; г) в левую сторону.

«Перекаты»

Цель: массаж и координация работы позвоночника. И. П.: ребенок лежит на бортике бассейна,руки вытянуты:

• малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

«Не замочи рук»

Цель: развитие динамической и статической координации. И. п.: обычная стойка в бассейне:

разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками;

ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.

«Кто поднимет ножку выше?»

Цель: растягивание больших грудных мышц, сглаживание кифоза в грудном отделе позвоночника, выпрямлению пальцев, обеспечивает посадку на седалищные бугры.

Выполнить руками фиксированный захват за борт бассейна, поднять левую (правую) прямую ногу, держать её несколько секунд, опустить.

«Поехали-поехали!»

Цель: укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна, увеличивает подвижность грудно-поясничного отдела позвоночника, улучшает функцию равновесия. При выполнении упражнения с опорой на руки укрепляются мышцы плечевого пояса.

Передвижение на ягодицах вперед-назад.

«Нет, нет, нет! Да, да, да!»

Цель: увеличение подвижности в шейном отделе позвоночника, укрепление мышцы шеи и снижает выраженность асимметричного шейно-тонического рефлекса.

Выполнение поворотов и кивки головы, при этом необходимо следить за осанкой.

«Достань шарик»

Цель: стабилизировать положение головы, укреплять мышцы рук, повышать чувствительность и опорную способность рук, развивать хватательную функцию кистей.

Опускание рук до дна бассейна (зарыть в шарики руки) с одновременным сохранением заданного положения головы. Достать со дна шарик.

«Поплаваем»

Цель: способствовать увеличению амплитуды движений в суставах рук, укрепляет мышцы спины, формирует правильную осанку.

Перемещение рук вверх и в стороны по шарикам. Движения руками, имитирующими стиль «брасс» — отгребая шарики от себя в стороны и затем выполняя обратное движение к себе.

«Держись крепче!»

Цель: улучшать функцию разгибателей нижних конечностей, туловища и развивает равновесие.

Удержание равновесия, лежа на боку при толчках бассейна.

«Посмотри на носочки».

Цель: снижение патологических рефлексов, развитие способности контролировать положение головы.

Приподнимание головы и туловища.

«Ежик испугался»

Цель: развитие общей гибкости, стимулирует функцию двуглавой мышцы бедра.

Подтянуть колено к груди, захватив его руками, дыхание свободное удержать позу на 20-30 с.

«Загораем на солнышке»

Цель: развитие быстроты реакции, выработка точности движений и способность ориентироваться в пространстве.

Быстрая смена положений, выполнения из И. П. лежа на спине в И. П. лежа на животе.

«Топ ногой, топ другой!»

Цель: формирование сводов стопы и функции равновесия. Тренировка опорной способности ног — переступание с ноги на ногу.

«Топ-топ топает малыш»

Цель: формировать правильную осанку, формировать своды стопы, функцию равновесия и координацию движений. Ходьба с правильной осанкой по шарикам.

«Крокодил»

Цель: развивать общую координацию и гибкость.

Передвижение с помощью рук и ног. Ползание на животе, на боку, на четвереньках.

Источник