Буклет развитие речи ребенка в семье
Развитие речи у детей в семье
Один из важных периодов, на которым родителям нужно постоянно следить. Это должно стать своего рода обязанностью в семье у мамы и отца, предметом их постоянного внимания и контроля.
Прежде всего, это проявляется в том, как развита речь у самих родителей. Они должны стать примером для ребёнка, демонстрируя грамотную и чистую речь, выдерживая нужную интонацию.
Ежедневно разговаривая с малышом в семье, нужно постепенно развивать его речь, рассказывать об окружающем мире и обсуждать его.
Речь у ребёнка развивается параллельно в двух направлениях: во-первых, осознание им речи окружающих его людей, а, во-вторых, формирование его собственной речи. При этом, первое направление в развитии всего опережает второе. И особенно чётко это заметно у детей после полутора лет, которым вполне по силам понимают почти всё, что им говорят окружающие люди, но сами разговаривают ещё очень плохо. Как правило, словарный запас у них не превышает сорока слов.
Мама и папа постоянно называют ребёнку предметы, которые он видит, и рассказывают о них. Также они управляют его действиями. Например, интересуясь, не хочет ли он в туалет, в том случае, если ребёнок не ходил на горшок уже достаточно долго. Или, к примеру, можно попросить малыша: «Отнеси полотенце маме» или позвать его: «Подойди ко мне». Поэтому отставания в развитии понимания речи у детей, как правило, нет.
Но, в развитии собственной речи у детей в семье может наблюдаться отставание. Для предупреждения этого нужно заинтересовать ребёнка в общении, чтобы у него у самого появилось желание общаться. Например, можно побуждать ребёнка на втором году жизни перечислять окружающие его предметы, например, игрушки или называть близких людей, которые его окружают (мама, папа, дед, баба, брат и т.д). И заниматься этим надо много. С начала второго года жизни надо с малышом тренировать произношение. Для этого надо помногу повторять даже самые простые слова для того, чтобы ребёнок их запомнил, усвоил и научился правильно произносить.
Часто задержка в развитии речи у ребёнка может проявляться таким образом, что он, вместо того, чтобы называть предметы или просить что-либо словами, показывает это мимикой или жестами. Как правило, родители и другие родственники его понимают и выполняют его просьбу, выраженную каким-нибудь звуком или жестом. Но делать этого не следует. Нужно объяснить малышу, что если он что-то хочет, то он должен сказать это словами, даже если понятно, что малыш требует: «Скажи, дай грушу»; или: «Не хочешь купаться, не надо выбираться из ванны. Просто скажи: я накупался».
Значительный прогресс в развитии речи ребёнка в семье происходит с того момента, когда малыш начинает легко повторять слова, которые он услышал. У большинства детей речь наиболее быстрыми темпами развивается в возрасте, примерно, двух лет, хотя этот период развития речи у детей может начаться гораздо раньше, после того, как закончился первый год жизни ребёнка и пошёл второй.
Обычно к двум годам жизни словарный запас детей составляет, примерно, 300 слов, а дети на третьем году жизни применяют, примерно, 1200 слов и уже используют многие части речи. Все буквы малыш может выговаривать чисто, за исключением звука «р» и шипящих звуков. Малыш уже способен строить сложные фразы, но ещё не может сформулировать их грамматически верно. Также малыш использует восклицательную и вопросительную интонацию в предложениях.
Развитие речи у детей в семье зависит от его познания окружающего мира с вещами и предметами, которые он видит, с природными явлениями, свидетелем которых он является, с повседневной жизнью и поведением окружающих людей. Малыш уже запоминает и называет цвета, форму игрушек и других вещей, их величину.
Развитие речи способствует развитию интеллектуальной деятельности ребёнка, его понятия становятся обширнее, к примеру: «Пришла весна, сейчас тает снег и бегут ручьи». Он сам размышляет, делает свои выводы и заключения. По мере всё более совершенного формирования речи у малыша, её значимость для него возрастает. Он постоянно применяет рель в повседневной жизни, в своих играх, планирует, чем будет заниматься, а также может анализировать, что было и предполагать, что ещё произойдёт.
Кроме того, понимание речи также развивается. И сейчас ребёнок способен не только понять то, что говорят непосредственно ему. Ему вполне под силу понять то, о чём общаются между собой его родители и другие взрослые.
Источник
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
Развитие лексической стороны речи
Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.
Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Формирование грамматического строя речи
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.
Развитие связной речи детей
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.
Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм.
Это лучшая пора детства!
Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —
НАДО ГОВОРИТЬ!
МДОУ детский сад компенсирующего вида
№26 «Солнышко»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как развивать речь ребёнка дома»
учитель-логопед
Скоропупова Наталья Львовна
г. о. Серпухов
Источник
Дети седьмого года жизни
1) Продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.
2) Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.
3) Речь детей становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
4) Дети способны самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
5) В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
6) Дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
7) Правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы; говорят громко, но в зависимости от ситуации могут говорить тихо и даже шепотом; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуются интонационными средствами выразительности.
Однако нужно учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ.
Норма – это среднестатистический показатель.
МБ ДОУ «Детский сад № 29»
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Подготовила:
учитель-логопед
В. В. Вайзер
Дети третьего года жизни
1) Появляются родительный падеж, дательный, творительный и предложный.
2) Фразы становятся многословными.
3) Появляются соединительные союзы и местоимения.
4) Дети часто задают вопрос: «Что это?»
5) С удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки, рассказы.
6) Часто дети говорят о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идёт гулять».
7) Дети часто переставляют слоги в словах, заменяют их, пропускают.
8) Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении.
9) Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи, но чаще всего ещё не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч и сонорные Л, Р.
10) Речь ещё недостаточно отчётлива, как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН).
11) Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА) или звуками Т-Д (шуба – ТЮБА).
Дети четвёртого года жизни
1) В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.
2) Классифицирует предметы, объединяет их в группы (посуда, одежда, овощи…).
3) Может неправильно употребляться ударение.
4) Допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.
5) Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые испытывают трудности с шипящими (Ш, Ж,) или сонорными (Р, Л,).
6) Может произносить звук то правильно, то неправильно.
7) По мере появления новых звуков ребёнок ими может заменять другие звуки (например, С на Ш, З на Ж, Л на Р).
8) Твёрдые согласные не должны смягчаться.
9) Хорошо понимает обращённую речь.
Дети пятого года жизни
1) Усваиваются цвета, числа (пересчёт).
2) К 5 годам начинает определять время по часам.
3) Овладевает падежами (родительный – дательный – творительный – предложный).
4) Появляются глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
5) Словотворчество.
6) Сочиняет и рассказывает сказки.
7) Исчезает смягчение согласных.
8) Реже пропускает звуки и слоги.
9) Учится выговаривать многосложные слова.
10) Точно воспроизводит слоговую структуру.
11) Определённая трудность – слова с большим количеством согласных звуков.
12) Речевой выдох стал длиннее.
13) Рифмует слова.
14) Речь насыщается прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами.
15) Всё чаще пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, обобщающими понятиями (одежда, обувь…).
Дети шестого года жизни
1) Может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове.
2) Активно пользуется обобщающими понятиями.
3) Доступно произношение слов сложной слоговой структуры.
4) Не допускает замен, пропусков и перестановок слогов.
5) Звук Р может заменяться на Л, либо произносится смычкой корня языка и мягкого нёба (велярный Р).
6) Могут быть не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.
7) Всё чаще пользуется простыми распространёнными предложениями, сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
8) Увеличивается объём сложных предложений.
9) При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.
10) Растёт количество слов в предложении (5-6).
11) Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.
12) Знакомится с буквами (но не учится читать!); учится соотносить звук и букву.
13) Учится складывать слоги из букв и читать их.
Источник
МДОУ «Детский сад № 5 общеразвивающего вида»
Памятка
для родителей
«Как развивать речь дома…»
Подготовила:
учитель-логопед
Кузнецова Т.Н.
Рекомендации по формированию у детей знаний о слогах и словах, о предложениях и текстах
Важно, чтобы ребёнок научился разделять слова на слоги.
Расскажите ребенку, что в слове столько же слогов, сколько гласных звуков. Чтобы определить, сколько слогов в слове, можно воспользоваться «правилом подбородка». Поставьте ладонь чуть ниже подбородка и произнесите слово. Сколько раз подбородок коснётся ладони, столько слогов в слове.
Чтобы научить ребёнка определять, на какой слог падает ударение, расскажите ему о приёме «Позови!». Когда мы зовём кого-либо или что-либо (а в сказочном мире любой неживой предмет может быть живым), то выделяем ударный слог: «Ма-а-а-ама!», «Ча-а-а-айник!», «Парово-о-оз!».
Ребёнку будет интересно расставлять ударение в детских стихах и сказках (это можно сделать простым карандашом, чтобы не портить книгу). Только давайте ребёнку для работы небольшую часть текста: две строчки стиха или строчку из сказки.
Ребёнка можно научить составлять схемы слов, где прямоугольники обозначают слоги, а ударение указывает на ударный слог.
Вы можете нарисовать несколько схем слов и попросить ребёнка найти подходящую к выбранному слову.
Также можно составлять схемы слов, где количество квадратиков соответствует количеству звуков, а цвет определяет особенности звуков слова: красный – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный.
Когда ваш ребенок уже способен прочесть небольшие рассказы и тексты, не гонитесь за скорочтением. Учите его читать пусть медленно, но вдумчиво, понимая, что он читает. Обязательно спрашивайте ребенка, что он прочитал, о чем был рассказ.
Тексты, которые читает ребенок, должны быть короткими и набраны крупным шрифтом. Нежелательно, чтобы в тексте встречались сложные слова, переносы, запятые или тем более двоеточия и тире.
Дети быстро усваивают, что предложения отделяются друг от друга точкой, вопросительным и восклицательным знаками, а первая буква в предложении – заглавная.
Поэтому, как правило, посчитать предложения в тексте для них не составляет труда. А вот посчитать, сколько слов, иногда бывает сложно, особенно на слух, когда предлоги «сливаются» с более длинными словами: «Кошка залезла на дерево». Обращайте внимание ребенка на эти «маленькие слова» и учитывайте их при подсчёте.
УСПЕХОВ ВАМ!!!
Рекомендации по развитию у детей фонематического слуха и произношения
• В норме уже к 5 годам ребенок должен выговаривать все звуки речи. Если ваш ребенок в 6 лет не выговаривает хотя бы один звук, ему необходима профессиональная логопедическая помощь.
• Из-за того что в настоящее время остро увеличилось число детей с логопедическими нарушениями, статистические нормы «сдвигаются». Так, вам могут сказать, что многие дети в этом возрасте имеют похожие проблемы и нужно подождать, пока малыш их перерастет. Но это «нормально» только с позиций сухой статистики. А с точки зрения здоровья вашего ребенка такую ситуацию никак нельзя назвать нормальной.
• Во время занятий с логопедом интересуйтесь у специалиста, как вам заниматься дома, на что обращать внимание, чтобы поправить ситуацию. Заметный прогресс появится лишь при ежедневной коррекции, которая возможна только дома, в общении с вами.
• Произношение звуков ребенком во многом зависит от того, насколько правильно произносят слова его близкие взрослые. Не заменяйте слова на «детские» аналоги («бибика» вместо «машина»). Если вы склонны говорить очень быстро, замедляйте темп речи при разговоре с малышом. Произносите сложные слова («мотоциклист», «фотографировать» и др.) медленнее, выделяя в них каждый звук.
• Даже если ваш ребенок не имеет логопедических проблем, вы можете развить его речь, способствуя улучшению артикуляции и фонематического слуха.
• Учите ребенка определять первый и последний звуки в слове, наличие звука в слове («Хлопни в ладоши, если в слове есть звук «к»: колесо, заколка, мячик, стол» и т.п.), называть слова, начинающиеся с определённого звука (буквы).
• Следите за тем, чтобы речь ребенка была внятной. Часто дети недоговаривают окончания, «проглатывают» предлоги.
Даже если вы поняли, что хотел сказать ребенок, притворитесь, что не поняли, настаивайте на том, чтобы произнёс фразу внятно и красиво.
• Проговаривайте с ребенком скороговорки: сначала медленно, постепенно увеличивая темп. Пойте песенки, разучивайте потешки, считалки, стихи. Учите его подбирать рифмы, сочинять несложные рифмовки. Всё это разовьёт чувство ритма и впоследствии проявится в плавности и красоте речи.
Рекомендации по формированию грамматического строя речи
• Грамотная речь детей формируется в первую очередь благодаря грамотным ответам на вопросы взрослых. Учите ребенка давать полные ответы. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» можно ответить кратко: «Миша», а можно полно «Меня зовут Миша».
• Доброжелательно исправляйте ошибки ребенка. Дети только начинают учиться грамотно строить свои высказывания.
Зачастую взрослым приходится помногу раз исправлять их, пока ребенок не усвоит какую-то грамматическую форму (например, что нужно говорить «уши», а не «ухи»).
Делайте ребенку замечания спокойно, чтобы у него не оставалось ощущения, что его осуждают за ошибку.
• Зачастую дошкольникам сложно дается словоизменение (когда необходимо изменить слово по родам, числам, падежам) и словообразование (когда нужно от одного слова образовать другое).
Поправляйте ребенка, когда он говорит, например, «медведиха» вместо «медведица», «коровёнок» вместо «телёнок» и т.п.
• Учите ребенка образовывать множественное число. Обращайте внимание на то, что некоторые слова не меняются во множественном числе (пальто, какао, пианино, кофе, метро, какаду, чернила, ножницы). Дети не всегда правильно называют во множественном числе детенышей зверей: «козлёнки» вместо «козлята» и т.п. Иногда у детей вызывает трудности согласование со словом «пара»: «пара варежков» вместо «пара варежек», «пара брюков» вместо «пара брюк» и т.д.
• Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал слова в предложении. Например, он может сказать «Дай твоя игрушка» вместо «дай твою игрушку»; «Два кота бежат по дворе» вместо «Два кота бегут по двору» и т.п.
Особое внимание обратите на такую распространённую ошибку: «Ваня и Костя идёт в цирк» вместо «Ваня и Костя идут в цирк» и т.п.
Источник