Буклет по раннему развитию ребенка
Елена Рожина
Буклет «Раннее развитие»
У ВАС РОДИЛСЯ РЕБЕНОК!
Конечно, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое. Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, школы, кружки и площадки раннего развития безграничны.
Главное не упускать из внимания тот факт, что цель площадок и центров ран-него развития — помощь, наставление ма-мам и папам в развитии, воспитании и образовании детей. Игровая деятельность под руководством педагога, направленная на познание окружающего микромира вашего малыша – это пример как вы можете самостоятельно заниматься развитием своего ребенка. Нужно отметить, любая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего ребенка. Кому, как ни родителям лучше знать потребности и возможности своего малыша.
Фундаментальное развитие интеллекта младенца происходит именно с рождения и до трех лет. Развитие в период младенчества является отправной точкой, базой, которой человек оперирует на протяжении всей последующей жизни.
Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, креп-ко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Именно в это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80%.
Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Прежде всего, вашему дитя необходим «витамин роста» — любовь, нежность и внимание. Для гармоничного развития ребенок нуждается в защите. А ощущение защищенности появится у него только в том случае, если он будет чувствовать родительскую любовь каждый день, каждое мгновение. По чаще берите ребенка на руки, разговаривайте с ним обо всем, пойте, улыбайтесь, обнимайте и целуйте.
Иными словами,малыш должен чувствовать: меня любят, меня никогда не оставят, мне всегда помогут, мир интересен и жизнь прекрасна. Как добиться этого? Довольно просто. Большую часть действий вам подскажет ваша любовь и интуиция. Проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые попытки что – либо сделать, радоваться его успехам. Только делайте все это эмоционально. Чем радостнее будет ваша по-хвала тем лучше.
Как можно чаще подробно рассказывайте о каком –либо предмете: «Посмотри, какой красивый заяц, он белый, мягкий, пушистый. Тебе он нравится? Мне он очень нравится! Вот он какой белый. Посмотри, это белый заяц! У тебя есть белый, белый заяц!» Обратите внимание, сколько повторений и восклицаний в этом маленьком рас-сказе.
Не ограничивайте ребенка в движениях!
Всегда говорите ребенку правду.
С самого рождения ваш ребенок уверен в том, что все сказанное вами- чистая прав-да. Никогда не давайте ему повода усомнится в этом. Не обещайте того, что не в силах сделать. И не позволяйте никому другому снабжать вашего малыша недостоверной информацией. Все ваши ответы должны быть точными, ясными и недвусмысленными, и тогда ребенку ничего не остается делать, как просто усвоить данную информацию. Вот простой пример.Ребенок смотрит в окно или разглядывает картинку и спрашивает вас: «Что это?».Ваш ответ:
• «Мне некогда, потом»
• «Это гав- гав»
Такими ответами вы тратите драгоценное время своего ребенка, обучаете его неправильным понятиям, убиваете желание узнавать новое, учиться.
• «Это собака»
Верно, но не точно.
• «Это собака породы сенбернар»
Только в этом случае вы дадите точный и недвусмысленный ответ и потратите свои 30 секунд наилучшим образом.
Как быть, если вы не знаете ответ. Не бойтесь честно признаться в своем незнании – ваш авторитет от этого не пострадает. Вы всегда можете сказать, что не знаете ответ, но обязательно узнаете и рас-скажите.
Ученый –нейрофизиолог Глен Доман сделал уникальное открытие: «Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и выше будет и его двигательный интеллект.»
На базе МДОАУ «Детский сад №32» работает консультативный центр раннего развития. С детьми, а так же их родителя-ми работает команда высоко квалифицированных педагогов, психолог, учитель-логопед. Наши двери открыты всегда и для всех.
Источник
Играем с детьми раннего возраста!
Часто ли мы играем с нашими маленькими детьми, знаем ли мы игры, которые не только заполняют досуг, приносят радость общения с малышом, но при этом совмещают элементы игры и учения? «Что ты больше всего любишь делать?». На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!». Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательно занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.
Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой выложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, возьмет их в руки, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-нибудь общее, например, цвет и т.д. Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепоточкой). «Молодец Антоша, берет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу».
После того, как горошины собрали в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой. «Ох, вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам куклу!» Сегодня мы рассмотрим с вами игры, упражнения и занятия с малышами.
Правила организации игр Для того, чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры. В раннем возрасте внимание детей неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой – либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5 – 10 минут, иначе малыш утеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приемом пищи. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь маленький ребенок не станет ждать, пока вы найдете ту или иную картинку или сходите в магазин за клеем.
Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их детям в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с малышом аккуратно сложите и уберите игру до следующего урока.
Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно провести в виде веселой игры.
Дидактические игры
Игра «Бабушкин клубочек»
Взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, покатится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»
Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Учимся танцевать»
Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:
Маша любит танцевать, ножкою притопывать. Она любит песни петь, ладошками прихлопывать. Ножкою топ-топ, покружились топ-топ, Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.
Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружится вместе с ребенком.
В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу:
«Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»
Игра «Соберем колечки»
Взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз, два, три» взмахивает палочкой и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, принести колечки. Дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку. Затем игра повторяется снова.
По мере усвоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
Игра «Цыплята и наседка»
Взрослый собирает детей за веревкой, надевает шапочки-маски цыплят на детей, объясняет, что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зернышки.
Дети и взрослый подлезают под веревку, начинают собирать небольшие шарики, по команде взрослого «Большая птица!» дети прячутся в домик.
Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей. Затем роль птицы можно дать активному ребенку.
Игра «Попади в цель»
Учим малыша захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель, удерживая равновесие.
Взрослый показывает ребенку пластмассовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Шарами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзину. При этом показывает, как нужно правильно брат шар пальцами и бросать, целясь в корзину.
Игра «Самолетик—самолет»
Взрослый показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх – вдох, делает поворот в сторону. Произнося «ж – ж – ж», выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д. затем взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:
Самолетик – самолет
Отправляется в полет
Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну.
Разводит руки в стороны ладонями вверх,
Делает повороты вправо,
Влево и выдох.
Встает прямо, опустив руки.
Игра «Бабушкины очки»
Взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: «Бабушка очки надела и внучку Сашеньку (Машеньку) рассмотрела».
Потом предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.
Игра «Вышел пальчик погулять»
Взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, демонстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить позицию пальцев и «протопать» каждым мальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка:
Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ, Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ. Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ, А четвертый только раз — топ, Вот большой спешит по кочкам, Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ. Повторяем наш рассказ!
Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно повторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».
Детей учим положительному эмоциональному отношению к лепке из теста, пластилина: делаем «Крошки для курочки» (учим отщипыванию),«Баранки для матрешки» (раскатываем в колбаски) «Булочки» «Витамины для куклы» ( раскатываем шарики и приплющиваем)
Формируем интерес к рисованию
Занятие «Салютики»Взрослый капает жидко разведенную краску на лист и показывает ребенку, как нужно дуть на пятно, краска разбрызгивается — «Салют!».
Затем взрослый предлагает ребенку самому капнуть краску другого цвета и подуть, радуются, хвалит ребенка.
Занятие «Ягодки для птички»
Нам понадобятся краски, ватные тампончики на палочке, заводная игрушка-птичка.
Взрослый предлагает угостить птичку ягодками, показывает, как рисовать ягодки, примакивая тампончик с краской к бумаге. Говорит, что ягодки вкусные, красные, показывает, что рисовать нужно, заполняя весь лист бумаги, хвалит детей, что они нарисовали много ягод, затем заводит птичку, она бегает по столу, «клюет», взрослый хвалит детей, что они накормили птичку, затем дети прощаются с птичкой, птичка благодарит детей.
Игру можно усложнять, предлагая детям нарисовать зернышки, семечки для курочки, птички с натуры, затем по представлению.
Формирование интереса к аппликации
Занятие «Цветочки»
Взрослый предлагает сделать подарок для мамы: «Подарим ей цветы». Показывает, как нужно отрывать бумагу. Сминать в ладошке, опускать в клейстер, и приклеивать на картон. Затем показывает, как нужно дорисовать стебельки. Любуется работой малыша, вместе дарят маме. Важно, чтобы мама очень эмоционально порадовалась, поблагодарила ребенка.
В такой же технике можно сделать цветной коллаж из фантиков.
Уважаемые родители! Не забывайте хвалить ребенка, и он с удовольствием будет выполнять все ваши задания, радуйтесь результатам вашей работы вместе!
Источник
к которой относятся похлопывание, потряхивание и т. д.
Пример пальчиковой гимнастики-вибрации в песочнице:
Раскатились по дорожке разноцветные горошки.
Птички весело клюют, нам горошка не дают (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).
Педагог поясняет, что на песке появились точки, они похожи на капельки дождя.
Капельки-дождинки упали на травинки.
Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).
На ладошки дети ловят капли эти.
Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (педагог похлопывает пальцами по ладоням ребенка, которые лежат на песке).
Солнечные зайчики у меня в ладошке (похлопываем ладонями по песку).
Поиграю пальцами, покружу немножко (круговыми движениями растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).
Много мы сейчас играли, наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
И играть опять начнем (ладони лежат на песке).
Как сожму я кулачок,
Да поставлю на бочок (ладони лежат на песке, сжимаем кулачки, ставим на ребро)
Кулачками постучу, быстро двигаться хочу.
Раз — кулак, два — кулак.
Я умею быстро так (похлопываем кулачками по песку, ускоряя темп).
Поиграли – отдохните!
Ваши пальчики встряхните (потряхиваем ладонями).
Комплексное коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии, направленное, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой – на оптимизацию двигательной активности ребенка раннего возраста может выглядеть следующим образом:
— чувства на ладошке
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими всех согревало (поглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли (нащупываем в песке игрушки-миниатюры: камешки-марблс).
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи (поглаживаем песок ладонями, собираем камешки).
— отпечатки
Скачут две лягушки – зеленные квакушки.
Комаров они поели, прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками, хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми / разомкнутыми пальцами по песку).
— прятки
Бежит лиса по мостику, метет перила хвостиком.
А навстречу зайчики – маленькие пальчики:
«Ой, боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!» (растираем в разных направлениях и углубляем ладони в песок).
— пересыпание
Роет норку хитрый крот. Он копает огород.
Роет здесь и роет там. В середине, по бокам (набираем песок ладонями и пересыпаем из одного места в другое).
— рисование (рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения).
1,2,3,4,5: буду пальцем рисовать.
Нарисую солнца круг,
Ну, и лучики вокруг.
Солнце лучики роняет
И дорожку согревает.
На солнышке травинки,
Выпрямляют спинки.
Вариантов проведения пальчиковых игр значительное множество и ограничивается только фантазией заинтересованного в результате специалиста. Безусловно, в этом виде деятельности есть свои традиционные и не традиционные формы подачи материала и приемы работы, но каждый специалист привносит свою уникальную лепту, что помогает поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка.
В настоящее время существует множество программ, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка как сухого, так и мокрого (кинетического). Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, а дать ему возможность быть собой.
Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,
МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7; тел.: (4712) 51-14-75,
305048, г. Курск, пр. Дружбы, д. 5, тел.: (4712) 57-20-85
https://www.pmc-kursk.ru
Составитель:
Ефремова Н.А., учитель-дефектолог
Курск 2019
«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию
и активизирует возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике»
К.Г. Юнг
На сегодняшний день существует множество методик, техник, методов и приемов, в том числе инновационных, позволяющих педагогам оказать адресную помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, где психокоррекционная работа играет важнейшую роль.
Песочная терапия – вид арт-педагогики, который включает в себя систему упражнений и игр с песком. Этому методу уже более ста лет, но его применение в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития и по сей день не теряет своей актуальности.
Одним из лучших способов формирования навыков у ребенка является игра, которая стимулирует его активное двигательное и психоречевое развитие.
Пальчиковые игры, организованные с речевым сопровождением, превращаются в маленькие, но познавательные сюжеты. У ребенка, не имеющего возможности активно говорить, руки становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он обозначает образы и сюжеты. Поэтому эффективность пальчиковых игр отмечают как специалисты педагогического и медицинского профиля, так и родительское сообщество.
Но по сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Поэтому, прежде чем проводить данный вид игры, следует знать, что в пальчиковых играх, как и в классическом ручном массаже, существуют основные приемы, их чередование и объем выполнения, что находится в прямой зависимости от состояния мышечного тонуса малыша.
Одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять легко, скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.
Пример пальчиковой гимнастики-поглаживания в песочнице:
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (поглаживаем песок ладонями).
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали (ладони статично лежат на песке).
Как у нашей кошки мягонькие ножки (ладони лежат на песке, поглаживаем рукой по руке),
А на мягких лапках – коготки царапки (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).
Как у нашей мышки ножки-коротышки (ладони лежат на песке поглаживаем рукой по руке).
Ножки мышкины спешат к сырной корке — и назад (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).
Киска с нитками играла, все клубочки размотала (разгребаем песок ребром ладони от себя).
Помоги, дружочек, намотать клубочек (сгребаем песок ребром ладони на себя).
Еще один прием – это растирание. В отличие от поглаживания давление на поверхность кожи усиливается, и рука как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.
Пример пальчиковой гимнастики-растирания в песочнице:
Тишь да гладь, никого не видать (ладони спокойно лежат на песке),
Только легкая волна набежит издалека (поглаживаем песок ладонями).
Ладошками песочек быстро разотру (продольно растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами по поверхности песочницы),
Я среди песочка рыбок поищу.
Рыбка плавает в водице (набираем песок в ладони, перетираем между ладошек с сомкнутыми пальцами),
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).
Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.
Маленькие рыбки плавали в реке (поперечно растираем песок пальцами по поверхности песочницы),
Весело играли там, на глубине (глубоко, поперечными движениями, растираем песок ладонью с разомкнутыми пальцами, постепенно углубляем пальцы в песок).
И сказала рыбка: «Нырять здесь не легко,
Потому что очень-очень глубоко!»
Глубоко на дне речном,
Рак гуляет босиком (набираем песок в ладони, перетираем между ладоней с сомкнутыми пальцами):
Он натер сегодня пятку,
Целый день плясал вприсядку (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).
Важным приемом в любом виде массажа является разминание, при котором происходит смещение и сдавливание мышц.
Пример пальчиковой гимнастики-разминания в песочнице:
Разровняли огород, где много овощей растет (разглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).
В огороде у нас в ряд – восемь длинных гряд (глубоко поглаживаем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).
В руки мы песок берем, по крупинкам перетрем (растираем песок между ладоней с сомкнутыми пальцами).
Наберем песок в ладошки и подержим так немножко (захватываем песок кулачками);
Отпускаем песок, делаем бугорок.
На бугорке я травку рву одной-другой рукой.
Смотрите люди на меня, помощник я какой (поочередно захватываем песок пальцами правой и левой руки: щепотный, пинцетный захват),
Теперь овощи сорвем и в лукошко соберем:
С веток овощи снимаю и в лукошко собираю.
Будет полное лукошко, я пойду с ним по дорожке (поочередными хватательными движениями пальцами левой и правой руки собираем игрушки-миниатюры — овощи, спрятанные в песке).
Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем.
Вот фонарики сияют, нам дорожку освещают (ладони лежат на песке, поочередно сжимаем и разжимаем кулачки).
Не менее важный массажный прием, в том числе и в пальчиковых играх – вибрация,
Источник