Буклет на тему развитие речи ребенка
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
Развитие лексической стороны речи
Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.
Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Формирование грамматического строя речи
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.
Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.
Развитие связной речи детей
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.
Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм.
Это лучшая пора детства!
Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —
НАДО ГОВОРИТЬ!
МДОУ детский сад компенсирующего вида
№26 «Солнышко»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как развивать речь ребёнка дома»
учитель-логопед
Скоропупова Наталья Львовна
г. о. Серпухов
Источник
Дети седьмого года жизни
1) Продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.
2) Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.
3) Речь детей становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
4) Дети способны самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
5) В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
6) Дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
7) Правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы; говорят громко, но в зависимости от ситуации могут говорить тихо и даже шепотом; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуются интонационными средствами выразительности.
Однако нужно учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ.
Норма – это среднестатистический показатель.
МБ ДОУ «Детский сад № 29»
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Подготовила:
учитель-логопед
В. В. Вайзер
Дети третьего года жизни
1) Появляются родительный падеж, дательный, творительный и предложный.
2) Фразы становятся многословными.
3) Появляются соединительные союзы и местоимения.
4) Дети часто задают вопрос: «Что это?»
5) С удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки, рассказы.
6) Часто дети говорят о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идёт гулять».
7) Дети часто переставляют слоги в словах, заменяют их, пропускают.
8) Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении.
9) Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи, но чаще всего ещё не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч и сонорные Л, Р.
10) Речь ещё недостаточно отчётлива, как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН).
11) Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА) или звуками Т-Д (шуба – ТЮБА).
Дети четвёртого года жизни
1) В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.
2) Классифицирует предметы, объединяет их в группы (посуда, одежда, овощи…).
3) Может неправильно употребляться ударение.
4) Допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.
5) Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые испытывают трудности с шипящими (Ш, Ж,) или сонорными (Р, Л,).
6) Может произносить звук то правильно, то неправильно.
7) По мере появления новых звуков ребёнок ими может заменять другие звуки (например, С на Ш, З на Ж, Л на Р).
8) Твёрдые согласные не должны смягчаться.
9) Хорошо понимает обращённую речь.
Дети пятого года жизни
1) Усваиваются цвета, числа (пересчёт).
2) К 5 годам начинает определять время по часам.
3) Овладевает падежами (родительный – дательный – творительный – предложный).
4) Появляются глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
5) Словотворчество.
6) Сочиняет и рассказывает сказки.
7) Исчезает смягчение согласных.
8) Реже пропускает звуки и слоги.
9) Учится выговаривать многосложные слова.
10) Точно воспроизводит слоговую структуру.
11) Определённая трудность – слова с большим количеством согласных звуков.
12) Речевой выдох стал длиннее.
13) Рифмует слова.
14) Речь насыщается прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами.
15) Всё чаще пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, обобщающими понятиями (одежда, обувь…).
Дети шестого года жизни
1) Может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове.
2) Активно пользуется обобщающими понятиями.
3) Доступно произношение слов сложной слоговой структуры.
4) Не допускает замен, пропусков и перестановок слогов.
5) Звук Р может заменяться на Л, либо произносится смычкой корня языка и мягкого нёба (велярный Р).
6) Могут быть не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.
7) Всё чаще пользуется простыми распространёнными предложениями, сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
8) Увеличивается объём сложных предложений.
9) При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.
10) Растёт количество слов в предложении (5-6).
11) Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.
12) Знакомится с буквами (но не учится читать!); учится соотносить звук и букву.
13) Учится складывать слоги из букв и читать их.
Источник
Развиваем речь, играя!
(Для детей от 5 до 6 лет)
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!!!
Воспитатель старшей группы №3 МБДОУ д/с №1 «Малыш»
Матвиенко Л.В.
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
« Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
«Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — …
тарелка, ваза, чашка — …
лист, трава, крокодил — …
«Подбери словечко»
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно).
«Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
«МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК»
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психо — эмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Уважаемые родители, «поиграем с ручками»
вместе с детьми»!
Массаж биологически активных точек (бат), которые находятся на кончиках пальцев.
Для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтем одной руки между указательным и большим пальцем другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать по часовой стрелке (30 раз) увеличивая силу нажима, затем против часовой стрелки (30 раз), ослабляя силу нажима. Таким образом, массируем все пальцы правой и левой руки. На каждый палец затрачиваем по 1 минуте, на все пальцы 10 минут. Этот массаж выполняется строго 30 дней подряд, так как за это время формируется нервный импульс, если пропустили один день, то массаж начинается сначала.
Массаж с помощью различных предметов.
• работа с мячиком с шипами, орехом, шишкой;
• прокатывание между ладонями ребристого карандаша, бигуди витые, бигуди ворсистые (вертикально);
• прокатывание пальцев руки по ребристой поверхности;
• работа с наждачной бумагой.
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.
Ребенку важно уметь:
*определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
* делить слова на слоги;
* различать твердые и мягкие согласные;
* различать гласные и согласные звуки;
* различать слова, похожие по звучанию;
* различать слова, отличающиеся одним звуком;
* находить слова, в которых нет заданного звука;
* осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.
2. Формирование правильного звукопроизношения.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
3. Развитие моторики и графических навыков (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д., игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).
4. Развитие звуко-буквенного анализа.
Ребенка надо научить:
— устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
— понимать смыслоразличительную роль буквы.
5. Развитие словаря.
Формировать умения:
* определять количество и последовательность слов в предложении;
* составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
* пересказать текст;
* рассказать сказку.
6. Обучение чтению.
Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
Список литературы для детей 5-6 лет
- — читать детям нужно каждый день;
- — если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:
1) Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).
2) Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
Карика и Вали».
3) Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».
4) Андрей Усчев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».
5) Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
6) Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.
7) Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».
8) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».
9) Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).
10) Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.
11) Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».
12) Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».
13) Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».
14) Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».
15) Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».
16) Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».
17) Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».
18) Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».
19) Туве Янсон. Все о Муми-троллях.
20) Дмитрий Емец «Приключения домовят».
21) Сергей Михалков «Праздник непослушания».
Рекомендации родителям
- Верьте в силы ребенка!
- Обучайте в игре!
- Умейте выслушать ребенка.
- Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
— посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
— в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.
— обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
— привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!
Источник
На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми.
Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи. Их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными — ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.
Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка, в первую очередь потому, что родители отвлечены от общения со своими
детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения р раннем возрасте,
общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность подражанию – это благоприятный фактор для развития активной речи.
Заметно увеличивается словарный запас, ребенок использует в общении почти все части речи, понимает значение простых предлогов и формы множественного числа , овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.
Дыхательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом: например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.
Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребенка.
Рекомендации по накоплению и расширению словаря:
- Общее правило – чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
- Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
- Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
- Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
- Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
- Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
- Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
- Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
- Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
- Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Играйте с ребёнком в разные игры.
Это полезно, нужно и интересно…
Речевые центры находятся у нас на кончиках пальцев, поэтому полезны и доступны следующие упражнения:
1. Рисование на манке. Нужно: поднос, манка(тонкий слой). Ребенок пальцем рисует что хочет. Можно рисовать предметы, буквы, цифры, фигуры (развивается мелкая моторика пальцев рук).
2. Разбери крупу. Нужно: несколько видов круп (фасоль, горох, гречка и др.) в общей тарелке. Рассортировать по разным блюдцам (развивается мелкая моторика пальцев рук).
3. Рисование крупой. Нужно картонку намазать слоем пластилина (2-3 мм.). вместе с ребенком выложить любые узоры, картинки (развивается мелкая моторика пальцев рук).
4. Лепка из теста. Не прогоняйте ребенка, когда занимаетесь с тестом, дайте полепить, раскатать его. Испеките изделие ребенка. Ребенку важно видеть результат своего труда.
5. Игры с водой. Нет ничего интереснее для ребенка, чем игры с водой. Они его увлекают, успокаивают, развивают. Нужно: емкость с водой и плавающий предмет. Ребенок дует на предмет и следит за его движением (развивается речевое дыхание).
Нужно: несколько разных емкостей (стакан, бокал, емкость с водой, ложка). Ребенок ложкой переливает воду из одной емкости в другую (развивается координа
Желаем успехов, внимания и терпения!
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
(МАДОУ Детский сад «Теремок»)
Особенности развития речи детей
раннего возраста
Разработали:
Ляшенко О.Н.
г. Лабытнанги, 2016
Источник