Бородич методика развития речи ребенка 1981

Бородич методика развития речи ребенка 1981 thumbnail

Бородич методика развития речи ребенка 1981

Одна из самых рекомендуемых работ, которую родителям стоит изучить по теме речевого развития, – книга «Методика развития речи детей» Алисы Бородич. Она была написана еще в начале 70-х годов прошлого века, но и сейчас это исследование не потеряло своей актуальности и высоко ценится логопедами и педагогами из разных точек мира.

Этапы становления речи ребенка

Бородич выделяет три этапа становления речиБородич выделяет три этапа становления речи

Научно-методическая работа кандидата педагогических наук Алисы Бородич направлена на совершенствование речи дошкольников на ранних стадиях их развития. Формирование правильного звукового произношения как составляющей грамотной, связной речи – цель автора.

Специалист выделяет следующие возрастные этапы формирования навыка говорения:

Подготовительный

От 3-х месяцев. В этот период малыш осваивает и «гукание», и лепет как реакцию на звуковые сигналы от родителей.

Если ответ от грудничка отсутствует, родителям стоит проконсультироваться со специалистом.

Владение слогами и словами

1 – 1, 7 лет.  К этому времени ребенок складывает воедино слоги и знает уже около 10 элементарных слов с идентичными слогами.

Усвоение новых слов происходит в три этапа:

  1. Понимание значения слова;
  2. Повтор слова и появляющийся при этом ассоциативный ряд;
  3. Употребление слова в вопросе, повествовании, утверждении, просьбе – в обиходе.

Произношение двусоставных предложений

С 1 года и 7 месяцев. Если до этого слово являлось целым предложением, то теперь ребенок может связывать его с другими словами, добавлять описание или действие, побуждение и т.д. В 2 года лексикон малыша значительно расширится в связи с увеличением потребностей и общим речевым развитием. Теперь слова – его главный инструмент выживания.

В дошкольном возрасте речь применяется для того, чтобы адаптироваться к той или иной ситуации, транслировать ее или решить какую-то задачу.

Более связными предложения становятся чуть позже, когда необходимость познания мира потребует все больше речевых ресурсов.

Правильная среда

Формирование речи у ребенка во многом зависит от его родителейФормирование речи у ребенка во многом зависит от речевого поведения его родителей

Разъяснив возрастные разграничения, Бородич акцентирует внимание на речевой среде вокруг малыша, которую создают, в первую очередь, сами родители. В связи с этим, требования ко взрослым в этом случае самые высокие. Каждый пункт говорит о том, что речь родителя – эталон для ребенка.

Итак, речь взрослых должна быть:

  • содержательной и конструктивной;
  • правильной, чистой, ясной и грамотной;
  • доходчивой, доступной.

Помимо научных исследований, новейших технологий Бородич приводит анализ методик, которые передаются из поколения в поколение. Далеко не всегда и не все родители имели под рукой логопедический справочник, они воспитывали своих детей, исходя из собственного опыта и опыта предыдущих поколений.

Среди них приемы лучших педагогов прошлых лет и современности. Например, применение наглядных материалов – иллюстраций, видео и аудио, словесных и практических методик.

Но вернемся к дошкольникам и их небезупречной речи. Автор пособия рассматривает перечень задач для речевого развития детей, которым предстоит пойти в первый класс.

Увеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, постижение правил устной речи и освоение навыков рассказывания, побуждение интереса к чтению - одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школыУвеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, навыков рассказывания, постижение правил устной речи и побуждение интереса к чтению — одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школы

Расширение лексикона

На успешность решения этой задачи влияет окружение ребенка и то количество словарных единиц, которые употребляют в речи взрослые вокруг него.

Базовые принципы грамматики и их понимание

Правильное построение слов и предложений не возникает из пустоты, над этим нужно усердно работать. Один из популярных и действенных приемов – практиковаться в словообразовании с помощью наводящих вопросов. «Кому ты отдашь свою игрушку?». Ответ требует дательного падежа, соответствующего окончания и места в предложении.

Читайте также:  Роль родного языка и речи в развитии ребенка дошкольного возраста

Восприятие звуковой структуры языка

Усвоение фонетического устройства слова, постановка правильного ударения, использование верной интонации – все это достигается путем подражания.

Формирование разговорной речи

Здесь подразумевается не набор жаргонных слов, а умение разговаривать с собеседником, участвовать в диалоге, задавать вопросы и отвечать на них, соблюдая правила приличия в ходе общения.

Умение рассказывать

Уметь вести монолог тоже непростое искусство. Но уже будучи дошкольником, ребенок должен уметь повествовать, используя при этом свой активный лексический запас и выстраивая грамотную цепочку предложений. Здесь будут полезны пересказы небольших текстов, придумывание коротких рассказов, аудиальное восприятие текстов без визуального сопровождения.

Пробуждение интереса к произведениям художественной литературы

Чтение малышам на ночь, совместное заучивание стихов, прослушивание аудиосказок и даже аудиоспектаклей с последующим обсуждением сюжета и главных героев — все это поможет привить любовь ребенку к чтению и литературе, показать ему, какой силой может обладать слово.

В финале нашего обзора оставляем видео о нормах речевого развития, чтобы у вас, дорогие родители, было понимание, чего ожидать от ребенка, от развития его речевого навыка и к чему нужно стремиться.

Заключение

Методика развития речи детей Алисы Бородич написана научным языком, так как она предназначена для специалистов и студентов вузов. Но и родители, которые не являются профессионалами в этой сфере, смогут понять и взять на вооружение основные идеи автора и следовать ее советам.

Источник

Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Дошкольная педагогика и психология.

Учебное пособие создано в соответствии с программой `Методика развития речи детей в детском саду` для педагогических институтов. В нем рассматриваются все основные вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста, особенно широко освящаются методика развития связной речи и методика формирования звуковой культуры речи детей, а также организация работы по развитию речи в дошкольных учреждениях.  

№ПродавецОписаниеСостояниеФотоКупить по цене1 BS-vishera
Новгородская обл.М Просвещение 1981г. 255 с. ил. Твердый переплет, Увеличенный формат.Состояние: Хорошее. Печать детского сада.Купить за 50 руб.2 BS-oleg-spb
Санкт-Петербург.М. Просвещение 1981г. 256 c., илл. Твердый переплет, Обычный формат.Состояние: хорошее, штампы, след кармана, обложка немного потерта и загрязнена, подчеркивания в тексте, на форзаце подпись владельцаКупить за 70 руб.3 BS-Proteje
Молдова. Тирасполь.М. Просвещение 1974г. 240 с. твердый переплет, обычный формат.Состояние: Cм. фото (обложка может быть слегка запылена, возможно наличие библиотечных штампов). ВЕС книги =360г.
фотоКупить за 99 руб.4 BS-Malik-Kazan
Казань.М., Просвещение, 1981г. 255 с.,ил. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Очень хорошееКупить за 100 руб.5 BS-DOBRO
Уфа.М. Просвещение 1981г. 255 с.+ 4 цв.вкл. твердый переплет, немного увеличенный формат.Состояние: хорошееКупить за 100 руб.6 BS-DOBRO
Уфа.М. Просвещение 1981г. 255 с.+ 4 цв.вкл. твердый переплет, немного увеличенный формат.Состояние: хорошееКупить за 100 руб.7 BS-donka
Воронеж.М. Просвещение. 1981г. 256с. Твердый переплет, 15 х 22 формат.Состояние: Отличное.Купить за 100 руб.8 BS-Yuraum
Самарская обл. г.Сызрань.М. Просвещение 1981г. 256с.,ил. Твердый переплет, Увелич формат.Состояние: Хорошее,потертость,влад.подпись.Купить за 100 руб.9 BS-Yuraum
Самарская обл. г.Сызрань.М. Просвещение 1974г. 288с.,ил.+8цв.вкл. Твердый переплет, Увелич формат.Состояние: Хорошее.Купить за 100 руб.10 BS-Galla
Нижегородская обл.М., Просвещение, 1981г. 255с., илл., твердый переплет, чуть увеличенный формат,.Состояние: хорошее,Купить за 100 руб.11 BS-Смолин_М.
Челябинск.М. Просвещение 1981г. 255 с. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Хорошее, потерт переплет.Купить за 100 руб.12 BS-Koba75
Таганрог.М., Просвещение, 1981г. 255 с.,ил. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: хорошее.Купить за 100 руб.13 BS-DOBRO
Уфа.М. Просвещение 1981г. 255 с., илл. твердый переплет, немного увеличенный формат.Состояние: очень хорошееКупить за 120 руб.14 BS-SergV
Москва.М. Просвещение 1981г. 255 с., вклейки Твердый переплет, Чуть увеличенный формат.Состояние: Твердо хорошее, каляка и владельческая подпись на титуле, вклейки на местеКупить за 130 руб.15 BS-Selvi
Воронеж.М. Просвещение 1974г. 288с. Твердый переплет, Обычный формат.Состояние: хорошее, надпись на титуле и обрезе.
1
– 2
– 3
Читайте также:  Развитие речи у ребенка бесплатная методика
Купить за 150 руб.16 BS-CandyCatty
Санкт-Петербург.М. Просвещение 1981г. 255 с., ил. Твердый переплет, Обычный формат.Состояние: Отличное-хорошееКупить за 150 руб.17 BS-Yuraum
Самарская обл. г.Сызрань.М. Просвещение 1981г. 256с.,ил. Твердый переплет, Увелич формат.Состояние: Ближе к Отличному,штамп.Купить за 150 руб.18 BS-Barvinok
Украина, Одесса.М. Просвещение 1981г. 255 с., илл. твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: хорошееКупить за 200 руб.19 BS-KoshaKot
Санкт-Петербург.Москва Просвещение 1974г. 288 с. твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Хорошее. Владельческая подписьКупить за 200 руб.20 BS-rahu2011
Саратов.М., Просвещение, 1981г. 255 с.,ил. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Ближе к отличному (нечитанный экземпляр). ТИРАЖ: 390 000 экз.
ФотоКупить за 200 руб.21 BS-Pepis
Магнитогорск. М.: Просвещение 1981г. твердый переплет, слегка увеличенный формат.Состояние: отличное (экземпляр не читан)Купить за 250 руб.22 BS-Orlik
Петрозаводск.М Просвещение 1981г. 255с тверд переплет, слегка увеличенный формат.Состояние: хор.Купить за 250 руб.23 BS-selenga
Улан-Удэ.М. Просвещение. 1981г. 256 с. Твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: ХорошееКупить за 300 руб. С доставкой24 BS-VASILISA
Челябинск.Москва. Просвещение. 1981 г. 260 страниц. Твердый переплет, Обычный формат.Состояние: Отличное.Купить за 400 руб.

Copyright © 1999 — 2020,
Ведущий и K°. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Источник

Методика развития речи детей, написанная А. М. Бородич в 1981 году вобрала в себя бесценные материалы, на которые опираются педагоги дошкольных учреждений.

Книга Алисы Михайловны Бородич - Развитие речи детейГрамотная, правильная и многообразная речь у детей дошкольного возраста, к сожалению, явление очень редкое. От её развития напрямую зависит и качество мышления, и полноценное познание окружающего мира, и возможность свободно рассуждать на родном языке. Сознательные родители это понимают и всеми способами стараются работать над речью ребёнка, ищут действенные и доступные методики, знакомятся с трудами великих педагогов.

Одной из полезнейших книг, которую стоит изучить по данной теме, является «Методика развития речи детей». Написанная Алисой Михайловной Бородич ещё в 1981 году, она вобрала в себя бесценные материалы, на которые и по сей день опираются педагоги дошкольных учреждений.

В данном пособии рассмотрены все ключевые вопросы и проблемы, связанные с совершенствованием речи у детей дошкольного возраста, особое внимание уделено развитию связной речи и методике формирования её звуковой культуры. И это не случайно, ведь именно в дошкольном возрасте ребята наиболее восприимчивы к освоению языка и его закономерностей.

О возрастных особенностях развития речи

Подготовительный этап формирования речи малыша начинается ещё в 3-месячном возрасте, когда тот гукает, а потом лепечет. Эти ответные голосовые реакции на эмоциональное общение с родителями уже контролируются слухом грудничка, и, в случае их отсутствия, взрослым следует насторожиться и проконсультироваться со специалистами.

Читайте также:  Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребенка

К году появляются слитно произнесённые слоги и около 10 простых слов. И родителям, и воспитателям дошкольных учреждений автор предлагает изучение слова в три этапа:

  • уяснение значения слова;
  • произвольный повтор его при восприятии предмета;
  • употребление слова – с помощью вопросов («Где матрёшка?»), игр («Кинь маме мяч»), поручений («Давай соберём все кубики в корзину»).

Вплоть до 1,5–1,7 лет слово будет для ребёнка равнозначно целому предложению. Ближе к 1 году и 10-11 месяцам появляются первые двухсловные фразы. С этого момента темпы развития речи заметно увеличатся, и к 2 годам она будет основным средством общения малыша.

В раннем дошкольном возрасте речь детей носит ситуативный характер, она богата жестами и мимикой и понятна лишь в конкретной ситуации. Связной она станет позже, когда усложнение познавательной деятельности крохи вынудит его высказываться яснее и понятнее.

Правильная среда

Говоря о возрастных нормах и этапах становления языка речи у детей, Бородич предъявляет и к речи взрослых, окружающих ребёнка строгие требования. Являясь эталоном для малышей, она должна быть:

  • содержательной (о чём и сколько сообщает);
  • правильной (чистое звукопроизношение, чёткая дикция, грамматическое построение);
  • доходчивой (иметь возрастную и педагогическую направленность).

Дети, рождаясь, получают «готовый язык». Задача родителей и воспитателей – активно приобщать ребёнка к освоению норм речи, руководить и контролировать его языковое развитие.

Методы, передаваемые из поколения в поколение

[ads1]

Люди, не обладающие методической теорией, уверена Алиса Михайловна, воспитывают детей вслепую на основе лишь своих предположений. В своей методике она подробно описывает основные педагогические методы и приёмы, выработанные целыми поколениями лучших педагогов.

Среди них выделяются наглядные (иллюстрации, картинки, диафильмы и др.), словесные (пересказ, беседа, чтение книг, заучивание стихотворений) и практические (игры, инсценировки, дидактические упражнения).

Кроме этого, автор методики выделяет ряд задач развития речи у детей дошкольного возраста:

Увеличение словарного запаса

Зависит от разнообразия слов, которые употребляют взрослые, и собственных ориентировок ребёнка.

Понимание грамматического строя речи

Грамматически правильная речь не появляется сама собой. Она вырабатывается по мере того, как часто воспитатели и родители практикуют малыша в словообразовании при помощи общения и игр. Например, «Подумай, чего недостаёт?» — склонение слов в родительном падеже; «Я начну, а ты продолжишь!» — употребление распространённых предложений.

Восприятие звуковой культуры языка

Усваивание основных правил фонетики и орфоэпии (постановка ударения в словах, произношение, интонационная палитра) происходит у детей путём подражания.

Формирование разговорной речи

Имеется в виду умение вести диалог – слушать и понимать взрослых, поддерживать разговор, правильно вести себя во время беседы.

Обучение рассказыванию

В процессе монолога выявляется запас слов дошкольника, умение строить предложения. Реализуется данная задача в пересказах, составлении собственных простейших рассказов, прослушивании текстов без сопровождающейся наглядности.

Приобщение к художественной литературе

Уже в дошкольном возрасте необходимо прививать деткам любовь к чтению. Малыши могут запоминать и читать наизусть простые произведения, слушать и понимать доступные сказки и рассказы, высказывать суждения о главных героях.

Первые шаги к обучению грамоте

Сюда входит звуковой анализ слова, составление предложений и их членение на слова. Данная работа проводится с детьми 6 лет.

Методика, описанная в книге, подаётся научным языком, ведь она создана в первую очередь для студентов педагогических ВУЗов. Однако и неподготовленным родителям будут вполне понятны и полезны основные идеи автора.

Источник