Бородич методика развития речи ребенка
Одна из самых рекомендуемых работ, которую родителям стоит изучить по теме речевого развития, – книга «Методика развития речи детей» Алисы Бородич. Она была написана еще в начале 70-х годов прошлого века, но и сейчас это исследование не потеряло своей актуальности и высоко ценится логопедами и педагогами из разных точек мира.
Этапы становления речи ребенка
Бородич выделяет три этапа становления речи
Научно-методическая работа кандидата педагогических наук Алисы Бородич направлена на совершенствование речи дошкольников на ранних стадиях их развития. Формирование правильного звукового произношения как составляющей грамотной, связной речи – цель автора.
Специалист выделяет следующие возрастные этапы формирования навыка говорения:
Подготовительный
От 3-х месяцев. В этот период малыш осваивает и «гукание», и лепет как реакцию на звуковые сигналы от родителей.
Если ответ от грудничка отсутствует, родителям стоит проконсультироваться со специалистом.
Владение слогами и словами
1 – 1, 7 лет. К этому времени ребенок складывает воедино слоги и знает уже около 10 элементарных слов с идентичными слогами.
Усвоение новых слов происходит в три этапа:
- Понимание значения слова;
- Повтор слова и появляющийся при этом ассоциативный ряд;
- Употребление слова в вопросе, повествовании, утверждении, просьбе – в обиходе.
Произношение двусоставных предложений
С 1 года и 7 месяцев. Если до этого слово являлось целым предложением, то теперь ребенок может связывать его с другими словами, добавлять описание или действие, побуждение и т.д. В 2 года лексикон малыша значительно расширится в связи с увеличением потребностей и общим речевым развитием. Теперь слова – его главный инструмент выживания.
В дошкольном возрасте речь применяется для того, чтобы адаптироваться к той или иной ситуации, транслировать ее или решить какую-то задачу.
Более связными предложения становятся чуть позже, когда необходимость познания мира потребует все больше речевых ресурсов.
Правильная среда
Формирование речи у ребенка во многом зависит от речевого поведения его родителей
Разъяснив возрастные разграничения, Бородич акцентирует внимание на речевой среде вокруг малыша, которую создают, в первую очередь, сами родители. В связи с этим, требования ко взрослым в этом случае самые высокие. Каждый пункт говорит о том, что речь родителя – эталон для ребенка.
Итак, речь взрослых должна быть:
- содержательной и конструктивной;
- правильной, чистой, ясной и грамотной;
- доходчивой, доступной.
Помимо научных исследований, новейших технологий Бородич приводит анализ методик, которые передаются из поколения в поколение. Далеко не всегда и не все родители имели под рукой логопедический справочник, они воспитывали своих детей, исходя из собственного опыта и опыта предыдущих поколений.
Среди них приемы лучших педагогов прошлых лет и современности. Например, применение наглядных материалов – иллюстраций, видео и аудио, словесных и практических методик.
Но вернемся к дошкольникам и их небезупречной речи. Автор пособия рассматривает перечень задач для речевого развития детей, которым предстоит пойти в первый класс.
Увеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, навыков рассказывания, постижение правил устной речи и побуждение интереса к чтению — одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школы
Расширение лексикона
На успешность решения этой задачи влияет окружение ребенка и то количество словарных единиц, которые употребляют в речи взрослые вокруг него.
Базовые принципы грамматики и их понимание
Правильное построение слов и предложений не возникает из пустоты, над этим нужно усердно работать. Один из популярных и действенных приемов – практиковаться в словообразовании с помощью наводящих вопросов. «Кому ты отдашь свою игрушку?». Ответ требует дательного падежа, соответствующего окончания и места в предложении.
Восприятие звуковой структуры языка
Усвоение фонетического устройства слова, постановка правильного ударения, использование верной интонации – все это достигается путем подражания.
Формирование разговорной речи
Здесь подразумевается не набор жаргонных слов, а умение разговаривать с собеседником, участвовать в диалоге, задавать вопросы и отвечать на них, соблюдая правила приличия в ходе общения.
Умение рассказывать
Уметь вести монолог тоже непростое искусство. Но уже будучи дошкольником, ребенок должен уметь повествовать, используя при этом свой активный лексический запас и выстраивая грамотную цепочку предложений. Здесь будут полезны пересказы небольших текстов, придумывание коротких рассказов, аудиальное восприятие текстов без визуального сопровождения.
Пробуждение интереса к произведениям художественной литературы
Чтение малышам на ночь, совместное заучивание стихов, прослушивание аудиосказок и даже аудиоспектаклей с последующим обсуждением сюжета и главных героев — все это поможет привить любовь ребенку к чтению и литературе, показать ему, какой силой может обладать слово.
В финале нашего обзора оставляем видео о нормах речевого развития, чтобы у вас, дорогие родители, было понимание, чего ожидать от ребенка, от развития его речевого навыка и к чему нужно стремиться.
Заключение
Методика развития речи детей Алисы Бородич написана научным языком, так как она предназначена для специалистов и студентов вузов. Но и родители, которые не являются профессионалами в этой сфере, смогут понять и взять на вооружение основные идеи автора и следовать ее советам.
Источник
Аннотация книг. Методика развития речи.
Аннотация книги: А.М. Бородич
«Методика развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Методика обучения детей русскому языку – это отрасль педагогической науки. Методика развития речи – это педагогическая наука, которая изучает педагогическую деятельность, направленную на формирование речи у детей дошкольного возраста. Эта методика, как и другие методики изучает:
— чему учить;
— как учить;
— почему именно так учить.
Методика нужна для установления ряд твёрдых норм, например: необходимость специальных приёмов обучения рассказыванию, определённая структура занятия по чтению и заучиванию стихотворений. Методическая теория, развивается в единстве с методической практикой. Воспитатель, не знающий теории, даст не правильное воспитание детям, используя только свои навыки и опыт других. Речь – важнейшее средство развития личности ребёнка, и воспитатель, не знающий теорию методики, введёт ребёнка в заблуждение.
Е.И. Тихеева указывала, что «родной язык», его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания.
Задачи развития речи
Первым звеном в системе образования, является детский сад. Поэтому одна из главных задач детского сады – развитие устной речи детей, освоение языка, его грамматического строя.
Разделяют 7 основных задач развития речи детей:
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной речи (диалогической).
5. Обучение рассказыванию (монологической речи).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка к обучению грамоте.
Большинство задач решается в возрастных группа детского сада.
Методы и приёмы развития речи.
Существует несколько групп методов.
Наглядные методы – осмотр помещения, экскурсия, рассматривание предметов, картин или фотографий, игрушек, с последующим их описанием.
Словесные методы – чтение, заучивание наизусть, пересказ.
Практический метод – дидактические игры, игра – драматизация, настольная инсценировка
Приём – это элемент метода.
Речевой образец – правильная речевая деятельность воспитателя. Образец для повторения.
Повторение – неоднократное использование речевого элемента (слова, фразы, звука).
Объяснение – раскрытие воспитателем какого-либо образа действия.
Указания – разъяснение, как надо правильно действовать для достижения результата.
Словесное упражнение – многократное повторение какого-либо речевого упражнения.
Оценка детской речи – мотивированное суждение об ответе ребёнка.
Вопрос – обращение, требующее ответа.
Наглядные приёмы – картинки, игрушки, движения.
Рекомендуем посмотреть:
Рассказывание в детском саду
Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ
Методическая работа в детском саду
Обучение пересказу детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Педагогическая деятельность Сухомлинского
Система воспитания Сухомлинского
Сухомлинский о воспитании и обучении детей
Педагогические взгляды Сухомлинского
Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Вера Терскова
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2)
5. Обучение монологической речи.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Пересказ в детском саду подробный или близкий к тексту.Но возможны и такие варианты: пересказ с изменением лица рассказчика (не от1-го, а от 3-го лица и наоборот, пересказ фрагментов, пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п., инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми – «актерами»).
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описанию присуща своя структура, композиция, название предмета, признаки и взаимосвязь частей.
И в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. В старших группах такие занятия проводятся реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, весы, плита, грузовая машина).Дети могут описывать не одну игрушку, а композицию из 2 – 3 предметов, указывая их расположение на столе, сравнивая их по элементам. Также можно предложить комплекты (стиральный набор, гараж с машинами ит. д.)
Разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный. В детском саду учат составлять описание 2-х предметов с контрастными признаками, сравнивая их однозначные признаки сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме (Мне купили две куклы: одна Маша, другая Соня. Маша сделана из пластмассы, а Соня из резины, Маша пониже ростом, а Соня повыше, на Маше надета зеленая юбочка, а на Соне брюки серого цвета).
Объяснительный – это рассказ с элементами рассуждения, доказательства. Например ребенок может объяснить товарищу как использовать тот или иной предмет, как играть в какую-либо игру.
Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем или с самим собой.
Приемы подготовительной работы: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д.
Различают три категории сюжетных рассказов: рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа, рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа, рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале). Последний – это творческий рассказ. В практике работы вполне допустимо известное смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.
К рассказам по восприятию относятся: рассказы по картине, натюрморту, по серии картин, по рисункам и аппликациям детей, по фотографиям. Рассказ состоит из начала, главной части и конца. Пониманию картины помогает небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предварительного рассматривания. Вводная часть бывает свернутой, если картина знакомая или простая. Воспитатель предлагает детям вначале, как бы отталкиваясь от названия картины, сказать, о ком она. Потом сказать, когда происходит действие и почему они думают, что это например зима. И, наконец, следуют рассказы о том, что делают герои (частичные образцы). Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа. (С чего бы та начал? О чем главном тебе хочется рассказать).
Приемы обучения рассказыванию:
1) образец рассказа педагога (его могут повторить 1-2 ребенка);
2) разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания;
3) воспроизведение плана детьми;
4) коллективный разбор плана (чтобы показать возможное разнообразие содержания их будущих рассказов);
5) коллективное составление рассказа (на первых порах);
6) составление рассказа по частям;
7) окончание детьми рассказа начатого воспитателем (по плану, а затем и без него);
8) подсказ вариантов;
9) оценка (иногда можно привлечь детей);
10) вопросы задаются редко, чтобы не нарушать связность рассказа.
Можно выбрать интересные дид. игры, в которых закрепляется умение описывать наглядный материал (игры типа загадок «Что за зверь?», «Отгадай, кто это?», «Почта», «Магазин»).
Рассказывание по памяти (на темы из коллективного или индивидуального опыта) требует произвольной памяти. Самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Праздник урожая», «любимая игрушка», «Мое домашнее животное», «Комната, где я живу». Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном и пережитом, в играх, рисунках.Затем темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день, любимую книжку). В подготовительной к школе группе полезны темы этического характера «Мой друг», «Хороший поступок моего товарища», «Научился сом – научи другого» и т. д. В подготовительной группе находят место и темы более общего характера,требующие обобщения опыта моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям, Можно составить письмо.Поводы для написания письма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему, уехавшему, установить переписку с детьми из другого детского сада, с солдатом. Коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения, фразы.
Творческий рассказы отличны от предыдущих, так как строятся на иной психологической основе – детском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его преобразование. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других,а затем творчески синтезировать новые явления: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (могло ли так быть). Рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему, замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно. Наиболее легкий для детей прием – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои. Завершение детьми рассказа начатого воспитателем (придумывание конца, также хороший прием.
Обучение детей творческому рассказыванию хорошо раскрыто в пособии Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»
Обучение монологической речиведется в детском саду следующим образом:
— в средней группе учат пересказывать рассказы и сказки, а также описывать предметы,
— в старшей группе – описывать предметы в сравнении, рассказывать о србытиях и фактах из своего опыта, составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном, так и с элементами творчества (по сюжетной картинке, третий квартал,
— в подготовительной группе закрепляется все, совершенствуется выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность. В третьем квартале приступают к наиболее трудному разделу программы – придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем.
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте
В повседневной жизни рекомендуется использовать такой прием,как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней, показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика,например: «Телевизор», «Радио» (роли дикторов, «Телефон» (собеседники, «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на землю, «Детский сад», «Школа», «День рождения». Умение рассказывать закрепляется в играх- драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми.
Литература
А. М. Бородич «Методика развития речи детей»
Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»
Источник
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >> Предмет методики развития речи детейСущность методики и ее методологическая основа Становление методики развития речи детей как наукиСтановление методики развития речи детей как науки Задачи, содержание и методы работы по развитию речиЗадачи развития речи Методика развития связной речиРазвитие функций и форм речевого общения Методика развития словаряМетодика развития словаря Методика формирования грамматического строя речиЗадачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи Воспитание звуковой культуры речиВоспитание звуковой культуры речи Методика работы с книгой в детском садуЗадачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой Подготовка детей к усвоению грамотыПодготовка детей к усвоению грамоты Примерные конспекты занятийЗанятие на составление предложений из двух слов (без предлогов) Планирование и учет работы по развитию речиЗначение и виды планирования работы по развитию речи Методическое руководство работой по развитию речи детей в дошкольных учрежденияхРоль заведующей в организации работы по развитию речи детей Преподавание курса «методика развития речи и ознакомления детей с окружающим» в дошкольных педагогических училищахПрограмма педагогических училищ по методике развития речи Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
Когда снятся вещие сны?Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся… Прочитать полностью >> Почему снятся ушедшие из жизни люди?Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений… Прочитать полностью >> Если приснился плохой сон…Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро… Прочитать полностью >>
| Гороскоп совместимостиВыбор имени по святцам
читать далее >> Календарь именин
читать далее >>
Психология совместной жизни
читать далее >>
читать далее >> Рецепты ухода за собой
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя. прочитать полностью >> Совместимость имен в браке
Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит? прочитать полностью >> Искусство тонкой маскировки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться! прочитать полностью >>
прочитать полностью >> О серебреСеребро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия. читать далее >> О красотеВсе женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу. читать далее >>
Стильно и недорого — как?Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам. читать статью полностью >> Как работает оберег?
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом. прочитать полностью >> Камни-талисманы
Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана. Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии. прочитать полностью >> |
Источник