Бланк индивидуальной карты психологического развития ребенка
КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Фамилия_____________________ Имя_______________ Отчество_______________
Класс ___________ Классный руководитель__________________________________
Дата рождения ______________ Домашний адрес_____________________________
Состав семьи:____________________________________________________________
Мать___________________________________________________________________
Ф.И.О., телефон
___________________________________________________________________
Место работы
Отец ___________________________________________________________________
Ф.И.О., телефон
___________________________________________________________________
Место работы
Причина постановки на контроль
Отрицательное поведение: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины, отказ от требований и поручений, младших и слабых, драки, прогулы уроков, распитие спиртных напитков, употребление ПАВ, порча государственного имущества.
Правонарушения: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей.
Рекомендации__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта начата__________________
Снят с учета__________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Карта индивидуального сопровождения заполняется на детей «группы риска», по решению Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся школы.
2. Ответственность за хранение индивидуальной карты сопровождения возлагается на педагога – психолога, контроль за ведением возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Карта индивидуального сопровождения хранится у педагога — психолога в течение всех лет обучения ребенка в школе и 3 года после окончания обучения.
3. Классный руководитель заполняет:
— Титульный лист карты индивидуального сопровождения
-Характеристику.
— Информационную карту сопровождения учащегося классным руководителем
— Табель поведения, обучения и посещения уроков
Один раз в четверть классный руководитель вносит в индивидуальную карту записи о проведенной работе с учащимся из дневников педагогических наблюдений.
4. Медицинский работник при сопровождении учащегося дает рекомендации классному руководителю, социальному педагогу и психологу по учету состояния здоровья ребенка в свободной форме на отдельном листе, который вкладывается в картотеку ведения индивидуальных карт. В случае необходимости вносит дополнения.
5. Педагог — психолог заполняет информационную карту учащегося
В рамках обследования психолог определяет уровень агрессии, тревожности, конфликтности, склонность к асоциальному поведению, особенности мотивационной сферы. Педагог – психолог не менее одного раза в четверть вносит свои записи о проводимой работе с ребенком в (диагностические обследования, коррекционно-развивающие занятия, консультации с ребенком, родителями и педагогами)
6. Социальный педагог заполняет:
— Социальную карту учащегося
— Акты посещения семьи, обследования материально-бытовых условий
— Таблицу по работе с семьей
Один раз в четверть вносит свои записи о проводимой работе с ребенком в карту сопровождения (индивидуальные беседы, посещения на дому, заседания Совета профилактики, заседания КДН). По мере заполнения карта дополняется новыми листами.
9. Карта об индивидуальном социально-психологическом сопровождении является неотъемлемой частью программы комплексной системы социально- психологического сопровождения трудного подростка и его семьи в условиях школы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И.О._________________________________________ класс ____________пол ________________
Классный руководитель ______________________________________________________________
1. Состояние здоровья
1.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты заполняется медработником)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Признаки повышенной нервозности (нужное подчеркнуть):
Отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, от общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки
1.3. Патологические влечения:
— курение (не курит, эпизодически, систематически, воздержание от курения благодаря запретам воспитателей, осознанный, самостоятельный отказ от курения, активное неприятие курения как в отношении себя, так и в отношении своих товарищей);
— употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически, злоупотребляет, нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя);
— употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически);
— сквернословие (сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах; эпизодическое сквернословие; избегание нецензурных выражений, активное неприятие сквернословия, высокая культура речи, развитый лингвистический вкус)
1.4. Диспансерный учет (если состоит, указать причину постановки)
_____________________________________________________________________________________
2. Качества личности
2.1 Положительные черты, особенности, склонности:
Общительность, добродушие, чуткость, искренность, отзывчивость, аккуратность, дисциплинированность, скромность, исполнительность, дружелюбность, незлопамятность, способность к раскаянию, доброта, спокойствие, внимательность, ответственность, добросовестность, самокритичность, рассудительность, серьёзность, развитое чувство долга, устойчивость интересов, бережливость, пунктуальность, склонность к сопереживанию, инициативность, целеустремленность, активность, находчивость, коммуникабельность, жизнерадостность, щедрость
2.2.Отрицательные черты, склонности:
Раздражительность, вспыльчивость, драчливость, капризность, плаксивость, вялость, забывчивость, конфликтность, грубость, лицемерие, мнительность, пугливость, повышенная обидчивость, замкнутость, нерешительность, формализм, безынициативность, самокопание, склонность к бесконечным рассуждениям, наличие навязчивых опасений, холодность, равнодушие к чужой беде, жестокость, эгоизм, назойливость, нечувствительность к чужому горю, склонность к интригам, демагогии, лживость, задиристость, бесшабашность, болтливость, хвастливость, трусость, безответственность, несамостоятельность, безволие, соглашательство, консерватизм, неумение доводить начатое дело до конца, постоянная спешка, неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, замкнутость, жадность
3. Особенности учебной деятельности
3.1. Успеваемость: на «4» и «5», доминирующая оценка «3», не успевает (перечислить предметы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Отношение к учению:
— отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
— к урокам готовится нерегулярно, готовится под контролем;
— отношение к обучению добросовестное, но учится без особого желания, не ради знаний, а ради оценок;
— отношение сознательное, добросовестное, проявляется интерес к изучению предметов.
3.3. Интеллектуальные возможности: (высокие, средние, низкие).
3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников
4. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду
4.1. Выполнение общественных поручений: (добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом).
4.2. Отношение к трудовым делам: (принимает активное участие, безразлична, демонстративно отказывается, всегда доводит дело до конца, ответственно относится к трудовым поручениям и т.д.).
5. Положение в коллективе
5.1. Позиция в коллективе: (лидер, предпочитаемая, отвергаемая, изолированная)
5.2. Взаимоотношения с одноклассниками: (дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается)
5.3. Манера, стиль общения с окружающими:
− доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение другим, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
− недоминантный стиль (застенчив, уступчив, нуждается в поощрении при разговоре);
− экстраверт (постоянно нацелен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт , полон внимания к окружающим);
− интроверт (не склонен к контактам, замкнут , предпочитает общению деятельность, немногословен)
5.4. Отношение к общественному мнению:
− активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
− пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
− безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
− негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет)
5.5. Отношение к педагогическим воздействиям: резкая грубая форма неприятия; неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, упрямства; избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителем; к замечаниям склонен прислушиваться; чутко реагирует на замечания, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.
6. Направленность интересов (занятость)
6.1. Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской, художественной, спортивной, и т.д.
6.2. В каких кружках (секциях) состоит (состоял)? ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
№ п/п | Число | Содержание работы | Рекомендации, решения | Подпись |
Классный руководитель ______________________
ТАБЕЛЬ КОНТРОЛЯ
Ученика (ФИО)_______________________________________ класса_____
Предметы | Учитель | Оценки и посещаемость | Поведение | |||||||
1 | пропуски | 2 | пропуски | 3 | пропуски | Год | Пропуски | |||
Русский язык | ||||||||||
Литература | ||||||||||
Алгебра | ||||||||||
Геометрия | ||||||||||
Информатика | ||||||||||
Физика | ||||||||||
Химия | ||||||||||
География | ||||||||||
История | ||||||||||
Биология | ||||||||||
Иностранный язык | ||||||||||
С информацией ознакомлены _______________________________________________________
Дата ________
СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________
Дата рождения________________ Дата обследования_____________________
Домашний адрес___________________________________________________Телефон ____________
Класс____ Кл. руководитель__________________________________________
Состав семьи
Мать______________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
Опекун____________________________________________________________
Место работы______________________________________________________
Другие члены семьи_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Тип семьи
□ Полная □ Неполная □ Многодетная □ Малообеспеченная □ Опекунская
□ Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная);
□ Неблагополучная, в том числе:
□ Педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются. Систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении и общении вне школы);
□ Нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
□ Конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
Условия проживания: □ Благоприятные □ Неблагоприятные
Имеет ли собственный уголок, комнату: □ Имеет □ Не имеет
Имеет ли свои игрушки, книги и т.п: : □ Имеет □ Не имеет
Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
□ Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
□ Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
□ Попустительство (уклонение от активно участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);
□ Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя).
Состоит на чете внутри школы_____________________________________
Причина постановки на учет__________________________________________
В ОПДН__________________________________________________________
Причина постановки на учет__________________________________________
Рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА О РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Дата | Форма работы | Цель и содержание работы |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________
Дата рождения________________ Дата обследования_____________________
Домашний адрес___________________________________________________Телефон ____________
Класс____ Кл. руководитель__________________________________________
Изучаемые вопросы | Фиксируемые ответы | Выводы |
Учеба | ||
— любимые предметы — нелюбимые предметы — причины неуспеха — отношения с учителями — участие в общественной работе — случаи нарушения дисциплины | ||
Планы на будущее | ||
— продолжение учебы — выбор профессии — способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности | ||
Отношения со сверстниками | ||
— предпочтение одного близкого друга или компании приятелей — положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.) — причины выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений) | ||
Увлечения | ||
Под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д. | ||
Отношения с родителями, внутрисемейные отношения | ||
— состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). — В случае распавшейся семьи (в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.) | ||
Нарушения поведения | ||
(прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.) | ||
Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них | ||
Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения. | ||
Отношения с противоположным полом | ||
первая влюбленность и связанные с этим психические травмы; — самооценка своей привлекательности; — начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности | ||
Результаты диагностик и наблюдения во время обследования | ||
Темперамент | ||
Акцентуации характера | ||
Рисуночные тесты: несуществующее животное», «семья» | ||
Уровень нервно-психического состояния | ||
Рекомендации __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Дата | Форма работы | Цель и содержание работы |
КАРТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАЩЕГОСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
ФИО__________________________________________________________________________________
Дата рождения__________________Класс_____________________________Пол______________
Работа классного руководителя | Работа психолога | Работа социального педагога | Работа инспектора ПДН | Учителя-предметники | Результат работы | |
I четверть | ||||||
II четверть | ||||||
III четверть | ||||||
IV четверть |
Источник
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О. Иванова Мария Ивановна
ГОД РОЖД.11.03.2006
ДИАГНОЗ: ЗПР
КЛАСС (ГРУППА): 3 а
ОУ ПОСЕЩАЕТ С 2013
ДОМ. АДРЕС:
МАТЬ: Иванова Ольга Петровна
ОТЕЦ: Иванов Иван Иванович
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.
Внимание: внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости.
Память: недостаточная прочность запоминания.
Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу медленное
Темп выполнения заданий медленный
Переключаемость низкая
Сосредоточенность средняя
Качество работы низкое
Продуктивность низкая
Утомление наступает с 4ого урока
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон положительный
Какие эмоции превалируют положительные
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий присутствует
Реакция на успех или неудачу присутствует
Адекватность реакций да
Возбудимость да
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма да
Возможность адекватной оценки своих результатов нет
Способность к волевому усилию да
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка высокая
Поведение среди сверстников хорошее
Отношение с воспитателями или педагогами хорошее
Активность активна
Тревожность не тревожна
Агрессивность не агрессивна
Критичность не критична
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам
Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.
Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.
Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Рекомендации родителям
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию педагога.
5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – логопед.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
VI. Занятия с психологом
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: память, внимание, мышление, восприятие.
VII. Динамика
Низкая.
Педагог-психолог Сивакова Виктория Александровна
Источник