Бюлер духовное развитие ребенка читать
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Книжные памятники
Пресса
Версия для слабовидящих
Войти
Коллекции
Новости
Электронные читальные залы
Информация для библиотек
Програмное обеспечение
Вопросы и ответы
Обратная связь
Форум
Наши продукты
Книжные памятники
Пресса
Наше приложение
Мы в соцсетях
Версия для слепых
Духовное развитие ребенка С рис. и табл. в тексте — Бюлер К. — издание: 1924
Бюлер Карл
Читать
Скачать pdf
Бюлер К.
Читать
Скачать pdf
556 с.
Количество страниц
1924
Год издания
Москва
Место издания
О произведении
Издательство
Новая Москва
Ответственность
Смирнов Владимир Евгеньевич
Язык
Русский
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Источник
ÐÐÐÐÐ!
ÐдÑÑ Ñмена ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑайÑом.
ÐÑе новÑе поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ добавлÑÑÑÑÑ ÑолÑко на ÑÐ°Ð¹Ñ oldbook.su
ÐÐ°ÐºÐ°Ð·Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑовеÑÑаÑÑ Ð½Ð° обоиÑ
ÑайÑаÑ
.
11 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 2017 г.
- ÐвÑогÑаÑÑ, докÑменÑÑ, ÑÑкопиÑи
- ÐнÑикваÑнÑе книги
ÐнÑикваÑнÑе: ÐвÑогÑаÑÑ, докÑменÑÑ (оÑигиналÑ), ÑÑкопиÑи ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑиÑи, плакаÑÑ, гÑавÑÑÑ, ÑоÑогÑаÑии ÐнÑикваÑнÑе: Ðоенное дело, Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ ÐнÑикваÑнÑе: ÐазеÑÑ, жÑÑÐ½Ð°Ð»Ñ ÐнÑикваÑнÑе: ÐеÑÑкие книги и жÑÑÐ½Ð°Ð»Ñ ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑÑгие ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑÑеÑÑвознание, ÐедиÑина ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑкÑÑÑÑво ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑÑоÑиÑ, ФилоÑоÑиÑ, Ð ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ ÐнÑикваÑнÑе: Ðниги издаÑелÑÑÑва Academia (1922-1938) ÐнÑикваÑнÑе: ÐиÑеÑаÑÑÑоведение, Ðниговедение ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑомÑÑленноÑÑÑ Ð¸ Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ° ÐнÑикваÑнÑе: Ð¥Ñд. лиÑ-Ñа, ÐиÑеÑаÑÑÑоведение ÐнÑикваÑнÑе: Ð¥Ñд. лиÑ-Ñа: ÐоÑÐ·Ð¸Ñ ÐнÑикваÑнÑе: Ð¥Ñд. лиÑ-Ñа: ÐÑоза
- ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ
ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: Ðойна, полиÑика, дипломаÑÐ¸Ñ ÐиогÑаÑии, ÐемÑаÑÑ: ÐÑÑгое ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐÐÐ (ÑеÑиÑ) ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐÑкÑÑÑÑво (ÑеаÑÑ, мÑзÑка, кино и дÑ.) ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐиÑеÑаÑÑÑа ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐаÑка
- ÐÑавÑÑÑ, лиÑогÑаÑии
- ÐÑманиÑаÑнÑе и обÑеÑÑвеннÑе наÑки
ÐнÑÑопологиÑ, ÑÑногÑаÑиÑ, миÑологиÑ, ÑолÑÐºÐ»Ð¾Ñ ÐанковÑкое дело, ФинанÑÑ, ÐÑÑ Ð³Ð°Ð»ÑеÑÐ¸Ñ ÐизнеÑ, ÐенеджменÑ, ÐаÑкеÑинг ÐаконодаÑелÑÑÑво, пÑаво ÐиÑеÑаÑÑÑоведение ÐаÑкÑиÑÑÑко-ленинÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа Ðедагогика (доÑколÑнаÑ, ÑколÑнаÑ, обÑаÑ) ÐолиÑологиÑ, геополиÑика, дипломаÑÐ¸Ñ ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¡Ð¾ÑиологиÑ, кÑлÑÑÑÑологиÑ, иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑа Ðкономика, полиÑÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ Ð¯Ð·Ñкознание. ÐÑÑгие ÑзÑки. ЯзÑкознание. Ð ÑÑÑкий ÑзÑк.
- ÐеÑÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа
- ÐÑÑеÑÑвеннÑе наÑки
- ÐÑкÑÑÑÑво
ÐÑиÑи, плакаÑÑ, гÑавÑÑÑ, лиÑогÑаÑии, ÑоÑогÑаÑии ÐÑкÑÑÑÑвo: ÐивопиÑÑ, гÑаÑика, ÑкÑлÑпÑÑÑа ÐÑкÑÑÑÑвo: Ðино, ТÐ, ÑеаÑÑ ÐÑкÑÑÑÑвo: ÐÑзÑка, ноÑÑ, опеÑа, балеÑ, ÑанÑÑ ÐÑкÑÑÑÑвo: ТеоÑÐ¸Ñ Ð¸ иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑва, ÑÑÑеÑика ÐÑкÑÑÑÑво: ÐÑÑгие Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑва
- ÐÑÑоÑиÑ
- ÐедиÑина
- ÐÑомÑÑленноÑÑÑ Ð¸ ÑеÑ
ника
- Разное
- Ð ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ Ð¼Ð¸Ñа
ÐзиÑ: ÐÑÑгие ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐзиÑ: ÐндиÑ, ÐакиÑÑан, ТибеÑ, Цейлон (ШÑи-Ðанка) ÐзиÑ: ÐиÑай, ÐÐ¾Ð½Ð³Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÐзиÑ: СÑеднÑÑ ÐзиÑ, ÐÑганиÑÑан, ÐÑан ÐзиÑ: СÑÑÐ°Ð½Ñ Ðлижнего ÐоÑÑока ÐзиÑ: ЯпониÑ, ÐоÑÐµÑ ÐмеÑика Ð®Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¸ ЦенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÐÑкÑика, ÐнÑаÑкÑика ÐÑÑика: ÐÑÑгие ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐÑÑика: ÐÐ³Ð¸Ð¿ÐµÑ ÐвÑопа: ÐÐ°Ð»ÐºÐ°Ð½Ñ (ÐÑеÑиÑ, ÐолгаÑÐ¸Ñ Ð¸ дÑ.), ÐипÑ, ТÑÑÑÐ¸Ñ ÐвÑопа: Ðлижнее заÑÑбежÑе (ÐелоÑÑÑÑиÑ, ÐолдавиÑ, УкÑаина) ÐвÑопа: ÐеликобÑиÑаниÑ, ÐÑландиÑ, ÐÑÐ»Ð°Ð½Ð´Ð¸Ñ ÐвÑопа: ÐÑÑгие ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐвÑопа: Ðавказ, ÐакавказÑе ÐвÑопа: СкандинавиÑ, ÐÑибалÑика
- Ð ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ Ð Ð¾ÑÑии
- РелигиÑ
- Ð ÑÑÑкоÑзÑÑнÑе заÑÑбежнÑе изданиÑ
- СпÑавоÑники, ÑÑÐµÐ±Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа
- ФилоÑоÑиÑ
- Хобби и ÑвлеÑениÑ
- Ð¥ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа
| ÐÑÐ»ÐµÑ ÐаÑл (1879-1963) — немеÑко-авÑÑÑийÑкий пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³. СпеÑиалиÑÑ Ð² облаÑÑи пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ ÑазвиÑиÑ, обÑей пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ лиÑноÑÑи, ÑоÑиалÑной пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸, ÑилоÑоÑии и ÑеоÑии пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸, гÑманиÑÑиÑеÑкой пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. ÐÑаÑкое ÑодеÑжание: Ðл. 1. ÐбÑее. (ÐнÑÑинкÑ, дÑеÑÑиÑовка и инÑеллекÑ. ÐÑÑÑвок из ÑÑавниÑелÑной пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. — РнаÑледÑÑвенноÑÑи дÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ ÑвойÑÑв. — Цели и пÑÑи пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ Ñебенка. — Ð ÑелеÑном ÑазвиÑии Ñебенка). Ðл. 2. ÐеÑвÑй год жизни. (ÐбÑее. ТÑи ÑÑÑпени Ñ Ñебенка. — РпÑоÑеÑÑÐ°Ñ ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ñожденного. — РазвиÑие акÑивного и ÑелеÑообÑазного ÑпоÑÑÐµÐ±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑÐ½Ð¸Ñ ÑÑвÑÑв. — ÐеÑвÑе ÑÑвÑÑва и аÑÑекÑÑ. — ÐеÑвÑе волевÑе акÑÑ. — ÐаклÑÑение. Ð ÑодеÑжании и ÑоÑме жизни годовалого Ñебенка). Ðл. 3. ÐоÑпÑиÑÑиÑ. (Рпонимании веÑей. — ÐбÑазование ÑозеÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑÑÑанÑÑва и вÑемени. — Ðонимание велиÑин и ÑоÑм. — Ðнимание и пÑоÑвление абÑÑÑакÑии. — СÑавнение и воÑпÑиÑÑие оÑноÑений. — ÐоÑпÑиÑÑие ÑиÑла, обÑазование ÑиÑла и ÑÑеÑ). Ðл. 4. РазвиÑие ÑзÑка. (Ð ÑонеÑике деÑÑкого ÑзÑка. — РазвиÑие знаÑений Ñлов. — РпÑиобÑеÑении ÑловеÑнÑÑ ÑоÑм. — РазвиÑие пÑедложений и ÑвÑзи пÑедложений). Ðл. 5. РазвиÑие ÑиÑованиÑ. (ÐеÑвÑе ÑÑадии. — ÐÑÐµÐ´Ð¼ÐµÑ Ð¸ ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð´ÐµÑÑÐºÐ¸Ñ ÑиÑÑнков. — Ð Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð°ÐºÑа ÑиÑованиÑ. — РазвиÑие ÑиÑованиÑ. — РиÑование и ÑзÑк. ÐаÑаллели к деÑÑким ÑиÑÑнкам из иÑÑоÑии наÑодов). Ðл. 6. РазвиÑие деÑÑелÑноÑÑи пÑедÑÑавлений. (ÐоÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ñебенка. — ÐеÑÑелÑноÑÑÑ ÑанÑазии игÑаÑÑего Ñебенка. — РвозÑаÑÑе Ñказок Ñ Ñебенка и лиÑеÑаÑÑÑно-пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкий анализ деÑÑÐºÐ¸Ñ Ñказок. — СказоÑÐ½Ð°Ñ ÑанÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ñ Ñебенка). Ðл. 7. РазвиÑие мÑÑлениÑ. (Ð Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа мÑÑлениÑ. — ÐÑÑление в пÑоÑеÑÑе назÑваниÑ. — Ðозникновение ÑÑждениÑ. — РвÑведении ÑÑждений (ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ заклÑÑениÑ). — Ð ÑазвиÑии понÑÑий). Ðл. 8. ÐÑновнÑе Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñей ÑеоÑии дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑазвиÑиÑ. (РпÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¸ инÑеллекÑа. — ÐлгедониÑеÑÐºÐ°Ñ ÑеакÑиÑ. ÐаÑлаждение, игÑа, ÑвоÑÑеÑÑво. — Ð ÑоÑÐ¼Ð°Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа игÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей). ТиÑаж 2000 Ñкз. ÐÑÑикÑл: 2108
|
СпеÑпÑедложениÑ
ÐаÑа коÑзина пÑÑÑа
ÐоÑледние пÑоÑмоÑÑеннÑе пÑодÑкÑÑ
ТаблиÑа ÑÑавнений
Источник
С. Холл является основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т. е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Педология завоевала популярность во всем мире: ее привлекательность была связана с ориентированностью на практические нужды педагогики. В реальной педагогической практике учителя и воспитатели имеют дело с целостным ребенком, в единстве его физических, психических и социальных качеств. Именно такой комплексный подход к изучению ребенка и процессов его развития провозглашала педология. Однако идея создания комплексной науки о ребенке оказалась нереализованной.
Нормативный подход к психическому развитию ребенка
Видным представителем педологии биологизаторского направления был американский психолог А. Гезелл. В своей работе «Педология раннего возраста» одну из глав он называет «Биологический смысл детства», где рассматривает развитие ребенка в сравнении с развитием детенышей животных. А. Гезелл солидарен с положением, что в первые годы жизни ребенок как бы повторяет историю развития человеческого рода. Но он утверждал, что детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. А. Гезелл отмечал, что по сравнению с детством обезьян человеческое детство отличается не просто прибавкой еще одного этажа, на котором совершается усвоение языка и символического мышления; это прибавление приводит к глубокой перестройке нижних этажей, делает их принципиально иными по сравнению с аналогичными у высших животных. Однако сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. А. Гезелл изучал проблему взаимосвязи среды и наследственности в их влиянии на умственное развитие ребенка, зависимость темпа развития от наследственных особенностей. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы. Для А. Гезелла основным показателем развития является его темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных. А. Гезелл как бы вообще снимает проблему среды и наследственности и заменяет ее проблемой темпа развития.
Значительный вклад А. Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми. Для составления норм психического развития А. Гезелл ввел в детскую психологию лонгитюдный метод – продолжительное изучение одних и тех же детей на разных этапах их развития. На основе составленных норм А. Гезелл разработал систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Он проводил систематические сравнительные исследования нормы и патологии развития; одним из первых в психологии использовал метод близнецов для анализа закономерностей психического развития.
Отметим, что возрастные изменения детей А. Гезелл объяснял наследственным фактором, т. е. он оставался в рамках биологизаторского направления. Но его подход к детской психологии как нормативной дисциплине важен и для современной психологии. Проблемы нормы и патологии развития, разработки конкретных нормативов психического развития детей на разных этапах жизни имеют важное практическое значение для различных сфер социальной практики (здравоохранения, образования).
Теория трех ступеней детского развития
Попытку построить детскую психологию на фундаменте биологии предпринял немецко-австрийский психолог К. Бюлер. Он, как и многие психологи, разделял распространенный взгляд на психическое развитие ребенка как на единый и биологический по своей природе процесс.
Характеризуя особенности процесса органического развития, К. Бюлер отмечает, что природа не делает скачков – развитие всегда происходит постепенно. Он отстаивал идею наследования психических свойств, их передачи от родителей детям. К. Бюлер считал, что главный интерес детской психологии должен быть сосредоточен вокруг первых лет жизни ребенка – периода созревания основных психических функций. Главная цель исследователя – понять и изучить биологические функции психики и внутренний ритм ее развития.
В работе «Очерк духовного развития ребенка» К. Бюлер выделяет следующие три ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект. Эти ступени должен пройти каждый ребенок в процессе индивидуального развития. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга, т. е. имеет биологические причины. К. Бюлер перенес схемы эксперимента, используемые в исследовании человекообразных обезьян, на изучение особенностей развития детей. Он подчеркивал сходство примитивного употребления орудий у шимпанзе и ребенка – период появления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом.
Дальнейшее развитие детской психологии показало неправомерность отождествления ранних ступеней развития ребенка и человекоподобных обезьян. Было выявлено, что буквально с первых дней своей жизни ребенок развивается принципиально иначе, чем детеныши высших приматов. Была поставлена под сомнение правомерность выделения у человека отдельной ступени инстинктивного поведения.
В настоящее время теория трех ступеней детского развития К. Бюлера представляет лишь исторический интерес. Но непреходящее значение имеет поставленная им проблема истории детства. История возникновения и преобразования детства в ходе поступательного развития человечества пока не написана; отсутствуют и серьезные попытки ее создания. Из наиболее известных теоретических подходов в этом отношении являются работы французского демографа и историка Ф. Ариеса[7] и культурно-историческая теория Л. С. Выготского.[8]
Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка
В работах В. Штерна эволюционно-биологический подход к объяснению психического развития предстает в форме теории двух факторов и их конвергенции (сближения). Согласно В. Штерну, ребенок – это организм, который при появлении на свет уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной.
Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В. Штерн считал неправомерным вопрос о том, происходит ли определенная психическая функция извне или изнутри. Функционирование психики представляет собой всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях. В. Штерн подчеркивал необходимость учитывать сензитивные периоды в психическом развитии как внутреннюю готовность для эффективного усвоения внешних воздействий, в том числе целенаправленно организуемых: например, для обучения языку, музыке, физическим действиям и т. д. Теория двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, представляет по своей сути концепцию наследственной предопределенности психического развития. Социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих наследственно зафиксированные особенности психического развития.
Источник