Биологизаторское и социологизаторское направления в развитии ребенка
В
биологизаторском
направлении
ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Среда, в
которой воспитывается ребенок, становится
всего лишь условием такого изначально
предопределенного развития.
Э.Геккель
сформулировал биогенетический закон
(концепцию
рекапитуляции)
в отношенииэмбриогенеза,
о том, что онтогенез – есть краткое и
быстрое повторение филогенеза.
В
теории С. Холла главным законом психологии
развития – повторение во внутриутробном
развитии всего ряда форм, которые прошли
его животные предки за сотни миллионов
лет, от простейших одноклетночных до
первобытного человека. Это была именно
теоретическая
концепция.
Без неё не было бы многих других. Это
была первая попытка показать, что между
историческим и индивидуальным развитием
существует связь, которая до сих пор
недостаточно прослежена.
А.Гезелл
в условиях психологической клиники
разработал практическую
систему диагностики психического
развития ребёнка
от рождения до юношества. В основе –
сравнительные исследования. Ввёл метод
лонгитюдного
изучения.
Ограничивался количественным изучением,
сводя развитие к увеличению, не анализируя
качественные преобразования. Обратил
внимание на снижение темпа развития с
возрастом. Создал
феноменологию развития (роста) от
рождения до 16 лет.
К.
Бюллер (уже после работ Павлова,
Торндайка) предложил теорию трёх
ступеней развития: инстинкт
– дрессура – интеллект
. Эти ступени он связывал не только с
созреванием мозга и усложнением
отношений с окружающей средой, но и с
развитием
аффективных процессов.
Значение:
постановка проблемы «истории детства»,
истории пренатального развития.
Биологический
фактор
включает в себе, прежде всего,
наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что
именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи
считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента — темперамент
и задатки способностей.
Биологический
фактор, помимо наследственности,
включает особенности протекания
внутриутробного периода жизни ребенка.
Социологизаторский
подход. Его
истоки — в идеях философа XVII века Джона
Локка.
Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как белая восковая
доска.
Влияние оказали работы И.П.Павлова (его
идея о приспособительной деятельности
всего живого). Считается, что принцип
условных рефлексов послужил толчком
к разработке новых концепций. Американские
учёные восприняли феномен условного
рефлекса как элементарное явление,
доступное анализу, нечто вроде
строительного блока, из множества
которых может быть построена системе
нашего поведения.
В
числе первых концепций – ассоцианистическая
концепция Дж. Уотсона.
Лозунг Дж.Уотсона: «Хватит изучать, что
человек думает, давайте изучать, что
человек делает».
Возникла концепция научения, где главный
акцент сделан на подкреплении. Это
концепции Э.Торндайка и Б.Скиннера.
Более сложные- концепции Н.Миллера и
К.Халла. В них отразилисьл ответы на
вопрос: зависит ли научение (т.е.
установление связи между стимулом и
реакцией) от таких состояний как голод,
жажда, боль.
Согласно
бихевиористической теории, человек
таков, каким он научается быть. 3 типа
обучения: классичесое
обуславливание, оперантное обуславливание
и обучение посредством научения.
Классическое
обуславливание – простейший тип
обучения (Дж.
Уотсон),
в процессе которого используются лишь
непроизвольные (безусловные) рефлексы
в поведении.
Оперантное обуславливание – специфический
тип обучения (Б.Скиннер).
Суть – человек контролирует поведение.
Дополнения внёс А.Бандура,
считая, что гораздо чаще в жизни
происходит обучение посредством
наблюдения. А.Бандура считает, что для
приобретения новых реакций на основе
подражания; подкрепление необходимо
для того, чтобы усилить и сохранить
сформированное поведение. А.Бандура
установил, что процедура визуального
научения особенно эффективна для
усвоения
нового социального опыта.
У ребенка в результате наблюдения
поведения модели строятся «внутренние
модели внешнего мира».
Наблюдая образец поведения, он не
воспроизводит его до тех пор, пока не
возникнут соответствующие условия.
Важное место занимают понятия
«саморегуляция»,
«самоконтроль»
и «самоэффективность».
Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития –
наследственность или окружающая среда
– привел к теории
конвергенции
этих двух факторов. Основоположник ее
– Вильям
Штерн,
который считал, чтопсихическое развитие
– не только проявление свойств и
восприятия внешних воздействи, а
результат их конвергенции (слияния).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.
Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида).
Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его так же, как его далекого предка, притягивает пещера. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки—в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabuta rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Представления о неограниченных возможностях формирования личности получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.
Date: 2016-02-19; view: 1927; Нарушение авторских прав
Источник
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие его истоки. Их можно объединить в два больших направления – биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребёнку до его рождения.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных – он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.
Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида).
Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребёнка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребёнок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
Состояния, занятия маленького ребёнка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребёнок раскапывает ход в куче песка – его так же, как его далекого предка, притягивает пещера. Он просыпается в страхе ночью – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах.
Противоположный подход к развитию психики ребёнка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребёнок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Представления о неограниченных возможностях формирования личности получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом – под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребёнка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.
Источник
Существует 3 основных направления: биологизаторское; социологизаторское; биосоциальное. Биологизаторское. Представители этого направления считали, что человек как личность формируется по заранее заложенной в нем программе. Качества и свойства, которые в нем заложены развертываются самопроизвольно, педагог лишь способствует реализации этой программы. По данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.
Биологизаторская теория – это главная теория воспитания, она предлагает учителю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка, т.к. воспитание ничего не может изменить и оно должно быть приспособлено к способностям и задаткам ребенка.
Поэтому образование следует давать лишь детям с высокими умственными способностями. Эти способности определяются с помощью тестов, где вычисляется коэффициент умственной одаренности.
Социологизаторское направление – представители этой теории самым важным в развитии ребенка считали условия его жизни, особенности окружающей среды. Личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли
Некоторые из них утверждали, что от рождения все дети обладают равными возможностями. Однако человек должен приспосабливаться к окружающей его среде. Поэтому возникают отличия между людьми, которые находятся в разных условиях жизни.
Дети, которые выросли в неблагоприятной среде не развиты интеллектуально и поэтому им бесполезно давать образование.
Биосоциальная теория – представители этой теории считали, что человек существо и биологическое и социальное: психические процессы (память, мышление, внимание, речь, воображение, восприятие) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специальных воздействий социальной среды.
При данном подходе недостаточное значение уделяется роли самовоспитания и деятельности.
Социологизаторские теории. Социологизаторское направление берет начало от теории «tabula rasa» («чистая доска») философа XVII века Джона Локка, согласно которой психика человека при рождении является «чистой белой восковой доской», но под влиянием внешних условий появляются («пишутся») все психические качества. Все люди рождаются одинаковыми по природным данным, а неравенство между ними по уму и нравственности определяется только воспитанием.
В социологических теориях взросления главной детерминантой развития считается окружение индивида. При этом социальным процессам приписывается решающее значение для развития человека, которое как бы отражает «состояние общества». Например, в теории ролей (Hofstatter P., 1957) развитие индивида заключается главным образом в формировании определенного ролевого репертуара, который и составляет значительную часть его «Я». «Роль» рассматривается как внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроенная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли возникают, стабилизируются и дифференцируются в результате общественных процессов.
Современные биологизаторские теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетике, психологии и ее современных направлений (например, психоанализе).
В 50-х гг. XX в. исследования генетических факторов преступности вступили в новую фазу, которую условно Нет Можно назвать хромосомной . Известно, ЧТО генотип Человека (совокупность всех наследственных факторов) состоит из 46 хромосом (хромосома — группа генов, наследственных задатков, сцепленных парами), две из них определяют пол. Если они одинаковы «ХХ», то пол женский, если набор хромосом «ХУ» — пол мужской. Наличие в генотипе хромосомы типа «У» определяет мужское развитие.
Обещало стать сенсацией открытие в 70-х гг. так называемого синдрома Клайнфельтера, связанного с генетическими аномалиями. Ученые установили, что у некоторых лиц половые хромосомы не парные, а тройные: комбинации типа «ХХУ» и «ХУУ». Первыми эти особенности генотипа, которые проявляются при анализе крови, слюны или спермы, стали использовать криминалисты в целях идентификации преступников по биологическим следам, оставленным ими на месте преступления. Когда в США и Франции по этим признакам были раскрыты серийные убийства, совершенные сверхагрессивными преступниками (их хромосомный набор был типа «ХУУ») и предварительные исследования показали хромосомную предрасположенность к преступлениям, то появились сообщения, ЧТО Найден Ген преступности.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник