Биологизаторские теории психического развития ребенка

Биологизаторские теории психического развития ребенка thumbnail

В
биологизаторском
направлении

ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Среда, в
которой воспитывается ребенок, становится
всего лишь условием такого изначально
предопределенного развития.

Э.Геккель
сформулировал биогенетический закон
(концепцию
рекапитуляции)

в отношенииэмбриогенеза,
о том, что онтогенез – есть краткое и
быстрое повторение филогенеза.

В
теории С. Холла главным законом психологии
развития – повторение во внутриутробном
развитии всего ряда форм, которые прошли
его животные предки за сотни миллионов
лет, от простейших одноклетночных до
первобытного человека. Это была именно
теоретическая
концепция
.
Без неё не было бы многих других. Это
была первая попытка показать, что между
историческим и индивидуальным развитием
существует связь, которая до сих пор
недостаточно прослежена.

А.Гезелл
в условиях психологической клиники
разработал практическую
систему диагностики психического
развития ребёнка
от рождения до юношества. В основе –
сравнительные исследования. Ввёл метод
лонгитюдного
изучения.
Ограничивался количественным изучением
,
сводя развитие к увеличению, не анализируя
качественные преобразования. Обратил
внимание на снижение темпа развития с
возрастом. Создал
феноменологию развития (роста) от
рождения до 16 лет.

К.
Бюллер (уже после работ Павлова,
Торндайка) предложил теорию трёх
ступеней развития: инстинкт
– дрессура – интеллект

. Эти ступени он связывал не только с
созреванием мозга и усложнением
отношений с окружающей средой, но и с
развитием
аффективных процессов.

Значение:

постановка проблемы «истории детства»,
истории пренатального развития.

Биологический
фактор

включает в себе, прежде всего,
наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что
именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи
считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента — темперамент
и задатки способностей.

Биологический
фактор, помимо наследственности,
включает особенности протекания
внутриутробного периода жизни ребенка.

Социологизаторский
подход.
Его
истоки — в идеях философа XVII века Джона
Локка.
Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как белая восковая
доска.
Влияние оказали работы И.П.Павлова (его
идея о приспособительной деятельности
всего живого). Считается, что принцип
условных рефлексов послужил толчком
к разработке новых концепций. Американские
учёные восприняли феномен условного
рефлекса как элементарное явление,
доступное анализу, нечто вроде
строительного блока, из множества
которых может быть построена системе
нашего поведения.

В
числе первых концепций – ассоцианистическая
концепция Дж. Уотсона.
Лозунг Дж.Уотсона: «Хватит изучать, что
человек думает, давайте изучать, что
человек делает».

Возникла концепция научения, где главный
акцент сделан на подкреплении. Это
концепции Э.Торндайка и Б.Скиннера.
Более сложные- концепции Н.Миллера и
К.Халла. В них отразилисьл ответы на
вопрос: зависит ли научение (т.е.
установление связи между стимулом и
реакцией) от таких состояний как голод,
жажда, боль.

Согласно
бихевиористической теории, человек
таков, каким он научается быть. 3 типа
обучения: классичесое
обуславливание, оперантное обуславливание
и обучение посредством научения
.

Классическое
обуславливание – простейший тип
обучения (Дж.
Уотсон),
в процессе которого используются лишь
непроизвольные (безусловные) рефлексы
в поведении.
Оперантное обуславливание – специфический
тип обучения (Б.Скиннер).
Суть – человек контролирует поведение.
Дополнения внёс А.Бандура,
считая, что гораздо чаще в жизни
происходит обучение посредством
наблюдения. А.Бандура считает, что для
приобретения новых реакций на основе
подражания; подкрепление необходимо
для того, чтобы усилить и сохранить
сформированное поведение. А.Бандура
установил, что процедура визуального
научения особенно эффективна для
усвоения
нового социального опыта.
У ребенка в результате наблюдения
поведения модели строятся «внутренние
модели внешнего мира».
Наблюдая образец поведения, он не
воспроизводит его до тех пор, пока не
возникнут соответствующие условия.
Важное место занимают понятия
«саморегуляция»,
«самоконтроль»
и «самоэффективность».

Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития –
наследственность или окружающая среда
– привел к теории
конвергенции
этих двух факторов. Основоположник ее
– Вильям
Штерн,
который считал, чтопсихическое развитие
– не только проявление свойств и
восприятия внешних воздействи, а
результат их конвергенции (слияния).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Биологизаторские теории психического развития ребенка

ТОП 10:

Сторонники одной из биологизаторской теории исходят из признания того, что все психические особенности человека являются врожденными. Смена периодов развития, появление различных психических процессов, свойства, качества личности

человека – все это наследственно предопределено. Психическое развитие понимается ими как постепенное количественное развертывание, созревание наследственных биологичесикх структур. Появление же новых качеств отрицается.

С точки зрения современных биологизаторских концепций, социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами, отобранными в процессе эволюции. Вечными, характерными для человека объявляются трусость, обман, эгоизм и другие пороки. Австрийский этолог К. Лоренц к числу унаследованных от животных предков относит агрессивный инстинкт у человека. Для доказательства врожденности жестокости проводятся даже специальные эксперименты на людях. Биологизаторская концепция является весьма вредной и опасной. Прежде всего, она нередко представляет собой ширму для тех, кто не хочет или не умеет воспитывать других и самого себя: все недостатки списываются ссылкой на «дурную наследственность», против которой человек бессилен.

Анализ социологизаторских теорий психического развития.

Истоки социологизаторского направления идут от возникшей еще в средние века теории, согласно которой психика человека в момент рождения является «чистой доской», но под влиянием внеш­них условий, а также воспитания у него постепенно воз­никают все психические качества, свойственные человеку. Представителем этого направления был и французский философ 18в. К.А.Гельвеций, который считал, что все люди рождаются одинаковыми по своим природным дан­ным и неравенство между ними в области умственных способностей и нравственных качеств обусловлено лишь неодинаковыми внешними условиями среды и различными воспитательными воздействиями. Эта концепция была ошибочной. Согласно социогенетике основным фактором психического развития ребенка является приспособление его к социальной среде. Таким образом, ни биологизаторская, ни социологизаторская концепции не могут быть приняты за основу понимания закономерностей развития ребенка.

Социализация ребенка в современном мире.

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых норм деятельности. В период до 5-7 лет биологический организм ориентирован на усвоение опыта. Этим объясняется поразительная способность детей усваивать огромные объемы информации. По некоторым данным в период до 7 лет человек усваивает до 70 % объема информации, получаемой за всю жизнь. Любое «выпадение» из этого сенситивного периода приводит к непоправимым задержкам в развитии. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, крайне сложно обучаем этому впоследствии. На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – субъект общественных отношений, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способный проявить себя как уникальная индивидуальность, создавать нечто новое, в чем, собственно, и проявляется его личность.

Механизмы социализации.

Социализация человека происходит посредством сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. В широком спектре механизмов социализации наиболее принятыми являются внушение, убеждение, подражание, имитация, идентификация, эмпатия.

Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, почерпнутого из иных источников.

Внушение – неосознаваемое, некритичное усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими.

Убеждение – осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д. Идентификация – отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения. Эмпатия – эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим. Очень многие социальные отношения могут быть представлены в модели «родитель – ребенок». Ведущее значение данный механизм имеет в процессе взросления человека. Ребенок, подражая родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки. Выделяют также механизм полоролевой идентификации, или типизации. Сущность её состоит в усвоении субъектом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления соматических о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В качестве еще одного механизма социализации выступает оценка желаемого поведения, осуществляемая в процессе социального контроля, на основе изученного З.Фрейдом принципа удовольствия – страдания чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. К числу механизмов социализации относятся также конформность и негативизм.



Источник

В конце XIX и начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторский подход. Представители биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т. е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.

Американский психолог С. Холл (1844—1924)2, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность бес препятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей. Ему принадлежала идея создания особой комплексной дисциплины, куда, по мнению Холла, должны включаться психологические, физиологические, а также педагогические знания о ребенке. Впоследствии эта дисциплина, возникшая в начале XX в., получила название педологии (СНОСКА: См.: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976, с. 278.)

Многие педологи принадлежали к биологизаторскому направлению в психологии, и их положения строились на ложной концепции. Развитие они рассматривали только как количественное изменение. Умственное развитие понималось ими как созревание способностей, особенностей характера, интересов, склонностей, с которыми человек родился. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. В этом явно выражен буржуазный характер педологии.

На созревание наследственно переданных способностей я черт характера, по мнению педологов, действует и среда, под которой понималась, прежде всего, семья, рассматривавшаяся вне истории, оторвано от жизни общества. Взаимодействие наследственности и среды исследовалось независимо от конкретных условий жизни, от обучения и активности самого ребенка.

Поскольку психическое развитие педологи рассматривали как процесс созревания, его решающим показателем признавался темп, быстрота развертывания заложенных способностей. При нормальном темпе ребенок на каждой возрастной ступени должен достигнуть определенного умственного уровня, который определялся статистическими подсчетами и выводился как норма для каждого возраста. Темп созревания был показателем «жизненной силы» и природной одаренности ребенка, для определения коэффициента которой педологами широко использовались тесты, состоявшие из эмпирически подобранных задач, расположенных по возрастающей трудности. На основе показателей, полученных при их решении, составлялась «шкала ума», по которой определялся интеллектуальный возраст ребенка. Основным недостатком таких тестовых измерений являлось то, что фиксировалась лишь количественная сторона выполнения заданий, качественный же, психологический, анализ отсутствовал.

Значительный вклад в развитие зарубежной возрастной психологии внес немецкий психолог К. Бюлер (1879—1963). В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать общую теорию развития психики ребенка, К. Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень развития надстраивается над другой чисто механически.

Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз я стадий и недооценке других. Ученый считает, что детская психология—это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается. Таким образом, попытка К. Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной. Однако большой фактический материал, доступная форма изложения, обобщающий характер работ К. Бюлера создали благоприятные условия для их популярности среди психологов и практических работников.

Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский психолог Э. Клапаред (1873—1940) (СНОСКА: См.: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976, с. 279.). Он придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.

Много работ Э. Клапаред посвятил внедрению психологии в педагогическую практику. В книге «Психология ребенка н экспериментальная педагогика» он указывает на то, что учителю необходимо знание педагогической психологии, задачи которой состоят в том, чтобы научить ребенка учиться, развить его характер, любовь к труду, содействовать формированию положительных качеств личности.

Э. Клапаред рассматривал развитие психики ребенка исходя из биогенетического закона, но, в отличие от С. Холла, который предписывал учителям неукоснительно изживать у детей первобытные инстинкты, он отмечал только общую логику развития сознания в онто — и филогенезе. Психические функции, по Э. Клапареду, развиваются для удовлетворения тех или иных потребностей организма. При этом сознательные акты появляются тогда, когда на пути рефлекторных актов встречаются какие — либо препятствия. Исходя из этого, Э. Клапаред дает практический совет, состоящий в том, что истинная педагогика должна направлять ту или иную деятельность ребенка лишь в том случае, если он сам чувствует в этом потребность.

Характеризуя взгляды представителей биологизаторского, натуралистического, направления в психологии, А. Н. Леонтьев отмечает: «Натуралистический подход приводит их к невозможности научно объяснить действительную специфику деятельности человека и его сознания» (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3 — е изд. М., 1972, с. 344.).

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 2028 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник

На сегодняшний день не существует единой
теории, способной дать всеобъемлющее
представление о психическом развитии
ребенка. Чтобы получить более или менее
полную картину развития, поведения и
воспитания детей, нужно познакомиться
с несколькими теориями, которые выражаются
в типе периодизации.

Психоаналитическая теория

Ее предмет – человеческие эмоции и
межличностные отношения. Наиболее
известны две периодизации представителей
психоаналитической теории: Зигмунда
Фрейда и Эрика Эриксона.

З.Фрейд(1856-1939) объяснял развитие
личности действием биологических
факторов и опытом раннего семейного
общения. Он полагал, что дети проходят
5 стадий психического, точнее,
психосексуального развития. На каждой
стадии интересы ребенка сосредоточены
вокруг определенной части тела, служащей
источником получения удовольствия:

  1. оральная стадия (0 – 2 года);

  2. анальная стадия (2 – 3 года);

  3. фаллическая стадия (4 – 5 лет);

  4. латентная стадия (6 – 12 лет);

  5. генитальная стадия (12 – 18 лет).

Э.Эриксон(1902-1979) выделил 8 стадий
психосоциального развития личности.
На каждой человек испытывает специфический
кризис, суть которого составляет конфликт
между противоположными состояниями
сознания, психики:

  1. доверие – недоверие к окружающему миру
    (0 – 1 год);

  2. чувство независимости – ощущение стыда
    и сомнения (1 – 3 года);

  3. инициативность – чувство вины (4 – 5
    лет);

  4. трудолюбие – чувство неполноценности
    (6 – 11 лет);

  5. понимание принадлежности к определенному
    полу – непонимание форм поведения,
    соответствующего данному полу (12 – 18
    лет);

  6. стремление к интимным отношениям –
    изолированность от окружающих (раннее
    взросление);

  7. жизненная активность – сосредоточенность
    на себе, возрастные проблемы (нормальное
    взросление);

  8. ощущение полноты жизни – отчаяние
    (позднее взросление).

Когнитивная теория

Касается главным образом проблем
становления и развития мышления, процесса
усвоения знаний. Наиболее полно процессы
умственного развития были разработаны
швейцарским ученым Жаном Пиаже(1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем
умственном развитии проходит 4 большие
периода: 1) чувственно-двигательный
(сенсомоторный) – от рождения до 2 лет;
2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период
конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период
формально-логического, абстрактного
мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и
каким образом дети и взрослые обучаются
вести себя так, а не иначе. Эту теорию
называют также бихевиористской (от
англ. behavior – поведение). Основоположником
бихевиоризма является Джон Уотсон(1878-1958). Большой вклад в практическое
осуществление теории внесБ.Скиннер(1904-1992). Бихевиористы подчеркивают
влияние среды на поведение и развитие
детей и выделяют 3 типа социального
обучения: классическое и оперантное
обусловливание и подражание.

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных
в естественных условиях и акцентирует
внимание на определении общего и
специфического в их поведении. Научное
направление, занимающееся этими
проблемами, носит название этология.Конрад Лоуренц(1903-1988), известный
этолог, ввел в психологию понятиеимпринтинга(запечатлевания). По
мнению этологов, человек рождается с
определенными фиксированными образцами
действий, генетически детерминированными
формами поведения – инстинктами.

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального
индивида, целостную личность, стремящуюся
к самореализации. Наибольший вклад в
развитие гуманистической теории внес
Абрахам Маслоу(1908 – 1970). Согласно
его теории, каждый человек обладает
мотивационным набором, который помогает
ему удовлетворять потребности пяти
уровней:

  1. выживание, или биологические потребности;

  2. безопасность и уверенность в будущем;

  3. любовь и принадлежность к конкретной
    социальной группе (социальный статус);

  4. самооценка;

  5. самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать
творческим и независимым существом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник