Биологическое развитие ребенка определяют по

Для определения биологического возраста можно использовать различные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зре­лость разных систем организма.

В практической деятельности пе­диатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфоло­гические критерии (длина тела, погодовые прибавки длины тела). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине тела, массе тела и числу постоянных зубов.

Начиная с 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек при определении биологического возраста необходимо учитывать сте­пень полового созревания.

1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

Общее количество постоянных зубов подсчитывается на верх­ней и нижней челюстях, суммарно учитываются зубы всех стадий прорезывания — от четкого выступания режущего края зуба над десной до зуба, полностью сформировавшегося. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±σ) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту ребенка (табл. 78).

Таблица 78

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов (М±σ)

Возраст в годахМальчикиДевочки
15,5от 0 до 3от 0 до 5
6,0от 1 до 5от 1 до 6
6,5от 3 до 8от 3 до 9
7,0от 5 до 10от 6 до 11
7,5от 8 до 12от 8 до 13
8,0от 8 до 14от 11 до 14
8,5от И до 17от 12 до 17
9,0от 12 до 17от 12 до 18
9,5от 12 до 18от 13 до 19
10,0от 14 до 21от 15 до 22
10,5от 15 до 22от 16 до 24
11,0от 16 до 24от 18 до 25
11,5от 18 до 26от 21 до 27
12,0от 21 до 27от 22 до 28
12,5от 25 до 29от 26 до 29

*) Дети с замедленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов направляются на консультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее количество зубов (менее М-1σ) говорит о замедлен­ном развитии, большее (более М+1σ) — об ускоренном.

Дети с за­медленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов должны направляться на консультацию к детскому эндокринологу.

2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам

При осмотре устанавливается выраженность волосяного покро­ва на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах), а у девочек, кроме того, ~ развитие грудных желез (Ма). Наибольшее внима­ние следует обращать на развитие показателей Ма и Р; Ах — наи­более вариабельный и потому менее надежный показатель. Возрас­тные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице 71.

С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созрева­ния добавляются данные о наличии (Ме+ или Me-) регул, у маль­чиков по показаниям может проводиться оценка полового развития.

По возрастным нормативам устанавливают следующие вариан­ты возрастного развития биологической зрелости:

1. Развитие соответствует календарному возрасту (выражен­ность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу).

2. Развитие ускоренное (опережение по выраженности вторич­ных половых признаков составляет 1 год и более).

3. Развитие замедленное (отставание по выраженности вто­ричных половых признаков составляет 1 год и более).

Дети с замедленным и ускоренным развитием направляются на консультацию к эндокринологу.

Примеры комплексной оценки физического развития с исполь­зованием одномерных центильных шкал.

Примеры.

Мальчик 13 лет

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела163 см6
Масса тела61,5 кг8
Окружность грудной клетки84 см8
Жировая складка живота2,5 см8
ЖЕЛ3 000 мл6
Мышечная сила правой руки42 кг8
Мышечная сила левой руки32 кг6
Частота сердечных сокращений90 уд./мин.6
Максимальное АД125 мм рт.ст.8
Минимальное АД75 мм рт.ст.8
Число постоянных зубов30опережает
Половая формулаРз Ах2опережает

Заключение: Биологический возраст мальчика опережает паспорт­ный. Физическое развитие повышенное, дисгармоничное за счет избыточ­ного жироотложения. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты отлично. Пульс в пределах возрастной нормы. Отмечается повышение максимального и минимального АД. Мальчик нуждается в постоянном медицинском на­блюдении, консультации специалистов, стационарном обследовании и ле­чении.

Мальчик 13 лет

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела155 см5
Масса тела43,1 кг4
Окружность грудной клетки70 см4
Жировая складка живота0,9 см5
ЖЕЛ2 200 мл4
Мышечная сила правой руки30 кг5
Мышечная сила левой руки28 кг5
Частота сердечных сокращений84 уд./мин.4
Максимальное АД104 мм рт.ст.5
Минимальное АД56 мм рт.ст.4
Число постоянных зубов28соответствует
Половая формулаP1 Ax0соответствует

Заключение: Биологический возраст мальчика соответствует паспорт­ному, физическое развитие среднее, гармоничное. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты хорошо, гемодинамические показатели в пределах возрастных норм.

Читайте также:  Центр развития ребенка в курчатовском районе

Девочка 13 лет.

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела148 см2
Масса тела37,3 кг3
Окружность грудной клетки66 см2
Жировая складка живота0,8 см3
ЖЕЛ1 950 мл3
Мышечная сила правой руки20 кг2
Мышечная сила левой руки17 кг2
Частота сердечных сокращений81 уд./мин.4
Максимальное АД95 мм рт.ст.3
Минимальное АД55 мм рт.ст.3
Число постоянных зубов24Отстает
Половая формулаМа1 Р1 Ax0 Me-Отстает

Заключение: Биологический возраст девочки отстает от паспортного, физическое развитие низкое, гармоничное. ЖЕЛ И мышечная сила рук развиты удовлетворительно. Гемодинамические показатели в пределах возрастной нормы. Нуждается в консультации эндокринолога.

Скрининг-тест для оценки физического развития

При массовых медицинских обследованиях детей школьного и дошкольного возраста получают все большее применение массовые Диагностические тесты «просева» — скрининг-тесты. Они позволяют выделить в детских коллективах из условно здорового контингента детей группы детей и подростков, у которых наиболее вероятны отклонения со стороны той или иной системы-

Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков предложен скрининг-тест с использованием центильных номограмм, разработанных на основе центильного метода. Скри­нинг-тест может применяться в практической деятельности педиат­ра при массовых медицинских осмотрах детей, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям — длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка (рис. 28 и 29). Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития — его гармоничность и выявить детей с отклонениями в физическом развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

При оценке физического развития, его гармоничности на осях координат находим величины длины н массы тела. Из данных то­чек восстанавливаем перпендикуляры. Пересечение их в одном из центильных интервалов позволяет дать оценку гармоничности, т.е. соразмерности развития массы тела и его длины. 4-5-й интервалы характеризуют гармоничное физическое развитие, 2-3-й и 6-7-й — дисгармоничное, 1-й и 8-й — резко дисгармоничное за счет дефици­та или избытка массы тела.

Для оценки длины тела справа от номограммы нанесены в графическом изображении одномерные центильные шкалы длины тела. Оценив по центильным шкалам длину тела (для этого необ­ходимо спроектировать её на колонку «возраст в годах»), а по цен­тильным номограммам — гармоничность развития, врач определяет группу физического развития.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно вы­делить 3 группы детей (рис. 30):

дети, имеющие нормальное физическое развитие;

дети, отнесенные к группе риска по физическому развитию;

дети, имеющие отклонения в физическом развитии.

Дети, отнесенные к группе риска, нуждаются в индивидуаль­ном анализе причин выявленных отклонений и динамическом на­блюдении педиатра. Дети, имеющие отклонения в физическом раз­витии, подлежат диспансерному наблюдению, дополнительному об­следованию и направляются на консультацию к специалистам.

Биологическое развитие ребенка определяют по

Рис. 28. Центильная номограмма для оценки гармоничности физиче­ского развития мальчиков 5-15 лет.

Рис. 29. Центильная номограмма для оценки гармоничности физи­ческого развития девочек 5-15 лет.

Рис. 30. Оценка физического развития но Скрининг-Тесту.

ОЦЕНКА МАССЫ ТЕЛА:

очень

низкая

низкаяпонижен­наясредняяповы­шеннаявысокаяочень

высо­

(3 %)(7 %)(15%)(15%)(7 %)кая

(3%)

ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ:
резко

дис­гармо­ничное

дисгармоничноегармоничноедисгармоничноерезко

дис­гармо­ничное

  1. Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста
  2. Исследование и оценка физического развития детей и подростков
  3. Нагаева Т. А.. Физическое развитие детей и подростков, 2011
  4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  6. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  7. ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  8. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПОПУЛЯЦИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  9. ГЛАВА 2. СЕМИОТИКА ОТКЛОНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  10. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на популяционном уровне
  11. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  12. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
  13. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на индивидуальном уровне

Источник

В
младшем школьном

возрасте

(7—11

лет) происходятзамена
молоч­ных
зубов на постоянные, наблюдается четкийподовойдиморфизмфизического
развития. Имеются различиямеждумальчикамиидевочками
как по типу роста и созревания, так ипо
формированию
полоспецифического телосложения. Быстро
развиваются сложней­шие координационные
движения мелких мышц, благодаря чему
возможно письмо. К 9—10 годам почти
заканчивается увеличение массы мозга,
достигающей к этому времени в среднем
1300 г. В этот период кора головного мозга
начинает все больше доминировать над
подкорковой областью с ее вегетативными
центрами. Улучшается память, повышается
интеллект. Обучение в школе дисциплинирует
детей, стимулирует их самостоятельность
и волевые качества; расши­ряется круг
интересов. Дети начинают жить интересами
коллектива. Снижается время, проводимое
на воздухе; часто нарушается режим
питания, возрастают нагрузки на нервную
систему и психику.

Читайте также:  Дошкольные центры развития ребенка в северодвинске

Старший
шкапный возраст

(с 12 до 17—18 лет) иногда называют
отро­чеством
.
Он характеризуется резким изменением
функции эндокрин­ных желез. Это период
бурного полового созревания у девочек
и его начала у юношей. Происходит
препубертатный ростовой скачок со
свойственной ему некоторой дисгармоничностью,
возникновением и развитием черт,
характерных для пола. Это самый трудный
период психологического развития,
формирования воли, сознательности,
нравственности. Нередко это достаточно
драматический пересмотр всей системы
жизненных ценностей, отношения к себе,
к родителям, сверстникам и обществу в
целом. Здесь и крайние суждения, и
край­ние поступки, стремление к
самоутверждению и конфликтам.

5.Принципы группировки детей по состоянию здоровья и показатели, приме­няемые для характеристики состояния детских и подростковых контингентов.

В
зависимости от состояния здоровья,
могут быть отнесены к сле­дующим
группам:

  • к
    I группе

    здоровья
    относятся здоровые дети, имеющие
    нормаль­ное физическое и психическое
    развитие, не имеющие анатоми­ческих
    дефектов, функциональных и
    морфофункииональных отклонений;

  • ко
    II группе здоровья

    относятся дети, у которых отсутствуют
    хро­нические заболевания, но имеются
    некоторые функциональные и
    морфофункциональные нарушения,
    реконвалесценты, осо­бенно перенесшие
    тяжелые и средней тяжести инфекционные
    заболевания; дети с общей задержкой
    физического развития без эндокринной
    патологии (низкий рост, отставание по
    уровню биологического развития), дети
    с дефицитом массы тела или избыточной
    массой тела, дети, часто и/или длительно
    болеющие острыми респираторными
    заболеваниями; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм или
    операций при сохран­ности соответствующих
    функций;

  • к
    III группе здоровья

    относятся дети, страдающие хроническими
    заболеваниями в стадии клинической
    ремиссии, с редкими обост­рениями, с
    сохраненными или компенсированными
    функциональ­ными возможностями, при
    отсутствии осложнений основного
    забо­левания; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    операций при условии компенсации
    соответствующих функций; степень
    компенсации не должна ограничивать
    возможность обуче­ния или труда
    ребенка, в том числе подросткового
    возраста;

  • к
    IV группе здоровья

    относятся дети, страдающие хроническими
    заболеваниями в активной стадии и
    стадии нестойкой клинической
    ремиссии
    с частыми обострениями, с сохраненными
    или компенсированными функциональными
    возможностями или неполной компенсацией
    функциональных возможностей; с
    хро­ническими
    заболеваниями
    в стадии
    ремиссии,
    но с ограничен­ными функциональными
    возможностями; дети с высокой веро­ятностью
    осложнений основного заболевания;
    дети, у которых основное заболевание
    требует поддерживающей терапии; дети
    с физическими недостатками, последствиями
    травм и операций с непашой
    компенсацией соответствующих функций,
    что в опре­деленной мере ограничивает
    возможность обучения или труда ребенка;

  • к
    V группе

    здоровья относятся дети, страдающие
    тяжелыми хро­ническими
    заболеваниями,
    с редкими клиническими ремисси­ями,
    с частыми обострениями, непрерывно
    рецидивирующим течением, с выраженной
    декомпенсацией функциональных
    воз­можностей организма, наличием
    осложнений основного заболе­вания.
    требующими постоянной терапии;
    дети-инвалиды; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    опера­ций с выраженным нарушением
    компенсации соответствующих функиий
    и значительным ограничением возможности
    обучения или труда.

Распределение
детей по группам здоровья широко
используется в педиатрии, но оно более
приемлемо для одномоментной оценки
состояния здоровья детей в коллективе.
Распределение детей по груп­пам
здоровья очень важно для:

  • характеристики
    здоровья детской популяции, получения
    статис­тических показателей здоровья
    и численности групп;

  • сравнительных
    сопоставлений в пространстве и времени,
    на раз­ных территориях;

  • оценки
    эффективности лечебно-профилактической
    работы детс­ких медицинских учреждений
    и отдельных врачей;

  • выявления
    и сравнения эффекта факторов риска,
    влияющих на коллективное здоровье
    детей;

  • определения
    потребности в специализированных
    службах и кад­рах.

Соседние файлы в папке экзамены 6 курс зима_1

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Алена Баева
Памятка для родителей «Биологический возраст ребенка: как его определить»

Биологический возраст ребенка: как его определить

Родители, воспитатели должны знать, что каждый ребенок в своем развитии проходит одни и те же этапы, но темпы роста и развития зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом и др.

Некоторые дети растут и развиваются быстрее сверстников, даже находящихся в равных условиях. Поэтому часто недостаточно знать, сколько времени прошло от рождения ребенка, т. е. его паспортный возраст.

Помните: для определения темпов роста и развития вашего малыша необходимо оценивать биологический возраст — реально достигнутый к этому времени уровень созревания детского организма.

Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т. д.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка с пособиями

В практических целях специалистами выработаны простые способы, определяющие биологический возраст ребенка.

Для этого используются показатели, характеризующие пропорции его тела, темпы роста, так называемый костный возраст и зубной возраст.

Следите за показателями изменения пропорций тела ребенка в периоды так называемых ростовых скачков, так как по ним определяется степень биологического созревания его организма.

Так, в дошкольном возрасте (в 5-6 лет) дети переживают полуростовой скачок, который является существенным показателем зрелости организма.

Для того чтобы узнать, прошел ли ребенок этот важный этап, пользуйтесь так называемым филиппинским тестом: попросите ребенка достать правой рукой левое ухо, проводя руку над головой.

Этот тест покажет уровень нервной системы, созревания способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Не случайно этот тест рассматривается как один из критериев «школьной зрелости», т. е. готовности ребенка к школьному обучению.

Физиологами и гигиенистами твердо установлено: если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно ска-зывается на его здоровье, особенно на психическом, и редко приносит успехи в обучении. Если ребенка заставлять заниматься тем, к чему организм еще не готов, можно нанести малышу непоправимый ущерб.

Следите за показателями костного (скелетного) возраста ребенка, так как его исследование дает более точное определение степени биологического созревания организма.

Окостенение проходит через ряд последовательных стадий. Эти этапы специалист видит на рентгенограмме кисти и запястья руки (обычно левой). Сравнение полученной рентгенограммы со стандартами и оценка степени развития кисти поз-воляют определить костный возраст ребенка.

Проследите за появлением у ребенка молочных, а затем постоянных зубов, которые появляются у человека в определенном порядке и в строго определенные сроки.

Подсчитав количество прорезавшихся (или сменившихся) зубов и сопоставив это число со стандартом, вы оцените так называемый зубной возраст вашего ребенка.

Помните: биологический возраст ребенка не всегда совпадает с его паспортным возрастом.

Источник

Предыдущее
рассмотрение процессов роста давало
представление о некоторой типичной
усредненной его модели. Индивидуальное
протекание процессов роста и развития
во многом определяется сравнительным
уровнем биологической
зрелости ребенка
,
достигаемой им на разных этапах детства
и подросткового периода. В любой группе
детей-сверстников, имеющих одинаковый
возраст, например, обучающихся в одном
классе средней школы, всегда можно
обнаружить наглядное проявление
индивидуальных
различий уровня достигнутой зрелости
.
Обычно в ней наиболее многочисленным
окажется вариант развития, когда
отдельные индивиды выглядят в соответствии
со своим возрастом (рис.83). Вместе с тем,
в такой группе обязательно встретятся
дети, которые выглядят старше или моложе
этого среднего варианта. В связи с этим
обстоятельством необходимо понятие
биологического возраста как уровня
индивидуальной зрелости детского
организма.

Поэтому, принято
рассматривать две характеристики
возраста ребенка. Первая из них – его
хронологический
или паспортный
возраст (TP),
соответствующий просто реальной
продолжительность жизни после рожде-

ния. Биологический
возраст
(TB)
определяет степень зрелости организма
— его близость к дефинитивному уровню
развития. Он оценивается по сравнению
со средним уровнем зрелости в стандартной
группе детей данного паспортного
возраста.

Такая оценка
в общем случае осуществляется следующим
образом. Сначала выбирается так называемый
критерий
биологического возраста
.
В качестве такого критерия могут
использоваться различные признаки,
которые рассмотрены ниже. Для него
разрабатываются стандарты развития,
которые включают характеристики этого
критерия, наблюдаемые для среднего
варианта развития в каждой паспортной
возрастной группе.

Для разных детей
могут наблюдаться разные соотношения
между паспортным и биологическим
возрастом: В случае их приблизительного
равенства (TP
TВ)
говорят о некотором среднем
наиболее распространенном варианте
развития (N).
В случае запаздывании биологического
возраста по сравнению с – паспортным
(TP> TВ)
констатируют так называемый ретардированный
(запаздывающий) вариант развития (R).
В ситуации, когда паспортный возраст
отстает от биологического статуса
зрелости (TP< TВ),
делают заключение об акцелерированном
(опережающем)
варианте развития (A).

Определенная
вариация биологического возраста по
сравнению с паспортной его характеристикой
всегда наблюдается в любой группе
детей-сверстников и оказывается вполне
закономерным и нормальным явлением
биологической изменчивости. При этом
небольшая (на 1 — 1,5 года) ретардированность
или акцелерированность развития
отдельных детей никак не свидетельствует
о неблагополучии состояния их здоровья.
Однако случаи сильной ретардированности
или акцелерированности развития, когда
TPи TВ
различаются на 4 — 5 лет, встречаются
очень редко, часто носят патологический
характер и требуют медицинской коррекции.
Для того, чтобы надежно отличать небольшие
и нормальные различия двух возрастных
характеристик от аналогичных вариантов,
возможно имеющих болезненный характер,
необходимы специальные критерии
биологического уровня зрелости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник