Биологический возраст ребенка и возраст социального развития

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2013;
проверки требуют 11 правок.
Биологический возраст, или Возраст развития, — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.
Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.
Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.
Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.
Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.
Критерии определения биологического возраста[править | править код]
- зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
- скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
- зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);
- наследственность;
- конституция человека;
- зрелость интеллекта (уровень развития как личности).
Существует большое количество предложенных разными исследователями тестов – в зависимости от целей исследования. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. Большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.
Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц: кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная ёмкость легких, артериальное парциальное давление кислорода); органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания); двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий); состояние зубов (количество здоровых зубов). Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.
При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.
Управление биологическим возрастом человека[править | править код]
Все составляющие здорового образа жизни влияют на биологический возраст. Уменьшение его, стабилизация или замедление это замедление старения. Важно знать вклад отдельных факторов в этот процесс. Наиболее решающим, по-видимому, является психологический фактор — желание тратить на это силы, время и средства. Не просто заставлять себя регулярно и скрупулёзно выполнять все необходимые тесты.
Биологический возраст мужчин и женщин[править | править код]
По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6–8 лет. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни.
Согласно некоторым источникам, существует ряд психологически-социальных причин, по-разному влияющих на продолжительность жизни разных полов. Для женщин социальными факторами долголетия являются удовлетворенность сексуальной жизнью, наличие семьи и детей. Для мужчин – удовлетворенность карьерой, самосовершенствованием[источник не указан 927 дней].
Литература[править | править код]
- Возраст (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1392 дня]): статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
- Gerontology: A Behavioral Science Approach by Richard C. C. Crandall (1991)
См. также[править | править код]
- Геронтология
- Старение человека
Источник
Алена Баева
Памятка для родителей «Биологический возраст ребенка: как его определить»
Биологический возраст ребенка: как его определить
Родители, воспитатели должны знать, что каждый ребенок в своем развитии проходит одни и те же этапы, но темпы роста и развития зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом и др.
Некоторые дети растут и развиваются быстрее сверстников, даже находящихся в равных условиях. Поэтому часто недостаточно знать, сколько времени прошло от рождения ребенка, т. е. его паспортный возраст.
Помните: для определения темпов роста и развития вашего малыша необходимо оценивать биологический возраст — реально достигнутый к этому времени уровень созревания детского организма.
Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т. д.
В практических целях специалистами выработаны простые способы, определяющие биологический возраст ребенка.
Для этого используются показатели, характеризующие пропорции его тела, темпы роста, так называемый костный возраст и зубной возраст.
Следите за показателями изменения пропорций тела ребенка в периоды так называемых ростовых скачков, так как по ним определяется степень биологического созревания его организма.
Так, в дошкольном возрасте (в 5-6 лет) дети переживают полуростовой скачок, который является существенным показателем зрелости организма.
Для того чтобы узнать, прошел ли ребенок этот важный этап,пользуйтесь так называемым филиппинским тестом: попросите ребенка достать правой рукой левое ухо, проводя руку над головой.
Этот тест покажет уровень нервной системы, созревания способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Не случайно этот тест рассматривается как один из критериев «школьной зрелости», т. е. готовности ребенка к школьному обучению.
Физиологами и гигиенистами твердо установлено: если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно ска-зывается на его здоровье, особенно на психическом, и редко приносит успехи в обучении. Если ребенка заставлять заниматься тем, к чему организм еще не готов, можно нанести малышу непоправимый ущерб.
Следите за показателями костного (скелетного) возраста ребенка, так как его исследование дает более точное определение степени биологического созревания организма.
Окостенение проходит через ряд последовательных стадий. Эти этапы специалист видит на рентгенограмме кисти и запястья руки (обычно левой). Сравнение полученной рентгенограммы со стандартами и оценка степени развития кисти поз-воляют определить костный возраст ребенка.
Проследите за появлением у ребенка молочных, а затем постоянных зубов, которые появляются у человека в определенном порядке и в строго определенные сроки.
Подсчитав количество прорезавшихся (или сменившихся) зубов и сопоставив это число со стандартом, вы оцените так называемый зубной возраст вашего ребенка.
Помните: биологический возраст ребенка не всегда совпадает с его паспортным возрастом.
Источник
Биологический возраст ребенка — это индивидуальный темп развития отдельно взятого ребенка, который может не соответствовать ее календарному возрасту. Биологический возраст определяется по морфометрическими, физиологическими, метаболическими и иммунологическими признаками, которые максимально приближены к средним возрастных величин и имеют место у 50% здоровых детей определенной возрастной группы. Биологический возраст ребенка базируется на доминировании среднего биологического возраста отдельных тканей, органов и систем организма с незначительными отклонениями, которые определяют гармоничность или дисгармоничность физического и нервно-психического развития ребенка. В результате выделяют такие понятия, как ретардация (брадигенез) и акселерация (тахигенез), что означает дисгармоничность с отставанием или опережением развития определенных систем. Для определения биологического возраста ребенка используют простейшие маркеры, имеют самую высокую степень корреляции с биологическим созреванием — это развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста, сроки прорезывания молочных зубов и замена их на постоянные, длина тела и признаки полового созревания. В специальных исследованиях биологический возраст определяется рентгенологическим методом по количеству островков и ядер окостенения. Несоответствие между биологическим и календарным возрастом ребенка может указывать на наличие патологии или неблагоприятных условий для благополучного развития и функционирования систем организма.
Ребенок развивается не только как представитель биологического вида, но и как личность, которая, кроме процессов развития и биологического созревания, проходит сложный путь социализации. Это все формы общения, взаимодействия с другими людьми, налаживание отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи, совместной решения актуальных задач жизни. Социализация — не всегда параллельный с физическим развитием и биологическим созреванием процесс. Для социализации нужен как положительный, так и отрицательный личный опыт общения и взаимодействия, сострадания, любви и, обязательно, опыт разнообразной деятельности. Прежде всего, это навыки самообслуживания, затем труд, творчество, умение защитить себя и ближних. Социализация включает в себя принятие и овладение всей культурной и научной наследием родителей, родины, всего человечества.
Важнейшим стимулятором социализации ребенка считается семья. На втором месте — игры, сказки, литература, кино. Следующими факторами активной социализации есть школы, увлечения, творчество. Среда социализации не всегда бывает оптимальным, так и социализация ребенка и его будущая судьба в сообществе также не всегда достигает оптимального развития. Уровень социализации человека определяется способностью ее принимать ответственные решения, достигать независимого положения в обществе, обеспечивать свою семью, воспитывать своих детей, вносить вклад в создание материальных благ и защита природной среды.
Тесты
1. В течение какого срока продолжается антенатальный этап развития ребенка?
A. 250-260 дней.
Б. 270-280 дней.
B. 290-300 дней.
Г. 7 мес.
Д. 8 мес.
2. Какой период органогенеза является критическим?
A. 2-6-й нед.
Б. С 7-й нед.
B. Первый триместр.
Г. 8-12-й нед.
Д. Первые 8 недель.
3. Какой срок отвечает интранатальном периода?
A. Период схваток.
Б. Начало схваток — 7 дней после рождения.
B. 28-й неделе беременности — 7 дней после рождения.
Г. Первый вдох — 28 дней после рождения.
Д. Начало схваток — первый вдох новорожденного.
4. Как изменяется масса тела плода по внутриутробный период?
A. Растет в 3 раза.
Б. Растет в 5 раз.
B. Растет в 6-10 раз.
Г. Удваивается.
Д. Растет в 20 раз.
5. Как изменяется длина тела плода по внутриутробный период?
A. Увеличивается в 5 раз.
Б. Увеличивается в 200 раз.
B. Увеличивается в 500 раз.
Г. Увеличивается в 1000 раз.
Д. Увеличивается в 5000 раз.
6. Когда начинается период новорожденности у недоношенного ребенка?
A. 310-го дня после рождения.
Б. С 20-30-го дня после рождения.
B. С 30-го дня после рождения.
Г. С 40-60-го дня после рождения.
Д. С 60-80-го дня после рождения.
7. Какие врожденные пороки развития чаще всего встречаются у детей?
A. Пилоростеноз.
Б. Гидроцефалия.
B. Пороки развития языка.
Г. Недостатки костей лица.
Д. Пороки сердца.
8. Какой возраст ребенка считается подросткового периодом?
A. 7-12 лет.
Б. 11-14 лет.
B. 9-12 лет.
Г. 16-18 лет.
Д. 18-21 год.
9. В каком возрасте происходит второе вытягивание ребенка?
A. 5-8 лет.
Б. 8-10 лет.
B. 10-12 лет у девочек, 13-15 лет у мальчиков.
Г. 12-14 лет.
Д. 13-17 лет.
10. В период развития ребенка может встречаться «капельное» сердце?
A. В период новорожденности.
Б. В Преддошкольный период.
B. В грудной период.
Г. В старший школьный период.
Д. В антенатальный период.
Ответы: 1 — Б; 2 Б; С В; 4 В; 5 — Д; 6 — Г; 7 — Д; 8 -А; 9 -В; 10 — Г.
Источник